Налоговые системы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

Налоговые системы стран СНГ.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

 

Реферат

Курсовая работа 41 с., 1 рис., 17 источников.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, СТРАНЫ СНГ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, НАЛОГОВАЯ  БАЗА, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема: Налоговые  системы стран СНГ: проблема и  перспективап развития

Объект: налоговые системы  стран СНГ

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.

Рассмотрены теоретические  аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования  и перспективы их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….......3

1 Становление  и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5

    1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5

   1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11

2 Сравнительный  анализ налоговых систем стран  СНГ………………....……17

   2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17

  2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22

   2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27

3 Гармонизация  национальных налоговых законодательств  стран СНГ….....33

Заключение…………………………………………………………………….…39

Список использованных источников………………………………………..….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоговые системы  разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, масштабам  и количеству предоставляемых льгот  и ряду других признаков. Обобщение опыта построения налоговых систем других государств позволит понять суть государственного регулирования налоговых отношений как инструмента налоговой политики. Это поможет разобраться: как налоговые системы влияют друг на друга, как можно в хозяйственной деятельности использовать особенности этих налоговых систем.

После распада  единого народнохозяйственного  комплекса СССР бывшие союзные республики стали суверенными государствами, которые образовали качественно  новое межгосударственное образование — Содружество Независимых Государств (СНГ).

СНГ в современных  условиях состоялось как межгосударственное политико-экономическое объединение. Экономическая взаимозависимость  государств-участников Содружества, растущее понимание того, что переориентация на третьи страны, где их продукция, за исключением ряда сырьевых товаров, пользуется недостаточным спросом, может привести к дальнейшему ухудшению и деградации структур их экономик, объективно являются факторами, способствующими сближению государств-участников СНГ.

В настоящее  время страны СНГ стоят перед  необходимостью выработки согласованных  действий, вплоть до унификации законодательств  в сфере налогообложения, торговли и таможенного дела, координации  действий в области экспорта и  импорта, формирования на их базе общего рыночного пространства. За прошедшее время медленно идет процесс создания общего экономического пространства.

В этих условиях актуально    исследование и  сравнительное изучение налоговых  систем государств — членов СНГ.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей и в сравнительном анализе налоговых систем отдельных стран содружества независимых государств (в частности, Беларуси, Украины и Казахстана), выявлении проблем и направлений гармонизации налоговых политик СНГ.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи:

- рассмотрение  пути становления и развития  налоговых систем стран СНГ;

- сравнительный  анализ налоговых систем Украины,  Белоруссии, Казахстана;

- выявление   основных  направлений  гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

При написании  курсовой работы использовались научные  труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам построения налоговых  систем и проведения налоговых политики странами СНГ, материалы периодических изданий по проблемам совершенствования налоговой политики и ее гармонизации.

Структура работы определена её целью и задачами и  состоит из введения, трёх глав и  заключения, с приложением списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

1 Становление  и проблемы налоговых систем стран СНГ

   1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ

 

Налоги в  СССР в идеологическом смысле рассматривались  как чуждый для социалистического  государства элемент. Считалось, что  между государственными предприятиями  и государством в рамках единой социалистической собственности не может быть налоговых отношений, поскольку «чистый доход, созданный в государственном секторе, полностью принадлежит государству». Изъятие прибыли происходило в различных формах («плата за фонды», «отчисления от прибыли» и др.), в дальнейшем заменённых индивидуальными нормами платежей для каждого предприятия. По тем же идеологическим причинам утверждалось, в частности, что налог с оборота в СССР имел только «внешнюю форму налога» и им не являлся.

Появление во второй половине 1980-х гг. в СССР предприятий  других форм собственности (акционерных, кооперативных, с участием иностранного капитала, «совместных» и др.), разрушение идеологических установок и постепенное  изменение экономического строя  общества создали условия для отказа от устаревшего догматического подхода к налогам «как форме дополнительной эксплуатации трудящихся», и уже с 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», который установил следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Следует отметить, что принятию закона предшествовала длительная дискуссия о целесообразности введения «ступенчатой» или «плоской» шкалы ставок налога на прибыль, в ходе которой был преодолен соблазн использовать американскую ступенчатую систему налогообложения прибыли корпораций (такая система была принята, к примеру, в Эстонии, но от нее быстро отказались).

Таким образом, основой налогообложения предприятий  уже с 1991 г. стал налог на прибыль. Максимальная ставка налога составляла 45%, из которых 22% направлялись в союзный  бюджет. Платежи, поступающие в республиканские и местные бюджеты, могли вноситься как в виде налога на прибыль, так и в форме платежей за трудовые и природные ресурсы. Общая сумма платежей (за исключением платежей за природные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции) не должна была превышать 23% облагаемой прибыли. Ставки платежей за трудовые и природные ресурсы с учетом данного ограничения устанавливали республиканские и местные органы государственной власти. В случае превышения предельного нормативного уровня рентабельности на прибыль, соответствующую этому превышению, устанавливались повышенные ставки обложения.

Для отдельных  плательщиков были установлены другие размеры ставок. Для государственных  специализированных и коммерческих банков - 55%; для совместных предприятий  при доле иностранного участника в уставном фонде более 30% ставка налога на прибыль составляла 30%. Прибыль иностранных юридических лиц от деятельности в СССР подлежала обложению также по ставке 30%. Стимулирование развития отдельных предприятий и отраслей и использования прибыли на цели расширения производства осуществлялось через обширную систему льгот по налогу на прибыль.

