Налоговые системы стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40

Файлы: 1 файл

Налоговые системы стран СНГ.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

- объединение  внутреннего рынка СНГ и интенсификация  интеграционных процессов; 

- упразднение  налоговых границ и создание  условий, обеспечивающих свободное  перемещение товаров; 

- рационализацию  структур налоговых систем и  унификацию порядка исчисления и взимания налоговых платежей.

На сегодняшний  день в рамках регулирования внешнеторговых отношений принят целый ряд документов. В частности, действуют единая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности Содружества Независимых  Государств; Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при взаимной торговле; двусторонние соглашения России с отдельными странами СНГ об избегании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество; о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства; о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и т. п. Имеются также более детализированные договоренности внутри Таможенного союза, Союзного государства.

Для создания реальных условий гармонизации в сфере налогообложения и унификации налоговых законодательств прежде всего необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны-участников СНГ, с целью выявления состояния налоговой системы, преимущества и недостатков функционирования налоговой системы и налогового механизма. Следующим этапом в сложном и многогранном процессе является сравнительный анализ, выявление сходства и различий в налогообложении, использование позитивных моментов налогового законодательства и налогового механизма отдельных стран в гармонизации. Формирование налоговой политики в рамках СНГ возложено на министерство финансов, экономики и налоговые службы сторон.

Опыт стран-участников ЕС показал, что система взимания косвенных налогов в большей  степени подлежат к гармонизации, так как они оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и составляют значительную долю налоговых поступлении в бюджет всех государств СНГ.

Косвенные налоги оказывают большое влияние на политику ценообразования, им принадлежит наибольшая доля в доходах бюджетов многих стран СНГ. Поэтому особую актуальность имеет гармонизация налоговых законодательств в отношении взимания косвенных налогов. Следует отметить, что в развитии взаимной торговли, немаловажное значение имеет порядок взимания НДС. В настоящее время все страны Таможенного союза перешли на принцип «страны назначения» который предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров (работ и услуг) и возврат НДС из бюджета по ресурсам использованным на экспортируемые товары. Практика показывает, что некоторые недоработки допущенные в налоговом законодательстве по НДС свидетельствуют о наличии двойного налогообложения. Дело в том, что ни в соглашениях, ни в национальных законодательствах стран четко не определено понятие экспорт услуг и работ. В результате возникает ситуация, когда услуги и работы, реализуемые нерезидентом облагаются и в стране происхождения, и в стране назначения.

Для устранения такой негативной практики, необходимо установить единый перечень экспортируемых и импортируемых работ и услуг, а также унифицированный порядок их налогообложения. В последние годы принимаются решения по гармонизации налоговых систем в рамках СНГ, которые оказывают прямое влияние на состояние доходной части бюджетов, что требует внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство. В частности, с июля 2001 г. косвенные налоги при торговле хозяйствующих субъектов в рамках СНГ, а в рамках Союзного государства России и Беларуси также при реализации нефти и нефтепродуктов с 2005 г. взимаются по принципу «страны назначения», т. е. облагаются импортируемые и не облагаются экспортируемые товары. В результате из-за превышения экспорта над импортом товаров уменьшились поступления в федеральный бюджет России; соответственно с января 2005 г. в целях пополнения доходной части федерального бюджета РФ были увеличены ставки налога на добычу полезных ископаемых.

Акцизы —  разновидность косвенных налогов. В рассматриваемых странах имеются  существенные различия в перечнях подакцизных товаров, ставках. В каждой отдельно взятой стране на большинство товаров установлены специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах. Поэтому выравнивание ставок представляет особую сложность.

С августа 2002 г. введены новые условия применения таможенных пошлин при торговле в рамках Таможенного союза. Таможенные пошлины взимаются в отношении вывозимых с таможенной территории РФ на таможенную территорию государств — участников Таможенного союза товаров, экспортируемых на основании контракта между резидентом РФ и нерезидентом государства — участника Таможенного союза. Если сделка совершается между резидентами Таможенного союза, то таможенная пошлина, как и раньше, не взимается. Такие изменения были связаны с тем, что значительная доля товаров, поступавшая в адрес нерезидентов, переформировывалась в другие поставки и беспошлинно вывозилась за пределы Таможенного союза. При этом применяется значение понятия «резидент», предусмотренное Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ 30 ноября 2000 г.

Налог на прибыль  или подоходный налог с юридических  лиц — составная часть налоговой  системы любой страны. Плательщиками  данного налога являются все юридические  лица, в том числе иностранные  предприятия. В странах СНГ наблюдается тенденция снижения ставки налога на прибыль организаций с целью легализации реальной прибыли хозяйствующих субъектов. Например, в Кыргызстане, в России (с 2009 г.) основная ставка установлена в размере 20 %, Беларуси — 24 %, в Таджикистане — 25 %, в Казахстане, Украине прибыль юридических лиц облагается по ставке 30 %. Таким образом, сохраняются существенные различия и в ставках налога. Следует учесть, что доходы по некоторым видам деятельности, например в виде процентов и дивидендов, по фрахту, по страховым платежам, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок и другое, облагаются по ставкам, отличным от основной. Размер ставок может зависеть также от категории налогоплательщиков.

