Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Файлы: 1 файл

Вся полностью.docx

— 102.49 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.

В переходной экономике роль государства  принципиально отличается от его  роли и в командной, и в рыночной экономике. Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности невелики. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС, с другой — оно должно быть более весомым, чем в развитой рыночной экономике.

Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает  одновременно инициатором и субъектом  экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.

Государство в трансформационной  экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической  системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений. Эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсциалистических государствах данный процесс идет параллельно с разрушением КАС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка, усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.

Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, их заменяют государственные заказы. Отсутствуют централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих, гарантированный сбыт продукции. Поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно изучают спрос, находят партнеров по изготовлению продукции и покупателей. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях.

К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.

Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны.

В НСУР Беларуси 1997 г. были определены следующие приоритеты устойчивого  развития до 2010 г. в экономической  области:           

  •   преодоление кризисных явлений и выход на устойчивый рост экономики;
  •   проведение рыночных преобразований и их правовое обеспечение;
  • последовательная поэтапная либерализация экономики, развитие предпринимательства;
  • структурная перестройка экономики, переход на ресурсосберегающий, наукоемкий тип развития;
  • ориентация макроэкономической политики, бюджетно-налоговой и кредитно-денежной систем на повышение эффективности сельского хозяйства;
  • обеспечение ускоренного научно-технического развития производства, обновление основных фондов посредством активизации инвестиционной и инновационной деятельности, более полного использования научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, привлечение инвестиций в экономику страны;
  • глубокая реструктуризация и коммерциализация государственных предприятий, усиление маркетинговой деятельности для удержания и завоевания рынков;
  • развитие международных экономических связей, учет процессов глобализации, информатизации при интеграции в мировую экономику;
  • укрепление связей с Россией, другими странами СНГ.

К национальным интересам следует отнести, прежде всего, задачи, решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охрана окружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровня жизни, сохранение численности и здоровья, интеллектуального потенциала и трудовых навыков населения. В зависимости от периода развития задачи конкретизируются в определенные цели экономической политики, которые должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их реализации ресурсами, а также с выбором форм и методов использования этих ресурсов для получения максимального эффекта при существующих ограничениях.

Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке  экономической политики, стратегии  и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества. Основные положения такой политики отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан ряд отраслевых программ: Национальная программа развития экспорта на 2000—2005 годы; Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и развития села до 2010 года и др.

Длительность периода, необходимого для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.

Первый этап (2001—2005 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

Второй этап (2006—2015 гг.) — активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.

Третий этап (после 2015 г.) — создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

В Республике Беларусь принят пакет  нормативно-правовых документов, устанавливающих  «правила игры» на рынке: Гражданский кодекс, законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О собственности в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «Об аренде», «Об основах государственного социального страхования» и ряд других. Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятию нормативных актов, регламентирующих права и обязанности государственных органов в сфере управления народным хозяйством и их взаимоотношений с субъектами хозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участников рынка.

Несмотря на то, что экономика растет быстрее, чем в соседних странах, инфляция и безработица в Республике Беларусь находятся на низком уровне, национальная валюта стабильна, а реальные доходы населения растут.

Возможно, причина кроется  в том, что жизнь большинства  белорусов мало изменилась со времен позднего СССР. Они по-прежнему работают на тех же государственных заводах, в НИИ и колхозах. Частный бизнес весьма незначителен, найти работу за пределами госсектора сложно, а  подчас и невозможно. Слабость частного сектора не позволяет появиться  среднему классу, поэтому социально-экономическое  расслоение небольшое. При этом относительное  изобилие на прилавках для значительной части населения оказывается  просто недоступным. Сфера услуг  до сих пор находится в зачаточном состоянии и способна удовлетворить  лишь весьма скромный набор потребностей. Основная масса населения предпочитает надеяться не на себя, а на помощь всесильного государства.

За период с 2000 года по 2010 год доля госсектора в структуре  ВВП Белоруссии снизилась приблизительно на 10% (рис. 2), однако госсектор  занимает по прежнему очень большой процент  в структуре ВВП. Сегодня, по данным Европейского банка реконструкции и развития ( ЕБРР ), госсектор составляет 70% белорусской экономики (рис. 1) (среди стран бывшего СССР больше только в Туркменистане). В России, где в последний год роль государства в экономике заметно возросла, на госсектор приходится лишь 35% ВВП. В Белоруссии государство восстановило многие институты, которые использовались в плановой экономике советского типа: от контроля над ценами (государство контролирует цены более чем на две тысячи товаров) до иерархической системы управления экономикой.

Изначально усиление роли государства сопровождалось кейнсианской экономической политикой - власти были готовы увеличивать количество денег  в экономике, чтобы стимулировать  выпуск. Тем более что белорусская  продукция могла быть реализована  на огромном соседнем рынке - в России. Выход на российский рынок - эта экономическая  задача поначалу двигала внешнюю  политику Лукашенко, после своего избрания всерьез занявшегося реинтеграцией  с Россией. Белорусские товары реализовывались  в России (правда, часто по бартерным  схемам), обеспечивая местную промышленность и сельское хозяйство работой. Благодаря  мягкой денежной политике, которая  приводила к инфляции и постоянному  обесцениванию затрат, белорусские  предприятия оказывались в выигрышном положении по сравнению с российскими  конкурентами - те в 1997-1998 годах были вынуждены работать в условиях твердого рубля и высоких издержек.

Белорусским властям пришлось сбалансировать бюджет, стабилизировать  курс национальной валюты и восстанавливать  монетизацию экономики, возвращая  доверие к банковской системе  и национальной валюте. Национальный банк вынужденно отказался от эмиссионной  кредитной политики и занялся  финансовой стабилизацией. За последние  пять лет инфляция была снижена с  нескольких сотен всего до нескольких процентов - по результатам 2010 года нацбанк  получил 6% (вдвое меньше, чем в России). Конечно, снижению инфляции помог жесткий контроль над потребительскими ценами - с учетом роста цен на недвижимость и импортные товары, которые белорусская статистика не учитывает, инфляция оказывается значительно более высокой. По оценкам независимых белорусских экономистов, реальный уровень инфляции как минимум вдвое выше - порядка 10-14%. Впрочем, и это не сопоставимо с гиперинфляцией десятилетней  давности.

Одним из инструментов достижения высоких темпов роста стал и своеобразный стиль управления. В отличие от классической плановой экономики конкретным предприятиям в Белоруссии не назначаются  планы производства продукции и  не выделяются сырье и материалы. Текущим управлением предприятия, находящиеся в госсобственности либо под контролем государства, должны заниматься самостоятельно. Единственное требование государства как собственника - рентабельность производства. Нерентабельным предприятиям грозят проблемы. Но не сокращение штатов или прочих расходов, как  в нормальной, рыночной экономике, а  слияние с предприятием прибыльным. За последние несколько лет резкое сокращение доли неприбыльных предприятий  произошло именно по этой причине. Местами  дело доходило до курьезов. Например, убыточный  Клецкий завод по выпуску детского питания был передан на баланс минского винно-водочного объединения "Кристалл" . За работой ведущих  предприятий следит лично президент  Лукашенко, который перенес методы управления совхозом в масштаб национальной экономики. Работников же стимулируют  не ростом зарплат, которые по меркам соседних стран весьма невысоки, а  риском увольнения. Большинство занятых  в промышленности и на госслужбе  работает по краткосрочным контрактам на один-три года. Однако за период с 2000 года по 2010 год наблюдается положительная тенденция снижения численности занятого населения в государственном секторе экономики (рис.4). В 2009 и 2010 годах численность занятых в частном секторе экономики превысила численность занятых в государственном секторе.

В переходный период важная роль отводится регулированию процессов разгосударствления и приватизации. В Беларуси реформирование государственной собственности началось в 1991 г. после принятия Верховным Советом РБ постановлением "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь". В дальнейшем принципы приватизации были закреплены в "Государственной программе разгосударствления и приватизации " от 16.06.1993 г. В те годы основной упор делался на так называемую "малую приватизацию" - жилья, мелких и средних приватизаций. Проведение малой приватизации осуществлялась при технической помощи Международной Финансовой Корпорации (МФК). Консультационная деятельность МФК в Беларуси происходила при содействии Агентства США по международному развитию.

Информация о работе Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики