Направления миграционной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в Республике Беларусь;
3. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические вопросы трудовой миграции 5
1.1 Причины и виды миграций рабочей силы 5
1.2 Последствия трудовой миграции 10
2 Анализ миграционных процессов в Республике Беларусь 12
2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси 12
2.2 Миграции, вызванные политическими причинами 21
2.3 Миграции, вызванные экономическими причинами 25
2.4 Современные проблемы трудовой миграции 28
3 Направления миграционной политики Республики Беларусь 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курс_миграц_рабоч_силы.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

В современных социально-экономических  условиях Беларусь является потенциальным  экспортером рабочей силы. При  государственном регулировании  временной внешней трудовой эмиграции  страна может получить определенный экономический эффект, в первую очередь, за счет освоения новых технологий и передовых методов организации трудового процесса, повышения квалификации и улучшения профессиональной подготовки своих специалистов, овладения иностранными языками. Знания и навыки, приобретенные при работе в другой стране, могут быть использованы после возвращения на родину. Благодаря переводу заработанных денег, увеличивается приток валютных поступлений в республику. Эти средства в значительной степени способствуют повышению уровня жизни семей трудящихся-эмигрантов, а в некоторых случаях могут способствовать повышению внутренних инвестиций[5,с. 75].

Позитивным моментом является также возможность смягчения  напряженности на рынке труда  республики, хотя в настоящее время  вклад внешней трудовой миграции в решение проблем, связанных с рынком рабочей силы, носит пока ограниченный характер[13,с.74].

Отток кадров из научно-технической  сферы и падение престижности научной деятельности имеют в  своей основе, прежде всего, экономические причины:

  • низкий уровень финансирования научных исследований и разработок, невостребовательность результатов научных исследований производством;
  • резкое падение престижности научной работы из-за невысокой оплаты труда и низкого уровня социальных гарантий.
  • неразвитость инфраструктуры научно-инновационного предпринимательства, отсутствие экономических и моральных стимулов внедрения разработок в производство как для научных коллективов в целом, так и для отдельных научных работников[11, c.140-141].

     По данным на 1 апреля 2011 года, население Республики Беларусь  составляет 9474,2 тыс. человек.  По данным переписи населения 2009 года, на территории Белоруссии проживали представители более 130 наций и национальностей (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 –Нации, проживающие на территории Беларусь

Нации

Численность

Белорусы

7 957 252

Русские

785 0 84

Поляки

294 549

Украинцы

158 723

Евреи

12 926

Армяне

8 512

Татары

7 316

Цыгане

7 079

Азербайджанцы

5 567

Литовцы

5 087

другие

3 500


 

Среди мигрантов, прибывших из стран СНГ, 18,8 тыс. человек (58%) приехали из России, 5,1 тыс. (16%) – из Украины, 3,1 тыс. (9%) – из Казахстана [6, с. 52].

Численность мигрантов  сравнительно невелика, но она ежегодно увеличивается благодаря государственной  миграционной программе Республики Беларусь,  Департамент по гражданству и миграции  Белоруссии сообщил, что к 2012 г. разработает новый нормативный миграционный акт.

В Беларуси миграционный прирост за прошлый год составил 9,9 тыс. человек и снизился по сравнению  с 2010-м на 3,9%

Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения  на 38,5% (за 2010 год - на 35,4%).

 

Таблица 2.3 –Миграционные  потоки

Годы

Прибыло

Выехало

2010

17 тыс. 510 чел.

7 тыс. 610 чел.

2011

17 тыс. 169 чел.

6 тыс. 866 чел.


 

Из стран СНГ в нашу республику в 2011 году прибыли 14,7 тыс. человек, из которых 88,8% составляют приехавшие из России, Украины и Казахстана.

 

Таблица 2.4 –  Процентное соотношение мигрирующих 

Прибыло в Беларусь

Выехало из Беларуси

88,8%

76,2%


 

По официальной статистике в Республику Беларусь за период 1997-2010 гг. на постоянное место жительство в страну прибыло 127,2 тыс. чел. При этом коэффициент миграционного прироста в среднем за период составил 0,7%, достигнув своего максимума в 1998 году (1,9%).

Согласно мировому рейтингу по этому показателю Беларусь в 2010 году занимала 66 место, однако среди стран бывшего СССР этот коэффициент имеет положительное значение кроме Беларуси (1,06), только Россия (1,76).

Что касается других характеристик  постоянной миграции, то чистая миграция на 62,8% состоит из лиц трудоспособного возраста. Такой удельный вес трудоспособных мигрантов всего на 1,2% больше, чем доля трудоспособного населения Беларуси[4, с 245]

 

Рисунок 2.4 –  Внешние мигранты по возрастным группам

 

Таблица 2.5 –  Внешние мигранты по стране  
предыдущего жительства

 

Тысяч

человек

 В % к 

итогу

Внешине мигранты

39,3

100

прибыли из стран СНГ

32,1

81,9

       из них :

   

   Россия

18,8

47,8

   Украина

5,1

13,1

   Казахстан

3,1

7,8

   Туркменистан

2,7

6,9

прибыли из других стран

7,1

18,1


 

Большинство белорусских  иммигрантов в России работают без  официального разрешения, что не является обязательным для граждан Беларуси в России. В результате, по данным Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало всего 612 человек, в то время пресс-служба ФМС России сообщила, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе-марте этого года стало 1500 белорусов, то есть в одну столицу России выезжают на работу белорусов  почти в 2,5 раза больше, чем показывают официальные белорусские инстанции в отношении всей эмиграции из страны. Причем, как подчеркнули в ФМС России, из-за необязательности регистрации реальное количество белорусов в России может быть в десятки раз больше официальных данных их службы (Приложение А).

При этом по официальной  статистике нетто-миграция имела положительное  значение, главным образом за счет России, стран Средней и Центральной  Азии, Украины и Казахстана (миграция Юг-Юг), в то время как основными направлениями эмиграции были Германия, развитые страны ОЭСР и Израиль (Юг-Север), что не является неожиданностью[16].

Стоит обратить внимание на то, что из Беларуси выезжают более  квалифицированные кадры, чем в  нее въезжают. И это вполне закономерный процесс: в борьбе за высококвалифицированные кадры выигрывают более богатые страны.

 

 

2.4 Современные  проблемы трудовой миграции

 

 

Общие итоги миграции населения приведены в приложении к работе.

Сейчас в экономике  занято 4,57 млн. человек, что меньше, чем в 2011 г. Рекрутеры утверждают, что ряд отраслей обречен на утечку мозгов и рабочих рук: местные наниматели просто не в состоянии сделать специалистам достойное зарплатное предложение.

За последние годы белорусский рынок труда пережил сразу две волны трудовой миграции. Первая пришлась на кризисный 2009 г., вторая — на еще более проблемный 2011-й. Причем, если прежде кадры уезжали в одиночку или, в крайнем случае, небольшими коллективами, бригадами, то в прошлом году — целыми отраслями.

Так, сокращение объемов  строительства вызвало высвобождение  огромного количества рабочих рук  — от бетонщиков и арматурщиков до отделочников. Представители отрасли  вспоминают, что в регионах, граничащих с Россией, люди увольнялись бригадами, коллективно отправляясь на заработки на стройки соседней страны. До сих пор кадровые агентства почти каждый день получают запросы от российских коллег, готовых предложить рабочим места в любой точке РФ — от Калининграда до Тюмени. Среднее зарплатное предложение для них — не ниже 1-1,5 тыс. долларов.

Печальное положение  дел на рынке труда внутри страны подтверждает исход из Беларуси трудоспособного  населения, который давно приобрел массовый характер.

Его не фиксируют миграционные службы, и официальная статистика с гордостью докладывает, что сальдо миграции в Беларуси положительное. Дело в том, что эти люди остаются гражданами Беларуси. Многие оставляют за собой недвижимость на родине, но реально живут и работают в других странах. По предположениям экспертов, таких людей может быть около 1 млн, или более 20% от всего занятого населения. Именно такое количество белорусских граждан вроде как есть в стране, но среди работающих не числятся.

Уезжает и просто молодежь. Родители вынуждены отправлять детей  в другие страны, так как не видят для них перспективы в Беларуси.

Впрочем, вернуть эти  кадры не так сложно. Многие работают вахтовым методом, бригады нанимаются на сезон или берутся за конкретный подряд, после чего снова ищут работу. Опаснее, что после кризиса рынок  недосчитался и белых воротничков. Часть из них покинули страну, другие — переквалифицировались.

Но главная проблема оттока офисных сотрудников —  выезд «топов». Из Беларуси в Москву, Санкт-Петербург, а теперь и в  Киев массово переманивают финансовых и коммерческих директоров, директоров по производству, строительству, исполнительных директоров.

Ситуации, когда в столице  соседней страны топу готовы платить  в 4-5 раз больше, чем в Минске (не говоря уже о регионах), не редкость. Поэтому рост зарплат — единственное, что позволит вернуть управленцев на родину, если кто-то в Беларуси готов будет заплатить исполнительному директору 5 тыс. долларов, то будет стоять очередь специалистов, и они будут возвращаться из Москвы и из Киева.

Кризисные потери специалистов всех квалификаций могли бы быть еще более масштабными, если бы государство не защищало кадровый рынок. Например, в той же Москве действует программа, нацеленная на привлечение специалистов из-за рубежа. И приоритет отдается как раз белорусским кадрам — их проще легализовать в силу оформленного общего рынка труда, к тому же работодателей подкупает общность менталитета и высокая по сравнению с представителями, например, среднеазиатских стран культура труда.

Но поиск кадров в  Беларуси осложнен. Так, в рекрутинговых  компаниях утверждают, что получить в Беларуси лицензию на трудоустройство за границей непросто. А обязанность компаний отслеживать судьбу каждого клиента вплоть до возвращения домой создает много волокиты для легальной работы. В результате российские кадровые компании склонны работать с белорусскими клиентами нелегально или только в своей юрисдикции — например, размещая вакансии, способные заинтересовать белорусов, на российских сайтах.

Еще одно спасение для  рынка — высокая доля государства  в экономике. Госпредприятия, как известно, ограничены в принятии решений о сокращении штатов даже в кризис, когда тому есть экономические предпосылки. Правда, такая защита рынка приводит к тому, что предприятия поддерживают кадровый балласт в виде специалистов не самого высокого уровня с минимальной заработной платой. В то время как сотрудники с высоким потенциалом страдают от зарплатной уравниловки и скорее склонны уезжать из страны в поисках лучшей доли.

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

В условиях глобализации активизируются процессы миграции населения. Республика Беларусь включена в международную миграцию как государство-донор и как государство-реципиент.

Выгодное географическое положение Беларуси, стабильная политическая и экономическая ситуация, наличие родственных связей между гражданами республики и гражданами иностранных государств, упрощенная процедура получения разрешения на временное и постоянное проживание, возможность трудоустройства и социальной адаптации являются привлекательными факторами для иммигрантов.

Итогом реализации миграционного  законодательства в 2010 году стало привлечение  в страну на временное проживание 33 тыс. иностранных граждан, а на постоянное – 13 тыс. Более 3,5 тыс. этнических белорусов приобрели гражданство.

Для стабилизации демографической ситуации необходимо, с одной стороны, проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой – сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала.

Многонациональное и  толерантное население Республики Беларусь в целом позитивно воспринимает интернациональную миграцию. Однако, учитывая прогнозируемое увеличение иммиграционного  потока, следует проводить постоянную работу через средства массовой информации по предупреждению неприятия иммигрантов белорусским обществом.

Планируется активно  информировать иностранных граждан  за пределами республики о предоставляемых  им возможностях и льготах при  переезде в Республику Беларусь.

Потенциал белорусского сельского хозяйства, а также  наличие благоустроенного жилья  в сельской местности обеспечат  рациональное расселение мигрантов  в регионах, имеющих дефицит трудовых ресурсов, что будет способствовать снижению диспропорций в территориальной структуре населения.

Информация о работе Направления миграционной политики Республики Беларусь