Для гармонизации налогов на доходы компаний мы считаем  необходимым провести внутри стран  СНГ следующую работу:

- определение  единого понятия основных средств;

- установление  общих принципов отнесения на  вычеты расходов на ремонт  основных средств;

- установить единый период времени, по истечению которого сомнительные требования будут относиться на вычеты, а сомнительные обязательства будут учитываться в доходах налогоплательщика.

В современный  период страны СНГ по разному подходят к налогообложению имущества (недвижимости). В целях гармонизации налогов на собственность, следует определить общие принципы налогообложения имущества (недвижимости) юридических и физических лиц. В рамках стран СНГ не установлены общие подходы налогообложения имущества физических лиц. Существуют различия в объекте налогообложения, применений ставок налога.

Расширение  внешнеэкономических связей внутри СНГ — одно из важнейших условий  структурной реорганизации экономики  и повышения ее эффективности. При  этом важнейшей задачей интеграционного сотрудничества является создание единого экономического и правового пространства. Основные направления сближения национальных законодательств государств — участников СНГ предусматривают разработку общих принципов налогового, бюджетного, валютного регулирования, общих условий порядка перемещения финансовых средств, товаров, взаимных расчетов.

С целью гармонизации и унификации налогово-бюджетного законодательства Межпарламентской ассамблеей СНГ приняты  общая часть; отдельные главы  специальной части Модельного налогового кодекса, касающиеся порядка исчисления и уплаты отдельных налогов — налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с физических лиц, применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства; Модельный закон «О бюджетной классификации»; Декларация о принципах местного самоуправления; планируется принятие Модельного бюджетного кодекса. Однако разработанные модельные документы сомнительного качества не являются обязательными для применения.

В гармонизации налоговой системы особое внимание следует обратить на гармонизацию процедур налогового администрирования, так  как налоговые службы стран-участников Таможенного союза формируют  и реализуют совместную работу по налоговому администрированию в  сложившемся или складывающемся правовом пространстве. Для этого требуется тщательный анализ принципов налогового администрирования по следующим основным направлениям:

- унификация  структур и функций органов  налоговой службы;

- установление  одинаковых прав и обязанностей, ответственности должностных лиц органов налоговой службы и налогоплательщика;

- введение единого  порядка учета налогоплательщиков  и объектов связанных с налогообложением;

- введение одинаковых  способов взыскания налоговой  задолженности;

  • установление совместных принципов форм и методов налогового контроля.

 

Заключение

 

Налоговые системы  стран СНГ были сформированы в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между  республиками, входившими ранее в  единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило их несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика переходного периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему.

Вышеизложенное  свидетельствует о необходимости  дальнейшего реформирования налоговой  системы и ее гармонизации по следующим  направлениям: снижение совокупного  уровня налогообложения посредством  пересмотра предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения, отмены низкоэффективных налогов; обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень инфляции; установление такого уровня налоговых ставок, которые предотвращают переложение налогов и отток капитала за границу; исключение множественного обложения с одних и тех же доходов; унификация налогообложения республик с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе; реформирование основных видов налогов.

 

 

 

Список  использованных источников

 

1 Артемьев А. А., Широков С. В.Изменения по НДС: что из задуманного осуществилось //Ваш налоговый адвокат, 2009. № 5.

2 Белых С. В., Винницкий Д.В. Налоговое право России М.: Норма, 2009 – 544 с.

3 Васильев Ю.В. Налоговый стимул для развития экономики //Российский налоговый курьер, 2010. № 15.

4 Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с.

5 Екменбаева Б.Ж. Проблемы гармонизации налоговых систем в рамках ЕврАзЭС // Сборник КазНУ имени аль-Фараби, 2010.

6 Колчин С.П. Налогообложение. М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2012 – 576 с.

7 Крохина Ю. А. Налоговое право России. М.: Проспект, 2012 – 432 с.

8 Мишустин М.В. Совершенствование налогового администри-рования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы, 2010. № 6, с. 27 – 32.

9 Налоги и налогообложение / под ред. М. В. Романовского и О. В. Врубелевской. СПб.: Питер, 2009. – 576 с.

10 Налоговый кодекс Республики Казахстан, в ред. 2012 г.

11 Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II., в ред. 2012 г.

12 Налоговый кодекс Украины, в ред. 2013 г.

13 Пантюхина И.С., Исакова С.А. Факты и проблемы гармонизации налоговых систем //Вестник Академии ТИСБИ, 2009. № 1.

14 Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы, 2009, № 6, с.15 -18.

15 Сафиуллин М.А. Налоговые системы зарубежных стран: Курс лекций. М.: 2009. – 400 с.

16 Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2011. – 616 с.

17 Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2010. – 328 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговые системы стран СНГ