Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа
Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40
Реферат
Курсовая работа 41 с., 1 рис., 17 источников.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, СТРАНЫ СНГ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, НАЛОГОВАЯ БАЗА, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Тема: Налоговые системы стран СНГ: проблема и перспективап развития
Объект: налоговые системы стран СНГ
Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…
2.2 Налоговая система Украины…………...………………………………....
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация
национальных налоговых
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………..….
Введение
Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других признаков. Обобщение опыта построения налоговых систем других государств позволит понять суть государственного регулирования налоговых отношений как инструмента налоговой политики. Это поможет разобраться: как налоговые системы влияют друг на друга, как можно в хозяйственной деятельности использовать особенности этих налоговых систем.
После распада
единого народнохозяйственного
комплекса СССР бывшие союзные республики
стали суверенными
СНГ в современных
условиях состоялось как межгосударственное
политико-экономическое
В настоящее время страны СНГ стоят перед необходимостью выработки согласованных действий, вплоть до унификации законодательств в сфере налогообложения, торговли и таможенного дела, координации действий в области экспорта и импорта, формирования на их базе общего рыночного пространства. За прошедшее время медленно идет процесс создания общего экономического пространства.
В этих условиях актуально исследование и сравнительное изучение налоговых систем государств — членов СНГ.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей и в сравнительном анализе налоговых систем отдельных стран содружества независимых государств (в частности, Беларуси, Украины и Казахстана), выявлении проблем и направлений гармонизации налоговых политик СНГ.
Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи:
- рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ;
- сравнительный
анализ налоговых систем
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.
При написании
курсовой работы использовались научные
труды отечественных и
Структура работы определена её целью и задачами и состоит из введения, трёх глав и заключения, с приложением списка использованных источников.
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ
Налоги в СССР в идеологическом смысле рассматривались как чуждый для социалистического государства элемент. Считалось, что между государственными предприятиями и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку «чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Изъятие прибыли происходило в различных формах («плата за фонды», «отчисления от прибыли» и др.), в дальнейшем заменённых индивидуальными нормами платежей для каждого предприятия. По тем же идеологическим причинам утверждалось, в частности, что налог с оборота в СССР имел только «внешнюю форму налога» и им не являлся.
Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и др.), разрушение идеологических установок и постепенное изменение экономического строя общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались).
Таким образом,
основой налогообложения
Для отдельных плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных специализированных и коммерческих банков - 55%; для совместных предприятий при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.
Налог на экспорт и импорт представлял собой форму изъятия государством дохода, образующегося в результате различий в уровнях внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.
Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением па предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.
Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.
После распада
единого народнохозяйственного
комплекса СССР союзные республики
стали суверенными
Государства-участники СНГ поставили перед собой задачу сформировать общее экономическое пространство на основе развития межгосударственной кооперации и сотрудничества. 24 сентября 1993 г. был подписан многосторонний Договор о создании Экономического союза.
Согласно этому Договору предусматривается поэтапное движение Союза в направлении дальнейшей интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства.
На первом этапе поставлена задача создать межгосударственную ассоциацию свободной торговли, которая предусматривает отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе необходимо образовать таможенный союз, а в его рамках установить общий таможенный тариф и проводить скоординированную внешнеторговую политику.
На третьем этапе предполагается создать общий рынок капиталов и рабочей силы. И наконец, на заключительном этапе страны создают валютный союз, что обеспечит тесное согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики. Таким образом, Экономический союз позволит:
а) свободно перемещать товары, услуги, капиталы и рабочую силу;
б) проводить
согласованную денежно-
в) осуществлять гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся сторон;
г) перейти на общую статистическую базу.
Одно из основных направлений сотрудничества - гармонизация налоговых систем. Предполагается начать с гармонизации (сближения и унификации) основных видов налогов и согласования основных законодательных положений о порядке взимания налогов и сборов.
В условиях либерализации цен и растущей доли частной собственности налоговые системы нуждались в реформировании в соответствии с требованиями рыночной экономики. Преобразования начались в первую очередь с налогов, являющихся основными источниками налоговых доходов бюджетов — налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов. Значительные изменения в налоговые системы стран внесены в период с середины 1990-х годов по 2001 г.
При реформировании налоговых систем страны СНГ в различной степени использовали консультации западных специалистов по налогам. В частности, Международный валютный фонд предложил рекомендации, согласно которым налоговая система страны должна обладать следующими характеристиками:
— преимущественное использование налогов с выручки, таких как налог на добавленную стоимость, желательно с единой ставкой и минимумом льгот; акцизов на нефтепродукты, алкогольную продукцию, табачные изделия и другие товары, потребление которых необходимо ограничить;
— налог на прибыль организаций, взимаемый по единой умеренно низкой ставке, соответствующей максимальной ставке налога на доходы физических лиц; минимальным возвратом налога из бюджета при отдельных видах стимулирования;
— простая в администрировании форма налога с доходов физических лиц с небольшим количеством налоговых вычетов, умеренной предельной ставкой и максимальным использованием практики удержания налога у источника выплаты дохода;
— налогообложение импорта на минимально возможном уровне и освобождение экспорта от налогообложения с целью стимулирования международной торговли;
— отсутствие мелких налогов, администрирование которых является неэффективным.
При проведении налоговых реформ страны СНГ на первоначальном этапе широко использовали опыт России, но в дальнейшем направления осуществления реформ значительно различались.
Отметим, что основные виды взимаемых в государствах — участниках СНГ налогов соответствуют наиболее распространенным в мировой практике налоговым платежам. В частности, это налог на прибыль (доход) юридических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог с определенными модификациями и другое. В то же время налоговая система каждой страны имеет свои особенности, обусловленные целым рядом обстоятельств. Общая проблема — высокая налоговая нагрузка на предприятия, одно из следствий — сложности при формировании доходной части государственных бюджетов во всех странах — участницах СНГ. Как показывает мировая практика, причинами реформирования налоговой системы любой страны являются состояние экономики и государственного бюджета.