Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:44, курсовая работа
Переход России от централизованного управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед хозяйствующими субъектами.
Большинство рынков не удовлетворяют условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько близких товаров-заменителей. На многие рынки не легко попасть из-за высоких капитальных затрат, сложности конкуренции с установившимися производителями, продающие хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Экономические концепции конкуренции……………………….……..5
Эволюция взглядов на конкуренцию………………………………...………5
Основные типы и формы конкуренции. Типы рыночных структур….…..10
Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………19
Глава 2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения………………..……24
2.1. Основные стратегии ценовой конкуренции………………………….……24
2.2. Ценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции...….26
2.3. Государственное регулирование рынка монополистической конкуренции……………………………………………………………….……..28
Заключение………………………………………………………………...……..31
Список используемой литературы………………………………………...……32
В российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования. К числу таких рынков можно отнести рынки следующих товаров, в том числе импортных:
При монополистической конкуренции линия спроса на продукцию производителя имеет отрицательный наклон, поскольку на рынке продаются товары – заменители, что даёт возможность получить монопольную прибыль в краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений на вход в отрасль других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.
Одной из важных характеристик дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над ценой весьма ограничен, поскольку существует множество потенциальных заменителей её продукта.
Кривая спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является в высокой степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции.
2.3. Государственное регулирование
рынка монополистической
Понятие государственного регулирования конкуренции включает антимонопольное регулирование, направленное на устранение «провалов» рынка, формализованным, институционально оформленным инструментом которого является антимонопольное законодательство. Однако, на наш взгляд, государственное регулирование конкуренции должно рассматриваться шире, автоматически не сводиться только к применению антимонопольного законодательства. Его следует трактовать как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на создание благоприятных условий для развития различных форм и видов конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.
На практике государственное регулирование конкурентных отношений в трансформирующейся экономике России предполагает разработку, принятие и применение антимонопольного законодательства и формирование системы органов, контролирующих его соблюдение. Однако в современных условиях активизация роли государства должна сочетаться с процессами рыночной трансформации, а регулирование конкуренции необходимо рассматривать как важную составляющую государственной экономической политики.
Мировой опыт доказывает, что политика государства по регулированию конкуренции оказывает большое влияние «на социально-экономическое развитие: производительность, цены, прибыль, склонность к инновациям, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках».
Опыт применения антимонопольного законодательства в РФ в 1990-е и в начале 2000-х годов показал, что антимонопольное регулирование сводилось лишь к пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; к реагированию на жалобы экономических субъектов, которые понесли значительные убытки от недобросовестной конкуренции, и мониторингу социально-значимых товарных рынков (например, рынка молока, хлеба и др.) в основном по инициативе федерального антимонопольного органа. В 1991 г. был принят Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с которого началась история антимонопольной политики в реформируемой экономике России.
Бум цен на продовольственных рынках в октябре 2007 г. выявил серьезные недостатки в контроле над деятельностью монополистов на рынках сельскохозяйственной продукции. К тому же, на наш взгляд, антимонопольные органы должны вести более активную политику и пресекать антиконкурентные действия, препятствующие развитию конкурентной среды в российской экономике, а не рассматривать частные конфликты интересов отдельных хозяйствующих субъектов или их групп с интересами покупателей или других фирм-конкурентов.
Мировая практика применения антимонопольного законодательства уже подтвердила, что традиционной антимонопольной политики, состоящей в принятии законов, направленных в основном на запреты и ограничения, и последующем жестком принуждении к их исполнению, уже недостаточно.
Самостоятельно проведенное исследование по анализу работы антимонопольных органов в начале 2000-х гг. позволило сделать вывод о том, что мониторинг товарных рынков и выявление монополистической деятельности на них ограничивались вынесением предписаний экономическим субъектам о прекращении злоупотреблений ими доминирующим положением. Но, к сожалению, за этим не следовали конструктивные меры со стороны государства по созданию благоприятных условий для развития конкурентных отношений и недопущению доминирования в будущем.
Деятельность антимонопольных органов тем не менее ограничивается только установлением факта нарушения, вынесением предписаний о прекращении злоупотреблений и контролем за их выполнением. Таким образом, на практике государственное регулирование конкуренции реализуется через проведение антимонопольной политики, направленной на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности. Причем в современных условиях необходимо признать, что решающим условием признания виновности в злоупотреблении монопольной властью является не размер компании, а величина ущерба, наносимого их деятельностью потребителям, конкурентам и процессу развития конкурентной среды.
На современном этапе государственное
регулирование конкуренции должно осуществляться
через проведение конкурентной политики,
представляющей собой комплекс государственных
мер, направленных на создание равных условий
конкуренции для всех хозяйствующих субъектов
через ослабление административного ресурса
и снижение бюрократических барьеров
для организации и расширения бизнеса;
формирование и развитие здоровой конкурентной
среды через достижение достаточного
уровня плотности конкурентных рынков
на основе роста субъектов малого бизнеса
и предпринимательства, недопущение использования
методов недобросовестной конкуренции,
снижение трансакционных издержек; становление
и развитие товарных рынков и их инфраструктуры;
поддержку предпринимательства, малого
бизнеса, институтов частно-государственного
партнерства.
Заключение
На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Во-первых, конкурентные отношения определяют структуры рыночной экономики. Выделяют рынок совершенной и несовершенной конкуренции, представленной монополией, олигополией и монополистической конкуренцией.
Во-вторых, совершенная конкуренция-это организация рынка, когда на уровень цен не может влиять ни продавец, ни покупатель. Для этого существуют определенные условия, которые являются определяющими рынка совершенной конкуренции.
В-третьих, монополия – это структура, в которой производитель контролирует объем товара и определяет цену.
В-четвертых, монополистическая конкуренция и олигополия являются наиболее реальными рыночными структурами. Первая является формой организации среднего и малого бизнеса, вторая - крупного.
В-пятых, при несовершенной конкуренции существует потребность государственного регулирования деятельности монополистических и олигополистических объединений.
Из выше сказанного, можно определить формы конкурентного поведения фирм. Выявление данных форм находят в маркетинговой программе, которая содержит перечень мероприятий по стабилизации положения предприятия на рынке, а также может быть частично включена в бизнес-план по финансовому оздоровлению должника.
Информация о работе Несовершенная конкуренция и ее ограничения