Неполные контракты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного рынка хозяйственные отношения выступают в основном в форме договора (контракта). Институт контракта стал предметом экономического анализа в первой половине XX века в рамках институциональной экономической теории. Контракт в соответствии с неоинституциональной экономической теорией является способом правового оформления экономических отношений между независимыми экономическими агентами.

Содержание работы

Введение 3
1. Фирма как основной экономический инструмент рыночных отношений 5
1.1 Понятие фирмы, функции, принципы организации 5
1.2 Преимущества и недостатки базовых форм организации предпринимательской деятельности 7
1.3 Теория неполных контрактов 9
2. Механизм неполного контракта в современных экономических условиях 19
2.1 Монополизм в современных экономических условиях 19
2.2 Реализация региональной конкурентной политики 31
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

НЕПОЛНЫЕ КОНТРАКТЫ 2012.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Как следует  из таблицы 2.2, применительно к распределению  хозяйствующих субъектов по формам собственности за последние 2 года наблюдается  устойчивая тенденция увеличения числа  частных организаций и сокращения число государственных и муниципальных организаций.

Таблица 2.2

Среднегодовая численность занятых и распределение  предприятий и организаций по формам собственности (на 1 января соответствующего года) [37]

год

Число предприятий и  организаций

Среднегодовая численность  занятых

Всего

тыс.

из них по формам собственности, тыс.

Всего

(млн. чел.)

из них по формам собственности, млн. чел.

косударст-венная и

муници-пальная

частная

прочая

государст-венная и

муници-пальная

частная

прочая

1995

1946

496

1216

181

66,4

27,9

22,8

15,6

1996

2250

520

1426

181

66,0

27,7

23,5

14,8

1997

2505

417

1731

227

64,7

25,9

25,8

13,0

1998

2727

321

2014

235

63,8

24,3

27,6

11,9

1999

2901

331

2147

240

64,0

24,4

28,3

11,2

2000

3106

248

2312

234

64,5

24,4

29,8

10,4

2001

3346

368

2510

209

65,0

24,2

31,0

9,8

2002

3594

386

2726

240

65,6

24,2

32,5

8,8

2003

3845

396

2957

234

66,0

23,9

33,1

8,9

2004

4150

407

3238

247

66,4

23,6

34,4

8,4

2005

4417

407

3499

245

66,8

22,5

36,2

8,1

2006

4767

412

3838

265

67,2

22,0

37,2

7,9

2007

4507

413

3639

215

68,0

21,8

38,3

4,6

2008

4675

405

3855

203

68,5

21,5

39,1

4,3

2009

4772

393

3976

206

-

-

-

-


 

Продолжалось  сокращение числа работающих в общественном (государственном и муниципальном) секторе, доля которого снизилась до одной трети всех работающих. По сравнению с 2005 г. продолжилось снижение доли крупнейших хозяйствующих субъектов в экономике страны (без учета групп лиц, в которые они входят). Так, из данных таблицы 2.3 следует, что если в 2003-2005 годах 10% ВВП создавалось 52, затем 19, а потом всего 10 компаниями, то за 2006-2007 года число таких компаний выросло до 16, а за 2008 год – до 25.

В сфере малого и среднего предпринимательства  по состоянию на 1 января 2009 г. (по сравнению  с данными на 1 января 2008 г.) наблюдался рост: количества малых предприятий (включая микропредприятия) – на 20 %, численности индивидуальных предпринимателей - на 10 %, средней совокупной численности работников, занятых на малых предприятиях, - на 12 %, оборота малых предприятий – на 19 %, вклада продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объем ВВП - на 4 %.

Таблица 2.3

Количество  организаций (без субъектов малого предпринимательства) с суммарной  долей добавленной стоимости  в ВВП [37]

Доля добавленной стоимости  в ВВП

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

10 %

52

19

10

11

16

25

20%

710

207

69

90

128

252

30%

7128

2248

474

620

841

2 497

40%

97937

36601

4320

5364

6429

38 467

50%

-

94621

87906

102443

106094

86 111


 

Таким образом, вклад малого и среднего предпринимательства  в экономику России можно охарактеризовать следующими показателями: пятая часть валового внутреннего продукта; а с учетом индивидуальных предпринимателей – каждый пятый, занятый в экономике; два из пяти хозяйствующих субъектов – малые.

Объективная оценка состояния конкуренции и проводимой в стране конкурентной политики определяется как на основе анализа макроэкономических показателей, так и с использованием международных рейтингов, основанных на опросах и исследованиях независимых экспертов. Данные таких рейтингов можно рассматривать и интерпретировать в качестве значимых косвенных оценок общего состояния конкуренции в экономике страны: ни один из известных нам рейтингов не содержит прямой оценки развитости конкуренции, однако большинство из них характеризует общие условия, необходимые для возникновения и поддержания конкуренции в качестве характеристики товарного рынка.

Сравнительные рейтинги государств можно сгруппировать  в два обобщающих типа. Первый - рейтинги, использующие социально-политические, оценочные категории, такие как  «стабильность», «способность противостоять распаду», «удельный вес сепаратистских тенденций», «легитимность». В данном типе рейтингов нет жестких цифровых показателей, они суммируют представления экспертов и населения о характере власти и качестве жизни в стране.

Второй тип рейтингов оперирует количественными экономическими, а также социально-экономическими категориями, такими, как «ВВП на душу населения», «внешний и внутренний долг», «корпоративная задолженность». Очень важный показатель рейтингов – «дефицит бюджета по отношению к ВВП» и «конкурентоспособность экономики».

