Неполные контракты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного рынка хозяйственные отношения выступают в основном в форме договора (контракта). Институт контракта стал предметом экономического анализа в первой половине XX века в рамках институциональной экономической теории. Контракт в соответствии с неоинституциональной экономической теорией является способом правового оформления экономических отношений между независимыми экономическими агентами.

Содержание работы

Введение 3
1. Фирма как основной экономический инструмент рыночных отношений 5
1.1 Понятие фирмы, функции, принципы организации 5
1.2 Преимущества и недостатки базовых форм организации предпринимательской деятельности 7
1.3 Теория неполных контрактов 9
2. Механизм неполного контракта в современных экономических условиях 19
2.1 Монополизм в современных экономических условиях 19
2.2 Реализация региональной конкурентной политики 31
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

НЕПОЛНЫЕ КОНТРАКТЫ 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Создание компании;

Оформление  разрешений на строительство;

Регистрация собственности;

Международная торговля.

По существу, рассматриваемый рейтинг детализирует наши представления об общих условиях конкуренции на товарных рынках посредством интегрированной количественной оценки барьеров для входа на рынки и степени открытости для международной торговли в исследуемых российских регионах.

Были проанализированы данные по десяти крупным городам  России: Воронеж, Иркутск, Казань, Москва, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тверь, Томск. Результаты приведены  в таблице 2.6 [37].

Таблица 2.6

Город

Место в рейтинге

Создание компании

Оформление разрешений на строительство

Регистрация собственности

Между-народная торговля

Воронеж

9

5

9

9

7

Иркутск

6

3

3

8

6

Казань

1

2

2

2

9

Москва

10

8

10

7

10

Пермь

7

10

4

3

8

Петрозаводск

3

6

5

3

2

Ростов-на-Дону

4

1

1

10

2

Санкт-Петербург

8

9

8

6

1

Тверь

2

3

7

1

5

Томск

5

7

6

5

4


Из представленных данных видно, что, в России заниматься предпринимательской деятельностью  легче всего в Казани, Твери  и Петрозаводске, сложнее всего  начать и вести бизнес в Санкт-Петербурге, Воронеже и Москве. Отмечается, что оценка Москвы как худшего среди российских городов по деловому климату явилась одним из значимых факторов, повлиявших на место России в глобальном рейтинге (снижение со 118-го на 120- место среди 183 стран).

В качестве решения проблемы и улучшения делового климата в России авторы доклада и бизнесмены видят проведение масштабных реформ как на федеральном, так и на муниципальном уровне, чтобы сократить количество процедур, сроки и издержки на создание и ведение бизнеса в России.

В сентябре 2009 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал свой очередной доклад «Рейтинг глобальной конкурентоспособности  на 2009-2010 гг.». Рейтинг составлен  аналитической группой ВЭФ и  представляет собой ежегодное исследование, основанное на статистических данных и результатах опроса руководителей компаний, ведущих исследовательских институтов в 133 анализируемых странах. При составлении рейтинга учитывается широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат, в доклад также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования и корректировки конкурентной политики, социально экономического развития и ключевых социально-экономических реформ.

Основным средством оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), состоящий из 12 слагаемых экономического развития: «Качество институтов»; «Инфраструктура»; «Макроэкономическая стабильность»; «Здравоохранение и начальное образование»; «Высшее образование и профессиональная подготовка»; «Эффективность рынка товаров и услуг»; «Эффективность рынка труда»; «Развитость финансового рынка»; «Технологический уровень»; «Размер внутреннего рынка»; «Конкурентоспособность компаний»; «Инновационный потенциал».

При составлении  рейтинга конкурентоспособности экономик специалисты форума используют открытые статистические данные, а также данные опросов ведущих бизнесменов  в государствах, входящих в список. Так, в последнем рейтинге использовались сведения, полученные более чем от 13000 предпринимателей в 133 странах.