Налог на экспорт  и импорт представлял собой форму  изъятия государством дохода, образующегося  в результате различий в уровнях  внешнеторговых и внутренних цен. Налог мог исчисляться по ставкам в процентах к внешнеторговой стоимости товаров или в виде разницы между ценами.

Налог, регулирующий расходование средств, направляемых на потребление, был введен вместо налога на прирост фонда оплаты труда. Его цель состояла в урегулировании пропорций между накоплением и потреблением па предприятиях. Обложению подлежало превышение средств, направляемых на потребление, по сравнению с необлагаемым минимумом. Необлагаемый размер исчислялся путем умножения величины хозрасчетного дохода текущего периода на долю этих средств за соответствующий период в предыдущем году с учетом коэффициента, обеспечивающего опережающий рост хозрасчетного дохода.

Доходы, получаемые предприятиями, объединениями и  организациями от принадлежащих им акций, облигаций и других ценных бумаг и от долевого участия в совместных предприятиях, облагались по ставке 15%.

После распада  единого народнохозяйственного  комплекса СССР союзные республики стали суверенными государствами, которые образовали качественно новое межгосударственное образование — Содружество Независимых Государств — для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него входят все бывшие республики СССР, кроме Прибалтийских государств и вышедшей из его состава Туркмении; Грузия заявила о выходе из состава СНГ в 2008 г. после войны в Южной Осетии. СНГ имеет богатый потенциал по своим природным ресурсам: занимает 16,4 % мировой территории, на которой проживает 4,4 % населения планеты.

Государства-участники  СНГ поставили перед собой  задачу сформировать общее экономическое  пространство на основе развития межгосударственной кооперации и сотрудничества. 24 сентября 1993 г. был подписан многосторонний Договор  о создании Экономического союза.

Согласно этому  Договору предусматривается поэтапное  движение Союза в направлении  дальнейшей интеграции экономики и  создания единого таможенного и  валютного пространства.

На первом этапе  поставлена задача создать межгосударственную ассоциацию свободной торговли, которая предусматривает отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе необходимо образовать таможенный союз, а в его рамках установить общий таможенный тариф и проводить скоординированную внешнеторговую политику.

На третьем  этапе предполагается создать общий  рынок капиталов и рабочей  силы. И наконец, на заключительном этапе страны создают валютный союз, что обеспечит тесное согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики. Таким образом, Экономический союз позволит:

а) свободно перемещать товары, услуги, капиталы и рабочую  силу;

б) проводить  согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику;

в) осуществлять гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся сторон;

г) перейти на общую статистическую базу.

Одно из основных направлений сотрудничества - гармонизация налоговых систем. Предполагается начать с гармонизации (сближения и унификации) основных видов налогов и согласования основных законодательных положений о порядке взимания налогов и сборов.

В условиях либерализации  цен и растущей доли частной собственности  налоговые системы нуждались  в реформировании в соответствии с требованиями рыночной экономики. Преобразования начались в первую очередь с налогов, являющихся основными источниками налоговых доходов бюджетов — налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов. Значительные изменения в налоговые системы стран внесены в период с середины 1990-х годов по 2001 г.

При реформировании налоговых систем страны СНГ в  различной степени использовали консультации западных специалистов по налогам. В частности, Международный  валютный фонд предложил рекомендации, согласно которым налоговая система страны должна обладать следующими характеристиками:

— преимущественное использование налогов с выручки, таких как налог на добавленную стоимость, желательно с единой ставкой и минимумом льгот; акцизов на нефтепродукты, алкогольную продукцию, табачные изделия и другие товары, потребление которых необходимо ограничить;

— налог на прибыль организаций, взимаемый по единой умеренно низкой ставке, соответствующей максимальной ставке налога на доходы физических лиц; минимальным возвратом налога из бюджета при отдельных видах стимулирования;

— простая в администрировании форма налога с доходов физических лиц с небольшим количеством налоговых вычетов, умеренной предельной ставкой и максимальным использованием практики удержания налога у источника выплаты дохода;

— налогообложение импорта на минимально возможном уровне и освобождение экспорта от налогообложения с целью стимулирования международной торговли;

— отсутствие мелких налогов, администрирование которых является неэффективным.

При проведении налоговых реформ страны СНГ на первоначальном этапе широко использовали опыт России, но в дальнейшем направления осуществления реформ значительно различались.

Отметим, что  основные виды взимаемых в государствах — участниках СНГ налогов соответствуют  наиболее распространенным в мировой практике налоговым платежам. В частности, это налог на прибыль (доход) юридических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог с определенными модификациями и другое. В то же время налоговая система каждой страны имеет свои особенности, обусловленные целым рядом обстоятельств. Общая проблема — высокая налоговая нагрузка на предприятия, одно из следствий — сложности при формировании доходной части государственных бюджетов во всех странах — участницах СНГ. Как показывает мировая практика, причинами реформирования налоговой системы любой страны являются состояние экономики и государственного бюджета.

Информация о работе Налоговые системы стран СНГ