Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа
Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40
- объединение
внутреннего рынка СНГ и
- упразднение
налоговых границ и создание
условий, обеспечивающих
- рационализацию структур налоговых систем и унификацию порядка исчисления и взимания налоговых платежей.
На сегодняшний день в рамках регулирования внешнеторговых отношений принят целый ряд документов. В частности, действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств; Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при взаимной торговле; двусторонние соглашения России с отдельными странами СНГ об избегании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество; о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и т. п. Имеются также более детализированные договоренности внутри Таможенного союза, Союзного государства.
Для создания реальных условий гармонизации в сфере налогообложения и унификации налоговых законодательств прежде всего необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны-участников СНГ, с целью выявления состояния налоговой системы, преимущества и недостатков функционирования налоговой системы и налогового механизма. Следующим этапом в сложном и многогранном процессе является сравнительный анализ, выявление сходства и различий в налогообложении, использование позитивных моментов налогового законодательства и налогового механизма отдельных стран в гармонизации. Формирование налоговой политики в рамках СНГ возложено на министерство финансов, экономики и налоговые службы сторон.
Опыт стран-участников ЕС показал, что система взимания косвенных налогов в большей степени подлежат к гармонизации, так как они оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и составляют значительную долю налоговых поступлении в бюджет всех государств СНГ.
Косвенные налоги оказывают большое влияние на политику ценообразования, им принадлежит наибольшая доля в доходах бюджетов многих стран СНГ. Поэтому особую актуальность имеет гармонизация налоговых законодательств в отношении взимания косвенных налогов. Следует отметить, что в развитии взаимной торговли, немаловажное значение имеет порядок взимания НДС. В настоящее время все страны Таможенного союза перешли на принцип «страны назначения» который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров (работ и услуг) и возврат НДС из бюджета по ресурсам использованным на экспортируемые товары. Практика показывает, что некоторые недоработки допущенные в налоговом законодательстве по НДС свидетельствуют о наличии двойного налогообложения. Дело в том, что ни в соглашениях, ни в национальных законодательствах стран четко не определено понятие экспорт услуг и работ. В результате возникает ситуация, когда услуги и работы, реализуемые нерезидентом облагаются и в стране происхождения, и в стране назначения.
Для устранения такой негативной практики, необходимо установить единый перечень экспортируемых и импортируемых работ и услуг, а также унифицированный порядок их налогообложения. В последние годы принимаются решения по гармонизации налоговых систем в рамках СНГ, которые оказывают прямое влияние на состояние доходной части бюджетов, что требует внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство. В частности, с июля 2001 г. косвенные налоги при торговле хозяйствующих субъектов в рамках СНГ, а в рамках Союзного государства России и Беларуси также при реализации нефти и нефтепродуктов с 2005 г. взимаются по принципу «страны назначения», т. е. облагаются импортируемые и не облагаются экспортируемые товары. В результате из-за превышения экспорта над импортом товаров уменьшились поступления в федеральный бюджет России; соответственно с января 2005 г. в целях пополнения доходной части федерального бюджета РФ были увеличены ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Акцизы —
разновидность косвенных
С августа 2002 г.
введены новые условия применен
Налог на прибыль
или подоходный налог с юридических
лиц — составная часть
Для гармонизации налогов на доходы компаний мы считаем необходимым провести внутри стран СНГ следующую работу:
- определение
единого понятия основных
- установление общих принципов отнесения на вычеты расходов на ремонт основных средств;
- установить единый период времени, по истечению которого сомнительные требования будут относиться на вычеты, а сомнительные обязательства будут учитываться в доходах налогоплательщика.
В современный период страны СНГ по разному подходят к налогообложению имущества (недвижимости). В целях гармонизации налогов на собственность, следует определить общие принципы налогообложения имущества (недвижимости) юридических и физических лиц. В рамках стран СНГ не установлены общие подходы налогообложения имущества физических лиц. Существуют различия в объекте налогообложения, применений ставок налога.
Расширение
внешнеэкономических связей внутри
СНГ — одно из важнейших условий
структурной реорганизации
С целью гармонизации и унификации налогово-бюджетного законодательства Межпарламентской ассамблеей СНГ приняты общая часть; отдельные главы специальной части Модельного налогового кодекса, касающиеся порядка исчисления и уплаты отдельных налогов — налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с физических лиц, применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства; Модельный закон «О бюджетной классификации»; Декларация о принципах местного самоуправления; планируется принятие Модельного бюджетного кодекса. Однако разработанные модельные документы сомнительного качества не являются обязательными для применения.
В гармонизации налоговой системы особое внимание следует обратить на гармонизацию процедур налогового администрирования, так как налоговые службы стран-участников Таможенного союза формируют и реализуют совместную работу по налоговому администрированию в сложившемся или складывающемся правовом пространстве. Для этого требуется тщательный анализ принципов налогового администрирования по следующим основным направлениям:
- унификация структур и функций органов налоговой службы;
- установление одинаковых прав и обязанностей, ответственности должностных лиц органов налоговой службы и налогоплательщика;
- введение единого
порядка учета
- введение одинаковых способов взыскания налоговой задолженности;
Заключение
Налоговые системы стран СНГ были сформированы в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило их несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика переходного периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему.
Вышеизложенное
свидетельствует о
Список использованных источников
1 Артемьев А. А., Широков С. В.Изменения по НДС: что из задуманного осуществилось //Ваш налоговый адвокат, 2009. № 5.
2 Белых С. В., Винницкий Д.В. Налоговое право России М.: Норма, 2009 – 544 с.
3 Васильев Ю.В. Налоговый стимул для развития экономики //Российский налоговый курьер, 2010. № 15.
4 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
5 Екменбаева Б.Ж. Проблемы гармонизации налоговых систем в рамках ЕврАзЭС // Сборник КазНУ имени аль-Фараби, 2010.
6 Колчин С.П. Налогообложение. М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2012 – 576 с.
7 Крохина Ю. А. Налоговое право России. М.: Проспект, 2012 – 432 с.
8 Мишустин М.В. Совершенствование налогового администри-рования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, 2010. № 6, с. 27 – 32.
9 Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
10 Налоговый кодекс Республики Казахстан, в ред. 2012 г.
11 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II., в ред. 2012 г.
12 Налоговый кодекс Украины, в ред. 2013 г.
13 Пантюхина И.С., Исакова С.А. Факты и проблемы гармонизации налоговых систем //Вестник Академии ТИСБИ, 2009. № 1.
14 Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы, 2009, № 6, с.15 -18.
15 Сафиуллин М.А. Налоговые системы зарубежных стран: Курс лекций. М.: 2009. – 400 с.
16 Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2011. – 616 с.
17 Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2010. – 328 с.