Налоговая система и ее реформирование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой составляют налоги.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность налогов..............................................................................................4
1.1. Налоги: сущность и основные виды...........................................................4
1.2. Налоговая база и налоговые льготы...........................................................6
1.3. Налоговая ставка и ее виды.........................................................................8
2. Налоговая система и их характеристики.......................................................10
2.1. Характеристика налоговой системы.......................................................10
2.2. Механизм и принципы налогообложения...............................................16
2.3. Функции налогов........................................................................................20
3. Налоговая реформа в России...........................................................................24
3.1. Налоговая система РФ. Основные виды налогов...................................24
3.2. Первый этап налоговой реформы России (1990-1997 гг.)......................28
3.3. Второй этап налоговой реформы России (1998-2004 гг.)......................31
3.4. Основные недостатки существующей налоговой системы и направления реформирования..................................................................35
Заключение.............................................................................................................40
Список литература.................................................................................................41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.87 Кб (Скачать файл)

 

Сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства. 
В общем виде российская бюджетная система имеет следующие недостатки:

1. Не урегулированы бюджетные  взаимоотношения РФ и ее субъектов,  решения о распределении и  перераспределении между ними  доходов и расходов принимаются  произвольным образом. Необеспеченность  региональных и местных бюджетов собственными стабильными и значительными источниками финансирования при существенном усилении реальных властных полномочий субфедеральных субъектов. Сложившийся масштаб и алгоритмы перераспределения доходов между бюджетами разного уровня затрудняют развитие федерализма и местного самоуправления. Это, в частности, порождает стремление региональных и местных властей устанавливать дополнительные, нестандартные налоги.

2. В бюджете неадекватно отражаются  стоимостные параметры внешне-экономической деятельности, что ведет к искажению величин и структуры бюджетных доходов, расходов и дефицита, поэтому анализ поступления доходов и финансирования расходов бюджетов всех уровней крайне затруднен.

Особую тревогу вызывает полная безответственность должностных лиц  за соблюдение бюджетно-налогового законодательства.

Непригодна для достижения целей  и задач финансовой стабилизации сложившаяся в России налоговая  система (включающая налоги, сборы, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды и др. непременные платежи  предприятий и граждан).

1. Чрезмерная тяжесть налогового  бремени. Установление высоких  полных ставок налогообложения  добавленной стоимости еще вовсе  не означает, что государство  получает большие доходы. Разными  путями налогоплательщики уклоняются  от уплаты налогов или, не  имея средств для уплаты, получают  отсрочки. Поэтому необходимо значительное  ослабление налогового бремени  на производственные предприятия  при одновременном распространении  на физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица, налогов, взимаемых с предприятий  - юридических лиц. Государство  почти не взимает налогов с  индивидуалов, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (этим в значительной мере объясняется бурное развитие неорганизованной торговли и “челночного” импорта при многократном сокращении производства продукции отечественной легкой промышленности и бытовой техники (с соответствующим сокращением налоговой базы и налоговых поступлений)).

Также крупный изъян сложившейся  налоговой системы - обложение преимущественно  доходов от трудовой и предпринимательской  деятельности, а не ренты, имущества  и видов деятельности с неблагоприятными социальными и экологическими эффектами (такими, как рост алкоголизма, загрязнение  окружающей среды и т.д.). Механизмы  изъятия ренты в соглашениях  о разделе продукции гораздо  более приемлемы с точки зрения задач преодоления экономического кризиса. Целесообразно было бы также  изменить базу для исчисления ресурсных  платежей, устанавливая их в процентах  не от валовой выручки, а от прибыли. При этом необходимо упразднить акцизы на отдельные виды минерального сырья.

2. Нестабильность, сложность, запутанность  и неоднозначность нормативной  базы и процедур налогообложения,  приводящие к большим затратам  на содержание налоговой системы.

3. Однобоко фискальная направленность  налогообложения, недостаточное  его использование в целях  стимулирования инвестиционной, инновационной  и предпринимательской деятельности.

4. Значительные возможности уклонения  от уплаты налогов, стимулирующие  развитие теневой экономики, коррупции  и организованной преступности, приводящие к недобору поступлений.  Назрела необходимость упорядочения  и отмены множества неоправданных  налоговых льгот. Нужно запретить  предоставление налоговых льгот  тем налогоплательщикам, которые  несвоевременно и не в полном  объеме исполняют свои налоговые  обязательства, имеют просроченную  кредиторскую или дебиторскую  задолженность и нарушают требования  банковского, валютного или таможенного  законодательства. Предоставление  налоговых льгот целесообразно  осуществлять в виде долгосрочного  (5 - 10 лет) инвестиционного налогового  кредита с тем, чтобы в случаях  нецелевого или незаконного использования льготы, банкротства предприятия или его финансовых махинаций государству возмещались хотя бы часть налоговых потерь. Пора переходить к предоставлению налоговых льгот в форме, обеспечивающей их возврат в случае нецелевого или неэффективного использования. Разумеется, ставка процента по инвестиционному налоговому кредиту должна быть невелика, и основная часть кредита должна индексироваться в зависимости от темпов инфляции. По мере накопления общей суммы инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных предприятиям, проценты по ним будут становиться все более существенной статьей государственных доходов. Безальтернативна также необходимость реализации принципа платности всех отсрочек и рассрочек по уплате налогов, причем нецелесообразно их предоставление под меньший процент, чем ставка рефинансирования ЦБ РФ.

5. Неприспособленность к функционированию  в инфляционной обстановке (чем  выше темп инфляции, тем больше  величина добавленной стоимости  и прибыли в цене, что усиливает  налоговый пресс).

6. Функционирование внебюджетных  фондов за рамками официальной  налоговой системы.

7. Налогоплательщик и налоговые  органы поставлены в неравное  положение. Необходимо защитить  налогоплательщиков от произвола  налоговых органов, региональных  и местных властей.  Сложившаяся в России налоговая система не соответствует принципу экономического либерализма, поскольку позволяет государству осуществлять тотальное вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность предприятий и создавать непосильную нагрузку на них. Тем самым провоцируется встречное давление на правительственные структуры со стороны предприятий с целью “выбивания” льгот, их стремление уклониться от уплаты налогов и их неплатежеспособность.

Проблема состоит в уменьшении налогообложения доходов, получаемых в результате инвестирования и инновационной  активности при одновременном наращивании доходов государства за счет улучшения сбора налогов и перенесения акцента на налоги, стимулирующие ресурсосбережение, инвестиции и занятость, препятствующие загрязнению окружающей среды и вывозу капитала. Система налогообложения должна параллельно обеспечивать достижение целей финансовой стабилизации и повышения экономической активности.

Изменения в налоговой системе  должны поддерживать производителей, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует  ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения  от налоговых платежей.

Реализация мер по реформированию налоговой системы означала бы существенную корректировку правительственной  налоговой политики. Но это вовсе  не противоречило бы задачам в  области налоговой реформы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы вывести российскую экономику  из кризиса, надо не только “усмирить” инфляцию, но и стимулировать спрос  на инвестиционные и потребительские  товары. Дж.М. Кейнс утверждал, что в рыночной системе нет автоматического механизма, способного обеспечить эффективное развитие экономики. Поэтому нужны дополнительные стимулы, увеличение государственных расходов. Применение государственных инъекций полезно для стран, перестраивающих хозяйственную систему; чтобы вывести страну из депрессии, надо стимулировать спрос. Добиться стабилизации немыслимо без активного регулирующего воздействия государства, оперативно реагирующего на постоянные изменения обстановки. Преодолеть инфляцию и сократить до желаемого минимума бюджетный дефицит можно только на основе достаточно твердой и последовательной финансовой и денежно-кредитной политики. Однако достижение финансовой стабильности невозможно в условиях непрерывно падающего производства и без структурных преобразований. Поэтому решение проблемы лежит на пути компромисса, сочетания рыночных и административных методов, на основе согласия и поддержки населения, понимания им существа и необходимости преобразований, связанных с немалыми трудностями, неизбежными жертвами.

 

 

 

Список литература

1. Экономика  / Под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК,  2008

2. Эдвин  Дж.Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург: Литера плюс, 2010

3. М.В.Машина. Экономическая азбука. М.: Международные  отношения, 2008

4. Ю.Е.  Власьевич, С.А.Бартенев. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: БЕК, 2011

5. Б.  Райзберг. Рыночная экономика. М.: Деловая жизнь, 2008

6. Петров  Ю. Бюджетно-налоговая реформа:  от фискального прессинга к  необходимому минимуму. Российский  экономический журнал. № 11, 2010

7. Петров  Ю., Афонина С., Жукова М., Карапетян А., Сафаулина Ж. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс. Российский экономический журнал. № 5-6, 2011

8. Никитин  С., Глазова Е., Степанова М. Налоги  в странах рыночной экономики  и в России. Мировая экономика  и международные отношения. №  4, 2010

9. Э.  Хейнсоо. Еще раз о странах без налогов и с льготным налоговым режимом. Мировая экономика и международные отношения. № 2, 2009

10. В.Болотин. НДС: преодоление иррационального.  Российский экономический журнал. № 9, 2005

11. Указ Президента РФ № 685 от 8.05.96 (в ред. от 24.07.97)

12. Закон РФ № 1998-1 от 7.12.91 (в ред. 31.12.97)

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (глава вторая). Налоговые ставки - 29.07.2004 г. N 284

14. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»

15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2009. – 457с.

16. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.-  4-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 384с.

17. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 2010. – 496с.

18. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В.

19. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт»,

2005. – 520с.

20. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебное

пособие  для вузов/Под ред. Д.Г. Черника. –  М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 422с.

21. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. –429с.


Информация о работе Налоговая система и ее реформирование в РФ