Обувная промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития обувного производства с учетом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели курсовой работы, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру обувного производства, как вида экономической деятельности;
- систематизировать факторы и условия функционирования и развития обувного производства на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния обуной промышленности на макроуровне;
- охарактеризовать предприятия обувной промышленности на примере ООО «Белвест»;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере обувного производства.

Содержание работы

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОБУВИ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………..5
1.1. Производство обуви как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………………5
1.2. Факторы и условия функционирования и развития обувного производства в стране…………………………………………………………...12
1.3. Показатели оценки состояния обувного производства в стране………...15
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ОБУВНОГО ПРОИЗ-ВОДСТВА …………………………………………………………………………...18
2.1. Общая характеристика современного состояния обувного
производства в РФ………………………………………………………………18
2.2. Тенденции и факторы развития обувного производства
в Рос-сии………………………………………………………………………….19
2.3. ООО «Белвест» как элемент национальной экономики…………………29
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБУВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РФ……38
3.1. Стратегические направления развития обувного производства в РФ в стране……………………………………………………………………………..38
3.2. Основные направления государственной политики в сфере обувной промышленности………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Файлы: 1 файл

kursovaya_obuvnaya_promyshl_v_RF.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

 

На рис. 2.1 представлена отраслевая структура ВВП в РФ, в 2012 г.

Рис. 2.1 Отраслевая структура ВВП в РФ, в 2012 г.

Итак, большую часть ВВП РФ занимает торговля – 16,2%, на втором месте налоги на продукты – 15,1%, на третьем месте финансы и услуги – 14%, далее следует обрабатывающая промышленность ( в состав которой и входит обувное производство) – 13,6%.

Обувное производство относится к легкой промышленности, которая входит в состав обрабатывающей промышленности. В 2012 г. обувное производство составляло лишь 1% в структуре обрабатывающей промышленности.

Рассмотрим структуру легкой промышленности РФ в 2012 г. на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Структура легкой промышленности в РФ, в 2012 г. %

Производство обуви занимает в легкой промышленности наименьшую долю – 25%, на первом месте текстильное производство – 45% и производство одежды и выделка меха – 30%. Тогда в структуре обрабатывающей промышленности обувное производство занимает лишь 0,25%. Поскольку обрабатывающая промышленность занимает 13,6% в структуре ВВП, то тогда производство обуви занимает в структуре ВВП РФ  - 0,03%, т.е. незначительную часть [17].

Производством обуви в РФ занимаются 3500 предприятий, это составляет 3,4% от всех предприятий России.

На 2012 год в легко промышленности РФ были заняты 463 тыс. человек, тогда в обувном производстве заняты  115,75 тыс. чел., это составляет 0,12% от работающих в РФ, т.е. незначительную часть [17].

 

2.2. Тенденции и факторы развития обувного производства

в России

Индекс производства кожи, изделий из кожи и производства обуви  за период 2008 – 2011 гг. в РФ составил 108,6%, в том числе в 2011 г. к декабрю 2010 г. – 100,4 %. Данный рост темпов производства в 2011 г. обусловлен ростом производства аксессуаров (чемоданов, сумок – 127,7%), а также ростом производства обуви (110,0%), в том числе с верхом из текстильных материалов (110,0%) и кожи (106,6 процента) [12].

При этом импорт обуви в 2011 г. уменьшился на 10,4% по сравнению с 2010 г., при росте цены на обувь 6,1 %. Снижение объемов импортной кожаной обуви свидетельствует как о насыщении данного рынка, так и о конкурентоспособности отечественной обуви. На рис. 2.3 представлена динамика производства кожи, изделий из кожи и производства обуви за 2008 – 2011 гг.

 

Рис. 2.3 Динамика производства кожи, изделий из кожи и производства

обуви за 2008 – 2011 гг.

         По рис.2.3 видно, что производство кожи, изделий из кожи и производство обуви в России неуклонно растет в течение 2008 – 2011 гг.

        В 2011 г. в РФ продолжается посткризисное восстановление российской экономики. К середине 2011 г. ВВП преодолел уже почти три четверти от кризисного падения, а ряд других ключевых экономических показателей, среди которых объем промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, уже превысили максимальные предкризисные значения середины 2008 г. Ниже докризисного уровня остаются только инвестиции в основной капитал, снижение которых в период кризиса было наиболее значительным.

В 2011 г. в РФ продолжался рост промышленного производства, он составил в 2011 г. – 4,8% по сравнению с 2010 г. Драйвером роста выступают обрабатывающие производства (в том числе и обувное производство), выпуск продукции которых увеличился  в 2011 г. на 7,6%, при этом наибольший прирост отмечен в машиностроительных производствах, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, в химическом производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в обработке древесины и производстве изделий из дерева, а также в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви [15].

Основные показатели развития обрабатывающего и промышленного производства в РФ за 2010 – 2011 гг. представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Основные показатели развития обрабатывающего и промышленного производства в РФ за 2009 – 2011 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

ВВП

104,0

104,4

Индекс промышленного производства

108,2

104,2

Обрабатывающие производства

111,8

116,7


 

Итак, по данным таблицы 2.2 видно, что темпы роста обрабатывающего производства за период 2009 – 2011 гг. выше, чем темпы роста промышленного производства в РФ. При этом объемы производства обрабатывающей промышленности, в которую входит и производство обуви, в течение 2009 – 2011 гг. растет. Следует также отметить, что темпы роста обрабатывающей промышленности в течение 2010 – 2011 гг. на 5,1% ниже, чем в период 2009 – 2010 гг. Посткризисное восстановление российской экономики в 2010 - 2011 гг. во многом определялось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (ростом мировых цен и объемов экспорта). Большая часть факторов посткризисного восстановления российской экономики уже исчерпана [15].

       Загрузка мощностей по производству обуви составила  в период 2009 – 2011 гг. 68,8%. Учитывая, что в кризисные 2008 - 2009 годы темпы производства обуви оставались положительными, загрузка мощностей в ближайшие годы будет высокой. Рентабельность производства обуви за 2009 – 2011 гг. составила 1,9%, ограничивает возможность привлечения кредитных ресурсов. При этом большинство обувных предприятий не обладает ликвидным имуществом, залог которого мог бы минимизировать кредитные риски финансовых институтов.

В 2012 г. темпы роста обрабатывающего производства составили 4,6%, в 2013 г. они составят  - 5, 2%, в 2014 г. – 5,6%. На рис. 2.4 представлена динамика темпов роста обрабатывающей промышленности за 2010 – 2014 гг., в которую входит и производство обуви [4;c.6].

Рис. 2.4 Темпы роста обрабатывающей промышленности за 2010 – 2014 гг., %

Итак, можно сказать, что в течение 2010 – 2014 гг. производство обуви в РФ будет расти, при этом темпы роста производств обуви будут повышаться в течение 2013 – 2014 гг.

Прогнозируемые объемы инвестиций в производство обуви в РФ за 2013 - 2014 гг. превысит уровень 2011 года на 15 - 25% в сопоставимых ценах. С целью сохранения конкурентоспособности по сравнению с дешевыми китайскими товарами, отечественные производители вынуждены поддерживать цены на минимально возможном уровне, что не позволяет платить работникам достойную заработную плату - среднегодовая заработная плата работников в отрасли в течение продолжительного периода времени составляет не более 50% от уровня среднегодовой заработной платы по промышленности в целом.

В таблице 2.3 представлены темпы роста производства обуви в РФ за период с 2010 по 2014 гг.

Таблица 2.3

Темпы роста производства обуви в РФ за период с 2010 по 2014 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Темпы роста 2014 г к 2010 г.

Производство обуви, %

119,6

106,5

104,0

105,0

106,0

123,3


 

На рис. 2.5 представлена динамика темпов роста производства обуви в РФ с 2010 по 2014 гг.

Рис. 2.5 Темпы роста производства обуви за 2010 – 2014 гг., %

Итак, по данным таблицы 2.3 и рис. 2.5 видно, что очень высоки были темпы роста производств обуви в 2010 г.  – 119,6%, в 2011 г. – темпы роста производства обуви снизились в 3 раза до 106,5%, далее в 2012 г. темпы роста производства обуви снизились до 104% , в 2013 г. опять темпы роста производства обуви будут расти до 105%, а в 2014 г. до 106% [4;c.7].

