Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа
В условиях современного рынка хозяйственные отношения выступают в основном в форме договора (контракта). Институт контракта стал предметом экономического анализа в первой половине XX века в рамках институциональной экономической теории. Контракт в соответствии с неоинституциональной экономической теорией является способом правового оформления экономических отношений между независимыми экономическими агентами.
Введение 3
1. Фирма как основной экономический инструмент рыночных отношений 5
1.1 Понятие фирмы, функции, принципы организации 5
1.2 Преимущества и недостатки базовых форм организации предпринимательской деятельности 7
1.3 Теория неполных контрактов 9
2. Механизм неполного контракта в современных экономических условиях 19
2.1 Монополизм в современных экономических условиях 19
2.2 Реализация региональной конкурентной политики 31
Заключение 36
Список литературы 38
Содержание
В условиях современного рынка хозяйственные отношения выступают в основном в форме договора (контракта). Институт контракта стал предметом экономического анализа в первой половине XX века в рамках институциональной экономической теории. Контракт в соответствии с неоинституциональной экономической теорией является способом правового оформления экономических отношений между независимыми экономическими агентами. Поэтому возможен спор о том, что первично в контрактном отношении - его экономическая или правовая сторона. Кроме того, собственность как экономическое отношение оказывается не вовлеченной в анализ контрактного отношения.
Сущность контрактного отношения состоит в том, что оно является хозяйственным отношением собственности. Также существующая теория контрактов имеет преимущественно позитивный характер, ей недостает нормативной составляющей.
В рамках неоинституциональной экономической теории, а также ряда примыкающих к ней теорий, таких, как теория организации, проблемы трансакционных издержек, прав собственности, их связи с контрактными отношениями на современном этапе исследованы достаточно подробно. Среди наиболее важных авторов и работ, посвященных общему анализу трансакционных издержек необходимо назвать Р.Коуза (статья «Природа фирмы»), Д.Норта («Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»), Т.Эггертссона («Экономическое поведение и институты»).
Непосредственно экономическая теория контрактов в ее различных направлениях разрабатывалась такими учеными как Дж. Акерлоф, К. Эрроу, Е.Фама, А.Алчиан, Х.Демсец, О.Уильямсон, С. Маколей, О. Харт, С. Гроссман.
Весомый вклад в развитие этих направлений с позиции неполных контрактов внес Ж.Тироль («Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности»). Обобщенное представление о развитии основных направлений экономической теории контрактов, также как и других теоретических идей в рамках неоинституциональной экономической теории, можно найти в работе Э.Г. Фуруботна и Р. Рихтера «Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории».
Объектом исследования является система контрактных отношений в российской экономике на современном этапе развития.
Предметом исследования является неполное контрактное отношение как хозяйственное отношение собственности.
Термин «фирма»
впервые стал использоваться в 14–15
веках в северных и центральных
областях Италии, на фоне зарождающихся
там капиталистических
1) использование подневольного труда;
2) традиционный характер деятельности;
3) второстепенная роль в экономике по сравнению с господствующим в то время нетоварным типом ведения хозяйства.
Современная фирма представляет собой организацию, концентрирующую и использующую ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.
К функциям фирмы относят:
1) ресурсную - предполагает концентрацию и использование разнообразных ресурсов. Ресурсы по своим качественным и стоимостным характеристикам должны быть пригодны для производства конкурентоспособной продукции. Реальная фирма, действующая в условиях рыночной среды, может приобрести только доступные ресурсы, поскольку имеет ограниченные возможности. Отсюда вытекает с одной стороны, качественная однородность фирмы, а с другой стороны, перед каждой фирмой встает проблема выбора ресурсов, задача с максимальной отдачей использовать сильные стороны тех ресурсов, на которые была сделана ставка.
2) организационную
функцию - организация определенного
вида производства. При этом влияние
рыночной среды на фирму
3) сбытовую функцию – осуществление фирмой сбытовой деятельности. Готовая продукция может быть доведена до потребителя с помощью различных схем: продажа продукции оптовику, прямая продажа, стимулирование реализации продукции с использованием маркетинговых и рекламных проектов. Однако выбор того или иного вида доставки продукта до конечного потребителя оказывает влияние на стоимость произведенной продукции. Поэтому фирма в состоянии регулировать стоимость выпускаемой продукции посредством установления тех или иных схем продажи товаров.
4) функцию получения прибыли и несение риска. Прибыль является целью деятельности фирмы и служит источником ее дальнейшего развития. Однако помимо прибыли фирма может нести убытки, что связано с несением ею рисков и обусловлено функционированием в изменчивой рыночной среде. Готовность фирм рисковать является непременным условием гибкости всей экономики, а также потенциальной возможностью получения сверх прибылей.
5) творческую
функция и накопление опыта.
Предпринимательский талант
Основные цели фирмы:
1) максимизация экономической прибыли;
2) максимизация продаж;
3) завоевание престижа фирмы на рынке;
4) ограничение проникновения других фирм на данный рынок.
