Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития обувного производства с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру обувного производства, как вида экономической деятельности;
- систематизировать факторы и условия функционирования и развития обувного производства на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния обуной промышленности на макроуровне;
- охарактеризовать предприятия обувной промышленности на примере ООО «Белвест»;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере обувного производства.
ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..5
1.1. Производство обуви как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………………5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития обувного производства в стране…………………………………………………………...12
1.3. Показатели оценки состояния обувного производства в стране………...15
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБУВНОГО ПРОИЗ-ВОДСТВА …………………………………………………………………………...18
2.1. Общая характеристика современного состояния обувного
производства в РФ………………………………………………………………18
2.2. Тенденции и факторы развития обувного производства
в Рос-сии………………………………………………………………………….19
2.3. ООО «Белвест» как элемент национальной экономики…………………29
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБУВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РФ……38
3.1. Стратегические направления развития обувного производства в РФ в стране……………………………………………………………………………..38
3.2. Основные направления государственной политики в сфере обувной промышленности………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46
К предприятию, где производят обувь, должны быть подведены все необходимые коммуникации: электричество, газо- и водопровод, телефонизацию. Необходимо учесть нагрузки, в частности электрическую нагрузку, которая, за счет работы станков может составлять до 50 кВт.
Сертификация обуви для взрослых является процессом добровольным, для детей – обязательным. Производимая обувь для взрослых подлежит обязательному декларированию. Обувь, предназначенная для носки, кроме спортивной, национальной и ортопедической должна соответствовать ряду ГОСТов. Получить сертификат соответствия и декларацию имеет возможность только обувь без производственных повреждений, одинакового размера в парах, с правильно соединенными деталями и т.д. Вся обувь в Российской Федерации подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю.
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви -
Код ОКВЭД 19 Производство кожи, изделий
из кожи и производство обуви включает в себя следующие
виды деятельности [16;c.332]:
1.Код ОКВЭД 19.1 Дубление и отделка кожи.
Код ОКВЭД 19.10 Дубление и отделка кожи. Эта группировка включает: производство кожи с естественной лицевой поверхностью, производство замши, пергаментной кожи, лакированной кожи и металлизированной кожи, производство композиционной кожи. Эта группировка не включает: - производство сырых шкур и кож.
Код ОКВЭД 19.2 Производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из кожи и других материалов; производство шорно-седельных и других изделий из кожи.
Код ОКВЭД 19.20 Производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из кожи и других материалов; производство шорно-седельных и других изделий из кожи. Эта группировка включает: производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из натуральной или композиционной кожи и других материалов (пластмасс, текстильных материалов, фибры или картона) с применением той же технологии.
Производство обуви Код ОКВЭД 19.30. Эта группировка включает: производство обуви любого назначения, включая спортивную, кроме ортопедической, из любого материала с использованием различных технологий, в том числе литьевого метода формования, производство гетр, краг и аналогичных изделий из любого материала (кожи, ткани, войлока, трикотажа), производство деталей обуви: верха и деталей верха, подошв, стелек, каблуков и т.п. Эта группировка не включает: производство обуви из асбеста, производство ортопедической обуви, производство ботинок с прикрепленными коньками, в том числе роликовыми.
На рис. 1.1 представлена структура производство обуви по ОКВЭД.
Рис 1.1 Структура производство обуви по ОКВЭД
1.2. Факторы и условия функционирования и развития обувного производства в стране
Развитие обувного производства в России зависит от очень многих факторов. В качестве основных необходимо отметить организацию производства, государственное регулирование во внешней среде предприятий, фирменное обслуживание, ассортиментную политику и ценообразование, регулирование затратного механизма.
Для анализа воздействия факторов внешней среды на производство обуви в РФ будем использовать PEST-анализ, который заключается в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия. PEST - это аббревиатура четырех английских слов: P - Political-legal - политико-правовые, E - Economic - экономические, S - Sociocultural - социокультурные, T - Technological forces - технологические факторы.
Таблица 1.1
PEST-анализ факторов
Политика |
Р |
Экономика |
Е |
Изменение законодательства Изменение правительственной политики Государственное регулирование конкуренции в отрасли Налоговая политика Государственная политика в отношении производства обуви |
Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) Курс национальной валюты и ставка рефинансирования Уровень инфляции Уровень безработицы Цены на энергоресурсы Цены на транспорт Величина и количество, взимаемых налогов Платежеспособный спрос Основные внешние издержки Стоимость сырья и комплектующих | ||
Социум |
S |
Технология |
T |
Демографические изменения Изменение структуры доходов населения |
Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий) Технологическая оснащенность производства |
Итак, по данным таблицы 1.1 мы видим, что наиболее значимы для обувного производства в РФ, экономические факторы:
- общая характеристика экономическая ситуация в России;
- курс национальной валюты и ставка рефинансирования;
- уровень инфляции;
- уровень безработицы;
- цены на энергоресурсы;
- цены на транспорт;
- величина и количество, взимаемых налогов;
- платежеспособный спрос населения;
- основные внешние издержки;
- стоимость сырья и комплектующих.
Итак, на развитие обувного производства в РФ влияют 10 экономических факторов. Рассмотрим влияние вышеперечисленных факторов на производство обуви в РФ.
