Направления миграционной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в Республике Беларусь;
3. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические вопросы трудовой миграции 5
1.1 Причины и виды миграций рабочей силы 5
1.2 Последствия трудовой миграции 10
2 Анализ миграционных процессов в Республике Беларусь 12
2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси 12
2.2 Миграции, вызванные политическими причинами 21
2.3 Миграции, вызванные экономическими причинами 25
2.4 Современные проблемы трудовой миграции 28
3 Направления миграционной политики Республики Беларусь 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курс_миграц_рабоч_силы.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

Социальная функция  миграции - это стремление благодаря  изменению места проживания более  полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции.

Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования  иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере  занятости, главным образом в  связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.

Другая версия теории делает упор на то, что активизация  внешней трудовой миграции – это  нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую  сбалансированность на рынке труда.

Таким образом, на сегодняшний день все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.

Причины международной  трудовой миграции делятся на экономические  и неэкономические. Причины экономического характера кроются в различном  экономическом уровне развития отдельных  стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни  в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим  фактором, определяющим миграцию рабочей  силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой  экономике относятся 19:

· различия в уровнях  экономического развития стран и, как  следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;

· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической  базе национального производства;

· состояние национального  рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Одним из мотивов участия  в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

В настоящее время  практически все страны мира активно  воздействуют на процессы экспорта и  импорта рабочей силы. Государственное  регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

 

 

 

1.2 Последствия  трудовой миграции

 

 

Как свидетельствует мировая практика, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. (Но возможно и появление острых социально-экономических проблем).

 К положительным  последствиям трудовой миграции можно отнести:

1. Смягчение условий  безработицы.

2. Появление для страны-экспортера  рабочей силы дополнительного  источника валютного дохода в  форме поступлений от эмигрантов, таких как: 

 – переводы эмигрантов  из-за рубежа (во многих развивающихся  странах масштабы частных переводов составляют 25–50% доходов от товарного экспорта – в Бангладеш, Египте, Марокко, Шри-Ланке и др.),

 – налоги на  фирмы-посредники по трудоустройству  за рубежом,

 – личное инвестирование  иммигрантов (привоз на родину  средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, ценных бумаг),

 – капиталы от  стран-импортеров рабочей силы, идущие  часто на воспроизводство трудовых  ресурсов, в социальную сферу,

 – сокращение расходов  на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами.

3. Приобретение ими  знаний и опыта.

4. Возможное вложение  вернувшимися обратно людьми  заработанных ими средств в  сферу малого бизнеса, что способствует  созданию дополнительных рабочих мест.

 Среди негативных  последствий трудовой миграции  следует назвать:

1. Тенденции роста  потребления заработанных за  границей средств.

2. Желание скрыть получаемые  доходы от налогообложения.

3. «Утечку умов» –  растущую миграцию высококвалифицированной рабочей силы.

4. Понижение квалификации  работающих мигрантов.

 Однако иммиграция  имеет не только экономические,  но и социальные последствия,  а они, по большей своей части,  отрицательные для принимающей  стороны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т. д. К тому же приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране (например, российские немцы в Германии).

Учитывая все перечисленные  выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу МЭО. Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из неё, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. При этом наблюдаются две тенденции: одна – к открытой экономике и, соответственно, к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения (например, страны Евросоюза); другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси

 

 

Внешняя трудовая миграция – выезд из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору в государстве трудоустройства, а также въезд в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору и осуществление такой деятельности в Республике Беларусь.

Основными принципами осуществления  внешней трудовой миграции являются:

- добровольность внешней трудовой миграции;

- недопустимость незаконной внешней трудовой миграции;

- защита рынка труда Республики Беларусь;

- недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, унижающих их человеческое достоинство, наносящих вред их здоровью;

- недопустимость дискриминации трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовых функций или статуса работника;

- недопустимость подмены трудовых отношений, вытекающих из трудовых договоров, заключенных с трудящимися-иммигрантами, обязательствами, возникающими на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование  и управление в области внешней  трудовой миграции осуществляются Президентом  Республики Беларусь, Советом Министров  Республики Беларусь, органами внутренних дел Республики Беларусь и иными  государственными органами Республики Беларусь в пределах их компетенции.

Президент Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции:

- определяет единую государственную политику;

- определяет порядок выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции:

- обеспечивает реализацию единой государственной политики;

- утверждает государственные программы;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь в области  внешней трудовой миграции:

- проводит единую государственную политику;

- разрабатывает и реализует государственные программы;

- осуществляет международное сотрудничество;

- осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и заключению международных договоров Республики Беларусь;

- координирует деятельность других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, осуществляет взаимодействие с иными государственными органами Республики Беларусь и иными организациями;

- согласовывает информационные (рекламные) объявления о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

- осуществляет лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;

- представляет не позднее 5-го числа каждого месяца в Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь информацию о трудящихся-эмигрантах, в том числе о возвратившихся в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Департамент по гражданству  и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь в области  внешней трудовой миграции:

- участвует в реализации единой государственной политики;

- осуществляет взаимодействие с международными организациями;

- принимает совместно с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь участие в разбирательстве случаев нарушения прав трудящихся-эмигрантов, являющихся гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

- ведет учет трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов;

- принимает меры по предотвращению и пресечению незаконной внешней трудовой миграции;

Информация о работе Направления миграционной политики Республики Беларусь