Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 09:09, курсовая работа
Цель: на основе анализа и статистических данных, кодексов, нормативных документов, а также работ, отечественных и зарубежных авторов, рассмотреть проблемы налоговых систем стран СНГ и оценить перспективы их развития.
Рассмотрены теоретические аспекты налоговых систем стран СНГ. Проведен сравнительный анализ особенностей действующих налоговых систем стран СНГ. Обозначены проблемы совершенствования и перспективы их развития. Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи: - рассмотрение пути становления и развития налоговых систем стран СНГ; - сравнительный анализ налоговых систем Украины, Белоруссии, Казахстана;
- выявление основных направлений гармонизации национальных налоговых законодательств стран СНГ.
Введение……………………………………………………………………….......3
1 Становление и проблемы налоговых систем стран СНГ…………………......5
1.1 Становление и развитие налоговых систем в странах СНГ……………..5
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ…………………………...……11
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ………………....……17
2.1 Налоговая система Белоруссии………………………………………...…17
2.2 Налоговая система Украины…………...……………………………….....22
2.3 Налоговая система Казахстана……………………………………………27
3 Гармонизация национальных налоговых законодательств стран СНГ….....33
Заключение…………………………………………………………………….…39
Список использованных источников………………………………………..….40
В последние годы наметилась тенденция стабилизации финансового положения в экономике государств — участников СНГ. Примером тому служит снижение бюджетного дефицита в Казахстане, Украине, Кыргызстане, Молдове, профицит государственного бюджета в России, Беларуси. Положительно следует оценивать разработку и введение бюджетных и налоговых кодексов, создание основ казначейской системы исполнения государственных бюджетов. Производится сокращение нерациональных затрат, что сказывается на положительной реструктуризации бюджетных расходов большинства государств Содружества.
Однако на финансовое положение стран крайне отрицательно повлиял начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис, что потребовало, в свою очередь, внесения корректировок в налогово-бюджетную политику.
Финансовый кризис доказал руководствам стран необходимость менять политику, пересматривать экономику стран, ориентированных в основном на экспорт сырья, и важность диверсификации реального сектора экономики. Правительства многих стран принимают дискретные меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса. В России с 2009 г. снижена ставка налога на прибыль организаций с 24 до 20 %, зафиксировано право региональных органов власти устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % по упрощенной системе налогообложения, предоставлена возможность принять к вычету налог на добавленную стоимость по выданным авансам, изменены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и другое.
В Казахстане введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса; введена новая редакция Налогового кодекса, в соответствии с которым также снижена общая налоговая нагрузка, оставлены значимые отраслевые льготы для сельского хозяйства и машиностроения.
Результатом сужения налоговой базы и снижения ставок является сокращение доходов, возникновение дефицитов бюджетов, что требует проведения взвешенной экономической политики в области расходов.
1.2 Проблемы налоговых систем стран СНГ
Как показывает анализ, налоговая нагрузка на экономику в странах СНГ примерна такая же, как и в развитых европейских странах. Например, в Республике Беларусь, с учетом фонда социальной защиты – около 43% в валовом внутреннем продукте. Однако набор налогов и методология их изъятия являются такими, что они заранее включаются в цену продукции, представляемой на рынок. Причем половина из этих налогов изымается до реализации продукции, в момент приобретения производителем сырья, материалов, энергоресурсов, оборудования, оплаты за использование рабочей силы.
При этом конкуренты из развитых стран уплачивают свои налоги после факта реализации продукции и, в основном, из прибыли, причем значительная часть налогов в развитых странах изымается не у производителей, а у потребителей (подоходный налог, налоги на землю и имущество, налоги с продаж, на топливо, за выбросы, отходы и т.п.).
Возьмем для
анализа условно два
Допустим, что цена единицы товара у белорусского производителя составляет 200 долларов, в том числе затраты на материальные, энергетические ресурсы и на оплату труда – 100 долларов (50% в выручке), налоги – 75 долларов (37,5% в выручке), планируемая чистая прибыль – 25 долларов (12,5% в выручке), и он успешно продает товар на своем рынке.
В случае равенства материально-энергетических и трудовых затрат при производстве аналогичного товара (а мы порой и в этом проигрываем) конкурент белорусского предприятия при той же цене продажи товара на этом рынке при его налоговых условиях получит 100% балансовой прибыли (200 долларов выручка, 100 долларов – затраты). Так как налоги у него изымают только часть от прибыли, то при любой налоговой ставке по налогу на прибыль (в развитых странах, как правило, не выше 30%) продажа для него будет весьма выгодной, и он, естественно, окажется на данном рынке.
При поступлении на рынок дополнительной массы аналогичного товара цена на этот вид товара станет падать. При понижении цены, например, до 150 долларов за единицу, у белорусского производителя возникнет убыток, и его налоги станут изымать у него оборотный капитал, причем удельный вес налогов в выручке существенно повысится. Для обеспечения последующих циклов производства ему придется привлекать кредиты на выплату зарплаты, налогов, пополнение оборотных средств. Кредиты в странах СНГ стоят 15 – 30 процентов годовых, а порой и более. Эти кредиты при убыточной работе предприятия резко увеличат его издержки и убытки. Себестоимость и цена его продукции еще повысятся, конкурентоспособность понизится. Возврат кредитов станет невозможным. Появятся долги и штрафы, произойдет потеря оборотных средств, начнется сокращение работников, налоговые поступления от предприятия станут уменьшаться. В итоге это увеличит дефицит госбюджета, а потребности бюджета и внебюджетных фондов в связи с необходимостью помощи предприятию и увольняемым работникам станут в стране возрастать.
В то же время западный конкурент при цене рыночного спроса на уровне 150 долларов за единицу товара получит балансовую прибыль в размере 50% к объему затрат, и перед ним в связи с убыточной и бесперспективной работой конкурентов откроется возможность расширения сбыта товаров. А после банкротства конкурента, ему откроется полный простор для повышения цен и получения сверхприбыли. В бюджет его страны станут поступать возрастающие суммы.
Данный пример проиллюстрирован на рисунке 1.
Рисунок 1 – Различия в подходах к изъятию налогов в странах СНГ и Западных странах.
В наибольшей мере – «как интеллектуальная бомба» – влияет на снижение конкурентоспособности национальных производителей налог на добавленную стоимость (НДС) в его особом варианте, внедренном в странах СНГ. Этот налог: изымает из оборотных средств производителя 18-20% от стоимости сырья, материалов, комплектующих изделий в момент, когда он собирается их закупить (входящий НДС), и повышает цены на его продукцию на 18-20% в момент, когда он собирается ее продать (включение НДС в цену продукции). Этому налогу нет каких-либо логических обоснований, его внедрение решалось с помощью бесплатно разработанных «доброжелательских» проектов. Выгода для бюджета представлялась очевидной, т.к. налог производители страны будут платить заранее, в момент закупки оборудования, сырья, ресурсов, комплектующих, задолго до продажи произведенной продукции.
Налог с розничных продаж, практикуемый в США, является идентичным нашему НДС, однако это принципиально разные налоги по их влиянию на конкурентоспособность производителя.
В развитых странах, имеющих меньший, чем США, но высокий относительно России рейтинг по конкурентоспособности производителей, зачастую имеются налоги с названием «на добавленную стоимость». Но применяются они с принципиально иным содержанием, чем в странах СНГ, а именно: для сдерживания потребления в стране предметов не первой необходимости и таких товаров, которые желательно бы вывозить на экспорт. Они не предусматривают в качестве объекта налогообложения всю выручку от реализации продукции с учетом всех наслоенных в нее налогов. Налог взимается лишь при продаже в их стране потребительских товаров, причем по полной ставке – лишь с предметов роскоши, и ни в коем случае не при закупке производственных ресурсов их производителями. В Японии этот налог существует в размере до 3%, в Швейцарии – 6,5%, Канаде – 7,5% и малый бизнес от него, как правило, освобождается.
В странах СНГ ставку этого налога под влиянием идеологических стратегий конкурентов и бесплатных зарубежных консультантов повсеместно приняли в размере 20%, затем одних страны его немного уменьшили (в России и Беларуси – до 18%), в других – увеличили.
В настоящее время НДС становится доминирующим, дающим наибольшую часть от всех поступлений в бюджет, без него в государствах СНГ уже как бы и не видится выхода, и варианты по отмене данного налога далее уже и не рассматриваются.
