Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:24, курсовая работа
Данная курсовая работа раскрывает вопросы, связанные с возникновением самой идеи инновации, творческим процессом и процессами управления инновационным потенциалом.
Введение 3
1Теоритическая часть 5
1.1 Основные понятия и терминология в инноватике 5 1.2 Виды классификаций инноваций 6
1.3 Жизненный цикл инноваций 7
1.4 Процесс генерирования идей 12
1.5 Моделирование инноваций в российской и зарубежной 16
политике
2Практическая часть 20 2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности
в отрасли 20
2.2 Методы поиска инновационных идей 27
2.3 Процесс разработки новых видов продукции на основе
модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта 31
2.4 Методы селекции конкурирующих предложений 32
2.5 Выбор перспективной инновации (инновационного
продукта, инновационной технологии) 35
Заключение 36
Литература
Жизненный цикл инноваций.
Жизненный цикл инновации представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Обобщенная схема жизненного цикла инновации представлена на рисунке 1
Рисунок 1- схема жизненного цикла инновации
Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
• зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
• рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
• зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
• насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
• упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).
С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства
Первая стадия – внедрение новшества –- является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.
Вторая стадия – стадия промышленного освоения производства – характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
Третья стадия – стадия подъема – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
Четвертая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
Пятая стадия – стадия увядания или упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.
График 3- Жизненный цикл инновации.
1.4 Процесс генерирования идей.
Методы генерирования идей
Процесс решения проблем
тесно связан с направлением мышления.
Изобретательность –
1. Методы, способствующие выявлению и пониманию проблемы (метод критического инцидента, контрольный листок, анализ коренной причины и др.)
2. Методы, предназначенные для генерации идей (метод мозгового штурма, синектический метод; метод фокальных объектов; метод контрольных вопросов; метод инверсии; матричное структурирование проблем; морфологический анализ и синтез; диаграмма причин и результатов (схема Исикавы «рыбий скелет»); диаграмма сродства и др.).
Метод мозгового штурма (брейнсторминг), созданный американским психологом А.Осборном, представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей, спонтанно предлагаемых участниками. В основе метода лежит идея о том, что для пробуждения творческой инициативы человека нужно вырвать его из привычной обстановки и поместить в необычные условия, например, сделать участником игры или дискуссии с элементами игры. Данный метод не устраняет беспорядочных поисков, но он отражает важный механизм взаимодействия и развития идей: участник штурма А высказал первую идею, которую тут же видоизменил участник В, в результате возникла вторая идея. Теперь А видит свою идею иначе, что позволяет продолжить ее развитие и таким образом образуется цепь идей. Подготовка к мозговому штурму начинается с формулирования проблемы. Затем подбираются участники (6-12 человек) желательно различных профессий, но среди них не должно быть признанных авторитетов по обсуждаемой теме. Любые, даже самые абсурдные, идеи фиксируются; не допускаются критические замечания или оценки высказанных идей; поощряется комбинирование идей и развитие их в разных направлениях. Наиболее широко этот метод применяется для создания новых продуктов или услуг, а также при разработке новых предложений по рекламе, разработки концепции выставки и для многих других задач. Мозговой штурм может совмещаться с другими методами, например, методом синектики.
Существуют различные варианты проведения мозгового штурма:
1. Обратный мозговой штурм: разрабатываются не новые решения, а анализируются недостатки старых;
2. Двойной прямой штурм: после перерыва штурм проводят повторно и т.д.
Практика показывает, что метод мозговой атаки рационально использовать в тех случаях, когда предполагается получить:
- развернутое представление о том, в каких направлениях может пойти развитие изучаемого процесса,
- широкий набор возможных вариантов решения рассматриваемой проблемы,
- выявить круг факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения задач.
Синектический метод генерирования идей - Техника синектики основана на аналогиях, помогающих членам группы взглянуть на проблему по-новому. Этот подход был разработан американским исследователем У.Гордоном, который, проанализировав записи групповой работы изобретателей, заметил, что новые важные идеи обычно появляются на основе аналогий с природными явлениями или другими аспектами жизни.
Процесс решения проблемы состоит из следующих основных стадий:
Важным условием
эффективности использования
Метод фокальных объектов заключается в том, что свойства одних объектов переносятся на другие, а для поиска слов - объектов переноса - обычно пользуются книгами и словарями.
Метод контрольных вопросов (или анализа характеристик) предполагает использование списка вопросов или предложений, имеющих отношение к анализируемой проблеме. Вопросник составляется в произвольной форме.
Контрольные вопросы
1. Можно ли найти для этого какой-то иной способ применения?
2. Можно ли это адаптировать?
3. Есть ли где-то или было в прошлом что-то похожее? Не наводит ли это на какие-то другие идеи? Что можно скопировать? В чем можно превзойти?
