Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:36, курсовая работа
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.
Такой подход, впервые разработанный А.Смитом (1723-1790). получил название экономического либерализма.. Роль государства английский классик ограничивал функцией "'ночного сторожа" для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.
Отвечая потребностям современного общественного развития, неоклассики XX столетия модернизировали и развили идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь непосредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка.
Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами "экономического порядка", создаваемыми государством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.
Регулирование денежного обращения. Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США. Здесь создалась своеобразная школа экономистов — сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. Чикагский профессор М. Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного механизма считает стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю экономической науки под названием "монетаризм ".
В основе концепции Фридмена лежит так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее — и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.
М. Фридмен отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое, убеждает он. Стабильный рост запаса денег обеспечивает - с определенным лагом - стабильный рост производства. Отсюда его "'денежное правило": Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.
В условиях гиперинфляции, охватившей
мировое хозяйство в 70-х гг. XX в.,
Фридмен предложил
Его предложения были высоко оценены правительствами многих стран. Первыми их использовали правительства США и Великобритании. Это касалось, прежде всего строжайшего контроля со стороны центрального правительства за денежной массой. Строгое соблюдение количества денег в обращении должно было, по мнению правительства английских консерваторов, обеспечить ясность в оценке развития инфляционных процессов, стабилизировать поведение субъектов экономических отношений и затормозить увеличение как заработной платы, так и цен.
Правительства США и Великобритании стремились также, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста денежной массы путем установления высокого банковского процента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако процентные ставки, достигшие в начале 80-х гг. очень высоких размеров, вызвали, например в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуществление "политики доходов", прежде всего ограничение роста заработной платы как будто бы приносило позитивные результаты. Гиперинфляция 70-х — начала 80-х гг. была подавлена. А "денежное правило" М. Фридмена не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени. Кредо для денежной политики правительств конца XX — начата XXI в. монетаризм определил как стабильность, стабильность и еще раз стабильность.
Теория
предложения и налоговая
Кривая совокупного предложения (АS) отражает функциональную зависимость величины выпуска (Y) от уровня цен в экономике (Р) (рис. 1). Изменение величины совокупного предложения под воздействием изменения уровня цен интерпретируется движением по кривой AS. Изменение совокупного предложения под воздействием неценовых факторов показывается смещением самой кривой AS1 влево - вверх (уменьшение предложения, из положения АS1 в положение АS3) или вправо - вниз (рост предложения, АS1—АS2). К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения в технологиях производства товаров и услуг, ценах производственных ресурсов, налогах.
Рис. 1. Кривая совокупного предложения
P AS2
Y
Важнейшим средством стимулирования предпринимательства неоклассическая теория считает налоговую политику государства. Именно ее и было предложено существенно изменить, снизив ставки налогов, причем в большей степени для наиболее богатых слоев населения. Предполагалось, что с расширением производства, выходом всей экономики из стагнации бюджет пополнится большими доходами даже при меньших ставках налогов.
Американский экономист А. Лаффер разработал корреляционную зависимость между доходом бюджета, величиной налоговой ставки и облагаемой налогом частью ВНП (налоговой базы). На основании кривой Лаффера (рис. 2) установлено, что рост налоговой ставки до определенного критического уровня приводит к росту доходов бюджета, не подрывая при этом предпринимательского стимула. За пределами этого уровня начинается так называемая "запретительная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые по шкалам этой зоны, подавляют частную инициативу, ведут к сокращению инвестиций.
r, %
100
50
0
Рис. 2. Кривая Лаффера
Так, по мнению Лаффера, ставка налога r, равная 50 %, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет rA и является оптимальной налоговой ставкой. По мере ее роста налоговые поступления в бюджет уменьшаются, что объясняется снижением предпринимательской активности. Таким образом, налоговая ставка будет оптимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максимальные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования.
Определить конкретную оптимальную ставку очень трудно, так как в оценке ее экономической целесообразности немаловажную роль играют национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70 %.
Созданный на основе теории "экономики предложения" проект налоговой реформы претворялся в жизнь особенно интенсивно в первое четырехлетие президентства Р. Рейгана. Высшая ставка подоходного налога была снижена с 70 до 50%. В результате ставки налога стали значительно менее прогрессивными. В последующие годы президентства Рейгана ставка была снижена до 38%. Кроме того, было уменьшено налогообложение даров, недвижимости, накоплений и инвестиций. Значительные налоговые льготы были предоставлены корпорациям, для чего пришлось пересмотреть сроки амортизации и осуществить ряд других мер.
Новой налоговой
политикой наряду с рядом других
мер, предпринимаемых как
Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
Основы кейнсианского
направления экономической
"Провалы рынка". Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.
Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок — это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.
Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.
К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными, прежде всего с загрязнением окружающей среды.
Преодоление "'провалов
рынка" требует активного
На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас его чаще называют конъюнктурным) регулирования и экономического роста.
Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное направление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, — это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюджет, налоговая политика, регулирование нормы процента.
В условиях экономического спада предлагается стимулировать расширение инвестиций:
- во-первых, с помощью увеличения государственных расходов на закупки товаров и услуг в целях компенсации недостающего частного спроса.
Сбережения и инвестиции влияют на объем совокупного спроса в различных направлениях. Сбережения способствуют сокращению спроса, а инвестирование, напротив, его увеличению. Если сбережения осуществляют домашние хозяйства, то инвестирование — частные фирмы (бизнес-структуры). Поэтому сбережения можно назвать утечкой из потребления, а инвестиции рассматривать как инъекции в развитие экономики. В системе координат кейнсианской модели «расходы— доходы» инвестиции представляются независимой от уровня дохода величиной. Поскольку уровень дохода не влияет на инвестиции, их прирост выражен параллельным смещением прямой I1 в положение I2 (рис. 3).
I
Информация о работе Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики