Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа
Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в Республике Беларусь;
3. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.
Введение 3
1 Теоретические вопросы трудовой миграции 5
1.1 Причины и виды миграций рабочей силы 5
1.2 Последствия трудовой миграции 10
2 Анализ миграционных процессов в Республике Беларусь 12
2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси 12
2.2 Миграции, вызванные политическими причинами 21
2.3 Миграции, вызванные экономическими причинами 25
2.4 Современные проблемы трудовой миграции 28
3 Направления миграционной политики Республики Беларусь 31
Заключение 34
Список использованных источников 36
Социальная функция миграции - это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.
Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции.
Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости, главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.
Другая версия теории делает упор на то, что активизация внешней трудовой миграции – это нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.
Таким образом, на сегодняшний день все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.
Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся 19:
· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
· различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;
· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
· состояние национального рынка труда.
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
1.2 Последствия трудовой миграции
Как свидетельствует мировая практика, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. (Но возможно и появление острых социально-экономических проблем).
К положительным последствиям трудовой миграции можно отнести:
1. Смягчение условий безработицы.
2. Появление для страны-
– переводы эмигрантов из-за рубежа (во многих развивающихся странах масштабы частных переводов составляют 25–50% доходов от товарного экспорта – в Бангладеш, Египте, Марокко, Шри-Ланке и др.),
– налоги на
фирмы-посредники по
– личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг),
– капиталы от
стран-импортеров рабочей силы, идущие
часто на воспроизводство
– сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами.
3. Приобретение ими знаний и опыта.
4. Возможное вложение
вернувшимися обратно людьми
заработанных ими средств в
сферу малого бизнеса, что
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:
1. Тенденции роста потребления заработанных за границей средств.
2. Желание скрыть получаемые доходы от налогообложения.
3. «Утечку умов» – растущую миграцию высококвалифицированной рабочей силы.
4. Понижение квалификации работающих мигрантов.
Однако иммиграция
имеет не только экономические,
Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу МЭО. Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из неё, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. При этом наблюдаются две тенденции: одна – к открытой экономике и, соответственно, к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения (например, страны Евросоюза); другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.
2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси
Внешняя трудовая миграция – выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в Республике Беларусь.
Основными принципами осуществления внешней трудовой миграции являются:
- добровольность внешней трудовой миграции;
- недопустимость незаконной внешней трудовой миграции;
- защита рынка труда Республики Беларусь;
- недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, унижающих их человеческое достоинство, наносящих вред их здоровью;
- недопустимость дискриминации трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовых функций или статуса работника;
- недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь.
Государственное регулирование и управление в области внешней трудовой миграции осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, органами внутренних дел Республики Беларусь и иными государственными органами Республики Беларусь в пределах их компетенции.
Президент Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции:
- определяет единую государственную политику;
- определяет порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции:
- обеспечивает реализацию единой государственной политики;
- утверждает государственные программы;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.
Министерство внутренних дел Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции:
- проводит единую государственную политику;
- разрабатывает и реализует государственные программы;
- осуществляет международное сотрудничество;
- осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и заключению международных договоров Республики Беларусь;
- координирует деятельность других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, осуществляет взаимодействие с иными государственными органами Республики Беларусь и иными организациями;
- согласовывает информационные (рекламные) объявления о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
- осуществляет лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
- представляет не позднее 5-го числа каждого месяца в Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информацию о трудящихся-эмигрантах, в том числе о возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции:
- участвует в реализации единой государственной политики;
- осуществляет взаимодействие с международными организациями;
- принимает совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь участие в разбирательстве случаев нарушения прав трудящихся-эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
- ведет учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов;
- принимает меры по предотвращению и пресечению незаконной внешней трудовой миграции;
Информация о работе Направления миграционной политики Республики Беларусь