Общая характеристика экономической ситуации сегодня, на наш взгляд, стабилизировалась, хотя существует опасность нового экономического кризиса. В начале 2012 г. экономика России росла с темпом 3,7%, т.е. заметно медленнее, чем в течение аналогичного периода 2011 г. Ускорение экономического роста в последующем до 5,1% позволило говорить о перспективах выхода по итогам года на темпы роста в диапазоне 4,0%-4,2%. В случае экономического спада в РФ для обувного производства может возникнуть опасность снижения спроса на обувь, в результате снижения выручки, прибыли и рентабельности. Но пока этот риск мы оцениваем, как незначительный.
Курс национальной валюты и ставка рефинансирования - российский рубль сегодня остается внутри коридора 31,4-31,6 руб./долл. и пока не имеет сил покинуть этот узкий диапазон. В связи с дальнейшим повышением цен на нефть, рубль и дальше будет укрепляться, что благотворно повлияет на доходы обувного производства. Что касается ставки рефинансирования, то она держится на уровне 8 – 8,25%, скорее всего она будет снижаться, а это благотворно отразится на деятельности обувного производства.
Уровень инфляции в РФ в 2013 г. растет, это снижает доходы и эффективность обувного производства в стране. Уровень инфляции в России имеет тенденцию к повышению.
Уровень безработицы оценен на 2013 г. в РФ на 6,6% от активного в экономическом плане населения, что на 0,2% ниже уровня 2012 года. Но при дальнейшем развитии европейского финансового кризиса Россия уровень безработицы может повыситься. Это отрицательно скажется на обувном производстве, так как в результате роста безработицы снизится спрос на обувь, это снизит доходность отрасли.
Рост цен на энергоресурсы в РФ в 2012 г. не превышают уровня инфляции, поэтому ситуация с ценами на энергоресурсы пока стабильна. Это благотворно действует на обувное производство в стране.
Налогообложение в РФ в ближайшие годы будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это, в первую очередь, повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. Таким образом, скорее всего налоги будут повышаться, это отрицательно скажется на обувном производстве, поскольку цены на обувь будут расти, снизится спрос на обувь, а значит и снизиться эффективность обувного производства в РФ.
Платежеспособный спрос в РФ сегодня стабилен, пока не ожидается его снижение, это благоприятно сказывается на деятельности обувного производства.
Что касается цен на транспорт, цен на сырье и комплектующие, а также внешние издержки обувных предприятий, то они пока стабильны и отрицательно не воздействуют на обувное производство в РФ.
Итак, по нашему мнению, отрицательно воздействующими факторами в сфере экономики является уровень безработицы, рост инфляции и повышение налогов.
Далее рассмотрим факторы макросреды в сфере социума. Сегодня демографическая ситуация в РФ несколько улучшилась, так за 2012 г. население страны увеличилось на 0,65%. В дальнейшем предполагается увеличение населения страны в ближайшие 5 лет на 1,7%. Этот фактор благотворно повлияет на деятельность обувного производства, так как увеличение численности населения в стране, увеличит впоследствии объемы продаж обувных предприятий.
Изменение структуры доходов населения – доходы россиян в ближайшие три года будут расти в среднем на 3-5 % в год, это будет способствовать увеличению расходов людей на покупку обуви. Таким образом, факторы социума воздействуют на отрасль, в настоящее время, благоприятно.
Из политических факторов на деятельность обувного производства в РФ отрицательно может повлиять, все более ужесточающаяся налоговая политика, остальные факторы не будут влиять или будут влиять очень слабо на производства обуви. Так как политическая ситуация в стране сегодня стабильна, серьезных изменений в законодательстве не предвидится.
Новые продукты (скорость обновления и освоения новых технологий) – данный фактор в сфере технологии будет действовать положительно на обувное производство в РФ, поскольку обувные предприятия активно используют новые технологии в производстве обуви, что делает ее более конкурентоспособной на российском рынке. Технологическая оснащенность обувного производства, в последние годы, растет, это благоприятно сказывается на деятельности отрасли.
Итак, рассмотрев все факторы макросреды, которые могут повлиять на обувное производство в РФ, мы пришли к выводу, что отрицательно на ее деятельность может повлиять только экономические факторы: уровень безработицы, инфляция и повышение налогов.
1.3. Показатели оценки состояния обувного производства в стране
Состояние обувного производства в РФ характеризуют следующие показатели [16;c.336]:
1.Индекс промышленного
производства - относительный показатель,
характеризующий изменение
Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного вида продукции и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения производства всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам. В качестве весов для целей агрегирования используются данные о добавленной стоимости [17].
2. Производительность труда - важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность затрат труда в обувном производстве отдельного работника.
3. Среднесписочная численность работников отрасли - численность работников отрасли в среднем за определенный период.
4. Энергоемкость отрасли – количество энергии, потрпебляемую на единицу продукции.
5. Материалоемкость - расход
материалов в расчете на
6. Фондоемкость - показатель, определяемый объемом производственных фондов, приходящихся на единицу продукции.
7. Зарплатоемкость - это заработная плата, приходящаяся на единицу целевого экономического показателя.
8.Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли отрасль имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
2.1. Общая характеристика
производства в РФ
Отраслевая структура ВВП России (по данным за 2012 год) представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Отраслевая структура ВВП России в 2012 г.
Отрасль |
Уд. вес, % |
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство |
3,6 |
Добыча полезных ископаемых |
9,1 |
Обрабатывающая промышленность |
13,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3,2 |
Строительство |
5,5 |
Торговля |
16,2 |
Транспорт и связь |
7,5 |
Образование и здравоохранение |
5,7 |
Финансы и услуги |
14,0 |
Госуправление и военная безопасность |
5,0 |
Налоги на продукты |
15,1 |