Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 12:24, курсовая работа
Данная курсовая работа раскрывает вопросы, связанные с возникновением самой идеи инновации, творческим процессом и процессами управления инновационным потенциалом.
Введение 3
1Теоритическая часть 5
1.1 Основные понятия и терминология в инноватике 5 1.2 Виды классификаций инноваций 6
1.3 Жизненный цикл инноваций 7
1.4 Процесс генерирования идей 12
1.5 Моделирование инноваций в российской и зарубежной 16
политике
2Практическая часть 20 2.1 Состояние и характеристика инновационной деятельности
в отрасли 20
2.2 Методы поиска инновационных идей 27
2.3 Процесс разработки новых видов продукции на основе
модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта 31
2.4 Методы селекции конкурирующих предложений 32
2.5 Выбор перспективной инновации (инновационного
продукта, инновационной технологии) 35
Заключение 36
Литература
3. Философская основа мозгового штурма – теория 3. Фрейда (1856–1939 гг.), согласно которой сознание человека представляет собой непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие иррациональные (лат. irrationalis – неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениям о возможном и невозможном. Поэтому для изобретения нужно создать условия для прорыва смутных иррациональных идей из подсознания.
Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. А для этого нужна критика данной идеи.
Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуществлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, парный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждается постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, внедрение идеи в практику).Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм означает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи.
Метод контрольных вопросов - это усовершенствованный метод проб и ошибок, где вопросы задаются по заранее составленному вопроснику, а каждый вопрос является пробой или серией проб.
Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Он применяется с первой четверти XX века, его сущность состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рассматривая свою проблему в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т.е. слабых, несущественных вопросов. Наиболее известны вопросники Дж. Пойа и Т. Эйлоарта
Морфологический анализ
Метода морфологического анализа заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации. Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, которая всегда сопутствует нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых изменений.
Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состоящей из шести последовательных этапов. В их числе:
1) формулировки проблемы;
2) постановки задачи;
3) составления
списка всех характеристик
4) составления перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике (перечень называется морфологической картой или таблицей (если характеристик продукта – 2) или «морфологическим ящиком (гиперящиком)», если характеристик – 3 и более).
В простейшем случае при методе морфологического анализа составляется двумерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие характеристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.
Рассмотрим
условный пример. В качестве осей берем
части продукта или этапы операции.
Обозначаем их буквами А, Б, В, и т.д. Затем
записывает возможные альтернативы по
каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т.д.
Тогда морфологический ящик может выглядеть
следующим образом:
А-1;А-2;А-3;А-4;
Б-1;Б-2;Б-3;
В-1;В-2;
Г-1; Г-2;
Из этого
ящика извлекаем сочетания
Пятым и шестым этапами морфологического анализа являются: анализ сочетаний и выбор наилучшего сочетания. В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов надо выбрать только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов, а это очень трудоемкая работа.
При методе морфологического
анализа применяются
Морфологический интервал области (экономической, технической, технологической и т.д.) представляет целое множество дискретных точек (или координат), каждая из которых соответствует определенной комбинации переменных величин. Эти переменные величины есть параметры. Пространство имеет столько измерений, сколько имеется параметров.
Морфологическое расстояние между двумя точками пространства. Оно определяется числом параметров, которые не являются общими для двух вариантов. Здесь следует иметь в виду, что два варианта, которые отличаются друг от друга только одним параметром, являются морфологически близкими вариантами. Но одновременно эти два варианта отличаются по многим (т.е. по всем остальным) параметрам и являются морфологически далекими друг от друга.
Морфологическая окрестность. Она представляет собой множество точек, каждая из которых морфологически близка к другой точке.
