Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ 2
1.1. Понятие несовершенной конкуренции, и ее роль в экономике 2
1.2. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 8
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И МЕСТО В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ 2
2.1. Неценовая конкуренция, ее виды 2
2.2. Проявление неценовой конкуренции в рыночных структурах 2
2.3. Факторы неценовой конкуренции 2
Глава 3. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ТАКОЙ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЕ КАК ОЛИГОПОЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ) 2
3.1. Анализ рынка сотовой связи в России 2
3.2. Рынок сотовой связи Пермского края. ОАО «Уралсвязьинформ» и ее неценовая конкурентная политика 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Особенностью существования  фирмы в рыночных условиях микроэкономики является то, что она находится в постоянной взаимосвязи с другими производителями. Это находит выражение, прежде всего, в рыночной конкуренции.

Интенсивность, степень  этого взаимодействия определяется конкретными рыночными структурами, в рамках которых функционирует конкретная фирма. Поскольку целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли, необходимо знать те специфические условия, которыми характеризуются конкретные структуры и за счет которых достигается наиболее оптимальное положение фирмы в каждом конкретном случае.

Структура рыночной экономики - понятие, имеющее множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости.

В соответствии с этим выделяются следующие типы рыночной структуры микроэкономики: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Конкуренция, которая в той или  иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Для современного рынка  характерна неценовая конкуренция. Разумеется, любые формы неценовой  конкуренции (уникальное качество товара или, скажем, уровень сервиса для клиентов и т. п.) повышают общие издержки фирмы и тем самым сказываются на цене. Значительные расходы связаны с принятой системой распределения товаров, которая включает каналы распределения, товародвижение, складирование, оптовую и розничную торговлю.

Кроме того, использование  высоких технологий способствует существенному  повышению качества продукции, повышает надежность и долговечность изделий, улучшает потребительские свойства товаров и услуг. Благодаря высоким  технологиям на рынках усиливается, обостряется неценовая конкуренция (выражающаяся в борьбе за потребителя путем повышения качественных характеристик товаров и услуг).

Для современного этапа  развития мировой экономики характерны две основные тенденции: 1) ужесточение  конкурентной борьбы на рынках и быстрое увеличение числа тех рынков, где эта борьба ужесточается; 2) глубокая структурная перестройка, связанная с изменением потребностей населения под влиянием НТР и ведущая к углублению различий в структуре экономики между промышленно развитыми и развивающимися странами. Структурная перестройка экономики в сочетании с обостряющейся конкуренцией ведет к появлению избыточных производственных мощностей в различных отраслях, чем подстегивает конкуренцию. Обострение конкуренции распространяется на все большее число отраслей мировой экономики. Обостряется как ценовая, так и, в несколько меньшей мере, неценовая конкуренция.

Всё более актуальными  становится проблема инновационной  деятельности субъектов рынка в  условиях различных его моделей. С данных позиций изучение особенностей неценовой конкуренции в современной экономике России является актуальной темой исследования, требующей серьезного научного подхода. 
           Актуальность данной темы также связана с необходимостью знания и умения различать типы рынков, с целью грамотной организации деятельности предприятия.

Целью курсовой работы является рассмотрение несовершенной конкуренции, а также разновидностей неценовой  конкуренции при различных рыночных структурах.

При написании данной работы ставятся следующие задачи:

- дать определение несовершенной конкуренции, выявить её суть;

- исследовать виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции;

-рассмотреть неценовую  конкуренцию и способы её проведения;

-определить формы  проявления неценовой конкуренции в различных рыночных моделях;

-отразить неценовую  политику в одной из рыночных  структур.

 

  1. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

    1. Понятие несовершенной конкуренции, и ее роль в экономике

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции  предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях  с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

 Несовершенную конкуренцию  принято подразделять на три  основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.  Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Всевластию монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

Понимание теории монополистической  конкуренции и олигополии особенно актуально в отечественной экономике, так как, получив «в наследство» от СССР, крайне монополизированный рынок все экономические процессы, априори, протекают в условиях несовершенной конкуренции и демонополизировать рынок можно только зная её закономерности.

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Для того чтобы  рынок был совершенно конкурентным, для него должны выполняться следующие условия: наличие многих продавцов, каждый их которых мал относительно рынка в целом; продуктовая однородность; хорошо информированные покупатели; свободные вход фирм на рынок и выход из него и независимые решения со стороны как производителей, так и потребителей. Некоторые отрасли, особенно в сельском хозяйстве, удовлетворяют этим требованиям, но модель конкуренции является полезной даже в том случае, когда эти требования соблюдаются только приблизительно. Совершенный конкурент не может воздействовать на сложившуюся рыночную цену товаров и услуг. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников. [7, С.279]

Конкуренция, которая в той или  иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями. Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид ее, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов,  это так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными хотя и взаимозаменяемыми.                   

Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

Таким образом, можно сделать вывод: по степени развития конкуренции  экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической  литературе их также называют видами рыночных структур):

  1) совершенная (чистая) конкуренция


  2) монополистическая конкуренция

  3) олигополия

  4) монополия

На рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. [7, С.57]

    1. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции

Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются  рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

-  количество фирм, представленных  на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью;

- характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);

-  наличие или отсутствие  барьеров на пути вхождения  фирм в данную отрасль или  выхода из нее;

-   степень доступности экономической информации.

При несовершенной конкуренции  расщепление экономической власти ослаблено или вовсе отсутствует. Поэтому производитель приобретает  известную степень влияния на рынок.

В зависимости от соотношения  между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур (таблица 1.1):

Степень несовершенства рынка зависит от разновидности  несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции  она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя. [7, С.155]

На большинстве  реальных рынков подавляющая часть  продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие  в своих руках значительную часть  рыночного предложения, оказываются  в особых отношениях  с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции. [8, С.510]

Совершенная конкуренция, является скорее абстрактной моделью, удобной для анализа основных принципов формирования рыночного  поведения фирмы. В реальной действительности чисто конкурентные рынки встречаются редко, как правило, каждая фирма имеет «свое лицо», и каждый потребитель, выбирая продукцию той или иной фирмы, руководствуется не только полезностью продукции, и ее ценой, но и своим отношением к самой фирме, к качеству выпускаемых ею изделий. В этом смысле положение каждой фирмы на рынке в чем-то уникально, или, иными словами, в ее поведении присутствует элемент монополизма. Этот элемент накладывает отпечаток на деятельность фирмы, заставляет ее несколько иначе подходить к формированию ценовой стратегии, определению объема выпуска продукции, наиболее эффективного с точки зрения прибылей и убытков. Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно.

В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике  излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

    1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
    2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
    3. неоднородность продуктов;
    4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах