Направления государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Выяснить основные понятия и направления торговли и экономики;
Определить торговлю как отрасль, эффективного функционирования экономики;
Показать характеристику отрасли «Торговля» и экономических действий на примере мебельной студии «Палитра».

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Экономика отрасли свидетельствует: товарное обращение – неотъемлемый элемент  рыночного хозяйства, определяющий его суть и общественное значение. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений  во многом способствует решению главной  задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно торговля, реализуя произведенную  потребительскую стоимость, связывает  производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

Торговые  услуги составляют неотъемлемый элемент  национального общественного продукта. Среди рыночных услуг наибольшее значение имеют услуги оптовой и  розничной торговли, предприятий  не домашнего питания, всех видов  транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, народного  образования и др.

Обособление торговли в отдельную отрасль  экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части  промышленного капитала, что было обусловлено стремлением к более  эффективному использованию имеющихся  ресурсов.

Торговля  как отрасль является оной из самых значимых и развивающейся в экономике и народном хозяйстве.  

 Цель  курсовой работы рассмотреть  и проанализировать отрасль «Торговля»  и эффективность функционирования  экономики.

В соответствии с данной целью в курсовой работе  решаются следующие задачи:

  • Выяснить основные понятия и направления торговли и экономики;
  • Определить торговлю как отрасль,  эффективного функционирования экономики;
  • Показать характеристику отрасли «Торговля» и экономических действий на примере мебельной студии «Палитра».

Данная  тема является актуальной, так как  не возможно развитие экономики без  рассмотрения отрасли «Торговля», т.к. торговля является самой приоритетной в экономике. Без торговли не возможно представить ни одну экономику, ни одной страны мира. Государства между собой обмениваются товарами, развивая торгово-экономические отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономика и торговля. Основные понятия

 

    1. Основные положения и понятия

 

Обращение – это экономическая форма  доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Совершенствование общественного  производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.

Товарный  обмен, осуществляемый по формуле: товар  – товар, изначально предполагает участие  в нем двух хозяйственных субъектов, каждый из которых является одновременно производителем одного товара и потребителем другого.

Товарный  обмен, совершаемый посредством  денег по формуле: товар – деньги – товар, распадается на два последовательных акта: продажу и покупку. Товаропроизводитель  в данном случае выступает в роли продавца- производителя и покупателя-потребителя. На этом этапе развития товарного  обмена торговая деятельность уже отделилась от покупки товара, но пока еще не отделилась от самого производителя.

Дальнейшее  развитие товарно-денежных отношений  привело к появлению еще одного участка процесса обмена – торгового  посредника, который связывает производителя  и потребителя, попеременно выступая покупателем и продавцом. Посредник  приобретает товар для потребления, а для перепродажи. Товарный обмен  осуществляется по формуле: деньги –  товар, товар – деньги. В результате производитель получает целый ряд  выгод:

  • гарантированный сбыт;
  • возможность продавать большие партии товаров;
  • возможность избежать общения с огромным количеством потребителей и др.

В свою очередь, покупатель также получает определенные выгоды от появления торгового посредника и согласен оплачивать его услуги в виде надбавки к цене производителя  товара.

В основе актов обмена лежат потребности  и интересы человека, однако субъектом  отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно необходимыми являются два:

  • возможность получения прибавочного продукта;
  • определенная степень развития разделения труда.

Названые  условия, во-первых, предполагают способность  отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между  многообразием потребностей производителя  и ограниченностью видов продуктов  для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения  у производителей отношений обмена.

На определенном этапе экономического развития внешним  выражением стоимости товара становятся деньги – всеобщий эквивалент. Экономическое  содержание, собственно суть обмена, заключается  в смене форм стоимости или  перемене состояния. В актах купли  продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей, реализация товаров.

По мере совершенствования рыночных отношений  структура объектов обмена получает качественное развитие:

  • происходит превращение в объекты рыночного обмена факторов производства – земли, капитала, труда;
  • наблюдается качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что проявляется в развитии функции денег, их видов и изменении инфраструктуры рынка, обеспечивающей функционирование денежной системы.

Нормальное  состояние экономики обеспечивает возможность осуществления процесса, включающего смену как товарной формы общественного продута  на денежную, так и денежной товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок.

Существует  много определений рынка:

  • это сфера , где покупатели и продавцы отдельных товаров находятся в таком тесном информационном общении, что цены товаров стремятся быть одинаковыми в границах всей этой сферы;
  • совокупность существующих и потенциальных покупателей товара;
  • институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг;
  • совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда;
  • сфера товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги.

Общепризнанными характерными чертами рыночных отношений  в условиях свободной экономической  деятельностью являются:

  • добровольность;
  • возмездность;
  • эквивалентность;
  • свободный обмен информацией.

Наряду  с этими элементами существует катализатор, являющийся «вечным двигателем»  рынка – конкуренция.

Сущность  конкуренции заключается в свободе  выбора экономических решений участками  рыночных отношений в условиях соперничества  за максимизацию личной выгоды. Обоснованность выбора рыночной ниши зависит степень влияния названных факторов на напряженность конкурентной борьбы.

В условиях рыночных отношений проявлением  потребностей людей в каком-либо товаре является спрос, и не просто спрос как желание иметь то или иное благо, а платежеспособный спрос. Под этим термином понимают количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени.

Среди факторов, влияющих на величину, структуру и  динамику спроса, доминирующее значение имеют рыночная цена товара и покупательная  способность потребителя. Весьма заметно  влияние на спрос и таких факторов, как уровень соотношение розничных  цен на производственные и непроизводственные товары, состав семьи, место проживания, реклама, причуды моды и т.д.

Спросу  противостоит предложение производителей товаров и услуг – количество товаров (услуг), предлагаемых к продаже  на рынке по конкретной цене в известный  период времени.

Объем товарного  предложения включает товары, находящиеся  в оптовой и розничной торговле, а также товары в пути.

На внутреннем рынке основным источником предложения  выступает сфера производства национальной экономики. Совокупное товарное предложение  включает поступление по импорту  и  товарные запасы.

Объем предложения  на рынке зависит  от многих факторов, среди которых можно выделить:

  • динамику цен на реализуемые товары;
  • себестоимость производства;
  • количество товаропроизводителей.

При прочих равных условиях объем предложения  определяется законом предложения, который проявляется в увеличении товарного предложения при росте  цены и, соответственно, в его снижении при падении цены.

    1. Рынок и товар

 

Конъюнктура рынка – это конкретная экономическая  ситуация, сложившаяся на рынке на определенный момент времени, а также  совокупность причин, обусловивших ее состояние.

Рыночная  ситуация характеризуется:

  • соотношением спроса и предложения;
  • емкостью рынка;
  • уровнем цен;
  • темпами инфляции;
  • устойчивыми и нарождающимися тенденциями функционирования рынка;
  • степенью конкуренции;
  • состоянием товарных запасов;
  • другими показателями.

Определяющее  влияние на рыночную конъюнктуру  оказывают:

  • тенденции развития национальной экономики;
  • финансовая, кредитная, налоговая и таможенная политика государства;
  • эффективность внешней политики государства и состояние внешнеэкономических связей;
  • демографическая ситуация в стране и регионе.

Составной частью конъюнктуры рынка является конъюнктура торговли, которая отражает состояние торговли как отрасли  в определенный момент времени.

Показателями  конъюнктуры торговли являются:

  • скорость оборота товаров;
  • обеспеченность предприятий товарными ресурсами;
  • соотношение между динамикой цен на товары и динамикой спроса;
  • тенденции изменения материально-технической базы сферы обращения;
  • доходность торговых предприятий;
  • степень коммерческого риска;
  • динамика численности занятых в отрасли.

В конкурентной рыночной экономики рынок выполняет  три основные функции.

1. Последовательное  сбалансирование предложения и  спроса по объему и структуре.

2. Установление  равновесной цены – цены предложения  на уровне, отражающем общественную  значимость произведенного товара  или предлагаемой услуги.

3. Создание  предпосылок для постоянного  стремления субъектов рынка к  повышению экономической эффективности  своей деятельности.

В структуре  объектов внутреннего рынка выделяют следующие основные их группы: рынок  средств производства и производственных видов деятельности; рынок потребительских товаров, услуг, жилья; рынок зданий и сооружений непроизводственного назначения; рынок рабочей силы; рынок ценных бумаг, валюты; рынок информации и инноваций.

Указанные рынки представлены в агрегированном виде и могут быть разукрупнены при  предметном изучении.

Рынок служит местом действия трех основных экономических  субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи. Это государство, предприятия, домашние хозяйства.

Основные  товары (услуги), служащие предметом  купли-продажи, субъектами рынка представлены в виде таблицы (Приложение 1).

Информация о работе Направления государственного регулирования экономики