4. Можно ли это как-то модифицировать: изменить продолжительность, порядок действий, вид движения, цвет, запах, форму, силуэт? Что еще можно изменить?
5. Можно ли это увеличить? Если "да", то что именно: частоту, размер? Можно ли придать этому новую ценность, добавив новое свойство или включив в состав дополнительные компоненты или процессы?
6. Можно ли это уменьшить? Если "да", то как это сделать: уменьшить размеры, повысить концентрацию, сделать миниатюрный вариант? Сделать ниже? короче? легче? убрать какой-то компонент?
7. Можно дли вообще все поменять местами? Заменить плюс на минус? Двигаться не вперед, а назад?
8. Можно ли это скомбинировать? Что, если сделать набор, комплект? Объединить цели, силы, преимущества, идеи?
Метод инверсии можно считать частным случаем метода контрольных вопросов и означает противоположный обычному взгляд на проблему и ее решение. Сопряженные элементы и процессы мысленно меняются местами: то, что внутри, ставят наружу, "вверх дном", "вывернутым наизнанку". Так, предновогодняя торговля сдерживается ограниченностью торговой площади, тем более, что часть ее занята новогодней экспозицией – елкой, фигурками Деда Мороза, Снегурочки, символа года и т.д. В некоторых магазинах елка была прикреплена к потолку.
Матричное структурирование проблем представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам продукта и услуг, а строки - рыночным атрибутам этих товаров, записанных в виде вопросов. Ответы по каждому товару записываются в соответствующие клетки матрицы.
Диаграмма причин и результатов (Схема Исикавы «рыбий скелет») - один из классических и наиболее широко распространенных инструментов решения задач управления качеством, который предназначен для идентификации возможных причин проблем, а также для планирования действий, направленных на их искоренение.
Одним из способов построения диаграммы является способ на основе анализа рассеивания, который состоит из следующих этапов:
Формируется группа людей, обладающих требуемыми знаниями (но не исключается вариант, когда специалист применяет данный метод в одиночку).
Четко описывается сама проблема, причины возникновения которой предстоит найти. Такой проблемой служит низкий уровень показателей одного из процессов, осуществляемых в организации.
На большом листе бумаги обозначается рассматриваемая проблема у острия большой стрелки.
Идентифицируются категории возможных причин возникновения рассматриваемой проблемы и наносятся обозначения около ветвей, выходящих из основной стрелки. При этом традиционными категориями будут: люди, процессы, внешние условия, рабочая среда.
Для каждой категории методом мозгового штурма выявляются все возможные причины, которые обозначаются на соответствующей ветви диаграммы. Используются краткие описания и обозначения. Причины, относящиеся к нескольким категориям, отмечаются везде, где требуется.
Далее причины анализируются и выделяются самые важные из них.
Аналогичным образом может быть представлена диаграмма решений проблем.
Диаграмма сродства .Цель KJ-метода (по инициалам его создателя Дзиро Кавикато), или диаграммы сродства – выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами.
Рекомендации для составления диаграммы сродства:
1. Участники собираются в комнате с большой доской. Название предмета обсуждения пишется большими буквами в верхней части доски, предпочтительно без использования специальных терминов.
2. Выдвигаемые идеи или решения определяются методом мозгового штурма. Их записывают на отдельных клейких карточках, и затем эти карточки приклеиваются к доске в произвольном порядке.
3. Не говоря ни слова, без какой-либо дискуссии, группа должна передвигать карточки по доске так, чтобы получились группы со связанными идеями и решениями.
4. По окончании процедуры группировки карточек участники обсуждают окончательную форму результата. Общее число полученных групп не должно превышать 5-10. Важно дать каждой группе название.
5. Далее вычерчивается искомая диаграмма сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключаются в прямоугольники. Прямоугольники соединяются стрелками для указания связей между группами.
6. Заключительный этап – оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут влиять друг на друга. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке процессов по совершенствованию.
1.5 Моделирование
инноваций в российской и
Основной
характеристикой инновационного процесса
является его нелинейность, что, как
следствие, порождает значительные
изменения в поведении системы
при небольших отклонениях её параметров.
Рассмотрим тип
моделирования нелинейных систем, основанный
на биологических концепциях. Этот подход
объясняется тем, что нелинейное поведение
биологических систем – результат взаимодействия
большого числа отдельных составляющих
элементов. В результате появляется нелинейное
поведение и совершенно новые явления
на более высоких иерархических уровнях.
Здесь важным является то обстоятельство,
что реакция всех компонентов способствует
возникновению эффектов, которые не могут
быть экстраполированы на основе знаний
локального поведения отдельных компонентов
системы. Известно, что группа ведёт себя
не так, как отдельные личности, из которых
она состоит.
Информация о работе Оценка генерации идей отрасли цифровой техники