Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:03, курсовая работа
Актуальность моей курсовой работы обусловлена тем, что производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли и каждого предприятия.
В результате трудовой деятельности производятся товары и услуги, которые характеризуются, во-первых, издержками производства, или себестоимостью, во-вторых, рыночной стоимостью.
где Wд – средняя дневная выработка;
Q – объем произведенной продукции;
ЧД – человеко – дни, фактически отработанные в течении данного периода.
Показатель характеризует среднюю выработку одного рабочего за один день фактической работы (т. е. без учета целодневных потерь рабочего времени).
Средняя часовая и средняя дневная выработки рассчитываются на предприятии только для категории рабочих. Средняя фактическая продолжительность рабочего дня и рабочего периода определяется по данным баланса рабочего времени.
3. Средняя выработка за период времени (среднемесячная, среднеквартальная, среднегодовая) одного списочного рабочего или работника всего персонала, непосредственно связанного с производством данной продукции (промышленно-производственного персонала). Она равна отношению объема продукции к среднесписочной численности рабочих (ТР) или работников промышленно - производственного персонала (ТППП) соответственно [14, С. 28]
или
где Wппп – среднедневная выработка промышленно-производст-венного персонала;
Тппп – численность
работников промышленно –
В данном случае в знаменателе отражаются не затраты, а резервы труда.
Различные подходы к анализу трудовых ресурсов и измерению уровня производительности труда приведены на рис. 1.1 [15, С. 124].
Между показателями часовой, дневной и месячной выработки одного рабочего предприятия существуют следующие взаимосвязи:
1) Среднедневная выработка
где ПРД – средняя фактическая продолжительность рабочего дня в человеко-часах.
Рис. 1.1. Показатели оценки трудовых ресурсов и производительности труда
Средняя выработка одного рабочего за период связана со среднедневной и среднечасовой [15, С. 125]:
где ПРП - средняя фактическая продолжительность рабочего периода в человеко-днях (среднее число дней фактической работы на одного списочного рабочего за период);
2) Средняя выработка одного
где - выработка на одного работника промышленно-производственного персонала за период;
- доля рабочих в общей
ПРП - средняя фактическая продолжительность рабочего периода в человеко-днях (среднее число дней фактической работы на одного списочного рабочего за период);
ПРД - средняя фактическая продолжительность рабочего дня в человеко-часах.
Как видно из формулы, на уровень и динамику выработки продукции на одного работника предприятия оказывают влияние четыре фактора:
Таким образом, имеется многофакторная мультипликативная модель средней выработки одного работника промышленно-производственного персонала за период. Приведенная модель не учитывает использование рабочего времени внутри рабочего дня, что не дает представление о резервах роста производительности труда за счет лучшего использования рабочего времени. Поэтому часто средняя продолжительность рабочего дня разделяется на среднюю урочную продолжительность рабочего дня и коэффициент увеличения продолжительности рабочего дня за счет сверхурочных работ.
Тогда получается пятифакторная мультипликативная модель средней производительности труда работника промышленно-производственного персонала за период [15, С. 126]:
где ПРПУР – средняя урочная продолжительность рабочего дня в часах;
- коэффициент увеличения
ЧСУ - число часов, отработанных сверх установленной продолжительности рабочего дня;
ЧУСТ - установленная продолжительность рабочего дня в часах
В этом случае анализ влияния использования рабочего времени на производительность труда полнее, т.к. косвенно учитываются недостатки в организации производства, следствием которых является применение сверхурочных работ.
Мультипликативная модель позволяет оценивать влияние отдельных факторов на относительное и абсолютное изменение средней производительности труда промышленно-производственного персонала за период времени с помощью метода цепных постановок или арифметических разниц.
При стоимостном методе измерения производительности труда вся выработанная продукция, произведенные работы и оказанные услуги выражаются общим объемом дохода.
Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по следующей простой формуле:
где Ри – рентабельность изделия;
Ци – рыночная цена изделия;
Си – полная себестоимость изделия.
