Налоговые системы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

Налоговые системы стран СНГ.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство  Украины предусматривает также  отчисления в государственные целевые  фонды. Эти фонды включаются в  Государственный бюджет Украины (кроме  Пенсионного фонда и Фонда  социального страхования). Плательщиками  сбора в Государственный инновационный фонд являются все субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. Данный сбор уплачивается по ставке в размере 1% от стоимости реализованной продукции (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора. При этом стоимостью реализованной продукции считается стоимость отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Сумма начисленного сбора относится на валовые расходы организации.

С целью поддержки  субъектов малого предпринимательства законодательством предусмотрена упрощенная система налогообложения, которая применяется в отношении:

- индивидуальных  предпринимателей без образования  юридического лица, в трудовых  отношениях с которыми находится  не более 10 чел. и объем выручки  которых в год не превышает 500 тыс. гривен;

- юридических  лиц, средняя численность работников  которых не превышает 50 чел.  и объем выручки «от реализации  товаров (работ, услуг) составляет  менее 1 млн. гривен.

Единый налог  при упрощенной системе налогообложения заменяет налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, плату за землю, налог на промысел, сбор за специальное использование природных ресурсов, сбор в Государственный инновационный фонд, сбор в Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, коммунальный налог и некоторые другие налоги и сборы.

Ставки единого  налога для юридических лиц установлены  в следующих размерах: 6% от выручки  от реализации товаров (работ, услуг) без  учета акцизного сбора; 10% от выручки  от реализации товаров (работ, услуг) без учета акцизного сбора, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость. Ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица устанавливаются местными органами власти в фиксированной сумме от 20 до 200 гривен в месяц. Предусмотрен специальный налоговый режим и для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объектом налогообложения фиксированным сельскохозяйственным налогом является площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности или в аренде у сельскохозяйственного товаропроизводителя. Установлены дифференци-рованные ставки налога в зависимости от качества земельных участков в процентах с 1 га к их денежной оценке.

 

2.3 Налоговая  система Казахстана

 

В Казахстане действуют  общегосударственные налоги, которые  являются регулирующими источниками  государственного бюджета, и местные  налоги, которые выступают в качестве доходных источников местных бюджетов.

Важнейшей составляющей налоговой системы страны является налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС позаимствован из опыта ведущих западноевропейских стран. Рассмотрим особенности взимания данного налога в сравнении с российским налогообложением. Объекты обложения и налоговая база определяются как в России. Плательщиками НДС являются все юридические лица, в том числе нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение; физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Большое значение для налогоплательщиков имеет порядок предоставления налоговых вычетов.

Налог на добавленную  стоимость по приобретенным материальным ценностям, выполненным работам  и оказанным услугам подлежит возмещению из бюджета на основе счетов-фактур, как и в России. Кроме того, в Казахстане налогоплательщики сдают реестры счетов-фактур в центральную базу. Эта мера предусмотрена в целях повышения эффективности контроля за уплатой налога в бюджет. Следует отметить особенности в определении налоговой базы. В частности, в налоговую базу по подакцизным товарам не включается сумма акциза; налоговой базой по импортируемым товарам является только таможенная стоимость товаров и транспортных средств, что соответствует принципу однократности налогообложения.

Предусмотрены только 2 вида ставок: 15 и 0%. Основная ставка - 15% от налоговой базы. По нулевой  ставке облагаются экспортируемые товары, международные перевозки пассажиров, товаров, животных, багажа и почты. Применение нулевой ставки является двойной льготой: с одной стороны, реализуемые товары освобождаются от налога, с другой — возмещаются из бюджета суммы налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, выполненным работам и оказанным услугам, использованным при производстве таких товаров.

Плательщиками корпоративного подоходного налога являются все юридические лица, кроме  Национального банка Республики Казахстан, в том числе юридические  лица - нерезиденты. Объект обложения - облагаемый доход, который исчисляется  как разница между совокупным годовым доходом и соответствующими вычетами. К вычетам подлежат все расходы, связанные с получением дохода, подтвержденные документально. При этом отдельные расходы, например представительские, командировочные, подлежат вычету в пределах установленных нормативов. Налогооблагаемый доход юридического лица облагается налогом по ставке 30%. Исключение составляют юридические лица, для которых земля является основным средством производства, которые уплачивают налог по ставке 10% от доходов, полученных от непосредственного ее использования. Проценты, дивиденды, выплачиваемые юридическим и физическим лицам, облагаются у источника выплаты по ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежат. Доходы нерезидентов из казахстанских источников, не связанные с постоянным учреждением, подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам:

- дивиденды  и проценты - 15%;

- страховые  платежи, выплачиваемые по договорам  страхования или перестрахования  рисков, телекоммуникационные и  транспортные услуги в международной связи или перевозках между Казахстаном и другими государствами - 5%;

- роялти, доходы  от оказания услуг, включая  услуги по управлению, консультационные  услуги, доходы по аренде и  другие доходы - 20%.

Плательщики индивидуального  подоходного налога - физические лица: резиденты и нерезиденты. Совокупный доход налогоплательщика-резидента состоит из доходов, полученных в Казахстане и за его пределами, а в совокупный доход нерезидентов включаются только доходы, полученные из казахстанских источников.

Различают 2 вида объектов обложения в зависимости  от способа уплаты налога:

1) доходы, облагаемые у источника выплаты, по которым налог исчисляется и уплачивается в бюджет налоговыми агентами;

2) доходы, не облагаемые у источника выплаты, по которым физические лица самостоятельно уплачивают налог на основании налоговых деклараций.

Не облагаются подоходным налогом следующие доходы физических лиц: государственные пенсии, стипендии и пособия, в том  числе выплаты по больничным листам; алименты на детей и иждивенцев; стоимость имущества, полученного в виде дарения или наследования от одного физического лица другим физическим лицом, а также в виде гуманитарной помощи; материальная помощь из бюджета. По подоходному налогу предусмотрен ряд льгот, которые в основном имеют социально-направленный характер. Совокупный облагаемый доход физических лиц облагается по дифференцированным ставкам от 5 до 30% по прогрессивной шкале в зависимости от размера дохода. Исключение составляют дивиденды, выигрыши, которые облагаются по ставке 15%.

Социальный  налог объединяет платежи во внебюджетные фонды. Методика его взимания сходна с порядком исчисления и уплаты единого  социального налога в России. С  целью уменьшения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда ставка социального  налога снижена до 20%.

Акцизами облагаются не только товары, произведенные на территории Республики Казахстан, и  импортируемые товары, но и игорный  бизнес. Перечень подакцизных товаров  является единым как для внутренних производителей, так и для импортируемых товаров, и по сравнению с Россией включает более широкий круг товаров. Конкретные ставки утверждаются Кабинетом министров РК. При этом различают специфические (твердые) и адвалорные (процентные) ставки.

Налоговая база:

1) по товарам  как из собственного, так и из давальческого сырья — стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар или готовую продукцию в натуральном выражении;

2) при передаче  товаропроизводителем подакцизного  товара в качестве натуральной оплаты, безвозмездно и при товарообменных операциях — стоимость товара собственного производства, не включающая акцизы, или объем продукции в натуральном выражении;

3) по импортируемым  подакцизным товарам — таможенная  стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством республики, или объем продукции в натуральном выражении;

4) по игорному  бизнесу — выручка от игорного  бизнеса;

5) по лотерее  — заявленная выручка от ее  проведения.

По данному  налогу предусмотрен ряд льгот. В  частности, не облагаются акцизами следующие импортируемые подакцизные товары: конфискованные, бесхозяйные ценности, перешедшие по праву наследования государству; товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи, в благотворительных целях; ввезенные для дипломатических служб и представительств. Экспортируемые подакцизные товары освобождаются от акцизов при условии подтверждения факта экспорта.

Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Если подакцизная продукция  производится из сырья, по которому был уплачен акциз на территории Казахстана, то начисленная сумма акциза по реализованной продукции уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, также на стоимость марок акцизного сбора по подакцизным товарам, подлежащим маркировке. Отчетный период - месяц. Сроки уплаты зависят от вида подакцизных товаров.

Налогообложение пользователей недр исходя из основных видов контрактов разделяется на две модели. Первая модель предусматривает  уплату недропользователями всех видов  налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом. Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату следующих видов налогов и других обязательных платежей: корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, бонусов, роялти, сбора за государственную регистрацию юридических лиц, сборов за право занятия отдельными видами деятельности и других обязательных платежей. Первая модель налогового режима устанавливается во всех видах контрактов, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых устанавливается вторая модель налогового режима. Доля Республики Казахстан, получаемая по контрактам о разделе продукции, является источником республиканского и местных бюджетов и поступает в доходы соответствующих бюджетов в размере, определенном законом о республиканском бюджете на очередной год.

Специальные платежи  и налоги с недропользователей включают: бонусы (подписной, коммерческого обнаружения, добычи); роялти; налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти являются вычетами при определении облагаемого дохода для подоходного налога и налога на сверхприбыль.

В целях совершенствования  налогового администрирования организаций, осуществляющих деятельность по добыче нефти и газа, создан Межрегиональный налоговый комитет, основными функциями которого являются разработка мероприятий по совершенствованию налогового законодательства, касающейся нефтегазовой отрасли, осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления платежей в бюджет, за правильностью применения цен недропользователями.

В рамках проводимой в Казахстане налоговой реформы  проделана большая работа по совершенствованию  налогового законодательства и налогового администрирования: введен Налоговый кодекс; усовершенствована методология применения специальных налоговых режимов с целью создания условий для развития малого бизнеса и сельхозпроизводителей; снижены ставки по многим налогам в целях активизации предпринимательской деятельности; разработаны и внедрены новые информационные технологии, в частности электронные формы отчетности по налогам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Гармонизация  национальных налоговых законодательств  стран   СНГ

 

Одним из главных  экономических последствий распада  когда-то единого экономического пространства яви-лось сокращение товарообмена между странами — участницами СНГ. В свою очередь, ослабление экономических связей в пределах Содружества привело к переориентации внешнеэкономических связей стран-участниц на государства дальнего зарубежья, предоставляющие им кредиты. Но, несмотря на эти негативные тенденции, высокая степень взаимозависимости государств — участников СНГ сохраняется. Масштабы сотрудничества с бывшими республиками СССР определяются в первую очередь исторически сложившимися связями, территориальной близостью. Следует отметить тенденцию к росту товарооборота между странами с 2004 г.

Дальнейшее  расширение внешнеэкономических связей внутри СНГ является одним из условий  выхода стран СНГ из экономического кризиса, структурной реорганизации экономик и повышения их эффективности. Важнейшая задача интеграционного сотрудничества — создание механизма регулирования взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Развитие экономического сотрудничества, основанного на свободном перемещении товаров, капитала и рабочей силы, невозможно без проведения согласованной налоговой политики. Необходимость интеграции становится все более очевидной, так как кроме несомненных чисто экономических результатов она влечет за собой решение и многих социальных проблем. Важнейшей составляющей процессов интеграции являются сближение организационных принципов и процедур бюджетного процесса, гармонизация налоговых отношений в странах СНГ, поскольку бюджет — финансовая основа экономических и социальных преобразований любого государства. Именно поэтому приобретает особую актуальность разработка путей унификации бюджетного законодательства на базе модельных бюджетных и налоговых законов. Гармонизация налоговых отношений в государствах СНГ предполагает достижение следующих целей:

Информация о работе Налоговые системы стран СНГ