Направления государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Выяснить основные понятия и направления торговли и экономики;
Определить торговлю как отрасль, эффективного функционирования экономики;
Показать характеристику отрасли «Торговля» и экономических действий на примере мебельной студии «Палитра».

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

Функции торговли во многом определены ее сущностью  как формы товарного обращения.

Важнейшими  функциями торговли являются:

  • реализация произведенной потребительской стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
  • доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом операции по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортирование, хранение), поддержание баланса между спросом и предложением с одновременным активным воздействием на производство в части объема  и ассортимента выпускаемой продукции;
  • сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, расширения информационных услуг и т.д.
  • маркетинг (разработка товара, рыночные исследования, организация, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.).

Очень важными  функциями торговли, связанными с  влиянием на производителей, являются разработка новых продуктов, проведение рыночных исследований, формирование реальной  ценовой политики, организация  рациональных систем распределения, обеспечение  послепродажного обслуживания производимых товаров и других полезных для потребителя видов предпринимательской активности. 

 

 

2.2.Роль  и место торговли в экономике  России

 

В России наметилась тенденция к «возрастанию»  роли торговли, что, с одной стороны, соответствует общемировой тенденции, с другой - месту и роли торговли в реализации экономических реформ с учётом превалирующей значимости сферы обращения в воспроизводственных процессах на этапе перехода к рынку.

Торговля  развивается в рамках социально  ориентированной рыночной экономики  с присущими ей многообразием  форм собственности, наличием конкурентной борьбы, свободным ценообразованием и экономической самостоятельностью субъектов предпринимательства.

Становление нового рыночного института проявляется прежде всего в развитии новых форм хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Основной формой собственности является частная. Структура предприятий по формам собственности на 1 января 2012 г. характеризовалась формами, приведенными в таблице (Приложение  3).

На протяжении последних пяти лет значительных изменений в структуре предприятий  по формам собственности не наблюдается, что говорит о стабильности сложившейся  структуры. При этом наибольшая доля частных предприятий была сосредоточена  в сельском хозяйстве, торговле и  общественном питании, строительстве, в сфере операций с недвижимостью.

Так, из более чем 3,6 млн. единиц всех предприятий и организаций, функционирующих в народном хозяйстве на 2012 г., на долю торговли и общественного питания приходится более одной трети. Анализируя изменения структуры предприятий по отраслям экономики, можно констатировать, темп прироста количества предприятий, функционирующих в сфере торговли и общественно питания, значительно превышает аналогичный показатель по народному хозяйству в целом и по отдельным отраслям экономики.

Структура предприятий по отраслям экономики  также характеризуется достаточной  стабильностью (Приложение  4).

Можно констатировать, что осознание необходимости  перехода к рынку и изменения  основ российского законодательства открывают и расширяют возможности  предпринимательства. Во многом они  связаны с развитием малых и  средних форм предпринимательства различных организационно-правовых форм.

Этот  сектор экономики обеспечивает необходимую  мобильность, рынка, без чего невозможно его эффективное функционирование. Малое предпринимательство способно достаточно быстро заполнить свободные  рыночные ниши, не требует, как правило, больших инвестиций и имеет короткие сроки окупаемости. Но главное –  малое предпринимательство является фактором формирования конкурентной среды.

Данные  таблицы (Приложение  5)  свидетельствует  о том, что торговля лидирует среди  других отраслей экономики не только по количеству малых предприятий, но и по численности занятых на них  работников и объему произведенной  продукции.

 Малые  предприятия в сфере торговли  и услуг создают наиболее выгодные  и дешевые для государства  рабочие места. Малое предпринимательство  в этой сфере в период проведения  рыночных реформ в последние  10 лет создало условия для выживания  различных слоев значительной  массы населения, которые оказались  безработными в результате реструктуризации  экономики.

Характеризуя  место торговли в народно-хозяйственном  комплексе, следует отметить следующее. Торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. В процессе хозяйственной деятельности торговые предприятия вступают в сложную  систему взаимоотношений с другими  отраслями народного хозяйства, и прежде всего с промышленностью  и агропромышленным комплексом, являющимся поставщиками потребительских товаров. Торговля воздействует на некоторые  принципиальные моменты принятия управленческих решений производителями товаров. Так, торговые предприятия информируют  производителей о запросах потребителей, участвуют в рекламных мероприятиях, способствуют поддержанию конкуренции, выбирая поставщиков, а также  участвуют в формировании розничных  цен на товары. Таким образом, торговля стимулирует производство и залает ему направление развития.

Торговля  неразрывно связана с денежным обращением и кредитно-финансовой системы страны. Количество денег в обращении, скорость их оборота зависят от размера  товарной массы, уровня цен и скорости реализации товаров. На приобретение предметов  потребления в розничной торговой сети население расходует около 90% своих доходов. Затем денежная наличность в виде торговой выручки  попадают в банки. Тем самым торговля формирует основы финансовой стабильности государства.                                                                   

Выполнение  доходного раздела государственного бюджета во многом зависит от функционирования торговой отрасли. Существенная  часть  доходов бюджета формируется  за счёт косвенных налогов (налога с  добавленной стоимости, акцизов  налога с продаж), которые являются налогами на потребление и потребление  и поступают в казну государства  после реализации товаров.

В свою очередь, торговля тесно взаимодействует  с кредитной системой государства, так как является одним из крупнейших получателей кредитов.

На долю торговли приходится более трети  всего объема грузов, перевозимых  транспортом. Кроме того, в процессе функционирования торговые предприятия  взаимодействуют со строительством, коммунальным хозяйством, связью и  другими отраслями народного  хозяйства.

Анализ  итогов реформирования торговли свидетельствует  о том, что количественные изменения  повлекли за собой качественные изменение  в отрасли. В настоящее время  можно констатировать начало качественно  нового этапа в развитии отрасли  – этапа интенсивного развития интеграционных процессов в отрасли. Формирование интегрированных систем позволяет  объединить потенциал частнопредпринимательской  инициативы с преимуществами крупной  коммерческой структуры.

Для развития интегрированных торговых структур в российской экономической практике сложились определённые предпосылки, основными из которых являются: рыночная неопределённость; падающий платёжеспособный спрос; неразвитость инфраструктуры торговой деятельности.

Мощные  побуждающие мотивы к интеграции сформировались и внутри отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции, даже в её неразвитых формах. В частности, конкуренции между крупными и  мелкими предприятиями торговли. Поэтому одним из направлений  саморегулирования малого предпринимательства  следует, на наш взгляд, считать поиск  путей выживания в конкурентной рыночной среде.

Опыт  последних лет показал, что реформы, не подкрепленные активной структурной  политикой, малоэффективны.

До сих  пор главный аспект при проведении реформ делался на преобразование предприятия  из централизованного управляемого в реального субъекта предпринимательской  деятельности. Но для эффективного функционирования предприятия необходима структура с функциями стратегического планирования, определяющая его рыночную нишу. Если крупные торговые комплексы после приватизации смогли выжить самостоятельно, то для средних и малых предприятий торговли функция стратегического развития явилась новой. Эти предприятия не располагали практическим опытом, профессионального подготовленными кадрами и средствами  для создания организационной структуры, определяющей стратегию развития. Частично данные функции взяли на себя местные муниципальные органы. Однако решить проблему в полном объеме может формирование интегрированных торговых систем.

Опираясь  на мировой опыт, логичным было бы предложить, что процесс интеграции будет происходит по традиционной схеме – от простых многоотраслевых объединений с преимущественно горизонтальными связанными связями к более сложным конструкциям.

Одной из форм интеграции малых предприятий  является ассоциированная торговля. Ассоциация – объединение малых  фирм с целью повышения жизнеспособности и конкурентоспособности при сохранении независимости в управлении. Наибольшее распространение получили различные формы ассоциированной торговли в США и Скандинавских странах. Мировая торговая практика показывает, что интегрированные процессы в сфере в среде малых торговых предприятий будут происходить в форме таких видов объединений, как цепные торговые организации и кооперативные объединения торговых фирм. Первое представляет собой закупочное объединение розничных торговых фирм, второе – объединение розничных фирм под эгидой торговых. Ассоциированная торговля позволяет малым торговым фирмам проводить единую закупочно-сбытовую политику и осуществлять централизацию функций товародвижения. Одновременно объединение оказывает помощь в управлении предприятием.

В качестве особого способа коммерческой ассоциации выделяют франчайзинг – систему договорных отношений между крупными и мелкими фирмами, чья хозяйственная деятельность связана с распределением продукции и оказанием разного рода услуг. Суть франчайзинга состоит в реализации мелкими предприятиями прав на льготное предпринимательство.

 

 

    1. Направления государственного регулирования экономики

 

Рыночная  экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под  которым понимается комплексная  система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики и торговли. Вмешательство государства в  функционирование рыночного механизма  основывается на симбиозе элементов  различных теорий  регулирования.

Теории  разрабатываются применительно  к  условиям различных рыночных отношений. Привлекательность каждой теории проявляется  на определенной стадии общества.

Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

  • регулирование денежного обращения через бюджетную политику, денежно-кредитную политику, налоговую политику;
  • регулирование пропорции воспроизводства и структурного развития экономики;
  • разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики или отдельных ее отраслей или направлений;
  • установление социальных, гуманитарных, экологических норм;
  • нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;
  • введение стандартов качества продукции и услуг;
  • определение требований к статической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы.

Существуют  следующие методы государственного регулирования рынка:

  • правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям;
  • финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);
  • социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий пособий).

Перечисленные методы можно разделить:

  • на прямые (общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственный заказ);
  • косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и т.д.).

Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации  функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики  регионам или демократическим институтам, представляющим интересы различных  объединений граждан.

В соответствии с постановлением Правительства  РФ в 1999 г. образованно Министерство РФ по антимонопольной политике и  поддержке торговли, которое «осуществляет  управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности, недобросовестной конкуренции  на товарных рынках, обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании  и контроле деятельности субъектов  естественных монополий в области  связи и на транспорте».

Информация о работе Направления государственного регулирования экономики