Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:23, курсовая работа
Целью работы является разработка путей повышения эффективности деятельности предприятия.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
анализ хозяйственной деятельности предприятия;
определить существующие направления деятельности предприятия
Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и показатели экономической эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………….
1.1 Понятие экономической эффективность………….……………………
1.2 Общая (абсолютная) и сравнительная (относительная) эффективность.
Группы показателей экономического эффекта……………………………
1.3 Эффективность, как показатель результативности…………………..
Оценка обобщающих показателей деятельности предприятия на примере ООО «Белинтраст-Ф»………………………………………………………..
2.1 Организационная характеристика предприятия……………………….
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ООО«Белинтраст-Ф»……………………………………………………… ….
3. Основные направления повышения экономической эффективности предприятия…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..
Рыночные условия потребовали разработки соответствующих показателей и критериев оценки эффективности управления. Имеет место необходимость введения нескольких критериев базовых показателей, на основании которых осуществляется оценка результативности, также потребовалась оценка эффективности по уровням управления и функциональным подсистемам.
Эффективность
управления отражает результативность
обеспечения социально-
Эффективность, как показатель результативности, предполагает соизмерение затрат с результатом. В качестве последнего рассматривается прибыль как конечный результат деятельности, а в качестве затрат - основные производственные фонды и оборотные средства. Однако результат, как экономическое понятие, шире такого толкования. Результат имеет многообразные проявления.
В литературе рассматриваются различные результаты: действенность, экономичность, качество, прибыльность, производительность, качество трудовой жизни, внедрение новшеств.
При этом под действенностью понимается степень достижения системой поставленных перед ней целей, степень завершения "нужной" работы. Для оценки действенности используются три критерия:
Экономичность отражает степень использования ресурсов. Этот показатель является измерителем результативности организационной системы в отношении затрат.
Качество связано с понятием качественных признаков, которые отражают конкретные свойства, закладываемые в продукт при его создании.
Прибыльность
представляет собой соотношение
между валовым доходом и
Прибыльность отражается в следующих показателях:
Пч / Vп = Рv,
где Пч - чистая прибыль; Vп - объем продаж; Рv - рентабельность продаж;
Пч / АС = РА,
где АС - совокупные активы; РА - рентабельность активов;
Пч / КС = РК,
где КС - собственный капитал; РК - рентабельность капитала;
ВД / И = Рп,
где ВД - валовый доход; Рп - рентабельность производства.
Производительность отражает соотношение количества реализованной продукции или услуг и затрат труда на ее изготовление. Этот показатель может быть представлен и соотношением изготовленной и реализованной продукции к затратам живого и овеществленного труда. Показатель содержит элементы предшествующих показателей результативности. Так, объем реализации (продаж) связан с качеством и количеством продукции, в нем находят отражение первые два условия действенности: качество продукции и ее объем. Использование в расчете критерия производительности совокупности живого и овеществленного труда связывает этот показатель с экономичностью.
Качество трудовой жизни - критерий, который отражает реакцию работников на социально-технические условия труда, их психологическое состояние в процессе работы. Этот критерий во многом определяет способность предприятия эффективно функционировать.
Внедрение новшеств - критерий, отражающий, какое место занимает обновление технической базы в повышении эффективности деятельности предприятия, так как внедрение прогрессивной технологии повышает качество продукции, снижает затраты на производство. Этот критерий используется как один из важнейших факторов для определения конкурентоспособного статуса предприятия.
Естественно,
что приоритет, весомость каждого
из перечисленных критериев
Эффективность управления предприятием может рассматриваться и за пределами его внутренних границ. Необходимо учитывать в этой связи эффект воздействия управляющей системы на другие предприятия-поставщики материально-сырьевых ресурсов, предприятия-потребители продукции.
Эффективность
управления может рассматриваться
как в глобальном масштабе - по отношению
ко всему объекту и внешней
среде, так и в локальном аспекте
- по отношению к процессу управления,
техническому оснащению отдельных
подразделений структуры
2. ОЦЕНКА ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «БЕЛИНТРАСТ-Ф»
2.1 Организационная характеристика предприятия
Согласно законодательству
Республики Беларусь ООО «Белинтраст-Ф»
является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, может от
своего имени приобретать
Основным документом, регулирующим деятельность предприятия, является Устав предприятия, утвержденный учредителями. В соответствии с Уставом основными видами деятельности предприятия являются: розничная торговля, туристическая деятельность.
Для работы турагентства «Магеллан» арендован офис в административном здании по улице Немига, также арендуется бокс в ТЦ «Монетка». Офис представляет собой просторное помещение, предназначенное для приема туристов. Рабочие места менеджеров оборудованы компьютерами и всеми необходимыми для работы материалами и канцелярскими принадлежностями. Имеются места для ожидания и приема туристов. Мебель в офисе только самая необходимая, это рабочие столы, стулья, стеллажи для размещения рекламной информации о предлагаемых турах. Офис имеет выгодное расположение в центре города, рядом со станцией метро Немига, его всегда легко найти.
Время работы турагентства «Магеллан» - с 10.00 до 19.00, выходные дни – суббота и воскресенье. В летний период офис работает с 9.00 до 20.00 без выходных.
Основная цель работы турфирмы - гарантировать клиентам высокий уровень обслуживания по всем элементам, входящим в турпродукт, начиная с посадки в самолет или автобус и до возвращения домой.