Проанализировав положение России в рейтингах  глобальной конкурентоспособности, рассчитанных ВЭФ, за последние 4 года (с 2006 по 2009 годы), можно проследить уверенный подъем (с 59 места на 51) в 2006-2008 годах и резкий спад в 2009 году (см. рисунок 2.1). В 2009 году Россия набрала 4,15 балла по семибалльной системе и находиться на 63 месте, потеряв, по сравнению с 2008 годом, 12 позиций. Из других стран группы БРИК Бразилия (56 место) и Индия (49 место) улучшили свои показатели.

Рисунок 2.1- Динамика положения России в рейтингах глобальной конкурентоспособности, рассчитанных ВЭФ, за 2006-2009 годы [37]

В 2008 году, согласно докладу, Россия вошла в группу стран, вставших на путь развития экономики по инновационному сценарию. По мнению составителей рейтинга, в целом динамика России относительно положения в рейтинге за последние годы немного позитивна, но в последнем анализируемом этом году ключевые преимущества были подвергнуты отрицательному влиянию кризиса (см. таблицу 2.7). Совокупность обстоятельств, влияющих на место в рейтинге, принимать во внимание и при разработке т.н. «второго антимонопольного пакета», результаты действия которого, несомненно, благоприятным образом скажутся в очередном рейтинге.

Из таблицы  видно, что хорошие показатели Россия демонстрирует по критериям: «Макроэкономическая  стабильность» (5,2 балла по семибалльной системе), «Здравоохранение и начальное  образование» (5,6 балла), «Размер внутреннего  рынка» (5,8 балла). В рамках макроэкономической стабильности с плюсом оценены потенциальные способности страны в области госдолга и дефицита бюджета, сохраняющих сравнительно низкий уровень, большой размер рынка и высокий уровень инноваций. Все это, по мнению составителей рейтинга, является явными конкурентными преимуществами, как, впрочем, и развитие инфраструктуры, в частности железных дорог и электроэнергетики, здравоохранения и образования, а также рынка рабочей силы. В сравнении с предыдущим годом относительное положение России упрочилось лишь по двух показателям: «Здравоохранение и начальное образование» и «Размер внутреннего рынка».

Таблица 2.7

Относительное влияние отдельных показателей  на общий рейтинг Российской Федерации [37]

Показатели

2008 год

(место)

2009 год

(место)

1

«Качество институтов»

110

114 ↓

2

«Инфраструктура»

59

71   ↓

3

«Макроэкономическая стабильность»

29

36   ↓

4

«Здоровье и начальное  образование»

59

51   ↑

5

«Высшее образование  и профессиональная подготовка»

46

51   ↓

6

«Эффективность рынка товаров и услуг»

99

108 ↓

7

«Эффективность рынка  труда»

27

43   ↓

8

«Развитость финансового  рынка»

112

119 ↓

9

«Технологический уровень»

67

74   ↓

10

«Размер внутреннего  рынка»

8

7     ↑

11

«Конкурентоспособность  компаний»

91

95   ↓

12

«Инновационный потенциал»

48

51   ↓


По большинству  других показателей Россия оказалась  в нижней части рейтинга, заняв 114-е  место по развитости общественных институтов, 119-е место по развитости финансового  рынка, низкая конкурентоспособность  компаний (95 - место), эффективность рынка товаров и услуг – 108-е место. Также к числу проблемных моментов можно отнести политические показатели России, такие как недостаточная эффективность государственной власти (110-е место), низкий уровень независимости судебной системы (116-е место), слабая реализация права собственности (119-е место).

Наряду с  основными показателями, характеризующими конкурентоспособность стран мира, в докладе представлен рейтинг  ключевых проблем для развития бизнеса. Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование. В 2008 году основными причинами, отрицательно влияющими на экономическую стабильность страны, также были названы коррупция, второе место отдали налоговому регулированию и третье место – доступ к финансированию.

В рейтинге, представленном Всемирным банком, указано на низкий показатель вовлечения России в международную  торговлю. В докладе  Всемирного экономического форума о вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 году (The Global Enabling Trading Index 2009) говорится, что российская экономика остается одной из самых закрытых в мире и продолжает возводить барьеры, препятствующие ее широкому участию в мировой торговле. С точки зрения оценки развитости конкуренции на российских товарных рынках рассматриваемый рейтинг – важнейших показатель, характеризующий реальную и потенциальную конкуренцию российских и иностранных участников товарных рынков. Следует отметить, что ряд важнейших для экономики страны рынков не может быть конкурентными без их максимально возможной открытости для иностранных участников.

В указанном  рейтинге из 121 страны Россия заняла лишь 109 место. Хотя Россия занимает восьмое  место в мире по объему экономики, она является наименее открытой и привлекательной как для импорта, так и для экспорта. Главной проблемой России исследователи считают «чрезвычайно ограниченный доступ к рынку», то есть торговые тарифные ограничения — по этому критерию стране присвоено 113 место. Так, тарифы на импорт в России в среднем составляют 15% (114 место), в том числе для сельскохозяйственного импорта — 26% (106 место). Также негативно оцениваются степень прозрачности таможенных процедур (109-е место) и сложность структуры тарифов (90-е место). По времени, которое необходимо затратить на импорт товаров в Россию, страна расположилась на 99 месте в рейтинге, по стоимости импорта — на 102, а по количеству необходимых документов — на 117.

По качеству условий для ведения бизнеса  Россия оказалась на 96 месте. В числе негативных факторов были отмечены как высокий уровень бюрократической нагрузки на бизнес, так и закрытость российской деловой среды, которая, по мнению экспертов, не расположена к международному сотрудничеству. Положительные показатели связаны с доступностью транспортной инфраструктуры – в этой категории России отвели 56 позицию. При этом, самым важным преимуществом страны является развитая железнодорожная инфраструктура. По уровню доступности и использования информационно-коммуникационных технологий России отвели в рейтинге 50 место.

2.2 Реализация региональной конкурентной  политики

 

В соответствии с Программой развития конкуренции  в Российской Федерации (далее –  Программа), утвержденной распоряжением  Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р, минэкономразвития России проводит системную работу по реализации конкурентной политики в Российской Федерации. Целью данной работы является улучшение предпринимательского климата в Российской Федерации, что расширит круг хозяйствующих субъектов на товарных рынках и, соответственно, усилит конкуренцию на них. Указанная цель может быть реализована только на основе широкого межведомственного взаимодействия, вовлечения в реализацию мероприятий Программы экспертного и предпринимательского сообществ, обществ защиты прав потребителей.

Одной из основных задач, поставленных Программой, является улучшение конкурентного климата  на региональном уровне. Работа в настоящий  момент ведется по следующим направлениям.

1. Координация деятельности региональных органов власти по разработке, принятию и реализации региональных программ развития конкуренции (методическая поддержка разработчиков программ, об суждение программ с экспертами и представителями заинтересованных органов власти).

2. Организация  работы по продвижению ценностей  конкурентной политики (проведение  семинаров исовещаний с представителями  органов власти субъектов Российской  Федерации). Совещания прошли в Москве (30 октября и 4 декабря 2009 г., 18 апреля и 28 мая 2010 г.), Хабаровске (15-17 декабря 2009 г.), Иркутске (5-6 февраля), Воронеже (23 марта 2010 г.), Томске (9 апреля 2010 г.), Тольятти 23 апреля 2010 г.), Владивостоке (29 апреля 2010 г.), Комсомольске-на-Амуре (30 апреля 2010 г.), Иваново (25 мая 2010 г.). В рамках данных мероприятий были выявленные барьеры, препятствующие развитию конкуренции, а также конкретные мероприятия по развитию конкуренции с учетом специфики отдельных регионов.

3. Создание системы  комплексной оценки состояния  конкурентной среды в субъектах Российской Федерации и эффективности конкурентной политики.

Информация о работе Неполные контракты