Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:36, курсовая работа
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.
Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.
В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности невелики. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС, с другой — оно должно быть более весомым, чем в развитой рыночной экономике.
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсциалистических государствах данный процесс идет параллельно с разрушением КАС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, их заменяют государственные заказы. Отсутствуют централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих, гарантированный сбыт продукции. Поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно изучают спрос, находят партнеров по изготовлению продукции и покупателей. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях.
К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.
Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны.
В НСУР Беларуси 1997 г. были определены следующие приоритеты устойчивого развития до 2010 г. в экономической области:
К национальным интересам следует отнести, прежде всего, задачи, решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охрана окружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровня жизни, сохранение численности и здоровья, интеллектуального потенциала и трудовых навыков населения. В зависимости от периода развития задачи конкретизируются в определенные цели экономической политики, которые должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их реализации ресурсами, а также с выбором форм и методов использования этих ресурсов для получения максимального эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества. Основные положения такой политики отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан ряд отраслевых программ: Национальная программа развития экспорта на 2000—2005 годы; Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и развития села до 2010 года и др.
Длительность периода, необходимого для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.
Второй этап (2006—2015 гг.) — активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.
Третий этап (после 2015 г.) — создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
В Республике Беларусь принят пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих «правила игры» на рынке: Гражданский кодекс, законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О собственности в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «Об аренде», «Об основах государственного социального страхования» и ряд других. Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятию нормативных актов, регламентирующих права и обязанности государственных органов в сфере управления народным хозяйством и их взаимоотношений с субъектами хозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участников рынка.
Несмотря на то, что экономика растет быстрее, чем в соседних странах, инфляция и безработица в Республике Беларусь находятся на низком уровне, национальная валюта стабильна, а реальные доходы населения растут.
Возможно, причина кроется
в том, что жизнь большинства
белорусов мало изменилась со времен
позднего СССР. Они по-прежнему работают
на тех же государственных заводах,
в НИИ и колхозах. Частный бизнес
весьма незначителен, найти работу
за пределами госсектора сложно, а
подчас и невозможно. Слабость частного
сектора не позволяет появиться
среднему классу, поэтому социально-
За период с 2000 года по 2010 год доля госсектора в структуре ВВП Белоруссии снизилась приблизительно на 10% (рис. 2), однако госсектор занимает по прежнему очень большой процент в структуре ВВП. Сегодня, по данным Европейского банка реконструкции и развития ( ЕБРР ), госсектор составляет 70% белорусской экономики (рис. 1) (среди стран бывшего СССР больше только в Туркменистане). В России, где в последний год роль государства в экономике заметно возросла, на госсектор приходится лишь 35% ВВП. В Белоруссии государство восстановило многие институты, которые использовались в плановой экономике советского типа: от контроля над ценами (государство контролирует цены более чем на две тысячи товаров) до иерархической системы управления экономикой.
Изначально усиление роли
государства сопровождалось кейнсианской
экономической политикой - власти были
готовы увеличивать количество денег
в экономике, чтобы стимулировать
выпуск. Тем более что белорусская
продукция могла быть реализована
на огромном соседнем рынке - в России.
Выход на российский рынок - эта экономическая
задача поначалу двигала внешнюю
политику Лукашенко, после своего избрания
всерьез занявшегося
Белорусским властям пришлось сбалансировать бюджет, стабилизировать курс национальной валюты и восстанавливать монетизацию экономики, возвращая доверие к банковской системе и национальной валюте. Национальный банк вынужденно отказался от эмиссионной кредитной политики и занялся финансовой стабилизацией. За последние пять лет инфляция была снижена с нескольких сотен всего до нескольких процентов - по результатам 2010 года нацбанк получил 6% (вдвое меньше, чем в России). Конечно, снижению инфляции помог жесткий контроль над потребительскими ценами - с учетом роста цен на недвижимость и импортные товары, которые белорусская статистика не учитывает, инфляция оказывается значительно более высокой. По оценкам независимых белорусских экономистов, реальный уровень инфляции как минимум вдвое выше - порядка 10-14%. Впрочем, и это не сопоставимо с гиперинфляцией десятилетней давности.
Одним из инструментов достижения
высоких темпов роста стал и своеобразный
стиль управления. В отличие от
классической плановой экономики конкретным
предприятиям в Белоруссии не назначаются
планы производства продукции и
не выделяются сырье и материалы.
Текущим управлением
В переходный период важная роль отводится регулированию процессов разгосударствления и приватизации. В Беларуси реформирование государственной собственности началось в 1991 г. после принятия Верховным Советом РБ постановлением "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь". В дальнейшем принципы приватизации были закреплены в "Государственной программе разгосударствления и приватизации " от 16.06.1993 г. В те годы основной упор делался на так называемую "малую приватизацию" - жилья, мелких и средних приватизаций. Проведение малой приватизации осуществлялась при технической помощи Международной Финансовой Корпорации (МФК). Консультационная деятельность МФК в Беларуси происходила при содействии Агентства США по международному развитию.
Информация о работе Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики