Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.

Файлы: 1 файл

Вся полностью.docx

— 102.49 Кб (Скачать файл)

Первоначально большая часть  государственного и арендованного  имущества предназначались для  выкупа трудовыми коллективами. Для  этого использовались собственные  средства предприятий и, прежде всего, чистая прибыль. Так были приватизированы  минское швейное ПО "Комсомолка" (ОАО "Miлавiца") и завод "Дормаш" (концерн "Амкодор"). Также с 1994 по 1999 год по проекту МФК "Малая  приватизация в Беларуси" было приватизировано  около 880 объектов коммунальной собственности, из них - 86% с помощью аукционов.

После избрания в первый раз президентом Беларуси Александр Лукашенко основной упор сделал на повышение эффективности госсектора (в первую очередь госконцернов). Приватизация крупных предприятий была отложена.

Однако было бы неправильно  считать, что белорусские власти раньше не рассматривали возможность  приватизации и сохраняли госсектор  в неизменном виде. По словам первого  заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко, "тема приватизации и продажи предприятий для нас не новая. В 2003-2004 годах мы провели акционирование самых крупных предприятий нефтехимического комплекса не просто так, не ради дани моде: "Нафтан", "Полимир", "Азот" и др. Это было сделано для того, чтобы предприятия в любой момент были готовы принять инвестора, образно говоря, стояли на низком старте. В стандартной ситуации акционирование крупного предприятия длится полтора-два года. Никакой инвестор не будет ждать два года".

После акционирования нефтехимического комплекса тогдашняя российско-белорусская  компания "Славнефть" купила 42% акций второго по величине белорусского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) - Мозырского. «Газпром» за 2,5 млрд. долл. приобрел половину акций «Белтрансгаз».

Президент Беларуси Александр  Лукашенко после переизбрания в  декабре 2010 года стал активно заявлять о необходимости проведения приватизации крупных предприятий в стране 1 января 2011 вступила в действие новая  редакция закона о приватизации госимущества. Аналитики отмечают, что новая  редакция была принята с учетом рекомендаций МВФ и Всемирного банка. Эти международные финансовые организации особо настаивали на резком сокращении госсектора и введения массового института частной собственности. В ходе последних консультаций с МВФ и Всемирным банком правительство Беларуси вышло с предложением объединить агентство по инвестициям и приватизационное агентство. Это соответствует мировой практике, аналогичные структуры действуют в отдельных странах.

Формально правовой основой  для начала массовой приватизации стала  Директива № 4 Президента РБ "О  развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (принята 31 декабря 2010 года).

Однако в проекте плана  приватизации на 2011-2013 годы нет крупных  предприятий. При анализе официальных  источников складывается следующая  картина предстоящей приватизации в Беларуси - проект плана приватизации на 2011-2013 годы включено 134 предприятия, которые планируется преобразовать  в акционерные общества. В перечень вошли такие предприятия, как "Беларуснефть", вся система заводов сельскохозяйственного  машиностроения, в том числе Минский  тракторный завод, «Гомсельмаш», а также Белорусский металлургический завод, "Планар". Эти предприятия намечено акционировать в 2013 году.

План приватизации сформирован, он должен быть утвержден правительством по согласованию с Александром Лукашенко. Новый план приватизации отличается от подобных планов 2003-2004 и 2008-2009 годов. Тогда основной акцент делался на акционировании предприятий, сейчас первые два года основное внимание будет  уделяться продаже акций акционерных  обществ.

Предполагается, что в  перечень ОАО, акции которых будут  продаваться в 2011 году, войдет 180 предприятий, в 2012 году - 48 предприятий, в 2013 году - примерно 20 ОАО. По акционированию других предприятий  основная работа будет проведена  к 2013 году.

Расширяется перечень операций в управлении имуществом ОАО, которые  будут проводиться только по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В частности, это касается отчуждения зданий, сооружений, изолированных  помещений, акций, залога акций, а также  второй и последующих эмиссий  акций открытых акционерных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, в уставных фондах которых  имеются акции, находящиеся в  коммунальной собственности. Исключение составляют эмиссии акций, связанных  с отчуждением и (или) увеличением (образованием) доли Республики Беларусь и (или) административно-территориальных  единиц. На согласование президента Беларуси вносятся проекты решений соответствующих  местных исполнительных и распорядительных органов для осуществления второй и последующих эмиссий акций  ОАО, в уставных фондах которых имеются  акции, находящиеся в коммунальной собственности, а также отчуждения зданий, сооружений, изолированных  помещений, акций, залога акций облисполкомами и Минским горисполкомом.

Это, если можно так выразиться, правовой аспект приватизации. Какова же будет ее идеология? По мнению Михаила Ковалева, профессора, декана экономического факультета БГУ, которого многие аналитики относят к одним из основных разработчиков нынешнего этапа приватизации, "мы часто говорим о медленной приватизации в Беларуси, но это имеет положительную сторону - мы не повторим ошибок Восточной Европы и ГДР". По мнению Ковалева, на первом этапе необходимо в процессе акционирования госсобственности перейти к созданию крупных холдингов для их дальнейшей приватизации.

"На мой взгляд, их  надо сначала еще более укрупнить,  сделать холдинг, акционировать  (это то, что сейчас начинается). Очевидно, что если мы захотим  приватизировать, например, Тракторный завод, это выльется в одну цену. Если же мы создадим холдинг машиностроения, в который войдут все аграрные предприятия ("Гомсельмаш", агрегатный завод в Бобруйске и так далее), то такой холдинг будет стоить намного дороже. В этом случае мы сможем не только найти инвестора, который сразу купит контрольный пакет акций, но и привлечь портфельных инвесторов". Михаил Ковалев особый упор делает на развитие внутреннего белорусского фондового рынка и привлечение национального капитала к приватизационным процессам. Как это можно сделать в условиях Беларуси, где вся бизнес-деятельность активно контролируется государством, вопрос остается открытым.

Также декан экономического факультета БГУ категорически выступает  против обвальной приватизации по типу российской первой половины 90-х годов  прошлого века.

Безусловно, особый интерес  вызывает вопрос приватизации нефтехимического комплекса Беларуси. Первый заместитель  премьер-министра Беларуси Владимир Семашко  так определил основные требования к будущим инвесторам в этот сектор. "Президент четко определил  условия привлечения иностранных  инвесторов и продажи пакетов  акций. Инвестор должен обладать собственным  финансовым капиталом: не только для  выкупа пакета акций, но и для того, чтобы на длительную перспективу  вкладывать деньги в развитие предприятия. Чтобы предприятие нефтехимии развивалось, надо через 3-5 лет обновлять основные фонды, фонды предприятий микроэлектроники, радиоэлектроники надо обновлять раз  в три года.

Второе условие: инвестор должен обладать своими материальными  ресурсами. Например, покупатель пакета акций предприятий нефтепереработки и нефтехимии должен иметь свою сырую  нефть - это дает гарантии загрузки предприятия.

Третье условие: инвестор должен обладать рынками сбыта. Например, если приходит инвестор из Европейского сообщества, это дает определенные гарантии того, что продукция будет  продаваться на европейском рынке".

Предполагается, что и  в нефтехимическом комплексе  Беларуси сначала будет создан единый холдинг - Белорусская нефтяная компания (по образцу концерна "Белнефтехим"). Белорусская нефтяная компания (БНК) должна начать работать в мае 2011 года, тогда же начнется работа по поиску стратегического инвестора для продажи пакета акций БНК. Весьма вероятно, что процесс акционирования и дальнейшей приватизации БНК будет регулироваться отдельным указом президента Беларуси.

Вопрос доступа российского  капитала к процессу приватизации в  Беларуси приобретает особое значение в период формирования ЕЭП, которое предполагает снятие всех препятствий на пути движения капитала внутри "интеграционной тройки". "Мы готовы увеличивать наше присутствие здесь, активно участвовать в процессах приватизации", - сказал Герман Греф. Он напомнил, что Сбербанк России создал инвестиционную компанию в Беларуси. "Поэтому структурно мы к этому готовы. Думаю, с нашим опытом можем быть полезны Беларуси", - отметил руководитель Сбербанка.

Встает вопрос о социальных последствиях грядущей приватизации. Лукашенко всегда особо гордился уровнем социальной поддержки в  Беларуси, хотя его оппоненты уверены, что такой патернализм снижает  конкурентноспособность белорусской  промышленности. Безработица в стране, по официальным данным, составляет менее одного процента экономически активного населения (отток экономических мигрантов в Россию при этом не учитывается).. Многие предприятия существуют за счет прямой господдержки. Вряд ли новые собственники согласятся поддерживать экономически неэффективные предприятия и финансировать в полном объеме социальные программы. Однако официальный Минск продолжает настаивать на сохранении всех социальных льгот для работников предприятий в полном объеме Также непонятно, будут ли трудовые коллективы пользоваться какими-либо льготами при массовой приватизации.

По информации официальных  источников, ожидается рассмотрение вопроса о возможности направления  части чистой прибыли государственных  организаций и организаций с  преобладающей долей государства  на приобретение акций, принадлежащих  Беларуси, по номинальной стоимости  в целях дальнейшего распределения  среди работников коллектива в зависимости  от вклада в развитие организации.

Все вышеприведенные факты  свидетельствуют о том, что в  Беларуси пока нет детально проработанной "дорожной карты приватизации". И этот процесс в стране будет  зависеть от очень многих факторов, часто напрямую противоречащих друг другу.

В то же время выход Беларуси в рамках формируемого ЕЭП на финансовые рынки России и Казахстана дает Минску некоторое время для доработки  решений по приватизации (в 2010 году в момент фактической кредитной  блокады со стороны России Минск  мог пойти на экстренную распродажу госимущества для покрытия все увеличивающегося дефицита торгового баланса).

Очень многое в определении  стратегии приватизации в Беларуси будет зависеть от выбора основного  консультанта. Главной задачей консультантов в ходе приватизации является определение адекватной оценки потенциала предприятий, их активов, порядка и сроков проведения конкурсов по их продаже, а также привлечение потенциальных инвесторов. Сейчас Минск ведет сбор предложений от потенциальных кандидатов (возможно, консультантов будет несколько). Ясно только одно: приватизация в Беларуси не будет идти по российским рецептам начала-середины 90-ых годов прошлого века.

Существенную роль играет государство  и в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране больше, чем товаров. В переходный период, как правило, осуществляется либерализация цен. Однако опыт показал, что поспешная всеобщая либерализация может значительно усилить кризисные явления в экономике. Поэтому государство стремится регулировать цены на отдельные товары первой необходимости, чтобы не допустить обнищания населения, устанавливает «потолки» цен для производителей-монополистов.

Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике  является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план. В настоящее время государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений организовать рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды. При этом перед Беларусью стоит важная задача — достижение большей сырьевой независимости и проведение политики ресурсосбережения. Предстоит поистине огромная работа по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами.

В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции, отрицательно сказывающиеся на реальном размере заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев (инвалидов, престарелых, многодетных семей, студенчества), проводит политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе.

 

 

 

Заключение

Изучение данной темы весьма важно в изменяющихся реалиях  и наталкивает на ряд вопросов. Во-первых, действительно ли так  важна экономическая функция  государства? Изучив материал по данному  вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких  плодов, но и разрушит государство  изнутри. В данной работе этому вопросу  уделено центральное место. Для  его раскрытия был произведён анализ сущности, генезиса, видов и  способов реализации экономической  функции государства, что и являлось целью данной работы.

Информация о работе Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики