Направления миграционной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в Республике Беларусь;
3. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические вопросы трудовой миграции 5
1.1 Причины и виды миграций рабочей силы 5
1.2 Последствия трудовой миграции 10
2 Анализ миграционных процессов в Республике Беларусь 12
2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси 12
2.2 Миграции, вызванные политическими причинами 21
2.3 Миграции, вызванные экономическими причинами 25
2.4 Современные проблемы трудовой миграции 28
3 Направления миграционной политики Республики Беларусь 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курс_миграц_рабоч_силы.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

- выдает разрешения на привлечение иностранной рабочей силы;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с другими актами законодательства Республики Беларусь.

Подразделения по гражданству  и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного  комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее – подразделения по гражданству и миграции) в области внешней трудовой миграции:

- выдают специальные разрешения;

- регистрируют трудовые договоры, заключенные на территории Республики Беларусь между трудящимися-эмигрантами и иностранными нанимателями;

- регистрируют трудовые договоры, заключенные на территории Республики Беларусь между трудящимися-эмигрантами и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, по поручению иностранных нанимателей (далее – трудовые договоры, заключенные по поручению иностранных нанимателей);

- регистрируют трудовые договоры, заключенные на территории Республики Беларусь между трудящимися-иммигрантами и нанимателями Республики Беларусь;

- регистрируют договоры о трудоустройстве;

- обеспечивают граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь и самостоятельно выезжающих за ее пределы для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности, информацией, предусмотренной абзацами вторым и четвертым части первой статьи 16 настоящего Закона, и во взаимодействии с организациями системы образования Республики Беларусь, средствами массовой информации разъясняют им возможные негативные последствия трудоустройства за пределами Республики Беларусь без содействия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Иные государственные  органы Республики Беларусь в пределах своих полномочий в области внешней трудовой миграции:

- участвуют в реализации единой государственной политики;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Как считают эксперты, представители интеллектуальной элиты составляют около 5 % от общего потока эмигрантов с высшим образованием. При существующих в настоящее время в республике темпах эмиграции это около 100 человек ежегодно. При этом убытки, оцененные по методике ООН, составляют около 30 млн. дол. США.

Наиболее распространенной формой интеллектуальной миграции в  настоящее время является временная  работа по контрактам и грантам, стажировки. В 1996 г. только из институтов НАН Беларуси работали по контрактам за границей более 6 % научных работников. Как правило, это наиболее активные и перспективные сотрудники.

Нет сомнения, что временная  работа и обучение научных кадров и студентов за рубежом способствуют вхождению наших ученых в мировое  технологическое пространство, позволяют подготовить высококвалифицированные научные кадры. Однако на практике они часто предшествуют "утечке умов" и способствуют утечке интеллектуальной собственности.

Результаты опросов  свидетельствуют о высокой популярности контрактной формы работы за границей: в ходе социологического исследования научных работников выявлено, что 54 % из числа опрошенных хотели бы работать за границей по контракту, а из числа молодых ученых – 89 %. Потенциал интеллектуальной миграции, как видим, чрезвычайно высок. Необходима систематическая работа по ее регулированию.

Таким образом, эмиграция  научных работников и ее темпы  представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего. До настоящего времени  правительство и органы государственного управления уделяли этому процессу недостаточно внимания. В научных учреждениях, вузах, министерствах и ведомствах полная информация о работающих за границей ученых отсутствует.

В связи с этим необходима четкая политика государства, направленная на регулирование интеллектуальной миграции. Имеются два главных фактора эмиграции ученых и длительного выезда на работу по контрактам: заметная разница в уровне жизни и в условиях профессиональной деятельности. Экономическая ситуация в Беларуси не позволит в ближайшем будущем существенно повлиять на эти факторы. Прямое административно-законодательное подавление процесса интеллектуальной миграции в настоящих условиях также представляется нереальным и политически нецелесообразным. Ей должна быть противопоставлена определенная система механизмов, стимулирующих работу на родине и возвращение из-за рубежа. Особое внимание при этом должно быть уделено "группам риска": молодым ученым и аспирантам, проходящим стажировку или обучающимся в зарубежных научных центрах, а также работающим по контрактам ученым среднего возраста, являющимся носителями значительной интеллектуальной собственности.