Положительное влияние на развитие обувного производства за период 2010 – 2014 гг. окажет реализация следующих мер:

- доступ к «длинным» кредитам для осуществления технического перевооружения;

- поддержка малых и средних предприятий, доля которых в легкой промышленности составляет порядка 40 процентов;

- ужесточение мер борьбы с «теневым» производством и контрабандой продукции;

На рост розничного товарооборота обуви также повлияет рост реальных располагаемых денежных доходов населения. Снижение напряженности на рынке труда и связанное с этим повышение уверенности в завтрашнем дне будет приводить к росту потребительских расходов.

Кроме того, на положение отрасли оказывают влияние и другие факторы:

- востребованность обуви на рынке;

- изменение конъюнктуры спроса - востребованными станут качественные отечественные товары.

Следует отметить, что развитие  обувного производства в РФ мешает:

- низкая инвестиционная активность  бизнеса и государства, сдерживающая рост заработной платы в частном секторе;

- замедленный рост реальной  заработной платы;

- сохраняющийся недостаток оборотных средств у предприятий для осуществления сезонных закупок сырья и материалов;

- сохранение уровня «теневого»  производства (в том числе в  целях сокращения издержек производства);

зависимость от импортного сырья;

- недостаточный уровень защиты внутреннего рынка от дешевых китайских товаров.

Следует отметить, что обувная отрасль - наиболее динамичная подотрасль легкой промышленности. Производство обуви на 70%, по оценке экспертов, представляет собой сборку импортируемых частей (деталей) обуви и в меньшей степени зависит от объемов производства отечественного кожевенного сырья. Структура производства обуви в РФ по-прежнему соответствует структуре потребления: отсутствует производство модельной каблучной женской обуви, современной спортивной обуви. Доля отечественной обуви на  российском рынке составляет менее 20%. В официальном импорте доля Китая - более 80 процентов. Такое положение сохранится до 2014 г

Предпосылками для развития обувной  отрасли в РФ являются следующие факторы:

- импортозамещение за счет «обеления»  импорта (действие сниженных ввозных  таможенных ставок);

- развитие инфраструктуры торговли (открытие новых магазинов предприятиями-производителями в разных регионах России);

- улучшение ситуации с обеспечением  отечественным кожсырьем в результате реализации мероприятий Государственной программы «развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».

Кроме того, государственная поддержка легкой промышленности осуществляется в рамках реализации следующих мер:

- ежегодное предоставление субсидий  из федерального бюджета  предприятиям обувной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на осуществление сезонных закупок сырья и материалов, а также на осуществление технического перевооружения;

- проведение эффективной таможенно-тарифной  политики в отношении ввоза как готовой продукции (обуви), так и сырья для производства обуви (снижены ввозные таможенные ставки на дубленую кожу, химикаты для кожевенной промышленности).

В целом по прогнозу развития обувной промышленности можно сделать следующий вывод: рынок непрозрачен (около 30% от объема рынка - неучтенная продукция), что является серьезным препятствием для привлечения в отрасль инвестиций, необходимых для модернизации производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Поскольку основной вклад в динамику развития обувной промышленности будет вносить внутреннее потребление, поэтому обувная промышленность имеет шансы на динамичное развитие.

 

 

2.3. ООО «Белвест»  как элемент национальной экономики

 

СООО «Белвест» было создано в 1988 году двумя старейшими обувными предприятиями Европы – германской фирмой «Salamander» и «Красный Октябрь». В 1989 году выпущена первая пара обуви, а в конце 1991 года предприятие вышло на проектную мощность. С момента основания предприятием произведено более 26 миллионов пар добротной кожаной обуви.

Миссия организации – выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества, оправдывающей и превосходящей ожидания потребителей. Наличие лицензий: на оптовую и розничную торговлю обувью и сопутствующими товарами; на международные и междугородние перевозки.

Численность персонала организации – 2299 чел. Годовой объем производства – до 2,0 млн. пар. Производственная деятельность СООО «Белвест» направлена на выпуск высококачественной женской, мужской и школьной обуви клеевого и литьевого методов крепления по технологии АО «Саламандер» Предприятие также выпускает обувь больших размеров для мужчин (47–48 размеры) и женщин (42–43 размеры). Ассортимент женской обуви включает более 400 моделей различных фасонов, мужской – около 200, школьной – 12. С точки зрения технологии основными методами крепления подошвы являются литьевой и клеевой. Рынки сбыта: Россия – 50-55%; РБ,– 45-50%. Каналы сбыта – собственная розничная торговля – 50-55%, оптовые покупатели – 45-50%.

Информация о работе Обувная промышленность