В сфере трудовой деятельности, как утверждает в своих исследованиях Б.М. Генкин, практически сейчас надо говорить о рентабельном или нерентабельном труде в материальном производстве или в творческой деятельности, а не о производительном труде. Если полученное соотношение будет больше нуля, то труд считается рентабельным. По этой же формуле можно также определить и рентабельность трудового потенциала как соотношение прироста человеческого капитала и затрат на его развитие в данных условиях производства. В общем случае любой труд персонала можно считать рентабельным, если соотношение результатов и затрат будет положительным. Иными словами, если результаты труда персонала превышают затраты на его содержание, то труд этой категории работников рентабельный.
Таким образом, производительностью труда называется способность работников производить определенное количество продукции в единицу времени или количество времени (период), который необходимо затратить на выпуск единицы продукции. Увеличение производительности труда способствует дополнительному выпуску продукции без дополнительных капитальных вложений; снижению себестоимости продукции; увеличению прибыли и повышению рентабельности.
Общество с ограниченной ответственностью «Медиасервис» было образовано 26.02.1996 г. в соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Полное фирменное наименование Общества: общество с ограниченной ответственностью «Медиасервис». Сокращенное фирменное наименование: ООО «Медиасервис».
Местонахождение ООО «Медиасервис»: 606000, г. Дзержинск,
Нижегородская область. пр-т Чкалова, д.
47г; ИНН 5249122768,
ООО «Медиасервис» является типографией и выпускает разнообразную полиграфическую продукцию, соответствующую необходимым стандартам качества, предоставляет полиграфические услуги, а также все виды предпечатной подготовки и послепечатных работ. Типография изготавливает буклеты, стикеры, блокноты, визитки, листовки, этикетки, плакаты, постеры, флаеры, журналы и открытки, визитки, конверты и др. На рис. 2.1 представлена структура управления организации.
Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Медиасервис»
В настоящий момент ООО «Медиасервис» - это типография, издательский отдел и дизайн-бюро. Типографией руководит генеральный директор, под его непосредственным руководством находятся: бухгалтер, заместитель директора, в чьи обязанности входит работа с клиентами, который управляет работой типографии, дизайн–группой и издательским отделом.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. В табл. 2.1 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ООО «Медиасервис» за 2011 – 2013 гг.
Таблица 2.1
Технико-экономические показатели деятельности
ООО «Медиасервис»
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Изменение (+,-) |
Темп роста, % | ||
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. | ||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка, тыс. руб. |
21222 |
56160 |
53760 |
34938 |
-2400 |
2,6 раза |
95,7 |
Себестоимость реализации, тыс. руб. |
17055 |
52942 |
48240 |
35887 |
-4702 |
3,1 раза |
91,1 |
Прибыль от продажи, тыс. руб. |
4167 |
3218 |
5520 |
-949 |
2302 |
77,2 |
171,5 |
Средняя величина основных средств, тыс. руб. |
9736 |
10717 |
16217 |
981 |
5500 |
110,1 |
151,3 |
Фондоотдача, руб. / ед. |
2,2 |
5,2 |
3,3 |
3,1 |
-1,9 |
2,4 раза |
63,3 |
Средняя величина оборот-ных активов, тыс. руб. |
13563 |
22355 |
35500 |
8792 |
13145 |
164,8 |
158,8 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
1,6 |
2,5 |
1,5 |
0,9 |
-1,0 |
160,6 |
60,3 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
60 |
62 |
60 |
2 |
-2 |
103,3 |
96,8 |
- в т.ч. рабочих, чел. |
51 |
53 |
51 |
2 |
-2 |
103,9 |
96,2 |
- административно – |
9 |
9 |
9 |
- |
- |
- |
- |
Производительность труда, тыс. руб. / чел. |
353,7 |
905,8 |
896,0 |
552,1 |
9,8 |
2,6 раза |
98,3 |
Выработка на 1 рабочего, тыс. руб./чел. |
416,1 |
1059,6 |
1054,1 |
643,5 |
-5,5 |
2,5 раза |
99,5 |
Трудоемкость, человеко-час./ед. |
0,17 |
0,12 |
0,13 |
-0,05 |
0,01 |
70,6 |
108,3 |
Рентабельность продаж, % |
19,6 |
5,7 |
10,3 |
552,1 |
9,8 |
2,6 раза |
98,3 |
Продолжение табл. 2.1 | |||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
11160 |
13987,2 |
15912 |
2827,2 |
1924,8 |
125,3 |
113,8 |
Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
15,5 |
18,8 |
22,1 |
3,3 |
3,3 |
121,3 |
117,6 |
Среднегодовая величина дебиторской задолженности, тыс. руб. |
6343 |
6368 |
11938 |
25 |
5570 |
100,4 |
187,0 |
Среднегодовая величина кредиторская задолженность, тыс. руб. |
6436 |
9694 |
12736 |
3258 |
3042 |
93,3 |
197,8 |
Оценивая результаты табл. 2.1 были сделаны следующие выводы. За 2012 г. наблюдается рост выручки на 34938 тыс. руб. или в 2,6 раза, за 2013 г. сумма выручки составила 53760 тыс. руб., что ниже предыдущего показателя на 4,3% или 2400 тыс. руб.
Рост выручки за 2012 г. обусловлен ростом средних цен и увеличением объемов продаж, однако в 2013 г. объем продаж предприятия снизился, вследствие чего и произошло снижение выручки предприятия. Себестоимость продаж за 2012 г. увеличилась на 35887 тыс. руб. или 3,1 раза, за 2013 г. произошло снижение данного показателя на 8,9 % или 4702 тыс. руб.
За 2011 – 2013 гг. количество работников предприятия осталось неизменным и составило 60 человек. Положительным фактором явилось увеличение производительности труда на 552 тыс. руб. / чел. или в 2,6 раза в 2012 г., за 2013 г. данный показатель снизился на 1,7 % или 9,8 тыс. руб. по сравнению с уровнем 2012 г. В 2012 г. наблюдается рост среднегодовой стоимости основных средств на 981 тыс. руб. или 10,1 % по сравнению с 2011 г., в 2013 г. среднегодовая стоимость основных средств составила 16217 тыс. руб., что выше чем за 2012 г. на 5500 тыс. руб. или 51,3 %. Положительными факторами является рост показателя выработки производственного персонала и снижение показателей трудоемкости за 2013 г. по сравнению с 2011 г.
В связи с ростом выручки предприятия в 2012 г. увеличилась фондоотдача основных фондов предприятия, однако то, что темпы роста среднегодовой стоимости основных средств были выше, чем выручки от продажи, то в 2013 г. наблюдается снижение фондоотдачи основных средств на 36,7 % по сравнению с 2012 г. Фондовооруженность характеризует обеспеченность предприятия основными средствами. Из анализа показателя следует, что обеспеченность предприятия основными средствами повышается, о чем свидетельствует увеличение показателя фондовооруженности.
В 2013 г. повысилась оборачиваемость оборотных активов предприятия на 60,6 % по сравнению с 2012 г., однако в 2013 г. данный показатель снизился на 39,7 %, что, несомненно, является отрицательным фактором, т.к. снижение оборачиваемости оборотных средств предприятия ведет к снижению выручки и прибыли от реализации предприятия, при этом стоит отметить, что снижение оборачиваемости оборотных активов вызвано значительным увеличением среднегодовых остатков материальных запасов.
Весь персонал ООО «Медиасервис» делится на две группы: производственный персонал ППР и служащие. В составе служащих выделяют руководителей, специалистов и прочих служащих (конторский, учетный персонал). В процессе анализа фактическая среднесписочная численность (ССЧ) отдельных категорий сопоставляется с плановой в абсолютном выражении и в процентах к соответствующей базе, при этом необходимо изучить изменение структуры персонала.
Информация о работе Направления повышения производительности труда в ООО «Медиасервис»