Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа
Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40
Плательщики подоходного налога с физических лиц: налоговые резиденты — по доходам, полученным от источников в Беларуси и за ее пределами; лица, не являющиеся налоговыми резидентами, — от источников в Беларуси. Объект налогообложения — совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной формах. Законодательством определен перечень доходов, не подлежащих налогообложению, и налоговые вычеты. Налоговые вычеты предусмотрены за каждый месяц в следующих размерах: одного МРОТ на самого работника; двух МРОТ на каждого ребенка и иждивенца; десяти МРОТ для отдельных категорий физических лиц. По налогу применяется прогрессивная шкала ставок, которая имеет 5 диапазонов доходов и соответствующих им ставок — 9, 15, 20, 25, 30%.
Налоговая ставка в размере 15% установлена е отношении следующих видов доходов: дивидендов по акциям; доходов, получаемых от долевого участия в деятельности организаций, в результате ликвидации и реорганизации юридических лиц. Доходы иностранных граждан и лиц без гражданства — налоговых нерезидентов — облагаются налогом по ставке 20% без предоставления льгот и налоговых вычетов.
Налогом на недвижимость
облагаются основные средства, находящиеся
в собственности или в
Оффшорный сбор взимается как при перечислении денежных средств резидентом Беларуси, так и при исполнении обязательств в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне, по ставке 15%. Сбор относится на финансовые результаты деятельности организаций, уплачивается в государственный бюджет. Плательщиками гербового сбора являются юридические лица-векселедатели. Ставка установлена в размере 0,1% от номинала векселя. Гербовый сбор уплачивается не позднее двух рабочих дней от даты составления векселя, но не позднее даты передачи первому векселедержателю, в республиканский бюджет.
Законодательством
страны предусмотрено большое
- сборы с
пользователей: сборы за
- налог на рекламу;
- целевые сборы:
транспортный сбор, сбор на содержание
и развитие инфраструктуры
- налог с продаж товаров в розничной торговле;
- сборы за услуги сервиса (гостиниц, ресторанов, баров, кафе, клубов, парикмахерских, косметических салонов).
Компетенция местных органов власти в сфере налогообложения в Беларуси и России различается. Например, местные органы власти в Беларуси имеют право не только уменьшать, но и увеличивать ставки, предоставлять индивидуальные льготы по отдельным налогам, зачисляемым в их бюджеты.
В республике предусмотрены также специальные налоговые режимы для отдельных категорий налогоплательщиков. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% от валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в размере 2% от валовой выручки. Налогом на услуги, оказываемые субъектами сервиса, облагаются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями различных услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж, гостиниц, ресторанов, кафе, парикмахерских, косметических салонов, кабельного телевидения и др. Максимальная ставка - 10% выручки от реализации соответствующих услуг.
Весьма актуальны для республики проблемы рационализации структуры налогов, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощения механизма исчисления и взимания. Например, широко обсуждается вопрос о пересмотре структуры налогов и других обязательных платежей, в частности путем объединения платежей, имеющих идентичную налоговую базу, в один обязательный платеж. Речь идет о множестве платежей в государственные целевые бюджетные фонды, которые ежегодно устанавливаются законом о государственном бюджете, или аналогичных платежах, которые не предусмотрены в законодательных актах, не имеющих налогового характера. Так, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор платежи в дорожный фонд предлагается объединить в единый бюджетный фонд и установить общий норматив отчислений от выручки, полученной предприятиями. Средства указанных фондов могут аккумулироваться на едином казначейском счете Министерства финансов, а затем распределяться по целевым направлениям. Тем самым упростится как методика исчисления, так и механизм взимания указанных платежей.
По такому же принципу чрезвычайный налог и отчисления в Государственный фонд содействия занятости, а также в Фонд социальной защиты можно совместить в единый социальный налог.
Рассматриваемые виды обязательных платежей имеют ярко выраженную социальную направленность и фактически одну налоговую базу. Реализация предлагаемых изменений приведет к сокращению количества налогов и платежей, существенному упрощению методики налогообложения, снижению нагрузки на финансовых работников предприятий. Важно, что предлагаемые изменения практически не затрагивают платежи, предусмотренные специальными законодательными актами по налогообложению: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор, имущественные и ресурсные налоги и сборы.
2.2 Налоговая система Украины
Совокупность
налогов и сборов, взимаемых в
установленном законами Украины
порядке в бюджеты и в
Налог на добавленную стоимость был введен в 1992 г., его доля составляет около 60% от всех налоговых поступлений. В отличие от многих стран НДС взимается по унифицированной ставке, поэтому по данному налогу предусмотрено много льгот. Основная ставка - 20%, по ставке 0% облагаются экспортные операции. Акцизный сбор - косвенный налог на отдельные группы и виды товаров. В основном установлены специфические (твердые) ставки в евро или в национальной валюте (гривнах) на единицу измерения товара, адвалорные (процентные) ставки предусмотрены только по ювелирным изделиям. При ввозе товаров на таможенную территорию Украины акцизный сбор взимается; экспорт товаров освобожден от акцизов.
Плательщики налога на прибыль: резиденты - субъекты хозяйственной деятельности и нерезиденты, получающие доход из источников, находящихся в Украине. Объектом налогообложения является прибыль, определяемая как разница между валовым доходом без учета косвенных налогов и валовыми затратами. Валовой доход - это совокупный доход налогоплательщика от всех видов деятельности в денежной, натуральной и нематериальной формах, полученный как на территории страны, так и за ее пределами. Основная ставка - 30%. Круг плательщиков, методика расчета совокупного облагаемого дохода по подоходному налогу с физических лиц такие же, как в России. Предусмотрены налоговые вычеты на самого работника и на детей. Доходы, получаемые физическими лицами по месту основной работы, облагаются по прогрессивной шкале ставок; другие выплаты в пользу резидентов и доходы нерезидентов - по ставке 20%.
Рассмотрим
ресурсные платежи. Плательщиками
платы за землю являются землевладельцы
и землепользователи. Объект обложения
- земельный участок, находящийся
в собственности или в
Ставки налога на земельные участки, денежная стоимость которых определена, устанавливаются в процентах дифференцированно в зависимости от направления их использования. Различают следующие виды земельных участков: пашни, сенокосы, пастбища; многолетние насаждения; земли населенных пунктов, денежная оценка которых установлена; земельные участки предприятий промышленности, транспорта, связи; земли железнодорожного транспорта; земельные участки, предоставляемые на землях водного фонда, и иного назначения. Ставки налога за земельные участки в населенных пунктах, денежная стоимость которых не определена, устанавливаются в твердой сумме за квадратный метр земли в зависимости от численности населения, категории городов. Кроме того, существуют коэффициенты, повышающие ставки земельного налога исходя из историко-культурного назначения территории. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в пятикратном размере.
Плата за специальное
использование водных ресурсов и
пользование водами для нужд энергетики
уплачивается всеми субъектами предпринимательской
деятельности независимо от статуса
юридического лица, использующими воду
для собственных
Система местных налогов и сборов включает 2 вида налога и 14 видов сборов. Обязательными являются коммунальный налог и следующие сборы: за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, рыночный, за парковку автотранспорта, за выдачу ордера на квартиру, с владельцев собак. Остальные налоги могут вводиться по усмотрению местных органов власти на соответствующих территориях. Несмотря на то, что структура, порядок исчисления и взимания многих местных налогов аналогичны российским налоговым платежам, в то же время имеют место специфические налоги. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Плательщиками
коммунального налога являются все
юридические лица, кроме бюджетных
организаций, сельскохозяйственных и
планово-дотационных
Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, следующего за границу, уплачивают юридические лица и граждане, следующие автотранспортом за границу. Предельный размер ставки налога составляет 0,5 не облагаемого налогами минимума доходов граждан — для юридических лиц и граждан Украины, от 5 до $50 — для юридических лиц и граждан других государств. Конкретные ставки зависят от марки и мощности автотранспорта.
Рыночный сбор уплачивают юридические и физические лица, осуществляющие торговлю товарами на рынках, с открытых прилавков, автомашин, мотоциклов, выносных лотков, ручных тележек, временных палаток, с рук. Данный сбор не взимается со стационарных пунктов торговли, занимающих отдельные помещения, строения; предприятий общественного питания. Ставка налога устанавливается местными органами власти в следующих пределах: не более 3 минимальных оплат труда - для юридических лиц; не более 20% минимальной оплаты труда - для граждан. Плательщиками гостиничного сбора являются лица, проживающие в гостиницах. Объект обложения — суточная стоимость нанимаемого жилья без дополнительных услуг. Ставка устанавливается в размере не более 20% от суточной стоимости нанятого жилья.
Налог с владельцев транспортных и других самоходных машин и механизмов уплачивают все юридические и физические лица, в том числе иностранные и лица без гражданства, имеющие зарегистрированные в Украине собственные транспортные средства. Ставки налога установлены в национальной валюте на 100 куб. см объема цилиндров двигателя, на 1 кВ по транспортным средствам с электродвигателями и на 100 см длины по яхтам, лодкам, катерам. От уплаты налога освобождаются: организации автомобильного транспорта общего пользования, занимающиеся перевозкой пассажиров; учебные заведения, финансируемые из бюджета; лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской АЭС; инвалиды и др. Данный налог относится на издержки производства и обращения.