Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа
В условиях современного рынка хозяйственные отношения выступают в основном в форме договора (контракта). Институт контракта стал предметом экономического анализа в первой половине XX века в рамках институциональной экономической теории. Контракт в соответствии с неоинституциональной экономической теорией является способом правового оформления экономических отношений между независимыми экономическими агентами.
Введение 3
1. Фирма как основной экономический инструмент рыночных отношений 5
1.1 Понятие фирмы, функции, принципы организации 5
1.2 Преимущества и недостатки базовых форм организации предпринимательской деятельности 7
1.3 Теория неполных контрактов 9
2. Механизм неполного контракта в современных экономических условиях 19
2.1 Монополизм в современных экономических условиях 19
2.2 Реализация региональной конкурентной политики 31
Заключение 36
Список литературы 38
Создание компании;
Оформление разрешений на строительство;
Регистрация собственности;
Международная торговля.
По существу, рассматриваемый рейтинг детализирует наши представления об общих условиях конкуренции на товарных рынках посредством интегрированной количественной оценки барьеров для входа на рынки и степени открытости для международной торговли в исследуемых российских регионах.
Были проанализированы данные по десяти крупным городам России: Воронеж, Иркутск, Казань, Москва, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь, Томск. Результаты приведены в таблице 2.6 [37].
Таблица 2.6
Город |
Место в рейтинге |
Создание компании |
Оформление разрешений на строительство |
Регистрация собственности |
Между-народная торговля |
Воронеж |
9 |
5 |
9 |
9 |
7 |
Иркутск |
6 |
3 |
3 |
8 |
6 |
Казань |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Москва |
10 |
8 |
10 |
7 |
10 |
Пермь |
7 |
10 |
4 |
3 |
8 |
Петрозаводск |
3 |
6 |
5 |
3 |
2 |
Ростов-на-Дону |
4 |
1 |
1 |
10 |
2 |
Санкт-Петербург |
8 |
9 |
8 |
6 |
1 |
Тверь |
2 |
3 |
7 |
1 |
5 |
Томск |
5 |
7 |
6 |
5 |
4 |
Из представленных
данных видно, что, в России заниматься
предпринимательской
В качестве решения проблемы и улучшения делового климата в России авторы доклада и бизнесмены видят проведение масштабных реформ как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чтобы сократить количество процедур, сроки и издержки на создание и ведение бизнеса в России.
В сентябре 2009 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал свой очередной доклад «Рейтинг глобальной конкурентоспособности на 2009-2010 гг.». Рейтинг составлен аналитической группой ВЭФ и представляет собой ежегодное исследование, основанное на статистических данных и результатах опроса руководителей компаний, ведущих исследовательских институтов в 133 анализируемых странах. При составлении рейтинга учитывается широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат, в доклад также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования и корректировки конкурентной политики, социально экономического развития и ключевых социально-экономических реформ.
Основным средством оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), состоящий из 12 слагаемых экономического развития: «Качество институтов»; «Инфраструктура»; «Макроэкономическая стабильность»; «Здравоохранение и начальное образование»; «Высшее образование и профессиональная подготовка»; «Эффективность рынка товаров и услуг»; «Эффективность рынка труда»; «Развитость финансового рынка»; «Технологический уровень»; «Размер внутреннего рынка»; «Конкурентоспособность компаний»; «Инновационный потенциал».
При составлении рейтинга конкурентоспособности экономик специалисты форума используют открытые статистические данные, а также данные опросов ведущих бизнесменов в государствах, входящих в список. Так, в последнем рейтинге использовались сведения, полученные более чем от 13000 предпринимателей в 133 странах.
Проанализировав положение России в рейтингах глобальной конкурентоспособности, рассчитанных ВЭФ, за последние 4 года (с 2006 по 2009 годы), можно проследить уверенный подъем (с 59 места на 51) в 2006-2008 годах и резкий спад в 2009 году (см. рисунок 2.1). В 2009 году Россия набрала 4,15 балла по семибалльной системе и находиться на 63 месте, потеряв, по сравнению с 2008 годом, 12 позиций. Из других стран группы БРИК Бразилия (56 место) и Индия (49 место) улучшили свои показатели.
Рисунок 2.1- Динамика положения России в рейтингах глобальной конкурентоспособности, рассчитанных ВЭФ, за 2006-2009 годы [37]
В 2008 году, согласно докладу, Россия вошла в группу стран, вставших на путь развития экономики по инновационному сценарию. По мнению составителей рейтинга, в целом динамика России относительно положения в рейтинге за последние годы немного позитивна, но в последнем анализируемом этом году ключевые преимущества были подвергнуты отрицательному влиянию кризиса (см. таблицу 2.7). Совокупность обстоятельств, влияющих на место в рейтинге, принимать во внимание и при разработке т.н. «второго антимонопольного пакета», результаты действия которого, несомненно, благоприятным образом скажутся в очередном рейтинге.
Из таблицы видно, что хорошие показатели Россия демонстрирует по критериям: «Макроэкономическая стабильность» (5,2 балла по семибалльной системе), «Здравоохранение и начальное образование» (5,6 балла), «Размер внутреннего рынка» (5,8 балла). В рамках макроэкономической стабильности с плюсом оценены потенциальные способности страны в области госдолга и дефицита бюджета, сохраняющих сравнительно низкий уровень, большой размер рынка и высокий уровень инноваций. Все это, по мнению составителей рейтинга, является явными конкурентными преимуществами, как, впрочем, и развитие инфраструктуры, в частности железных дорог и электроэнергетики, здравоохранения и образования, а также рынка рабочей силы. В сравнении с предыдущим годом относительное положение России упрочилось лишь по двух показателям: «Здравоохранение и начальное образование» и «Размер внутреннего рынка».
Таблица 2.7
Относительное влияние отдельных показателей на общий рейтинг Российской Федерации [37]
№ |
Показатели |
2008 год (место) |
2009 год (место) |
1 |
«Качество институтов» |
110 |
114 ↓ |
2 |
«Инфраструктура» |
59 |
71 ↓ |
3 |
«Макроэкономическая стабильность» |
29 |
36 ↓ |
4 |
«Здоровье и начальное образование» |
59 |
51 ↑ |
5 |
«Высшее образование и профессиональная подготовка» |
46 |
51 ↓ |
6 |
«Эффективность рынка товаров и услуг» |
99 |
108 ↓ |
7 |
«Эффективность рынка труда» |
27 |
43 ↓ |
8 |
«Развитость финансового рынка» |
112 |
119 ↓ |
9 |
«Технологический уровень» |
67 |
74 ↓ |
10 |
«Размер внутреннего рынка» |
8 |
7 ↑ |
11 |
«Конкурентоспособность компаний» |
91 |
95 ↓ |
12 |
«Инновационный потенциал» |
48 |
51 ↓ |
По большинству других показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга, заняв 114-е место по развитости общественных институтов, 119-е место по развитости финансового рынка, низкая конкурентоспособность компаний (95 - место), эффективность рынка товаров и услуг – 108-е место. Также к числу проблемных моментов можно отнести политические показатели России, такие как недостаточная эффективность государственной власти (110-е место), низкий уровень независимости судебной системы (116-е место), слабая реализация права собственности (119-е место).
Наряду с
основными показателями, характеризующими
конкурентоспособность стран
В рейтинге, представленном Всемирным банком, указано на низкий показатель вовлечения России в международную торговлю. В докладе Всемирного экономического форума о вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 году (The Global Enabling Trading Index 2009) говорится, что российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает возводить барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. С точки зрения оценки развитости конкуренции на российских товарных рынках рассматриваемый рейтинг – важнейших показатель, характеризующий реальную и потенциальную конкуренцию российских и иностранных участников товарных рынков. Следует отметить, что ряд важнейших для экономики страны рынков не может быть конкурентными без их максимально возможной открытости для иностранных участников.
В указанном рейтинге из 121 страны Россия заняла лишь 109 место. Хотя Россия занимает восьмое место в мире по объему экономики, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта. Главной проблемой России исследователи считают «чрезвычайно ограниченный доступ к рынку», то есть торговые тарифные ограничения — по этому критерию стране присвоено 113 место. Так, тарифы на импорт в России в среднем составляют 15% (114 место), в том числе для сельскохозяйственного импорта — 26% (106 место). Также негативно оцениваются степень прозрачности таможенных процедур (109-е место) и сложность структуры тарифов (90-е место). По времени, которое необходимо затратить на импорт товаров в Россию, страна расположилась на 99 месте в рейтинге, по стоимости импорта — на 102, а по количеству необходимых документов — на 117.
По качеству условий для ведения бизнеса Россия оказалась на 96 месте. В числе негативных факторов были отмечены как высокий уровень бюрократической нагрузки на бизнес, так и закрытость российской деловой среды, которая, по мнению экспертов, не расположена к международному сотрудничеству. Положительные показатели связаны с доступностью транспортной инфраструктуры – в этой категории России отвели 56 позицию. При этом, самым важным преимуществом страны является развитая железнодорожная инфраструктура. По уровню доступности и использования информационно-коммуникационных технологий России отвели в рейтинге 50 место.
В соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации (далее – Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, минэкономразвития России проводит системную работу по реализации конкурентной политики в Российской Федерации. Целью данной работы является улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации, что расширит круг хозяйствующих субъектов на товарных рынках и, соответственно, усилит конкуренцию на них. Указанная цель может быть реализована только на основе широкого межведомственного взаимодействия, вовлечения в реализацию мероприятий Программы экспертного и предпринимательского сообществ, обществ защиты прав потребителей.
Одной из основных
задач, поставленных Программой, является
улучшение конкурентного
1. Координация деятельности региональных органов власти по разработке, принятию и реализации региональных программ развития конкуренции (методическая поддержка разработчиков программ, об суждение программ с экспертами и представителями заинтересованных органов власти).
2. Организация
работы по продвижению
3. Создание системы комплексной оценки состояния конкурентной среды в субъектах Российской Федерации и эффективности конкурентной политики.