Решение проблемы ограничения  интеллектуальной эмиграции видится  также в контексте продолжения  и дальнейшего развития политики сохранения и развития научного потенциала республики. Здесь важным является установление и сохранение положительной тенденции поддержки науки и гарантий социальной защиты ученых.

Принципиально важным является создание условий для цивилизованной, с учетом заинтересованности государства и личной заинтересованности ученых, коммерциализации научно-технических достижений, развития научно-инновационного предпринимательства. В условиях недостатка финансовых средств сегодня это, по-видимому, один из реальных путей существенного улучшения финансирования науки и повышения зарплаты эффективно работающим научным работникам.

Потенциал международной  трудовой миграции. Снижение жизненного уровня, экономическая нестабильность, обострение проблем занятости ведут  к тому, что многие специалисты, рабочие высокой квалификации, научные работники, предприниматели, молодежь без специальности и другие категории населения страны в целях реализации своих трудовых интересов, улучшения своего материального положения и положения семьи ищут возможность получить работу за границей. Число таких граждан, как подтверждают социологические исследования, колеблется от 0,6 млн. до 1,5 млн. человек[15].

С целью выработки  мер государственного регулирования  процессов внешней трудовой миграции по заказу Комитета по миграции  НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь провел социологическое исследование, которое позволило определить потенциал внешней трудовой миграции, направления возможных миграционных потоков; выявить "выталкивающие" и "сдерживающие" факторы и условия, определяющие ее количественные и качественные параметры. Всего было опрошено 2400 человек трудоспособного возраста. По своим социально-демографическим характеристикам выборочная совокупность исследования является репрезентативной для всей Беларуси.

Исследование показало, что наиболее активны потенциальные  мигранты в младших возрастных группах: 16–20 лет и 21–25 лет. Они охватывают почти половину (41,6 %) опрошенной молодежи. Доля желающих выехать среди респондентов других возрастных групп уменьшается по мере увеличения их возраста. Так, доля средней возрастной группы (36–45 лет) более чем в полтора раза меньше доли молодежной возрастной группы (23,4 %).

Как показало исследование, среди потенциальных трудящихся-мигрантов  явно преобладают мужчины. В целом желали найти работу за границей 30,2 % среди мужчин и 20,1 % – среди женщин.

Опрос выявил тенденцию  зависимости миграционной активности от уровня образования респондентов. Наибольшую потенциальную миграционную активность проявляют респонденты  с высшим образованием – 31,4 % респондентов этой категории желают найти работу за границей, что в полтора раза превышает миграционную активность респондентов со средним общим и в два раза – с неполным средним образованием.

Социально-профессиональное положение респондентов также влияет на их миграционную активность. Наиболее активными, по данным исследования, оказались представители нового социального слоя – предприниматели. Более половины (51,1 %) предпринимателей желают поработать за границей в ближайшем будущем. На втором месте по миграционной активности среди социальных групп стоят учащаяся молодежь и студенты: 42,0 % из них желают поработать за границей. На третье место по показателю миграционной активности вышли безработные (или не работающие на момент опроса): 33,3 % опрошенных представителей этой категории желают найти работу за границей.

Миграционные намерения  населения существенно различаются  в зависимости от места проживания. Население из крупных индустриальных и культурных центров в большей  степени включено в процессы внешней трудовой миграции. Так, условия такого крупного индустриального центра, каким является Минск, в значительной степени влияют на уровень миграционной активности всех работников народного хозяйства, которые здесь представлены. Процент желающих поработать за границей у них выше, чем у респондентов в областных центрах и районных городах. Самый низкий уровень миграционной активности выявлен среди сельского населения.

В то же время, как показало исследование, по отдельным социально-демографическим группам наблюдаются значительные особенности дифференциации миграционной активности в зависимости от места жительства. Так, предприниматели г. Минска почти в два раза уступают по этому показателю своим коллегам из областных центров. У студентов, наоборот, не наблюдается резких колебаний уровня миграционной активности в зависимости от места проживания: молодежь областных центров по нацеленности работать за рубежом ничем не уступает своим столичным сверстникам[5, с.93].

