Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:36, курсовая работа
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.
1. Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
Экономические функции государства
«… роль государства должна быть
иной, нежели в прошлом, когда экономика
находилась на более низком уровне развития,
была менее открытой, использовались более
простые технологии, а информация была
труднодоступной. В новом глобализированном
мире государство будет играть более
значимую и разумную регулирующую роль …»
В. Танци
Государственное регулирование экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений
набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать
Согласно А.Смиту, рыночная
система способна к саморегулированию,
в основе которого лежит личный интерес,
связанный со стремлением к прибыли.
Он выступает как главная
При этом последователи А.Смита,
которых относят к так
К числу проблем, которые
не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные
эффекты. Механизм рынка часто не
реагирует на явления, которые стали
настоящей бедой для
Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.
Кроме того, вне рыночного
регулирования находятся
Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.
В практическом плане экономическую
политику, отражающую идеи Кейнса, когда
через соответствующий
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.
Переход экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям безальтернативен. Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала свои безусловные преимущества. Представляя собой многосложную систему связей, она наиболее адекватна свойствам людей, их творческому потенциалу. Через систему связей бесчисленные, индивидуальные, свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются. Через нее принимаются решения, что и сколько должно производиться, как эффективно организовать производство и как распределить результаты труда между участниками общественного производства.
Преимущества рыночной экономики состоят в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов их использования и создает условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий.
Основанная на частной
собственности при значительном
слое собственников и экономической
свободе хозяйствующих
Образующиеся различия в прибыльности или убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства.
Однако сколь очевидны
безусловные преимущества рыночной
экономики, столь же очевидными являются
и ее недостатки, которые обусловливают
объективную необходимость
Решение перечисленных проблем в условиях рыночной экономики создает необходимость активного государственного вмешательства.
Следует отметить, что государственное регулирование экономики возможно лишь при наличии определенных объективных предпосылок — достижения определенного уровня экономического развития системы и концентрация производства и капитала. Однако эти возможности превращаются в объективную необходимость в странах с рыночной экономикой лишь в силу перечисленных выше обстоятельств. И государство заботится о функционировании рыночного хозяйства, создает равные условия всем субъектам хозяйствования, содействует предпринимателям, защищает интересы, помогает им завоевывать рынки и приобретать ресурсы.
Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.
Но, если государственное регулирование является объективной необходимостью в условиях современной рыночной экономики, то для экономики переходного периода его роль неизмеримо более высока, ибо здесь имеют место и другие, не свойственные рынку проблемы, решение которых возможно только посредством действенного государственного вмешательства. Сюда следует отнести: формирование самой рыночной инфраструктуры, высокий удельный вес государственного сектора экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства и конкуренции, развитие социальной сферы и системы социальной защиты населения, привлечение иностранных инвестиций и др. Кроме того, со стороны государства требуется мощное противодействие ряду негативных процессов, характерных именно для переходного периода (например, криминализация общества, экономики). И, наконец, проведение рыночных реформ и ответственность за их реализацию также лежат на государстве.
Все перечисленные аргументы вызывают объективную необходимость государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период.
Однако масштабы государственного регулирования рыночной экономики, глубина его проникновения в социально-экономические процессы имеют определенные границы, обусловленные, с одной стороны, интересами собственников (и это по сути главный аргумент, ограничивающий масштабы государственного вмешательства) и, с другой — возможностями самого государства. В рамках этого можно говорить об относительных границах эффективности государственного регулирования и эффективности той либо другой меры (формы, инструмента, метода) его воздействия. Так, государственный сектор и государственные доходы (бюджет, внебюджетные фонды), которые являются экономической основой государственного регулирования экономики, имеют свои границы. Возможности роста государственного сектора ограничивают интересы частной собственности; увеличение доходов государства связано с социальными границами налогообложения, которые затрагивают интересы практически всех слоев населения, а также с конъюнктурой самой экономики, ухудшение которой существенно сокращает и бюджетные доходы. Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются.
Экономические функции государства
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся:
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.
Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.
Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирован ие, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.
Информация о работе Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики