Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:55, курсовая работа
В условиях современного рынка хозяйственные отношения выступают в основном в форме договора (контракта). Институт контракта стал предметом экономического анализа в первой половине XX века в рамках институциональной экономической теории. Контракт в соответствии с неоинституциональной экономической теорией является способом правового оформления экономических отношений между независимыми экономическими агентами.
Введение 3
1. Фирма как основной экономический инструмент рыночных отношений 5
1.1 Понятие фирмы, функции, принципы организации 5
1.2 Преимущества и недостатки базовых форм организации предпринимательской деятельности 7
1.3 Теория неполных контрактов 9
2. Механизм неполного контракта в современных экономических условиях 19
2.1 Монополизм в современных экономических условиях 19
2.2 Реализация региональной конкурентной политики 31
Заключение 36
Список литературы 38
В целях стимулирования региональной конкурентной политики минэкономразвития России ведет работу по организации проведения исследования по методологии Всемирного банка «Ведение бизнеса».
Предполагается, что данное исследование в 2010-2011 гг. будет проведено не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации. Также минэкономразвития России разработана методика оценки состояния конкурентной среды, и в настоящий момент с использованием данной методики проводится исследование конкурентной среды Приморского края.
Результатом активизации
региональной конкурентной политики стала
подготовка во всех субъектах Российской
Федерации программных
Приоритетным направлением реализации Программы является подготовка мер, направленных на развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках. Ключевым направлением таких мер является снижение административных барьеров, создающих неоправданные препятствия для вхождения новых участников на отдельные товарные рынки.
В настоящее время в соответствии с Программой минэкономразвития России, минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации 11 докладов о ситуации и мерах по развитию конкуренции на отдельных отраслях и на отдельных рынках:
- рынок фармацевтической и медицинской продукции;
- рынок нефтепродуктов;
- в сфере авиатопливообеспечения;
- на агропродовольственном рынке;
- в сфере розничной торговли;
- на строительном рынке;
- в сфере железнодорожного транспорта;
- в сфере легкой промышленности;
- в сфере услуг здравоохранения;
- в области
информационно-
- на рынках финансовых услуг.
В соответствии с Графиком, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным 24 ноября 2009 г. (№ 5768п-П16) реализуются мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти в тринадцати основных сферах деятельности (сельское хозяйство, образование, строительство, здравоохранение, промышленность, транспорт и связь, безопасность дорожного движения, торговля и внешнеэкономическая деятельность, природопользование, земельно-имущественные отношения, рыболовство, миграция и паспортно-визовое обслуживание граждан, налоговое администрирование).
В 2010 году продолжилась работа по совершенствованию антимонопольного законодательства.
В соответствии с положениями Программы развития конкуренции, минэкономразвития России, ФАС России выработаны основные направления такого совершенствования:
- выделение
картелей как особо опасных
нарушений антимонопольного
- увеличение
значений пороговой стоимости
активов при определении
- введение фиксированных штрафов за нарушения, не ограничивающие конкуренцию;
-уточнение положений о монопольно высокой цене;
-определение
целей предоставления
- регламентация
проведения проверок нарушения
антимонопольного
- уточнение порядка контроля экономической концентрации и другие.
Реализация
принятых региональных программ развития
конкуренции, что улучшит условия
ведения предпринимательской
Внедрение системы оценки регулирующего воздействия принимаемых решений на состояние конкуренции, в том числе апробация данной системы на региональном уровне;
Снижение административных барьеров на приоритетных товарных рынках и реализация иных мер, направленных на развитие конкуренции в отраслях экономики.
Многостороннее и многофакторное исследование состояния конкуренции в Российской Федерации, ежегодное составление рейтинга субъектов Российской Федерации по условиям ведения предпринимательской деятельности;
Анализ и оценка эффективности принятых изменений антимонопольного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию;
Построение
эффективной наднациональной
Продвижение ценностей конкуренции путем проведения активной информационной политики;
Формирование и реализация масштабной программы обучения руководящего состава федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Неоинституциональная экономическая теория — фактически единственное направление в современной экономической науке, которое уделяет внимание проблемам контрактных отношений. Различные подходы к анализу контрактов предлагаются в таких разделах неоинституциональной теории, как агентская теория, теория неполных и «отношенческих» контрактов.
Неоинституциональный подход к изучению контрактных отношений не лишен недостатков, связанных с такими принципами неоклассического анализа, как модель экономического человека, принцип рациональности (абсолютной или ограниченной). Связь между контрактными отношениями и отношениями собственности в рамках неоинституциональной экономической теории рассматривается как внешняя, механическая связь. В связи с этим указанный подход не отражает в полной мере экономическую действительность и особенности развития контрактных отношений на современном этапе развития экономики
Контракт следует рассматривать в рамках более широкой системы отношений — отношений хозяйства. Такой подход позволяет не только обнаружить взаимосвязь контрактных отношений с отношениями собственности, но и глубже раскрыть содержание контрактных отношений, в том числе и на современном этапе.
Контрактное отношение является отношением собственности, поскольку собственность является волевым отношением и именно в контракте находит разрешение противоречие двух свободных субъективных воль, направленных на один и тот же объект, и возникает их общая воля.
Контрактные отношения выражают отношения собственности, однако не просто экономическое отношение собственности или правовое отношение собственности или даже экономико-правовое отношение собственности. Контрактное отношение, рассматриваемое как отношение хозяйства, представляет собой противоречивое единство экономических и правовых отношений собственности, в котором они проявляют себя как моменты отношения хозяйствования.
Отношения хозяйства являются, в свою очередь, частью еще более широкого круга отношений - общественных отношений и, рассматривая контракт как хозяйственное отношение, можно расширить применения междисциплинарного анализа, используя социологическое знание о природе собственности и обмена. Социология, используя обширный исторический материал, показывает, как развивающиеся формы собственности, меняющиеся отношения присвоения и отчуждения формировали человека как личность. Социология обмена, в свою очередь, позволяет установить, что укорененные в обществе обменные отношения изначально основаны не на соображениях экономической выгоды, что социальные нормы не произрастали из экономического эгоизма индивидов, а призваны были его сдерживать.
Осуществление
рыночных преобразований в России привело
к возникновению новых