Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ 2
1.1. Понятие несовершенной конкуренции, и ее роль в экономике 2
1.2. Виды рыночных структур в условиях несовершенной конкуренции 8
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И МЕСТО В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ 2
2.1. Неценовая конкуренция, ее виды 2
2.2. Проявление неценовой конкуренции в рыночных структурах 2
2.3. Факторы неценовой конкуренции 2
Глава 3. НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ТАКОЙ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЕ КАК ОЛИГОПОЛИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЫНКА СОТОВОЙ СВЯЗИ) 2
3.1. Анализ рынка сотовой связи в России 2
3.2. Рынок сотовой связи Пермского края. ОАО «Уралсвязьинформ» и ее неценовая конкурентная политика 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся  между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.  [13, С.28]

Таблица 1.1

Параметры

Чистая (совершенная)  конкуренция

Монополис-тическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Характер продукции

Стандартная

Дифференци-рованная

Стандартная или дифференци-рованная

Уникальная, нет близких заменителей

Условия вступления

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Доступность экономической информации

Полная доступность

Некоторые ограничения

Существенные ограничения

Недоступна

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре

Значительный

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.

Производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия общественного пользования




 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и в случае совершенной  конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в  условиях совершенной конкуренции  объем выпуска продукции фирмы  не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое  влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1).

Экономический смысл этой закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение  фирмы значимо в масштабах отрасли.

 Зависимость между  объемом выпуска и уровнем  цен наблюдается всегда, если  это действительно рынок несовершенной  конкуренции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И МЕСТО В РАЗЛИЧНЫХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУРАХ

    1. Неценовая конкуренция, ее виды

Более эффективной и  более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации. В качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

В настоящее время  получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения  к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

К  числу  неценовых  методов  относятся   все   маркетинговые   методы  управления фирмой. Степень важности некоторых из них  в коммерческом успехе фирмы представлена ниже:         

    1. Разработка и выпуск новых товаров;     
    2. Комплексные исследования рынка и  планирование маркетинга;                
    3. Организация работы торгового аппарата;     
    4. Реклама и стимулирование сбыта;            
    5. Усовершенствование выпускаемой продукции;  
    6. Политика цен;                           
    7. Совершенствование организационной структуры;
    8. Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения;                          
    9. Сокращение издержек обращения;            
  1. Кредитная политика и финансирование.       

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное  присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим  влиянием на общественность средств  массовой информации, прессы реклама  является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример: во времена существования ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. [4, С.184]

Начались различные  акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское  пиво все-таки упал - на всякий случай немцы  перестали покупать французское  пиво.

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, “сервизации” сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - “качество”- это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

Неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на каком-то факторе, отличном от цены, например, на дифференциации продуктов, их упаковке, умелой организации рекламной работы, более удобных для потребителя форм и методов продажи, объеме оказываемых услуг и т. п.[11, С.6]

Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствования торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

Неценовая конкуренция ведется  за счет снижения издержек, повышения  качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров. Каждая из фирм, выступающих на рынке, стремится по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы - цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен. При соответствующей рекламе такая  «скрытая»  скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию у современного потребителя, который так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

Захват рынка  с помощью проникновения на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также происходит при неценовой конкуренции. Но она на внутрироссийском рынке еще невелика, поэтому применяется в основном при организации экспорта. В мире успех неценовой конкуренции определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго - Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

Одной из сложных проблем  современной теории и практики организации  конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий перехода ценовой конкуренции в конкуренцию неценовую. К пионерным работам в этом направлении можно отнести труды Дж. Бьюлоу, Дж. Джинакоплоса и П. Клемперера, а также Ж. Тироля и Д. Фьюденберга.

Неценовая конкуренция  порождает целый спектр важнейших  проблем рынка. Среди них межотраслевой  механизм прибылей в форме проблемы входа- выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

Одна из слабых мест господствующих теорий конкуренции - исключение из них потребителя. Показательными в этом отношении являются выводы Ж. Тироля (1988) о способах конкурирования. Так, он считает, чтобы конкурировать на рынке, фирма может использовать много инструментов. Он классифицирует эти инструменты в соответствии с быстротой их перенастройки.

В краткосрочном периоде  основным инструментом часто является цена. Его дополняют реклама и меры по организации стимулирования сбыта. При этом структура затрат и характеристики продукта остаются неизменными. В условиях монополистической конкуренции фирма может получить экономическую прибыль, если цены выше средних издержек; либо столкнуться с убытками, если цены ниже средних издержек. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены как вместе, так и по - отдельности. Методы производства могут быть пересмотрены и усовершенствованы, а производственная мощность в зависимости от конкурентной задачи может быть как увеличена, так и уменьшена. К характеристикам продукта относятся качество, дизайн, сроки поставок, размещение торговых точек и т. д. В долгосрочном периоде характеристики продукта и структуры затрат могут быть изменены не только благодаря простым усовершенствованиям в ассортименте продуктов и возможным затратам, но также и благодаря изменению этого ассортимента.

    1. Проявление неценовой конкуренции в рыночных структурах

Вероятность того, что  легкое вступление в отрасли с  монополистической конкуренцией будет  содействовать разнообразию продукции  и улучшению продукта, является, возможно, искупающей чертой монополистической  конкуренции, которая может компенсировать полностью или частично “издержки”, связанные с этой рыночной структурой. Здесь действительно существуют два довольно ясных обстоятельства:

1) дифференциация продукта  в какой- то данный момент  времени; 

2) улучшение продукта  с течением времени.

Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. По сравнению с ситуацией при чистой конкуренции это для потребителя определенно означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяется производителями более полно. Но скептики предупреждают о том, что дифференциация продукта не является чистым благом. Быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупка будет отнимать много времени. Разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. Женщина, которая ходит по магазинам, чтобы купить губную помаду, может быть сбита с толку огромной массой однотипной продукции, из которой она может выбрать то, что ей надо. Только “Revlon” предлагает 157 тонов губной помады, из которых 41 является “розовым”! Некоторые наблюдатели боятся также того, что потребитель, столкнувшись с несметным числом похожих товаров, может начать судить об их качестве лишь по цене, то есть потребитель может нерационально предположить, что цена обязательно служит показателем качества продукта.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах