Несовершенная конкуренция и ее ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Переход России от централизованного управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед хозяйствующими субъектами.
Большинство рынков не удовлетворяют условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько близких товаров-заменителей. На многие рынки не легко попасть из-за высоких капитальных затрат, сложности конкуренции с установившимися производителями, продающие хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Экономические концепции конкуренции……………………….……..5
Эволюция взглядов на конкуренцию………………………………...………5
Основные типы и формы конкуренции. Типы рыночных структур….…..10
Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………19
Глава 2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения………………..……24
2.1. Основные стратегии ценовой конкуренции………………………….……24
2.2. Ценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции...….26
2.3. Государственное регулирование рынка монополистической конкуренции……………………………………………………………….……..28
Заключение………………………………………………………………...……..31
Список используемой литературы………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Konkurentsia_i_konkurentnoe_povedenie_firm_1.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1. Экономические концепции конкуренции……………………….……..5

    1. Эволюция взглядов на конкуренцию………………………………...………5
    2. Основные типы и формы конкуренции. Типы рыночных структур….…..10
    3. Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………19

Глава 2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения………………..……24

2.1. Основные стратегии ценовой  конкуренции………………………….……24

2.2. Ценовая конкуренция на рынках  монополистической конкуренции...….26

2.3. Государственное регулирование рынка монополистической конкуренции……………………………………………………………….……..28

Заключение………………………………………………………………...……..31

Список используемой литературы………………………………………...……32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход России от централизованного управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед хозяйствующими субъектами.

Большинство рынков не удовлетворяют условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках,  на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько близких товаров-заменителей. На многие рынки не легко попасть из-за высоких капитальных затрат, сложности конкуренции с установившимися производителями, продающие хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров. Кроме того на многих важных рынках, чаще действует небольшое количество крупных продавцов, а не множество мелких.

Важно понимать следующие характеристики и последствия несовершенной конкуренции:

  • на рынках с несовершенной конкуренцией фирмы часто зависимы друг от друга, и действия одной из них сильно влияют на деятельность конкурентов;
  • крупные фирмы, конкурирующие друг с другом, стараются избежать прямой ценовой конкуренции;
  • на рынках с несовершенной конкуренцией как мелкие, так и крупные фирмы придают особое значение неценовой конкуренции, что особо проявляется в рекламе.

В общем и целом конкуренция между большим числом мелких фирм производящих идентичную продукцию желательна, так как ее результатом является снижение цен для потребителей и более эффективное использование ограниченных ресурсов. Несовершенная конкуренция обычно приводит к ограничению выпуска продукции и росту цен.

Невозможность рынка без конкуренции определяет актуальность темы курсовой работы.

Предметом исследования является конкуренция и конкурентное поведение фирм.

Целью данной работы является изучение поведения фирм в конкурентной среде. Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • рассмотреть формы, виды и методы конкуренции в современной экономике;
  • изучить конкурентные стратегии некоторых российских фирм.

Для написания полноценной работы была изучена учебная, научная, научно-популярная, аналитическая и статистическая литература. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономические концепции конкуренции

    1. Эволюция взглядов на конкуренцию

Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Несмотря на то, что эта цель ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы появились только в середине XVII века. Она рассматривала конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все  отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. Основное внимание в трудах классической школы уделялось ценовой конкуренции. А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли,  приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Она должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность и, в  этом смысле  А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка – автоматически равновесным механизмом рынка. И, если учесть, что центральным мотивом знаменитого труда ученого «Исследование о природе и причине богатства народов» является действие «невидимой руки », понятно, какое большое значение А. Смит уделял конкуренции как фактору, регулирующему соответствие частных и общих интересов.

В противовес существующему в настоящее время предрассудку, согласно которому любая активность на рынке идет в разрез с интересами общества, А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал ряд существенных положений, ставших в последствии постулатами доктрины «максимального удовлетворения потребностей». К ним в первую очередь необходимо отнести понимание того, что совокупность действий отдельных производителей на рынке устанавливает цены; каждый отдельный потребитель подчиняется ценам; а сами цены подчиняются совокупности всех индивидуальных реакций. Таким образом, обеспечивается результат, не зависящий от воли и намерений индивида. Более того, из данного положения следует, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения. В соответствии с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях, тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

Несмотря на то, что А. Смит не рассмотрел конкретные элементы рыночного механизма, он действительно сделал шаг к пониманию конкуренции как эффективного средства ценового регулирования:

  • на основе теории конкурентной цены сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего цены (при избытке предложения); 
    определил основные условия эффективной конкуренции, включающее наличие большого количества продавцов, исчерпывающую информацию о них, мобильность используемых ресурсов;
  • впервые показал, каким образом конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала между отраслями;
  • разработал модели совершенной конкуренции и теоретически доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей; 
    сделал существенный шаг к формированию теории оптимального распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции.

Модель совершенной конкуренции, теоретические основы которой постулировал А. Смит, полностью исключает какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических положениях выступает ценовая система децентрализованной экономики. 

    Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Рикардо отмечал: «Когда говорят о предмете потребления, его меновой стоимости и о законах, регулирующих его цены, то всегда имеется в виду такой товар..., на производство которого оказывает огромное значение конкуренция». Для условий, рассмотренных Д. Рикардо, принципиальным является то, что цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. После того, как все участники рынка получают сведения о ценах и объемах производства, они отстраняются от активной деятельности. Временной фактор и риск не являются  компонентами модели.  Решающее значение в установлении баланса цен играет конкуренция. Теоретическое абстрагирование помогло Д. Рикардо  обосновать варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, теории ценности и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим  элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости. 

    Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики.

     Неоклассическая школа, расцвет которой приходится на XIX век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества  становилась все более централизованной  и свободное ценовое регулирование  на этой стадии развития  применялось на практике  как никогда раньше, привлекая внимание многих известных экономистов. Особенно значительным в этом смысле можно считать неоклассические концепции А. Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления механизма на рынке с помощью совершенной конкуренции  и действие законов предельной полезности и предельной производительности. А. Маршалл впервые подвергнул критике «условности» модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного  и устойчивого долгосрочного равновесия на рынке, а также  учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении потребительских цен  позволили создать основы теории новой модели конкуренции – монополистической.

    Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции. Главное же, что вызывало возражение – экономическая концепция совершенной конкуренции была не в состоянии отразить глубинные корни конкуренции. Она пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора и обходилась поверхностной мотивацией активности конкурентов. Являясь лишь формальной моделью, совершенная конкуренция, как теория, имела много серьезных недостатков.

    Основной сферой противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции». Автор убедительно доказал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать, только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.

    Работы Дж. Робинсон и Э. Чемберлина подытожили дискуссии о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Основной недостаток в описании монополии  классической и неоклассической школами заключался в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия, имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляла собой интереса. Попытки А. Смита и Д. Рикардо установить связь между ценами и стоимостью производства, а также сформулированная ими теория стоимости, не являются предпосылками для создания монополий. Они только чрезвычайно кратко упоминали о монополии, когда формулировали вывод о децентрализации экономики. На самом деле теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 года, пока А.О. Курно не установил равенство между маргинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии  и олигополии.

     Значительный вклад в теоретические модели  олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация ), Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.

    Таким образом,  к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившие в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные виды и формы конкуренции. Типы рыночных структур

 

По методам  осуществления конкуренцию можно  подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость. 

При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда  данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется  в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. Особыми методами неценовой конкуренции является продажа товаров в рассрочку и лизинг.

По  отраслевой принадлежности различают  внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и ее ограничения