Налоговые системы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

Налоговые системы стран СНГ.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Плательщики подоходного  налога с физических лиц: налоговые  резиденты — по доходам, полученным от источников в Беларуси и за ее пределами; лица, не являющиеся налоговыми резидентами, — от источников в Беларуси. Объект налогообложения — совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной формах. Законодательством определен перечень доходов, не подлежащих налогообложению, и налоговые вычеты. Налоговые вычеты предусмотрены за каждый месяц в следующих размерах: одного МРОТ на самого работника; двух МРОТ на каждого ребенка и иждивенца; десяти МРОТ для отдельных категорий физических лиц. По налогу применяется прогрессивная шкала ставок, которая имеет 5 диапазонов доходов и соответствующих им ставок — 9, 15, 20, 25, 30%.

Налоговая ставка в размере 15% установлена е отношении следующих видов доходов: дивидендов по акциям; доходов, получаемых от долевого участия в деятельности организаций, в результате ликвидации и реорганизации юридических лиц. Доходы иностранных граждан и лиц без гражданства — налоговых нерезидентов — облагаются налогом по ставке 20% без предоставления льгот и налоговых вычетов.

Налогом на недвижимость облагаются основные средства, находящиеся  в собственности или в пользовании  плательщиков, объекты незавершенного строительства, а также здания и строения, принадлежащие физическим лицам. Годовая ставка составляет 1% - для организаций; 0,1% - для индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и физических лиц. Законодательством установлено большое количество льгот, в частности освобождаются от налогообложения основные средства сельскохозяйственного назначения, введенные в действие здания и сооружения юридических лиц в течение одного года с момента ввода их в эксплуатацию, объекты благоустройства населенных пунктов, незавершенное жилищное строительство, основные средства общественных организаций инвалидов.

Оффшорный сбор взимается как при перечислении денежных средств резидентом Беларуси, так и при исполнении обязательств в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне, по ставке 15%. Сбор относится на финансовые результаты деятельности организаций, уплачивается в государственный бюджет. Плательщиками гербового сбора являются юридические лица-векселедатели. Ставка установлена в размере 0,1% от номинала векселя. Гербовый сбор уплачивается не позднее двух рабочих дней от даты составления векселя, но не позднее даты передачи первому векселедержателю, в республиканский бюджет.

Законодательством страны предусмотрено большое количество местных налогов:

- сборы с  пользователей: сборы за парковку  автотранспортных средств, рыболовный  и охотничий сборы, сбор за  право пользования местной символикой, сбор за право торговли, сбор  с владельцев собак, сбор за  право проведения аукционов, сбор  на строительство в курортной зоне;

- налог на  рекламу;

- целевые сборы:  транспортный сбор, сбор на содержание  и развитие инфраструктуры города (района);

- налог с  продаж товаров в розничной  торговле;

- сборы за  услуги сервиса (гостиниц, ресторанов, баров, кафе, клубов, парикмахерских, косметических салонов).

Компетенция местных  органов власти в сфере налогообложения  в Беларуси и России различается. Например, местные органы власти в  Беларуси имеют право не только уменьшать, но и увеличивать ставки, предоставлять индивидуальные льготы по отдельным налогам, зачисляемым в их бюджеты.

В республике предусмотрены  также специальные налоговые  режимы для отдельных категорий  налогоплательщиков. Организации и  индивидуальные предприниматели, применяющие  упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% от валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в размере 2% от валовой выручки. Налогом на услуги, оказываемые субъектами сервиса, облагаются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями различных услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж, гостиниц, ресторанов, кафе, парикмахерских, косметических салонов, кабельного телевидения и др. Максимальная ставка - 10% выручки от реализации соответствующих услуг.

Весьма актуальны  для республики проблемы рационализации структуры налогов, оптимизации налогооблагаемой базы, упрощения механизма исчисления и взимания. Например, широко обсуждается вопрос о пересмотре структуры налогов и других обязательных платежей, в частности путем объединения платежей, имеющих идентичную налоговую базу, в один обязательный платеж. Речь идет о множестве платежей в государственные целевые бюджетные фонды, которые ежегодно устанавливаются законом о государственном бюджете, или аналогичных платежах, которые не предусмотрены в законодательных актах, не имеющих налогового характера. Так, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, сбор платежи в дорожный фонд предлагается объединить в единый бюджетный фонд и установить общий норматив отчислений от выручки, полученной предприятиями. Средства указанных фондов могут аккумулироваться на едином казначейском счете Министерства финансов, а затем распределяться по целевым направлениям. Тем самым упростится как методика исчисления, так и механизм взимания указанных платежей.

По такому же принципу чрезвычайный налог и отчисления в Государственный фонд содействия занятости, а также в Фонд социальной защиты можно совместить в единый социальный налог.

Рассматриваемые виды обязательных платежей имеют ярко выраженную социальную направленность и фактически одну налоговую базу. Реализация предлагаемых изменений приведет к сокращению количества налогов и платежей, существенному упрощению методики налогообложения, снижению нагрузки на финансовых работников предприятий. Важно, что предлагаемые изменения практически не затрагивают платежи, предусмотренные специальными законодательными актами по налогообложению: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор, имущественные и ресурсные налоги и сборы.

 

 

 

 

2.2 Налоговая система Украины

 

Совокупность  налогов и сборов, взимаемых в  установленном законами Украины  порядке в бюджеты и в государственные  целевые фонды, составляет ее налоговую  систему. На Украине взимаются 23 общегосударственных, 16 местных налогов и сборов.

Налог на добавленную  стоимость был введен в 1992 г., его  доля составляет около 60% от всех налоговых  поступлений. В отличие от многих стран НДС взимается по унифицированной  ставке, поэтому по данному налогу предусмотрено много льгот. Основная ставка - 20%, по ставке 0% облагаются экспортные операции. Акцизный сбор - косвенный налог на отдельные группы и виды товаров. В основном установлены специфические (твердые) ставки в евро или в национальной валюте (гривнах) на единицу измерения товара, адвалорные (процентные) ставки предусмотрены только по ювелирным изделиям. При ввозе товаров на таможенную территорию Украины акцизный сбор взимается; экспорт товаров освобожден от акцизов.

Плательщики налога на прибыль: резиденты - субъекты хозяйственной  деятельности и нерезиденты, получающие доход из источников, находящихся в Украине. Объектом налогообложения является прибыль, определяемая как разница между валовым доходом без учета косвенных налогов и валовыми затратами. Валовой доход - это совокупный доход налогоплательщика от всех видов деятельности в денежной, натуральной и нематериальной формах, полученный как на территории страны, так и за ее пределами. Основная ставка - 30%. Круг плательщиков, методика расчета совокупного облагаемого дохода по подоходному налогу с физических лиц такие же, как в России. Предусмотрены налоговые вычеты на самого работника и на детей. Доходы, получаемые физическими лицами по месту основной работы, облагаются по прогрессивной шкале ставок; другие выплаты в пользу резидентов и доходы нерезидентов - по ставке 20%.

Рассмотрим  ресурсные платежи. Плательщиками  платы за землю являются землевладельцы и землепользователи. Объект обложения - земельный участок, находящийся  в собственности или в пользовании, в том числе на условиях аренды. Формы платы за землю — земельный налог и арендная плата. Земельный налог уплачивают землевладельцы и землепользователи, имеющие государственные акты на право собственности или на право постоянного (бессрочного) пользования землей. Размер земельного налога определяется в зависимости от площади земельного участка, денежной его оценки и ставки. Денежная оценка земельных участков проводится Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам. Арендная плата - платеж, осуществляемый арендатором за пользование земельным участком. Арендодателями земли являются местные органы власти и собственники земли. Условия, размер, сроки взимания арендной платы за землю с юридических лиц устанавливаются по соглашению между арендодателем и арендатором. Арендаторы — юридические лица вносят арендную плату за землю на счет собственника земли. При этом землевладельцы уплачивают земельный налог в соответствующий бюджет. Если арендодателем выступают сельские, поселковые, городские, районные Советы, то арендаторы самостоятельно уплачивают арендную плату в бюджет.

Ставки налога на земельные участки, денежная стоимость  которых определена, устанавливаются  в процентах дифференцированно  в зависимости от направления  их использования. Различают следующие  виды земельных участков: пашни, сенокосы, пастбища; многолетние насаждения; земли населенных пунктов, денежная оценка которых установлена; земельные участки предприятий промышленности, транспорта, связи; земли железнодорожного транспорта; земельные участки, предоставляемые на землях водного фонда, и иного назначения. Ставки налога за земельные участки в населенных пунктах, денежная стоимость которых не определена, устанавливаются в твердой сумме за квадратный метр земли в зависимости от численности населения, категории городов. Кроме того, существуют коэффициенты, повышающие ставки земельного налога исходя из историко-культурного назначения территории. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в пятикратном размере.

Плата за специальное  использование водных ресурсов и  пользование водами для нужд энергетики уплачивается всеми субъектами предпринимательской  деятельности независимо от статуса  юридического лица, использующими воду для собственных производственных нужд. Фактическая сумма платы определяется поквартально исходя из фактического объема использованной воды, нормативов, льгот. Плата вносится в бюджет до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Система местных  налогов и сборов включает 2 вида налога и 14 видов сборов. Обязательными являются коммунальный налог и следующие сборы: за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, рыночный, за парковку автотранспорта, за выдачу ордера на квартиру, с владельцев собак. Остальные налоги могут вводиться по усмотрению местных органов власти на соответствующих территориях. Несмотря на то, что структура, порядок исчисления и взимания многих местных налогов аналогичны российским налоговым платежам, в то же время имеют место специфические налоги. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Плательщиками коммунального налога являются все  юридические лица, кроме бюджетных  организаций, сельскохозяйственных и  планово-дотационных предприятий. Предельный размер налога установлен в размере 10% годового фонда оплаты, рассчитанного исходя из установленного законом минимального размера оплаты труда и среднемесячной численности штатных работников.

Сбор за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, следующего за границу, уплачивают юридические лица и граждане, следующие автотранспортом за границу. Предельный размер ставки налога составляет 0,5 не облагаемого налогами минимума доходов граждан — для юридических лиц и граждан Украины, от 5 до $50 — для юридических лиц и граждан других государств. Конкретные ставки зависят от марки и мощности автотранспорта.

Рыночный сбор уплачивают юридические и физические лица, осуществляющие торговлю товарами на рынках, с открытых прилавков, автомашин, мотоциклов, выносных лотков, ручных тележек, временных палаток, с рук. Данный сбор не взимается со стационарных пунктов торговли, занимающих отдельные помещения, строения; предприятий общественного питания. Ставка налога устанавливается местными органами власти в следующих пределах: не более 3 минимальных оплат труда - для юридических лиц; не более 20% минимальной оплаты труда - для граждан. Плательщиками гостиничного сбора являются лица, проживающие в гостиницах. Объект обложения — суточная стоимость нанимаемого жилья без дополнительных услуг. Ставка устанавливается в размере не более 20% от суточной стоимости нанятого жилья.

 Налог с владельцев транспортных и других самоходных машин и механизмов уплачивают все юридические и физические лица, в том числе иностранные и лица без гражданства, имеющие зарегистрированные в Украине собственные транспортные средства. Ставки налога установлены в национальной валюте на 100 куб. см объема цилиндров двигателя, на 1 кВ по транспортным средствам с электродвигателями и на 100 см длины по яхтам, лодкам, катерам. От уплаты налога освобождаются: организации автомобильного транспорта общего пользования, занимающиеся перевозкой пассажиров; учебные заведения, финансируемые из бюджета; лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской АЭС; инвалиды и др. Данный налог относится на издержки производства и обращения.

Информация о работе Налоговые системы стран СНГ