Несовершенная конкуренция и ее ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Переход России от централизованного управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед хозяйствующими субъектами.
Большинство рынков не удовлетворяют условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько близких товаров-заменителей. На многие рынки не легко попасть из-за высоких капитальных затрат, сложности конкуренции с установившимися производителями, продающие хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Экономические концепции конкуренции……………………….……..5
Эволюция взглядов на конкуренцию………………………………...………5
Основные типы и формы конкуренции. Типы рыночных структур….…..10
Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………19
Глава 2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения………………..……24
2.1. Основные стратегии ценовой конкуренции………………………….……24
2.2. Ценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции...….26
2.3. Государственное регулирование рынка монополистической конкуренции……………………………………………………………….……..28
Заключение………………………………………………………………...……..31
Список используемой литературы………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Konkurentsia_i_konkurentnoe_povedenie_firm_1.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Совершенная конкуренция — это соперничество  многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.

При совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе  эти стороны совершенной конкуренции  объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что  на рынке действует большое число  мелких продавцов и покупателей. При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений.

Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Экономический смысл этого положения таков: товары столь похожи друг на друга, что даже малое повышение цены одним производителем ведет к полному переключению спроса на продукцию других предприятий. Условие однородности продукции фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому. Вот почему в условиях совершенной конкуренции нет никаких оснований для существования неценовой конкуренции.

Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Это значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.

Последнее условие существования рынка совершенной конкуренции   состоит в том, что информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна для всех. У фирм есть возможность быстро и рационально реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов. Не существует никаких коммерческих тайн, непредсказуемого развития событий, неожиданных действий конкурентов. То есть решения принимаются фирмой в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации или, что то же самое, при наличии совершенной информациии о рынке.

Вышеперечисленные условия фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля рынка у отдельных производителей;
  • наличие барьеров проникновения в отрасль;
  • неоднородность продуктов;
  • несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

При совершенной конкуренции  цена остается одинаковой, сколько  бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Напротив, наличие связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает на значимость фирмы в масштабах рынка. И так обстоит дело при всех разновидностях несовершенной конкуренции. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной  конкуренции. Данная конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной  конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке  данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.).

Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, клиент парикмахерской не покинет «своего» мастера если он несколько повысит цены. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

Почему  же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в  разнообразии, дифференциации продукта.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой  из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного  производителя конкретной узкой  разновидности данного продукта) и обладает определенной властью  на рынке.

Каждая  фирма, действующая в условиях монополистической  конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

Дифференциация  продуктов возникает из-за существования  между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

Основой для дифференциации могут служить  также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

Важной  качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.

Наконец, основой дифференциации продуктов  могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.

Различия  в сервисе объединяют вторую (после  качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Олигополия представляет собой  рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный  размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Продукция на олигополистическом рынке может  быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти).

Важным  условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль.

Существуют  значительные ограничения в доступности  экономической информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка  тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

Большая доля в выпуске продукции в  свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

Характерной особенностью олигополистической структуры  является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать  во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие  на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции — также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д.

Олигополистическая  структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает  отпечаток на выработку ценовой  политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов.

Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д

Всевластию  монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Именно  поэтому монополистическая структура  рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  • преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  • легальные барьеры (частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права, высокие импортные пошлины);
  • нечестная конкуренция.(демпинг)

Современный рынок — это один  из главных элементов сложной  системы хозяйствования, в которой  тесно взаимодействуют рыночный  механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты.

Классификацию рынков можно провести по следующим  признакам 

  • По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
  • В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
  • По территориально-географическому  признаку рынок может быть  внешним и внутренним.
  • По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный, государственно - регулируемый и планово-регулируемый рынки.
  • По уровню насыщенности различают: равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный

Информация о работе Несовершенная конкуренция и ее ограничения