Основная задача предприятия - создание туристского продукта и контроль за его осуществлением.
Основные направления деятельности: внутренний туризм по Республике Беларусь, экскурсионные автобусные туры в страны Западной Европы, бронирование туров в Турцию, Египет, ОАЭ и другие страны с жарким климатом.
В ООО «Белинтраст-Ф» организация
деятельности оформлена линейно-
Директор самостоятельно решает все вопросы, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия, за исключением тех, которые отнесены к компетенции собственника. Директор без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех инстанциях, распоряжается имуществом и средствами предприятия в пределах прав, установленных собственником, заключает договора и контракты, в том числе и трудовые, выдает доверенности, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия.
В общем виде организационную структуру управления ООО «Белинтраст-Ф» можно представить следующим образом:
Главный бухгал
АГЕНТЫ
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления предприятия
Каждый из менеджеров по направлениям
занимается строго по своим направлениям
(странам), закрепленным за ними. В связи
с этим структуру турфирмы можно
отчасти отнести и к
В 2007 и 2008 гг. в ООО «Белинтраст-Ф»
осуществлялось два вида деятельности:
туристическая и розничная
Рассмотрим основные финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Белинтраст-Ф», рассчитанные в таблице 2.1 Выручка предприятия формируется от реализации услуг по перевозке пассажиров, реализации турпродуктов и услуг.
Таблица 2.1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Белинтраст-Ф» за 2010 – 2011 гг.
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Откло-нение |
Темп измене-ния, % |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг |
||||
в действующих ценах, млн.руб. |
1881 |
2379 |
498 |
126,5 |
в сопоставимых ценах, млн.руб. |
1881 |
2012 |
131 |
106,9 |
Выручка от реализации без НДС, млн.руб. |
1607 |
2014 |
407 |
125,3 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, работ, услуг, млн.руб. - в % к выручке |
274
14,5 |
365
15,3 |
91
0,8 |
134,7
105,5 |
Себестоимость реализованных товаров, услуг, млн.руб. |
1178 |
1338 |
160 |
113,6 |
Доходы от реализации, млн.руб. |
429 |
676 |
247 |
157,6 |
Расходы на реализацию, млн.руб. |
618 |
809 |
191 |
130,9 |
Уровень расходов на реализацию в % к выручке без НДС |
38,4 |
40,2 |
1,8 |
104,7 |
Прибыль (убыток) от реализации, млн.руб. |
-189 |
-133 |
- |
- |
Рентабельность оборота, % |
Не рентабельно | |||
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн.руб. |
- |
135 |
- |
- |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов. млн.руб. |
132 |
- |
- |
- |
Прибыль отчетного периода, млн.руб. |
-57 |
2 |
- |
- |
Примечание – Источник: Собственная разработка
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия, является размер выручки от реализации товаров, работ, услуг.
За 2011 год была получена выручка от реализации товаров, услуг без НДС в размере 2014 млн.руб., что превысило показатель 2010 года на 407 млн.руб. или на 25,3%. Темп роста выручки в сопоставимых ценах составил 6,9 %. Это произошло за счет увеличения объема предоставленных услуг.
В 2011 г. в ООО «Белинтраст-Ф» было уплачено налогов и платежей, включаемых в выручку, в сумме 365 млн.руб., что превысило показатель 2010 г. на 34,7%. Это произошло за счет увеличения общей суммы выручки.
Себестоимость реализованных товаров, услуг увеличилась в 2011 г на 160 млн.руб. или на 13,6% и составила 1338 млн.руб. Доходы от реализации в 2010 г увеличились на 247 млн.руб. или на 57,6% и составили 676 млн.руб. Расходы на реализацию увеличились за 2011 год на 191 млн.руб. и составили 809 млн.руб.
Предприятием за 2011 год получен убыток от реализации в сумме 133 млн. руб., в 2010 году предприятие имело убыток в размере 189 млн.руб. Прибыль отчетного периода составила в 2009 году 2 млн.руб. В 2007 году работа предприятия оказалась нерентабельной. В 2011 году рентабельность, рассчитанная по прибыли отчетного периода, составила (2/2379*100%) 0,08%.
В ООО «Белинтраст-Ф» растет выручка
от реализации товаров и услуг, однако
на предприятии большой удельный
вес себестоимости
Для более детального анализа положения фирмы, необходимо провести анализ экономической эффективности работы фирмы. Рассмотрим основные показатели эффективности работы ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год. За базисный период принимаем 2010 год. Исходные данные за упомянутые периоды для анализа результатов можно свести в таблицу (табл. 2.2).
Таблица 2.2 - Исходные данные для анализа результатов деятельности ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год ( в млн.руб.).
Показатели финансовых результатов |
Значение показателей на |
Отклоне-ние (+,-) | |
конец 2010г. |
конец 2011г. | ||
1.Выручка от реализации |
1881 |
2379 |
498 |
2.Себестоимость |
1178 |
1338 |
160 |
3.Прибыль от реализации |
-189 |
-133 |
- |
4. Капитал и резервы |
27 |
15 |
-12 |
5.Кредиторская задолженность |
369 |
349 |
-20 |
6.Денежные
средства дебиторская |
146 |
82 |
-64 |
7.Основные средства и НМА |
178 |
152 |
-26 |
8. Итог баланса |
1352 |
1100 |
-252 |