Несовершенная конкуренция и ее ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Переход России от централизованного управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед хозяйствующими субъектами.
Большинство рынков не удовлетворяют условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких из этих факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько близких товаров-заменителей. На многие рынки не легко попасть из-за высоких капитальных затрат, сложности конкуренции с установившимися производителями, продающие хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Экономические концепции конкуренции……………………….……..5
Эволюция взглядов на конкуренцию………………………………...………5
Основные типы и формы конкуренции. Типы рыночных структур….…..10
Конкуренция и конкурентные стратегии фирм……………………………19
Глава 2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения………………..……24
2.1. Основные стратегии ценовой конкуренции………………………….……24
2.2. Ценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции...….26
2.3. Государственное регулирование рынка монополистической конкуренции……………………………………………………………….……..28
Заключение………………………………………………………………...……..31
Список используемой литературы………………………………………...……32

Файлы: 1 файл

Konkurentsia_i_konkurentnoe_povedenie_firm_1.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Под структурой рынка понимается его  характеристика с точки зрения воздействия  как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.

Вообще  говоря, в зависимости от целей  экономического исследования могут  быть различные классификации рыночных структур.

Каждый  тип рыночной структуры характеризуется  набором данных показателей в соответствии с таблицей :

Таблица – Типы рыночных структур и их характеристика

 

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

очень много

много

несколько

одна

Характер продукции

стандартная

дифференцированная

стандартная

уникальная: нет близких заменителей

Условия вступления

очень легкие препятствия

сравнительно легкие

наличие существенных препятствий

блокировано

Доступность экономической информации

полная доступность

некоторые ограничения

существенные ограничения

недоступна

Контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре

значительный

Примеры

сельское хозяйство

розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.

производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов

местные предприятия общественного пользования


 

    1. Конкуренция и конкурентные стратегии фирм

Конкуренция возникает при борьбе фирм за ограниченный объем спроса на доступных сегментах рынка.

Существует четыре вида конкурентных стратегий:

Виолентная ("силовая") стратегия – стратегия доминирования на обширном рынке, ориентированная на высокую производительность и снижение издержек производства, а следовательно, и снижение цены продаж. Это достигается организацией массового производства товаров среднего качества, вполне устраивающих массового покупателя. Такой стратегии придерживаются многие крупные компании. Товар производится ими в широком ассортименте, часто обновляется, что в сочетании с его добротностью и доступностью по цене позволяет привлечь широкие слои покупателей. Этому способствует проведение крупных рекламных компаний.

Патиентная (нишевая) стратегия – стратегия, ориентирующая на выпуск ограниченного количества специализированной продукции высокого качества. Фирмы, придерживающиеся такой стратегии, стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими компаниями и найти на рынке собственную нишу, недоступную для виолентов. Они хорошо дополняют виолентов, так как вносят на рынок разнообразие, выискивают и активно формируют специфические потребности. Узкая специализация патиентов позволяет им обеспечить высокий научно-технический уровень производства и высокую квалификацию персонала. Такой стратегии придерживаются менее крупные (по сравнению с виолентами), средние мелкие фирмы.

Коммутантная (приспособительная) стратегия – стратегия, направленная на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных, часто меняющихся потребностей. Мелкие фирмы, придерживающиеся этой стратегии, обычно не располагают эффективным оборудованием и научно-техническими заделами, но имеют хороших мастеров "на все руки", что позволяет им быстро приспосабливаться к изменяющимся потребностям рынка.

Эксплерентная (пионерская) стратегия – стратегия, ориентирующая на радикальные нововведения и привитие новых потребностей и спроса на принципиально новые товары. Такая стратегия свойственна постиндустриальной эпохе и предпринимательской реакции на изменения на рынке. Реализовать ее могут фирмы, имеющие высокий научно-технический потенциал и предпринимательский стиль поведения. Такой стратегии свойственны высокий риск неудачи (предлагаемый товар не находит потребителя) или высокие доходы в случае удачи.

Крупные предприятия подвергаются в последние годы серьезной критике. Их обвиняют в бюрократизме, негибкости, монополизме и пр. Напротив, положительные качества – предприимчивость, эффективность, неформальное отношение к делу и многое в том же роде – связывается только с мелким бизнесом. Такие взгляды имеют серьезные основания.

Однако при взвешенном подходе к крупным предприятиям нельзя игнорировать тот факт, что при всех своих недостатках они являются стержнем любой современной развитой экономики. Составляя не более 1-2% от общего числа фирм США, Западной Европы или Японии, они создают от одной трети до половины валового национального продукта, производимого в этих центрах мировой экономики, и выпускают более половины всей промышленной продукции.

Наряду со слабостями крупные предприятия в своем абсолютном большинстве придерживающиеся силовой стратегии конкурентной борьбы, имеют и сильные стороны.

Известно, что в качественном отношении спрос на товары и услуги очень разнообразен: одним потребителям нужны продукты с одними, другим – с другими характеристиками.

Но, как показали исследования, в количественном отношении спрос концентрируется вокруг некоторого среднего, типичного на данный момент и для данной экономики, уровня качества и, соответственно цены товара. Как правило, дорогих товаров сверхвысокого качества дешевых и плохих продуктов сбывается существенно меньше. Для фирм производителей эта закономерность имеет важное практическое значение. Выпуская товары с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента товаров удовлетворить существенную часть всего платежеспособного спроса.

Это обстоятельство открывает объективную возможность для организации массового выпуска стандартных продуктов. Действительно, если рынок по большей части требует примерно одинаковых товаров, их выпуск большими сериями может быть налажен исключительно рационально.

Как показала мировая практика, благодаря деятельности крупных фирм были достигнуты серьезные результаты в области научно-технического прогресса. В частности, резко увеличилась производительность труда, снизились затраты производства. Такие результаты были достигнуты благодаря экономии на масштабах производства (с ростом размеров предприятия издержки производства на единицу продукции падают). Точнее, снижение издержек идет до тех пор, пока не будет превышен некоторый оптимальный размер предприятия.

Сокращение средних издержек с увеличением размера предприятия обусловлено рядом причин:

  • Технологическими. Как показывает опыт, толчок к прогрессивному преобразованию отрасли и возникновению в ней крупных предприятий обычно дает изобретение некой новой технологии или продукта, допускающих дешевое и массовое изготовление конкурентоспособной продукции. В дальнейшем самое производительное оборудование, как правило, используется на крупных предприятиях.
  • Выгодами от специализации. Большой объем производимых товаров или услуг позволяет увеличить степень специализации, в частности, повысить специализацию оборудования и персонала.
  • Выгодами от совместного производства нескольких товаров. Часто побочные продукты, отходы или временно свободное оборудование крупного производства столь велики, что позволяют на их базе почти без дополнительных расходов выпускать новые продукты.

Затраты на производство всякого стандартного товара и/или услуги состоят из двух частей:

  • издержек, связанных с выпуском данного экземпляра изделия;
  • издержек, необходимых для создания всех товаров данного вида.

Вторая группа издержек представляет собой (как было показано выше) особую разновидность так называемых "фиксированных издержек" и служит фундаментальным источником силы крупных компаний в рамках стандартного производства. В очень многих отраслях необходимость нести гигантские фиксированные издержки буквально выталкивает из массового бизнеса все недостаточно крупные фирмы.

Мощным фактором подобного отбора в наше время выступают, в частности, затраты на научные и опытно-конструкторские работы (НИОКР).

Разработка нового лекарства, самолета, интегральной схемы обходится одинаково дорого и тому, кто в дальнейшем будет выпускать их большой серией, и тому, кто способен изготовить лишь небольшое количество. Но из-за гигантской стоимости НИОКР небольшому предприятию вообще не стоит ввязываться в это дело – он их заведомо не сможет окупить.

При всей важности НИОКР как компонента фиксированных издержек дело не сводится к ним одним. В производстве товаров и услуг массового потребления, например, сходную роль часто играют расходы на рекламу, сервисную и сбытовую сеть.

Научные, сбытовые, производственные, рекламные и прочие компоненты издержек, связанных с созданием и продвижением на рынок новых товаров, могут действовать не только порознь, но и вместе. При этом их значение как факторов отбора взаимно усиливается.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Несовершенная конкуренция и ее ограничения

2.1. Основные стратегии ценовой  конкуренции

Цена выступает своего рода сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как потребителям, так и производителям. Она является ориентиром, по которому хозяйствующие субъекты могут сверить свой выбор, преследуя свои частные интересы. Цена — это организующая сила, способная суммировать и балансировать бесчисленные экономические решения.

Стратегия ценообразования — это выбор предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара (услуги) в условиях рынка, наилучшим образом соответствующий цели предприятия. Стратегия ценообразования зависит от того, на новый или уже имеющийся на рынке товар устанавливается цена и на действующем или новом рынке осуществляется данная акция.

1. Стратегия снятия сливок, в основе которой заложен принцип постепенного снижения цены по мере удовлетворения спроса на различных сегментах рынка. Вначале устанавливают максимально высокую цену на товар (услугу), ориентируясь на лиц с высоким уровнем доходов; когда первоначальный спрос несколько ослабеет, цена снижается до среднего уровня, позволяя сделать доступным товар лицам следующего сегмента (со средними доходами) и т.д., пока снижение цен не сделает товар доступным массовому потребителю. Эта стратегия рассчитана на быстрый финансовый успех и не годится для обеспечения такого успеха в будущем.

Данная стратегия может быть эффективна в следующих случаях:

  • существует уверенность, что спрос на данный товар (услугу) будет достаточно большим;
  • спрос на данный товар (услугу) неэластичен и почти нет конкурирующих товаров или услуг;
  • предприятие оградит себя от конкуренции за счет создания высоких барьеров в виде патента или высокого уровня качества.

2. Стратегия прочного  внедрения ориентированная в основном на долгосрочные цели. Она эффективна в случаях, когда:

  • существует достаточно большой спрос на данный товар (услугу);
  • спрос на данный товар эластичен и при росте цены потребители могут переключаться на аналогичные товары (услуги) конкурентов;
  • цены достаточно низкие и непривлекательны для конкурентов;
  • установленная цена не настолько низка, чтобы заставить думать потребителей, что товар (услуга) некачественный.

3. Стратегия скользящей (падающей) цены применяется, когда предприятие надежно застраховано от конкуренции. Суть этой стратегии заключается в том, что цена последовательно скользит по кривой спроса, т.е. при снижении спроса она снижается, а при росте спроса — растет.

4. Стратегия преимущественной цены. Суть ее — в достижении преимущества над конкурентами либо за счет более низких издержек (цена устанавливается ниже цены конкурентов), либо за счет высокого качества (цена устанавливается выше цены конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный, уникальный).

5. Стратегия меняющейся (гибкой) цены, т.е. стратегия чуткого реагирования на малейшие изменения конъюнктуры рынка, спроса и предложения.

6. Стратегия долговременной  цены, при которой цена не подвергается рыночным колебаниям, остается постоянной.

7. Стратегия установления  психологически привлекательных  цен, т.е. таких, которые несколько ниже какой-либо «крутой» суммы.

8. Стратегия реализации  товаров по «ценовым ступенькам», когда предприятие выпускает в ассортименте товар и устанавливает цены на отдельные марки в зависимости от качества. При этом реализация товаров происходит с ориентацией на сегменты рынка в зависимости от дохода потребителей каждого сегмента: чем выше доход потребителей, тем выше цена и качество товара.

 

2.2. Ценовая конкуренция на рынках монополистической конкуренции

Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и ее ограничения