Направления государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики.
В соответствии с данной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
Выяснить основные понятия и направления торговли и экономики;
Определить торговлю как отрасль, эффективного функционирования экономики;
Показать характеристику отрасли «Торговля» и экономических действий на примере мебельной студии «Палитра».

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.16 Кб (Скачать файл)

Под инфраструктурой  понимают обслуживающую часть любой  функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенные системы, системы коммуникации, система страхования, предпринимательства и др.) форм и субъектов рынка, обеспечивающих его функционирование (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможенной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.).

Под товаром  понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Им может быть продукт как физического, так и умственного труда, результат  услуги, сама способность к труду, земля и ее недра – все, что  имеет потребительскую стоимость  и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительской  стоимости.

В узком  смысле под товаром понимается продукт  труда, произведенный для обмена.

Услуги  составляют неотъемлемый элемент национального  общественного продукта. Этот вид  деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий  определенную потребность человека.

Система национального счетоводства, отражая  это обстоятельство, включает валовой  выпуск как продукции, так и услуг: валовой выпуск продуктов; выпуск рыночных услуг; выпуск нерыночных услуг.

Рыночные  услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком  или в значительной мере за счет выручки от реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и  розничной торговли, предприятий  внедомашнего питания, всех видов транспорта, связи, услуги бытовые и здравоохранения, народного образования и др.

Расходы по производству нерыночных услуг целиком  или в значительной мере покрываются  за счет государственного бюджета и  добровольных взносов.

Экономическое содержание торговой услуги заключается  в посреднической деятельности по продвижению  товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.

Применяя  к торговой услуге классификацию  услуг по характеру удовлетворяемых  потребностей и по участию в создании стоимости товара можно отметить, что торговая услуга, наряду с услугами массового питания, быстрого обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, является услугой по обслуживанию потребления  готовых материальных благ. Это выражается в обслуживании смены форм стоимости  – товарной на денежную, в маркетинговых исследованиях потребительских рынков, заключении сделок с поставщиками, ведении учета движения товаров, помощи покупателям в подборе необходимого товара. С точки зрения экономической теории услуги подобного рода не создают новой потребительской стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях экономики.

Вместе  с тем некоторые торговые услуги связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. Сюда относят услуги по транспортировке  товаров, их хранению, фасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой  потребительской стоимости товара. Их относят к дополнительным торговым услугам.

 

 

    1. Торговое предприятие

 

Потребление как этап движения товара играет особую роль.

Во-первых, только потребитель способен оценить  полезность товара или услуги в полной мере; во-вторых, только у потребителя  можно узнать, готов ли тот возобновить  покупку в прежнем или измененном виде; и, наконец, только в потреблении  разнородные продукты, услуги и отдельные  товарные свойства обретают определенную целостность, благодаря чему оценка конкурентоспособности товаров приобретает завершенный характер.

Все отмеченные выше функции потребления становятся основой реального механизма  благодаря конкуренции, т.е. в конечном итоге – рынку.

Благодаря рынку потребитель, обретающий свободу  выбора у «товарного прилавка», становится реальным оценщиком эффективности  работы изготовителя и продавца. Именно он, сравнивая возможности товаров  и услуг со сложившимися у него в голове идеалами (потребностями), определяет меру их полезности. Решающими  фактором в пользу признания действительности таких оценок становится опыт потребления  больших масс людей.

Разумеется, для исследования рынка очень  важно умело воспользоваться  этим реально действующим механизмом оценки с тем, чтобы положить полученные данные в основу собственных  расчетов.

Потребности рассматриваются как объективно-субъективная категория, т.е. как осознанная человеком  или коллективом людей нужда  в чем-либо.

Исследование  категории потребностей только как  объективной категории определяет в качестве причины их возникновения  и развития производства, а само потребление – как место, где  производство завершает свою деятельность. Сознательная деятельность людей как  фактор самостоятельного формирования целей – потребностей определяет место потребления в процессе движения товара не только как завершающего, но и относительно самостоятельного этапа.

Потребности обретают количественную определенность и становятся объектом экономического анализа. Такие потребности обретают форму потребительского заказа, привязанного к определенному месту и времени.

Торговое  предприятие, имеющее квалифицированных  сотрудников, способно достигать своих  целей посредством оценки конкурентоспособности  своих товаров как ведущего и комплексного показателя эффективности сбытовой политики.

В качестве комплексного показателя мера конкурентоспособности  учитывает степень риска включения  товара в число сбываемых фирмой товаров, его ожидаемую прибыльность и, наконец, ликвидность.

В свою очередь, расчет показателя сравнительной полезности товара подразумевает возможность  учета сравнительной полезности по функционально-качественным и мотивационным признакам. Первые позволяют оценить сравнительную полезность конкурирующего товара по объективному критерию, вторые – по субъективному.  Комплексное исследование степени полезности товара или товарной услуги для потребителей полностью соответствует природе потребностей.

В этом же контексте следует рассматривать  прибыльность сбыта. Концепция прибыльности предполагает ставку продавца на массу  или норму прибыли. Фактор конкуренции  вносит свою поправку: прибыльным является такой сбыт, который опирается  на конкурентное ценообразование. Иначе  говоря, предполагающий конкурентоспособный  товар, вправе рассчитывать не только на сам факт его сбыта, сколько  на то, что каждая единица  продаваемого товара принесет какую-то дополнительную прибыль за счет менее конкурентного товара.

Механизм  рынка не может проявлять себя иначе. Если этого перераспределение  не происходит, причину следует искать в отсутствии полноценного рынка. Конкурентная прибыль, если она учитывается, характеризует  конкурентоспособность товара и  его продавца в финансовом аспекте.

Ликвидность товара в системе оценок его конкурентоспособности  играет особую роль. Она показывает меру свободы выбора потребителя  не только по итогам продажи товара, но и по итогам потребления его  в целом.

Такое понимание  категории «ликвидность товара»  указывает на расширение зоны конкуренции; рынок в представлении потребителя  не завершается актом покупки, а распространяется свое действие на процессы потребления со всеми вытекающими из этого факта последствиями.

Ликвидность товара подразумевает готовность продавца обеспечить его возврат покупателю в денежной форме или восстановление утраченного качества в пределах продажной цены.

Поддержание известного уровня ликвидности помогает продавцу снизить риск сбыта, т.е. формирует  у потребителей ощущение солидарности, доверительности по отношению к  фирме-продавцу. Об этом феномене постоянно  напоминают зарубежные специалисты-аналитики, отмечающие растущий интерес бизнесменов  к этому новому, перспективному роду сотрудничества между продавцами и  покупателями в последние годы.

Особенно  важно, что повышение ликвидности  означает усиление реального потребительского контроля за процессом формирования рыночных цен. Наличие ликвидности исключает включение в цену товаров дополнительных издержек и прямо стимулирует продавца к снижению цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отрасль «Торговля» и эффективность функционирования экономики

 

2.1 Торговля

 

Торговля  – это форма товарного обращения, осуществляемого посредством денег.

Торговля  – особая деятельность людей, связанная  с осуществлением актов купли-продажи  и представляющая совокупность специфических  технологических и хозяйственных  операций, направленных на обслуживание процесса обмена.

Обособление торговли в отдельную отрасль  связано с общественным разделением  труда и выделением торгового  капитала как части промышленного, что обусловлено стремлением  к более эффективному использованию  имеющихся ресурсов.

В течение  длительного времени дефиниция  «торговля» употреблялась в очень  широком смысле, обозначая практически  всю экономическую деятельность в целом.

В узком  смысле под торговлей принято  понимать покупку товаров и их перепродажу без внесения в них  существенных материальных изменений.

Наиболее  распространенным, раскрывающим экономическую  сущность является следующие определение  торговли: это форма товарного  обращения, осуществляемого с помощью  денег.

Рассматривая  торговлю в пространственно-временном  аспекте, ее можно определить как  процесс. В понятие торговли как  процесса входит деятельность по обслуживанию условий акта купли-продажи, и в  первую очередь договоренность о  цене, устраивающей как покупателя, так  продавца, т.е. о равновесной  цене. Следовательно, торговля – это  процесс организации обмена товара на деньги.

Торговлей также принято называть отрасль  экономики, объединяющую совокупность предприятий и организаций, характеризующихся  единством экономического назначения хозяйственной деятельности, направленной на доведение до потребителя материальных благ.

Государственный стандарт Российской Федерации трактуя содержание термина «торговля», определяет ее как «вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг потребителям». 

Торгово-предпринимательская  деятельность может быть определена как процесс оказания услуги, предоставляющей  совокупность операций, осуществляемых торговыми предприятиями и заключающимися в предоставлении материальных благ потребителям в таком виде, в такое  время и в таком месте, которые  соответствуют их потребностям.

Таким образом, можно констатировать наличие нескольких понятийных уровней «торговли» (Приложение 2).

Торговля  и торговая деятельность – понятия  не тождественные. Торговая деятельность состоит в продвижении товаров  от производителя к потребителю  путем реализации их за деньги. Наличие  выручки от реализации товаров свидетельствует  о наличии торговой деятельности. Субъектами торговой деятельности могут  быть как посредники, как торговые посредники, так и производители. Торговля же – это деятельность торговых посредников, обособившихся  в самостоятельную отрасль экономики.

По месту  купли-продажи различают торговлю внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя  торговля – это совокупность субъектов  торговой деятельности, занимающихся куплей-продажей товаров народного  потребления и оказанием иных торговых услуг на территории России, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и правового характера в целях  достижения рыночного согласования товарного предложения и потребительского спроса. При внутренней торговле товар не пересекает границы государства.

Внешняя торговля первоначально развивалась  в виде обмена товарами между отдаленными  странами (товар перемещается через  границу государства).

Различают три формы внешней торговли:

  • импортную,
  • экспортную,
  • транзитную.

Закупка импортных товаров называется импортом, продажа товаров отечественного производства за рубеж – экспортом. Если же товар от продавца к покупателю транспортируется по территории России, то для России это транзитный провоз товара (транзит).

Во внутренней торговле выделяют оптовую и розничную.

Оптовая торговля – это продажа товаров  с целью их последующей перепродажи  или для профессионального использования.

Розничная торговля- это торговля товарами и  оказание услуг покупателям для  личного, семейного и домашнего  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью. Розничная торговля товары получает от оптовых посредников  или производителей и реализует  их конечным потребителям.

Основные  внешние отличия оптовой торговли от розничной:

  • объемы оптовых сделок, как правило, крупнее;
  • зона обслуживания оптового предприятия обычно больше;
  • меньше внимания уделяется местоположению торгового предприятия.

Информация о работе Направления государственного регулирования экономики