Поверхность морфологической
окрестности – это множество
вариантов, отличающихся от точек данной
окрестности самое большое одни
Скачок, или прорыв, означает, что в результате исследований была разработана такая новая система, которая произвела революцию в экономике, технике, технологии. Появление скачка в данной области равносильно освоению новой большой территории. Скачок в области инновационного продукта или операции способствует быстрому захвату рынка как своей страны, так и ряда зарубежных стран. Вероятность любого скачка в единицу времени представляет при всех прочих равных условиях убывающую функцию, аргументом которой является морфологический интервал, отделяющий его от современного уровня развития экономики, техники, технологии и т.п.; математическая запись такой функциональной зависимости может быть, например, следующая: 1/2; 1/4; 1/8 и т.д. При этом в любом случае нововведения будут возникать в непосредственной близости от старых нововведений, прежде всего за счет проникновения в соседние, еще не исследованные области на границах уже освоенных территорий.
Метод фокальных объектов возник в 1926 г. как метод каталога (был предложен профессором Берлинского университета Ф. Кунце), а затем был значительно усовершенствован Чарльзом Вайтингом в середине 50-х годов XX века.
Метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.
1. Выборе фокальных объектов (продукта или операции);
2. Выборе группы случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги;
3. Составлении списка признаков случайных объектов;
4. Генерировании идеи
путем присоединения к
5. Развитии случайных сочетания путем свободных ассоциаций;
6. Оценке полученных
идей и отборе полезных
2.3 Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта.
Процесс отбора и преобразования
идей в конечный продукт (инновационный
процесс) может быть также проиллюстрирован
моделью типа «Воронка». Изучая процесс разработки новой продукции,
они сфокусировали свое внимание на процессе
отбора (скрининга) инновационных идей.
Модель описывает процесс движения от
большого количества незрелых идей к ограниченному
числу многообещающих вариантов продукции Эта модель характерна для больших технологически
интенсивных фирм, в которых различные
идеи, обычно разработанные R&D
Рисунок 1. Модель Ким Кларка и Стивена Уилрайта типа «воронка
2.4 Методы селекции конкурирующих предложений.
Таблица 1- Скрининг технических характеристик
Критерии оценки |
Весомость критерия |
Новые идеи (продукт) | ||||||
EOS 1DX |
EOS 1D Mark IV |
EOS 5D Mark II |
EOS 5D Mark III |
EOS 6D |
EOS 7D |
EOS 50D | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.Техническая характеристика |
||||||||
1.1Матрица |
0.3 |
7 |
5 |
9 |
10 |
8 |
6 |
3 |
1.2Тип камеры |
0.2 |
10 |
6 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
1.3 ISO |
0.15 |
8 |
7 |
6 |
10 |
10 |
6 |
4 |
1.4Скорость съемки |
0.1 |
8 |
6 |
10 |
3 |
10 |
10 |
10 |
1.5Автофокусировка |
0.1 |
10 |
8 |
2 |
10 |
4 |
6 |
2 |
1.6Процессор |
0.15 |
10 |
8 |
8 |
10 |
10 |
8 |
8 |
Итого |
1.0 |
53 |
40 |
45 |
53 |
52 |
46 |
37 |
Таблица 2- Скрининг характеристики безопасности
Критерии оценки |
Весомость критерия |
Новые идеи (продукт) | ||||
EOS 1DX |
EOS 5D Mark II |
EOS 5D Mark III |
EOS 6D |
EOS 7D | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2.Безапостность |
||||||
2.1Материал |
0.2 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
2.2 Защита от пыли и влаги |
0.5 |
10 |
9 |
9 |
10 |
9 |
2.3Защита от ударов и царапин |
0.2 |
1 |
10 |
1 |
1 |
1 |
2.4 Защита данных |
0.1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Итого |
1.0 |
22 |
30 |
30 |
22 |
30 |
Таблица
3- Скрининг характеристики
Критерии оценки |
Весомость критерия |
Новые идеи (продукт) | ||
EOS 5D Mark II |
EOS 5D Mark III |
EOS 7D | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.Эконрмичность |
||||
3.1 Ресурс АКБ |
1.0 |
6 |
10 |
8 |
Итого |
1.0 |
6 |
10 |
8 |
Информация о работе Оценка генерации идей отрасли цифровой техники