Направления миграционной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ современных процессов в сфере международной миграции рабочей силы и выработка предложений по дальнейшей модернизации миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. исследовать теоретические основы трудовой миграции;
2. рассмотреть современные аспекты развития процессов миграции рабочей силы в Республике Беларусь;
3. сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию ключевых положений миграционной политики.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические вопросы трудовой миграции 5
1.1 Причины и виды миграций рабочей силы 5
1.2 Последствия трудовой миграции 10
2 Анализ миграционных процессов в Республике Беларусь 12
2.1 Особенности трудовой миграции в Беларуси 12
2.2 Миграции, вызванные политическими причинами 21
2.3 Миграции, вызванные экономическими причинами 25
2.4 Современные проблемы трудовой миграции 28
3 Направления миграционной политики Республики Беларусь 31
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Курс_миграц_рабоч_силы.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

Как показал опрос, всего 18,1 % респондентов, имеющих желание поработать за границей, определили непреложным условием контракта работу только по специальности. Причем наиболее ярко это желание проявляется у служащих (25,8 %) и рабочих (22,8 %). У респондентов, занимающих должности ИТР, это условие найма для работы за рубежом выражено в значительно меньшей степени. Только 12,5 % из них ставят такое условие. В определенной степени это весьма неожиданный результат опроса. ИТР, как известно, люди с высшим образованием, с развитой самооценкой и высокой квалификацией. Такое снижение социально-профессиональных притязаний может говорить, во-первых, о том, что они более реалистично представляют себе ситуацию на рынке труда в западных странах и понимают, что при таких условиях им никогда не удастся найти работу по специальности за границей. Во-вторых, материальное положение их семей таково, что им приходится забыть о своих высоких социально-профессиональных притязаниях и соглашаться на любую работу, лишь бы она была высокооплачиваемой. Так, вероятно, и происходит: 46,4 % опрошенных ИТР согласны на любую высокооплачиваемую работу, а 10,7 % – вообще согласны на работу при любых условиях. Интересно отметить в этой связи, что наименьший процент респондентов, ставящих непременным условием выезда за границу работу по специальности, был выявлен у предпринимателей – 6,7 %. У них же и самая высокая доля (63,3 %) согласных на любую, но высокооплачиваемую работу. Вместе с тем, только 3,3 % предпринимателей выразили согласие на любую работу без каких-либо условий.

Следует отметить, что  для большинства респондентов (62 %) желательна легальная работа по контракту. Однако не всегда это возможно. В связи с этим 34 % респондентов готовы на нелегальную работу, подвергая себя тем самым значительному риску. Интересно отметить, что наиболее высокий процент таких людей мы находим среди предпринимателей (37,9 %) и ИТР (28,6 %). Если говорить о предпринимателях, то здесь, вероятно, решающую роль играет не тяжелое материальное положение, а готовность к риску, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности, а также большая осведомленность в отношении возможности нелегального трудоустройства.

Государственное регулирование  должно быть направлено на поддержку  внешней трудовой эмиграции, организацию  их трудоустройства, обеспечение информацией  о положении на рынке труда  других государств, рекламирование фирм, имеющих лицензии, и пресечение распространения ложной информации[16].

Выдача лицензий на осуществление  деятельности по направлению граждан  Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам регулируется Инструкцией «О согласовании заявлений соискателям лицензий и выдаче заключений лицензиатам, изъявившим намерение направлять граждан Республики Беларусь на работу за границей по студенческим программам», утвержденной Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.03.2004 № 68/16/27.

Под студенческой программой понимается предусмотренный в соответствии с соглашением (договором) о совместной деятельности между соискателем лицензии либо лицензиатом и иностранным нанимателем либо иностранной посреднической организацией порядок направления граждан Республики Беларусь, обучающихся в учреждениях образования Республики Беларусь на дневной форме обучения (далее – студенты), на работу за границей с целью содействия в совершенствовании их языковой практики в стране пребывания, а также их общему академическому и культурному развитию.

Направление студентов  на работу за границей осуществляется по студенческим программам.

По результатам рассмотрения письменных обращений Министерство образования принимает решение  о согласовании либо об отказе в  согласовании заявлений о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан  Республики Беларусь за границей, в следующем порядке:

  • согласование заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей, оформляется грифом "СОГЛАСОВАНО" в нижней части документа с подписью заместителя Министра образования Республики Беларусь, заверяется печатью Министерства образования с изображением Государственного герба Республики Беларусь и выдается соискателю лицензии;
  • отказ в согласовании вышеуказанного заявления оформляется в виде письма соискателю лицензии с указанием причин отказа в согласовании, подписывается заместителем Министра образования Республики Беларусь, копия направляется в Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

По результатам рассмотрения письменных обращений Министерство образования выдает заключение о возможности (невозможности) направления студентов на работу за границей, подписанное заместителем Министра образования Республики Беларусь[2].

Исходя из этого, проблему недостатка рабочей силы внутри Республики Беларусь необходимо решать путем ликвидации излишней занятости на промышленных предприятиях, в других сферах национальной экономики (например, на транспорте) и перераспределением высвобожденных работников между отраслями на основе совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров.

 

2.2 Миграции, вызванные политическими причинами

 

 

Вторая половина XX века стала, вероятно, самым политически неспокойным периодом за всю историю современной цивилизации, принесла огромное количество внутри- и внешнеполитических конфликтов и, как следствие, породила самые масштабные потоки международных политических мигрантов.

Исторически территория Беларуси всегда отличалась высокой  миграционной подвижностью населения, которое за свою многовековую историю  узнало и добровольные и вынужденные перемещения во всех видах и формах. Миграция вызывалась политическими, экономическими, этническими причинами, чему способствовало экономико-географическое положение страны в центре Европы на пересечении основных дорог, сложная, полная драматизма, история страны, особенности его этнического состава [12, с.52 ]

Важную роль в процессе обмена населением играет не только миграция внутри страны, но и за ее пределы. Особенное  значение внешняя миграция приобретает  сейчас, когда население нашей  республики не воспроизводит свою численность и ежегодно происходит значительная убыль населения. В такой ситуации на сегодняшний день лишь приток населения из-за пределов страны может способствовать замедлению процесса депопуляции [12, с. 53]

Рисунок 2.1 –  Динамика чистой внешней миграции Республики Беларусь по основным потокам

 

С обретением независимости  в начале 90-х годов все межреспубликанские обмены с союзными республиками превратились в международные, а либерализация  отношений со странами Запада способствовала значительному оттоку населения за пределы распавшегося Советского Союза. В начале 90-х годов международная миграция, также как и внутриреспубликанская, претерпела кардинальные изменения как в направлении движения потоков мигрантов, так и в причинах возникновения миграции. В этот период в большинстве стран постсоветского пространства происходили массовые волнения населения, связанные с обретением независимости, резко ухудшилась экономическая обстановка, изменились политические настроения. Все это сильно отразилось на потоках мигрантов.

На фоне остальных  бывших республик СССР Беларусь отличалась более стабильным политическим климатом, отсутствием межнациональных конфликтов, что, безусловно, привлекало в республику как мигрантов, самостоятельно решивших переехать, так и вынужденных переселенцев. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый сильный приток населения из республик бывшего СССР [12, с.54-60]

 

 

Рисунок 2.2 –  Динамика официальной нетто-миграции в Беларусь по основным странам (кроме  Российской Федерации) в 1997-2010 гг. тыс. человек

 

Динамика миграционных потоков с ближним зарубежьем обусловлена рядом разнонаправленных  факторов. Население, которое ранее  свободно переезжало по территории СССР, сдерживают не только экономические (разные валютные системы, обнищание населения, отсутствие перспектив приобретения жилья, опасения по поводу возможных трудностей с трудоустройством), но и административные факторы. Люди остерегаются менять место жительства из-за проблем с гражданством, боятся потерять возможность связи с родственниками, опасаются проблем с исчислением стажа работы и получением пенсии и т. д. Сыграло свою роль и разделение Вооруженных Сил [6, c.52].

Активизируют миграционные потоки такие причины, как опасение потерять гражданство той страны, на территории которой люди собираются жить; военные конфликты, возникшие на территории ряда бывших республик СССР, нежелание жить в разных государствах с родственниками [6, c. 53].

Трудящиеся-эмигранты  из Беларуси выезжали в основном в  Российскую Федерацию, Чехию, Польшу, а также в Молдову, Украину. Статистическая информация о сроках действия договоров и контрактов выезжающих на работу за пределы республики отсутствует[8, c. 213].

Отсутствуют также данные об уровне образования и других социальных характеристиках трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов, а также о том, работают ли они в соответствии со своим образованиием и прежней профессией[8, c.214].

В числе выезжавших на работу за границу преобладают занятые  в строительстве и сельском хозяйстве. Среди трудящихся-эмигрантов, занятых преимущественно умственным трудом, выделяются преподаватели и воспитатели. Тот факт, что среди выехавших трудиться за границу только 1,5 % составили те, кто имел пособие по безработице, свидетельствует о том, что пока международная трудовая миграция мало влияет на состояние белорусского рынка труда, а также о невысокой активности безработных по поиску работы за границей[8, c. 215].

Наиболее привлекательным  направлением трудовой миграции для  населения республики являются страны Западной Европы и другие (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Желание работы  в других странах

Страны

% желающих

Западная Европа

Германия

51%

(73%)

Франция

9,5%

 

Швеция

8%

 

Великобритания

2,3%

Северная Америка

США

28,2%

(28,2%)

Канада

18,2%

Восточная Европа

Польша

22,7%

(41%)

Чехия

14,8%

 

Словакия

1,2%

 

Болгария

0,8%

СНГ  и  страны Балтии

Россия

26,8%

(36%)

Украина

2,9%

 

Страны Прибалтики

1,4%


 

 

Работа в странах  Западной Европы больше всего привлекает молодежь (73 %).

 

Иммигранты

Эмигранты

Рисунок 2.3 – Структура международной миграции в 2010 гг.

 

Как известно, между желанием (намерением) найти временную работу за границей и возможностью его реализации стоит много обстоятельств и  условий объективного и субъективного  характера, способствующих или затрудняющих его осуществление. К объективным условиям можно отнести: особенности иммиграционной политики страны, которую выбирают для работы; состояние рынка труда; востребованность определенной профессии (сезонные рабочие, строители и т. д.); состояние межправительственных соглашений в области обмена рабочей силы и защиты прав трудящихся-мигрантов. Такие соглашения Республикой Беларусь заключены с Россией, Молдовой, Украиной, Казахстаном, Литвой, Польшей и Арменией. Ведется работа по подготовке к заключению аналогичных соглашений с Чешской Республикой и Словакией. Следует отметить, что западные государства, стремясь защитить свой внутренний рынок труда, идут на ужесточение своей иммиграционной политики, визового режима[10,с.217].

Следует отметить, что  даже незначительные изменения в политическом режиме любого государства, которые приводят к ухудшениям условий жизнедеятельности населения, уже   стимулируют к оттоку рабочей силы  из своего государства.

 

 

2.3 Миграции, вызванные экономическими причинами

 

 

Рассмотрим теперь миграции, обусловленные экономическими причинами. Традиционно, такие миграции в литературе именуются  как трудовые. Однако, в связи с тем, что в последние  десятилетия возникло и закрепилось  понятие «утечка мозгов», обозначающее трудовую миграцию высококвалифицированной рабочей силы, в данной работе термины «утечка мозгов» и «трудовые миграции» дифференцированы[9, c. 270].

Основную роль в современном  международном движении населения  играют миграции, вызванные экономическими причинами, называемые чаще всего трудовыми миграциями. В поисках желаемой работы и соответствующего уровня жизни люди переезжают из страны в страну, причем срок пребывания в стране приезда может варьироваться от нескольких часов или дней до десятилетий. Масштабы трудовой миграции в мире постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Международная трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира[1, c.122].

Главной причиной миграции населения является плохое экономическое положение страны. В связи, с чем падает численность населения. Но, с другой стороны, это выгодно для государств, в которых хорошее экономическое положение, и куда население прибывает большими потоками, а это значит, что прибывает новая рабочая сила[7, с. 8].

Информация о работе Направления миграционной политики Республики Беларусь