В ежегодном  рейтинге благоприятности деловой  среды «Ведение бизнеса 2010» (Doing Business-2010, анализ охватывал период с июня 2008-го по май 2009 года), составляемом экспертами Всемирного банка совместно с Международной финансовой корпорацией (опубликован в сентябре 2009 года), приводиться рейтинг 183 государств мира по показателю создания благоприятных условий ведения бизнеса.

В рамках исследования «Ведение бизнеса» анализировались  правила, регулирующие предпринимательскую деятельность в стране на протяжении всего цикла деловой активности предприятия, включая порядок создания и эксплуатации предприятий, проведение внешнеторговых операций, оплату налогов и ликвидацию. В ходе исследования не учитываются все аспекты деловой конъюнктуры, имеющие значение для деятельности компаний и инвесторов. В частности, не оцениваются такие аспекты, как безопасность, макроэкономическая стабильность, распространенность коррупции, уровень квалификации работников и стабильность финансовых систем.

Рейтинг составляется на основании 10 индикаторов регулирования  предпринимательской деятельности, учитывающих время и стоимость  выполнения предпринимателем требований государства: «Регистрация предприятия»; «Получение разрешения на строительство»; «Наем рабочей силы»; «Регистрация собственности»; «Кредитование»; «Защита инвесторов»; «Налогообложение»; «Международная торговля»; «Обеспечение исполнения контрактов»; «Ликвидация предприятий». Основываясь на методологии данного рейтинга, его можно рассматривать в качестве агрегированной оценки размера барьеров для входа на товарные рынки в национальной экономике. Так, индикаторы «Регистрация предприятия»; «Получение разрешения на строительство»; «Регистрация собственности»; «Защита инвесторов»; «Ликвидация предприятий» находятся в прямой связи с количеством хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, наличием потенциальных конкурентов (чем ниже барьеры для входа на рынок, тем выше степень потенциальной конкуренции), открытостью рынков для международной конкуренции.

Оценка каждого  индикатора опирается на методику расчета, которая, в свою очередь, опирается  на определенные показатели. Например, раздел «Регистрация предприятия» рассматривает  трудности, связанные с открытием  бизнеса (действия, временные и финансовые затраты, которые необходимы для начала легальной деятельности Общества с ограниченной ответственностью). Результаты оценки данного индикатора приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Результаты  оценки благоприятности деловой  среды по разделу «Регистрация предприятия», баллов [37]

Индикатор

Российская Федерация

Европа и Центр. Азия

ОЭСР, среднее

значение

Процедуры (любое взаимодействие между учредителями компании и сторонними лицами, например, государственными органами, юристами, аудиторами и нотариусами), количество

9

6,7

5,7

Срок (средний показатель временных затрат, необходимых на прохождение той или иной процедуры), дни

30

17,4

13,0

Стоимость (все официальные  выплаты и гонорары за юридические  и другие профессиональные услуги, если данные услуги оговорены в законодательстве), % от дохода на душу населения

2,7

8,3

4,7

Минимальный оплаченный уставной капитал (средства, которые  предприниматель обязан внести перед  началом процесса регистрации и  на протяжении 3 месяцев после его  завершения), % от валового дохода на душу населения

1,8

21,5

15,5


 

Россия в  представленном рейтинге занимает 120 место, опустившись по сравнению с прошлым  годом на 2 позиции. Впереди России в данном рейтинге находятся почти  все экономически развитые страны мира. Изменение позиции, по мнению проводивших исследование экспертов, не означает, что заниматься бизнесом в России стало существенно сложнее или в стране произошло ухудшение деловой среды. Негативная динамика показателя связана, скорее всего, с улучшением показателей других стран. Россия фактически «стоит на месте»; несмотря на различные законопроекты по защите и развитию малого и среднего бизнеса, административная нагрузка на бизнес в России пока не снизилась, считают исследователи.

В таблице 2.5 [37] представлено место страны по вышеперечисленным направлениям ведения бизнеса, занимаемые Российской Федерацией.

Таблица 2.5

Индикаторы

2008 год(место)

2009 год(место)

1

Регистрация предприятия

88

106  ↓

2

Получение разрешения на строительство

182

182

3

Наем рабочей силы

104

109  ↓

4

Регистрация собственности

49

45    ↑

5

Кредитование

109

87    ↑

6

Защита инвесторов

88

93    ↓

7

Налогообложение

108

103  ↑

8

Международная торговля

160

162  ↓

9

Обеспечение исполнения контрактов

19

19

10

Ликвидация предприятий

92

92


Негативными с  точки зрения состояния конкуренции  в экономике России следует признать увеличение значения показателей, определяющих места страны по таким индикаторам, как «Регистрация предприятия», «Защита  инвесторов» и «Международная торговля».

Самым проблемным показателем для России остается индикатор, характеризующий сложность  получения разрешения на строительство, по этому индикатору наша страна уже  второй год находится на предпоследнем  месте. По показателям вовлеченности  России в международную торговлю наша страна также занимает низкую позицию.

В 2009 году Всемирный  банк впервые опубликовал субнациональное  исследование, проведенное в рамках ежегодного глобального исследования «Doing Business in Russia - 2009», в рамках которого проведен анализ нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности и мер по обеспечению соблюдения норм и правил по четырем категориям:

Информация о работе Неполные контракты