Рассуждения о том, что НДС платит не производитель, а потребитель, верны лишь отчасти. На деле все наоборот: средства на уплату НДС работникам, как потребителям, должны выплатить заранее их наниматели-производители в составе заработной платы, а пенсионерам, студентам, военным, госслужащим – государство из бюджета. Тем самым этот налог резко повышает потребность предприятий и бюджета в оборотных средствах для осуществления нерациональных денежных оборотов при остром дефиците денежных средств в СНГ-экономике. И этот налог повышает цены на продукцию национальных производителей в стране. Поэтому потребители стараются покупать относительно более дешевый импорт, в котором содержится меньше налогов.
Еще одной проблемой налоговых систем стран СНГ является то, что ряд налогов включается в налоговую базу последующих налогов, что вызывает дополнительный каскадный эффект их отрицательного воздействия: возникают налоги на налоги.
Например, сумма начислений по зарплате, включая подоходный налог, облагается взносами в фонд социальной защиты, фонд занятости и чрезвычайным налогом, взносом обязательного страхования работников. И сумма всей этой совокупности затем облагается НДС. Каждый по отдельности налог как бы и не велик, но в совокупном действии их всех на каждый рубль реально выданной работнику зарплаты предприятия должны уплачивать более рубля различных взносов, сборов, отчислений и налогов, независимо от прибыльной или убыточной работы предприятий.
При такой налоговой
системе крайне затрудняется процесс
создания новых рабочих мест. А
также блокируется процесс
Особые проблемы создают производителям санкции и штрафы в том виде, как они применяются в налоговых системах СНГ. Предприятия задерживают уплату налогов, в основном, потому, что у них нет средств для продолжения работы и для выплаты зарплаты работникам. Им требуется помощь, субсидии, а к ним применяются санкции, штрафы, что резко ухудшает их финансовое положение.
В случае убытка у предприятия налоги ему приходится выплачивать из оборотного капитала, причем удельный вес налогов, изымаемых до факта реализации продукции, у предприятий при убытке резко возрастает. Предприятиям приходится брать кредиты на пополнение оборотных средств без видов на прибыль от этих кредитов. И попадать в «кредитную ловушку», когда возврат кредитов с выплатой процентов дополнительно ухудшает их финансовое положение.
2 Сравнительный анализ налоговых систем стран СНГ
2.1 Налоговая система Белоруссии
Основы налоговой системы Белоруссии (Республики Беларусь) определены Налоговым кодексом, порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов регламентируется отдельными законами. Зачисление налогов и сборов в местные бюджеты регулируется Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Размеры отчислений в местные бюджеты от общегосударственных налогов устанавливаются ежегодно законом Республики Беларусь при утверждении бюджета. Объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются специальными актами налогового законодательства республики.
Налоговая система Республики Беларусь включает 26 налогов и других платежей. Кроме того, некоторые налоги состоят из нескольких самостоятельных видов платежей. Например, платежи в дорожные фонды включают 7 разных налогов, сборов и отчислений, каждый из них имеет свою налогооблагаемую базу и методику расчета.
Одним из важнейших видов налогов в налоговой системе Беларуси является налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС в Беларуси такой же, как в России. Основная ставка - 18%, также применяются ставки в размере 10 и 0%. По ставке 10% облагается реализация на территории республики продукции животноводства, растениеводства, рыбоводства, продовольственных товаров, товаров для детей; товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий. Ставка в размере 0% применяется при экспорте товаров. Плательщики, объекты обложения, налоговая база по акцизам, перечень подакцизных товаров в Беларуси и России почти совпадают. Особенностью исчисления акцизов в Беларуси является то, что на все подакцизные товары, кроме ювелирных изделий, установлены специфические (твердые) ставки в евро на единицу измерения товара; в России с 01.01.2003 г. применяются не только специфические (в рублях и копейках), но также и комбинированные ставки.
Налог на прибыль организаций взимается по ставке 24%. Дивиденды и приравненные к ним доходы юридических лиц облагаются по ставке 15%, при этом налог удерживается у источника выплаты дохода. По налогу на прибыль установлено много льгот. В частности, не облагается налогом прибыль: предприятий, использующих труд инвалидов и пенсионеров, за исключением прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности; сельскохозяйственных предприятий по реализации произведенной продукции растениеводства и животноводства, рыболовства и пчеловодства. Кроме того, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, использованной на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, противопожарных и природоохранных мероприятий; направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, и др.