К субъективным условиям, затрудняющим трудоустройство за границей, относятся: незнание иностранного языка; нежелание работать не по специальности; отсутствие по месту жительства фирм, занимающихся трудоустройством граждан за границей, и др.

Таким образом, если за границей желают поработать 25 % опрошенных, то только 5,6 % из них имеют реальную возможность, а 19,0 % – некоторые шансы найти работу в странах Западной Европы; 6,4 % и 22,5 % – в странах Восточной Европы; 16,1 % и 23,3 % – в странах СНГ, исключая страны Средней Азии. Необходимо, конечно, при этом иметь в виду и то, что масштабы миграционных потоков могут колебаться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от состояния национальной экономики Беларуси, а также экономики стран-реципиентов. Например, кризис экономики может уменьшить поток белорусских трудящихся-мигрантов в эту страну. И наоборот, заключение межправительственных соглашений в области обмена рабочей силой со странами Западной Европы несомненно повысило бы шансы белорусских граждан найти работу в этих странах и тем самым увеличило бы масштабы миграционного потока.

Структура мотивов внешней трудовой миграции определяется прежде всего  тяжелым материальным положением, в  котором оказалось в настоящее  время большинство населения  республики. Основной мотив трудовой миграции для абсолютного большинства опрошенных – заработать деньги и тем самым улучшить свое материальное положение. Отрыв этого мотива от других столь значителен, что дает все основания говорить о резком падении жизненного уровня всех слоев населения.

На второе место в структуре  мотивов трудовой миграции респонденты  поставили нематериальный мотив  – пожить в цивилизованной стране (41,1 % опрошенных). Желание увидеть другой мир воочию, испытать себя в этом мире – это, в конечном счете, другая сторона медали одного и того же состояния, а именно: отражение бедственного профессионального и материального положения, которое испытывают сегодня активные и высококвалифицированные кадры промышленного производства, непроизводственных сфер экономики Беларуси.

На третьем месте  среди основных мотивов внешней  трудовой миграции стоит опять же материальный интерес – заработать капитал для своего дела (бизнеса). Его определили как значимый 25,7 % опрошенных. Среди социальных групп в этом отношении выделяется учащаяся молодежь, прежде всего студенты. Отчасти в этом можно усмотреть влияние на молодежь реалий настоящего времени, процессов становления рыночной идеологии и новых социальных ориентаций. Однако, на наш взгляд, возможность заработать за границей достаточно большие деньги (стартовый капитал для открытия своего дела) ничтожно мала, и больше похожа на иллюзии, которые свойственны молодежи. Об этом говорит тот факт, что только 26,7 % респондентов-предпринимателей, которые как никто другой представляют, что такое "стартовый капитал" для открытия своего дела в бизнесе, отметили этот мотив как значимый. Более реальным мотивом внешней трудовой миграции для 46,7 % респондентов-предпринимателей оказался мотив, связанный с их профессиональными интересами: установление деловых контактов с зарубежными партнерами. Этот мотив в группе респондентов-предпринимателей занял второе место и оттеснил вместе с мотивом "заработать капитал для своего дела" мотив "пожить в цивилизованной стране" на четвертое место.

Среди основных мотивов  желания поработать за границей мотив  повышения своего профессионального уровня отметили как значимый 24,5 % опрошенных. Наибольшая доля респондентов, указавших на это, относится к ИТР – 35,1 %, а также к служащим – 34,4 %. Однако этот мотив можно отнести больше к желаемым, чем реально осуществимым. Как известно, выезд за границу для работы по контракту (или нелегально) всегда влечет за собой установление профессиональных контактов, связей и приобретение опыта проживания за рубежом. Опрос показал, что доля респондентов, имеющих этот мотив трудовой миграции, незначительна – 13,4 %. Наиболее полно он представлен у ИТР и служащих (19,3 % и 18,8 %), менее всего – у учащейся молодежи и студентов (9,9 %) и у рабочих (8,5 %).

Информация о работе Направления миграционной политики Республики Беларусь