Основные принципы организации фирм:
1) фирма базируется
на иерархическом принципе
2) принцип концентрации
средств производства, в то время
как на рынке существует
3) использование прямых методов контроля, в то время как на рынке присутствуют косвенные методы контроля;
4) единоначалие,
которое основывается на
Для исследования
деятельности отдельной фирмы в
рыночной экономике необходимо рассмотреть
организационную структуру
1) единоличное
владение или частнопредпринима
2) партнерство;
3) корпорация.
Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах, управляет фирмой, получает всю прибыль или остаточный доход и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.
Достоинства данной формы организации бизнеса: простота и дешевизна организации и управления, свобода и оперативность деятельности, а также сильный экономический стимул, т.е. возможность получения всей прибыли одним лицом [11, c.120].
К недостаткам относят: ограниченность финансовых и материальных ресурсов, связанных, как правило, с недостаточностью собственных средств, а также с трудностью получения кредита; отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций; существование неограниченной ответственности, т.е. в случае банкротства собственник рискует не только капиталом, но и личной собственностью.
Партнерство – это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права принадлежат здесь всем партнерам, однако по степени участия в деятельности фирмы партнерства бывают разными. В некотором случае партнеры играют активную роль в функционировании предприятия, т.е. помимо внесения средств участвуют в управлении. Некоторые играют пассивную роль, т.е. участвуют в распределении конечной прибыли на вложенные средства. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью, т.е. наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничена внесенным вкладом.
Преимущества партнерства:
легко организуются, преобладает
более высокая степень
Недостатки партнерства: высока вероятность несовместимости интересов партнеров; большое количество участников может делать управление фирмой довольно затруднительным и неоперативным; выход одного участника влечет за собой, как правило, распад фирмы; каждый партнер несет ответственность не только за результаты собственных решений, но и за последствия действий другого партнера.
Корпорация – правовая форма бизнеса, отличная от двух предыдущих разделением функций собственности и функций контроля. Владение тем или иным объемом прав выражается количеством акций, что дает возможность привлекать финансовые средства множества участников через выпуск и продажу акций.
Преимущества: высокие возможности привлечения дополнительного финансирования; облегченный доступ к кредитным ресурсам; принцип ограниченной ответственности; более высокая специализация и возможность широкого привлечения высококвалифицированных кадров; применение технологий массового производства; стабильность и продолжительность существования.
Недостатки: сложность организации,
возможность злоупотребления
Экономическая теория неполных контрактов внутренне неоднородна. Авторы книги «Институты и экономическая теория», являющейся подробным обзором состояния неоинституциональной экономической теории на современном этапе ее развития, отмечают, что в литературе встречаются два подхода к анализу неполных контрактов. С одной стороны, существует традиция, использующая предпосылки о рациональном поведении, формальное математическое моделирование и задачи оптимизации. На другом полюсе — менее математизированные, дескриптивные рассуждения, основанные на предпосылке об ограниченной рациональности экономических субъектов. Схожую точку зрения высказывает профессор Шаститко, указывая на то, что теория неполных контрактов в трактовке Гроссмана-Харта значительно отличается от традиции, заложенной Уильямсоном [7, c.26].
В рамках первого подхода особое значение имеют две модели неполного контракта: модель Харта-Мура и Гроссмана-Харта. Одной из основных предпосылок модели Харта-Мура является то, что стороны не могут ex ante описать в соглашении все возможные состояния среды и заключить полный контракт, однако у них есть возможность пересматривать условия соглашения в зависимости от того, какое состояние среды реализуется. Также допускается полная рациональность и симметрия информации между сторонами контракта при одновременной неверифицируемости информации третьей стороной (судом). То есть в случае, если одна из сторон срывает исполнение договора, суд может лишь констатировать, что исполнение было сорвано, однако не в состоянии определить, по чьей вине. Модель демонстрирует, каким образом неполнота изначального контракта оказывает негативное влияние на стимулы сторон к инвестированию в специфичные активы. Разрешением проблемы неполноты контракта может стать распределение прав собственности. Этому вопросу посвящена модель Гроссмана-Харта. Отправной точкой анализа является выдвинутое Коузом в «Природе фирмы» положение о том, что постоянное перезаключение сделок между отдельными экономическими субъектами связано с издержками, и дальнейшее развитие этой идеи Уильямсоном, который показал, что затраты на контрактацию между независимыми субъектами еще больше возрастают, если предполагается совершение специфичных инвестиций. Гроссман и Харт ставят вопрос, какие именно преимущества с точки зрения эффективности дает интеграция по сравнению с взаимодействием отдельных фирм, а также каковы пределы интеграции. Интеграция определяется распределением прав собственности, а точнее, остаточных прав собственности, то есть тех, относительно которых нет договоренностей в контракте. Соответственно, вертикальная интеграция представляет собой приобретение активов поставщика (или покупателя) с целью получения остаточных прав собственности. Авторы указывают на возможность существования четырех типов распределения прав собственности между двумя фирмами: отсутствие интеграции, контроль первой фирмы (то есть, возможность распоряжаться как своими активами, так и активами контрагента), контроль второй фирмы, перекрестное владение (когда фирмы не распоряжаются собственными активами, но распоряжаются активами контрагента. Подробно анализируются три первых варианта, поскольку ожидаемая результативность четвертого варианта ниже, чем первого [10, c.31].