Оценка эффективности функционирования предприятия в современных рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка путей повышения эффективности деятельности предприятия.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
анализ хозяйственной деятельности предприятия;
определить существующие направления деятельности предприятия

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и показатели экономической эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………….
1.1 Понятие экономической эффективность………….……………………
1.2 Общая (абсолютная) и сравнительная (относительная) эффективность.
Группы показателей экономического эффекта……………………………
1.3 Эффективность, как показатель результативности…………………..
Оценка обобщающих показателей деятельности предприятия на примере ООО «Белинтраст-Ф»………………………………………………………..
2.1 Организационная характеристика предприятия……………………….
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ООО«Белинтраст-Ф»……………………………………………………… ….
3. Основные направления повышения экономической эффективности предприятия…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия КУРСОВАЯ.docx

— 92.31 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

«Международный университет  «МИТСО»

 

Рег. № __________                                       Кафедра экономики и менеджмента

Дата «____» ________ 201__ г.

 

 

                                      

 

                                             

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Оценка эффективности функционирования предприятия в современных рыночных условиях»

по дисциплине: Экономика  предприятия

 

 

Основные замечания: _________________         Студент:______________

____________________________________         Кузьменя Ксения Олеговна

____________________________________         Курс 2, группа 1011

____________________________________         Факультет МЭО и М

____________________________________         Специальность: Менеджмент

____________________________________         Научный руководитель:

____________________________________

____________________________________          Старший преподаватель:

____________________________________          Куприянович Татьяна                 

____________________________________ Борисовна  

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

 

Отметка о допуске курсовой работы к защите:

________________________________________

Дата: «___» ______________________ 2012 г.

Подпись научного руководителя: ___________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….3

  1. Понятие и показатели экономической эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………….

1.1 Понятие экономической эффективность………….……………………

1.2 Общая (абсолютная) и сравнительная  (относительная) эффективность.

Группы показателей экономического эффекта……………………………

1.3 Эффективность, как показатель  результативности…………………..

  1. Оценка обобщающих показателей деятельности предприятия на примере ООО «Белинтраст-Ф»………………………………………………………..

2.1 Организационная характеристика  предприятия……………………….

2.2 Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ООО«Белинтраст-Ф»……………………………………………………… ….

3. Основные направления повышения экономической эффективности предприятия…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной  информации указанные лица стремятся  оценить финансовое положение предприятия. Основным инструментом для этого  служит финансовый анализ. Основной целью  финансового анализа является получение  небольшого числа ключевых параметров, дающие объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние  отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем  по его результатам принять обоснованные решения.

Анализ финансового состояния  дает возможность оценить: имущественное  состояние предприятия; степень  предпринимательского риска, в частности  возможность погашения обязательств перед третьими лицами; достаточность  капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций; потребность  в дополнительных источниках финансирования; способность к наращению капитала; рациональность привлечения заемных  средств; обоснованность политики распределения  и использования прибыли и  т. д.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется важностью проблем  повышения эффективности экономической  деятельности турфирмы.

Предметом исследования является оценка эффективной деятельности предприятия.

Объектом курсового исследования является ООО «Белинтраст-Ф».

Основные направления  деятельности: внутренний туризм по Республике Беларусь, экскурсионные автобусные туры в страны Западной Европы, бронирование туров в Турцию, Египет, ОАЭ и  другие страны с жарким климатом.

Целью работы является разработка путей повышения эффективности деятельности предприятия.

Достижение этой цели потребовало  постановки и решения следующего комплекса задач:

    1. анализ хозяйственной деятельности предприятия;
    2. определить существующие направления деятельности предприятия;

При написании курсовой работы были использованы методы теоретического и практического анализа, методы сравнения, описания, дедукции.

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Экономическая эффективность

 

Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности    [1, с.202].

Уровень эффективности оказывает влияние  на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких  как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий  труда и отдыха.

Эффективность производственной деятельности присуща  различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности  представляет собой соотношение  между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы  затрат и ресурсов или минимизация  затрат и ресурсов на единицу конечного  результата - такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной  личности (работника). Эта цель, метод  ее достижения, пути и резервы повышения  экономической эффективности (их классификация  и количественная оценка) являются содержанием экономической науки  и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

В условиях перехода к рыночной экономике и ее становления изменяется трактовка и иерархия критериев  эффективности, их содержания и характеристики. Поскольку основой рыночной экономики  и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности. Сохраняется в новых условиях и общенациональный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния жизни народа. Такая иерархия критериев эффективности логична и отражает положение в рыночной экономике, ибо общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятий, объединений, акционерных обществ, совместных предприятий). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше и эффективность общенациональной экономики в целом, тем больше у общества, государства ресурсов для решения социальных и экономических задач [1, с.209].

 

1.2 Общая (абсолютная) и сравнительная (относительная) эффективность. Группы показателей экономического эффекта

 

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность:

- общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро - и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам;

- сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.

Сущность  экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов. Реальность информации об уровне эффективности всего связана  с классификацией и формами выражения  экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три  группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты.

Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной  продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг. Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты - при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Социальным результатам, выражающим соответствие результата производственно-хозяйственной деятельности социальным целям общества, коллектива, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики. Социальные результаты выражают все, что связано с жизнедеятельностью людей, как в сфере производства, так и вне ее. Экономические интересы производителей находятся в тесной взаимосвязи с социальными результатами: чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты отражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе. Следует отметить, что социальные результаты и их влияние на экономические результаты не всегда поддаются точной количественной оценке, широко распространена их косвенная оценка, ранжирование целей [2, с.114].

Классификация затрат и ресурсов в мировой практике универсальная, в ней выделяются следующие основные виды затрат и  ресурсов: затраты живого труда (отработанное время, фонд заработной платы), материальные затраты (затраты сырья, материалов, топлива, энергии), производственные фонды (основные производственные фонды, оборотные  фонды, фонды обращения), капитальные  вложения, инвестиции (затраты на расширенное  воспроизводство основных фондов и  прирост оборотных фондов), природные  ресурсы (земля, запасы полезных ископаемых, леса, воды), информационные ресурсы (знания, результаты научных исследований, изобретения  и рационализаторские предложения), время, как экономическая категория (рабочий период, время производства, сроки реализации инвестиций, инноваций, внедрения новой техники).

Все затраты и ресурсы подразделяются на:

  •     текущие (издержки производства и обращения) - представляют собой постоянные материальные расходы и трудовые затраты, необходимые для производства продукции и услуг в течение года;
  •     единовременные (капитальные вложения) - это авансируемые на ряд лет финансовые и материально-технические средства (инвестиции), необходимые для расширенного воспроизводства производственных фондов, технического совершенствования производства, дают эффект  через определенный период времени, как правило, больше года, после ввода в действие производственных мощностей;
  •     потребленные и  применяемые ресурсы;
  •     единичные и совокупные затраты.

Затраты - это потребленные в течение года производственны ресурсы в виде трудовых и материальных затрат.

Производственные  ресурсы - это накопленные за ряд лет материальные и финансовые средства, фонды (основные фонды и оборотные средства), а также потенциальные людские ресурсы (трудовые ресурсы) с количественной и качественной характеристиками [2, с.151].

 

1.3 Эффективность, как  показатель результативности

 

Объем продаж и темп его роста, валовая  прибыль, чистая прибыль, затраты на производство единицы товарной продукции, темпы роста производительности труда, экономия живого труда, заработная плата; показатели эффективности основных фондов и оборотных средств включают: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств; материальные затраты на единицу реализованной продукции – все эти показатели должны использоваться и в настоящих условиях. Однако они не в полной мере охватывают все направления деятельности предприятий, в том числе финансовую и маркетинговую. Эти показатели приобретают особое значение в условиях рынка, когда предприятия самостоятельно разрабатывают стратегию и тактику своего поведения. Финансовое положение предприятия определяется коэффициентами: финансовой зависимости, ликвидности, рентабельности и другие показатели.

Информация о работе Оценка эффективности функционирования предприятия в современных рыночных условиях