Оценка эффективности функционирования предприятия в современных рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка путей повышения эффективности деятельности предприятия.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
анализ хозяйственной деятельности предприятия;
определить существующие направления деятельности предприятия

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Понятие и показатели экономической эффективности деятельности предприятия………………………………………………………………….
1.1 Понятие экономической эффективность………….……………………
1.2 Общая (абсолютная) и сравнительная (относительная) эффективность.
Группы показателей экономического эффекта……………………………
1.3 Эффективность, как показатель результативности…………………..
Оценка обобщающих показателей деятельности предприятия на примере ООО «Белинтраст-Ф»………………………………………………………..
2.1 Организационная характеристика предприятия……………………….
2.2 Анализ экономической эффективности деятельности предприятия ООО«Белинтраст-Ф»……………………………………………………… ….
3. Основные направления повышения экономической эффективности предприятия…………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия КУРСОВАЯ.docx

— 92.31 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: Собственная разработка

В ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год капитал и резервы снизились на 12 млн.руб. и составили 15 млн.руб., кредиторская задолженность снизилась на 20 млн.руб. и составила 349 млн.руб., денежные средства и дебиторская задолженность снизились на 64 млн.руб., основные средства и нематериальные активы – на 26 млн.руб., итог баланса снизился на 252 млн.руб. и составил 1100 млн.руб.

Наглядно изменение основных показателей  финансовых результатов можно проследить на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Основные показатели финансовых результатов деятельности ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год (млн. руб.)

Примечание – Источник: Собственная разработка

Эффективность деятельности предприятия  измеряется следующим способом:

Коэффициент экономической эффективности (Ээ):

Ээ=Выручка от реализации/себестоимость услуг,                   (2.1)

Ээ на конец 2010 г:   1881/1178 = 1,6

Ээ на конец 2011 г:  2379/1338 = 1,8

В 2011 году произошло увеличение коэффициента экономической эффективности с 1,6 до 1,8 руб., что свидетельствует об улучшении финансового состояния предприятия.

Коэффициенты рентабельности:

  1. рентабельность продаж (РП):

РП: не рентабельно, из-за убытка.

Анализ основных фондов охватывает: их наличие и структуру, состояние  и движение, вооруженность труда  фондами и эффективность их использования.

При анализе основных фондов используются такие источники информации, как  годовой финансовый отчет (баланс) и  другая бухгалтерская отчетность.

Турфирма арендует помещение под  офис в административном здании площадью 50 м2. Стоимость 1 м2 в 2011 году равна 15 Евро в месяц. По данным бухгалтерского учета остаточная стоимость основных фондов составила:

На конец 2010 года – 121 млн. рублей;

На конец 2011 года – 110 млн. рублей.

Среднегодовая стоимость основных фондов (ОФср) составляет:

ОФср =  (121+110)/2 = 115,5 млн.руб.

Таким образом, стоимость основных фондов в 2011 году снизилась на 11 млн. рублей в связи с амортизационными отчислениями и уменьшением амортизируемой стоимости основных средств, а также в связи с выбытием основных средств.

Для анализа движения основных средств  необходимо рассчитать коэффициенты:

  1. Обновления:

Коэффициент обновления (Кобн) характеризует  долю новых основных фондов в их общей стоимости на конец 2010 года.

  1. Поступления (ввода):

За 2010 г. на предприятие не поступали основные средства, коэффициент рассчитан быть не может (=0%).

  1. Выбытия основных средств.

Коэффициент выбытия (Кв) рассчитывается как отношение стоимости выбывших основных средств к стоимости  основных средств на конец 2010 года:

Кв = 24/121 = 0,2%

Результаты расчетов говорят о  неблагоприятной тенденции движения основных фондов в сторону уменьшения основных фондов.

Показатель фондовооруженности (Фв) определяет уровень технической  вооруженности живого труда и  рассчитывается как отношение среднегодовой  стоимости действующих фондов к  среднесписочному числу работников:

Фв2011 = 115,5/ 15 = 7,7 (руб./чел.)

Обобщающими показателями эффективности  использования основных фондов являются:

  1. фондоотдача (Фо) – отношение стоимости реализованных услуг к среднегодовой стоимости основных фондов;
  2. фондоемкость (Фе) – отношение среднегодовой стоимости основных фондов к стоимости реализованных услуг; 
  3. рентабельность основных фондов (Фр) – отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов.

Фо2011 =  2379/115,5  = 20,6 руб.

Фе2011 = 115,5/2379 = 0,05 руб.

Фр2011 = 2/115,5 = 0,017 руб.

В результате расчетов можно сделать  следующие выводы: все расчетные  показатели имеют удовлетворительное значение, следовательно, основные фонды являются рентабельными.

В следующей таблице рассмотрим структуру активов предприятия    ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год.

Таблица 2.3 - Структура активов ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год

 

Показатели

 

Сумма на

01. 01.2010г

Сумма на 01.01.2011 г

Отклонение

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

Основные  средства

121

8,9

110

10

-11

1,1

Нематериальные  активы

57

4,2

42

3,8

-15

-0,4

Доходные  вложения в материальные ценности

-

-

-

-

-

-

Вложения  во внеоборотные активы

-

-

-

-

-

-

Итого внеоборотные активы

178

13,2

152

13,8

-26

0,6

Запасы  и затраты

313

23,1

364

33,1

51

10,0

Дебиторская задолженность 

133

9,8

70

6,4

-63

-3,4

Финансовые  вложения

707

52,3

502

45,6

-205

-6,7

Денежные  средства

13

0,9

12

1,1

-1

0,2

Итого оборотные средства

1174

86,8

948

86,2

-226

-0,6

Общая стоимость имущества 

1352

100

1100

100

-252

-


Примечание – Источник: Собственная разработка

Минимальный удельный вес  в активах предприятия на конец  периода занимают внеоборотные активы (13,8 %). Сумма внеоборотных активов  за год снизилась на 26 млн.руб., удельный вес в общей сумме имущества  увеличился на 0,6%-ных пункта. В оборотных  активах с основной суммой выступают  основные средства, 110 млн.руб. на конец  года, при этом их сумма снизилась  на 11 млн.руб. (удельный вес в оборотных  активах: 68% на начало года и 72,4% на конец  года). Удельный вес основных средств  в имуществе предприятия увеличился на 1,1%-ных пункта. Сумма нематериальных активов снизилась на 15 млн.руб., удельный вес – на 0,4%-ных пункта.

Оборотные активы турфирмы представлены: финансовыми вложениями (45,6%), запасами и затратами (33,1%), дебиторской  задолженностью (6,4%), денежными средствами (1,1%). Удельный вес оборотных средств  в общей стоимости имущества  составил на конец 2011 г 86,2%. Сумма оборотных  активов за год снизилась на 226 млн.руб.

Анализ структуры пассивов свидетельствует о том, что основным источником формирования финансовых ресурсов являются собственные средства (таблица 2.4).

 

 

 

Таблица 2.4 - Структура пассивов ООО «Белинтраст-Ф» за 2011г.

 

 

Показатели

Сумма на

01.01.2010 г.

Сумма на

01.01.2011 г.

Отклонение

в % к началу года

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

млн. руб.

в % к итогу

Уставный  фонд

11

0,8

11

1,0

-

0,2

-

Резервный фонд

3

0,2

3

0,3

-

0,1

-

Добавочный  фонд

15

1,1

15

1,4

-

0,3

-

Нераспределенная  прибыль, убыток

-2

0,1

-14

1,3

-

1,2

-

Итого источников собственных средств 

27

2,0

15

1,4

-12

-0,6

55,5

Заемные средства

956

70,7

736

66,9

-220

-3,8

77,0

Кредиторская  задолженность и прочие расчеты  и обязательства

369

27,3

349

31,7

-20

4,4

94,6

Итого всех обязательств

1325

98

1085

98,6

-240

0,6

81,9

Общая стоимость имущества 

1352

100

1100

100

-252

   

Примечание – Источник: Собственная разработка

Предприятие имеет очень  невысокую сумму собственных  средств, 27 млн.руб. на начало 2010 года и 15 млн.руб. – на начало 2011г. Источниками  собственных средств являются: уставный фонд в размере 11 млн.руб., резервный  фонд в размере 3 млн.руб., добавочный фонд в размере 15 млн.руб. Нераспределенный убыток на конец 2010 г. снизил сумму собственных  средств на 2 млн.руб., а в  2011г  уменьшил сумму собственных средств  на 14 млн.руб.

Наглядно структуру собственных  средств ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год можно отобразить в следующем  виде (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Структура пассивов ООО «Белинтраст-Ф» за 2011 год.

Примечание – Источник: Собственная разработка

 

Предприятие имеет достаточно крупную сумму заемных средств, их удельный вес на конец 2011 года составил 66,9% к общей стоимости имущества. Заемные средства представляют собой  краткосрочные кредиты. Сумма кредитов снизилась в течение года на 220 млн.руб. Сумма всех обязательств снизилась  в течение года на 240 млн.руб. На начало года обязательства турфирмы составляли 98 % от общей стоимости имущества, на конец года – 98,6%. Этот факт свидетельствует  о недостаточности собственных  средств, которые могут покрыть  возникающие обязательства предприятия.

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

Даже самая продуманная  стратегия может привести к приобретению бизнеса, который со временем покажет  себя просто неработоспособным. Несоответствие или частичное соответствие не может  быть полностью устранено, потому что  невозможно точно предсказать, какие  последствия вызовет вступление в новый бизнес, расширение ассортимента турпродуктов и услуг за счет внедрения  в новые для турфирмы виды туризма. Кроме того, с течением времени  изменяется долгосрочная привлекательность  туристского бизнеса. Правильные сегодня  действия по повышению экономической  эффективности предприятия завтра могут оказаться ошибочными. При  неудовлетворительной работе какого-либо бизнеса обязательно возникает  вопрос, продолжать работу в этом направлении  или уйти из него. Может оказаться  и так, что некоторые бизнесы, несмотря на их хорошее финансовое положение, не могут так работать с другими бизнесами предприятия, как это первоначально предполагалось. Причиной могут быть: не налаженные связи с партнерами, отсутствие специалистов, способных сформировать программы  по другим видам туризма или направлениям.

Для туристских предприятий  характерны экономические ситуации, связанные с колебаниями спроса на отдельные туры по причинам сезонности. Это влечет за собой изменение  объемов продаж туристских услуг, что  в свою очередь существенно влияет на себестоимость услуг и финансовые результаты туристской организации. В  такой ситуации руководство туристского  предприятия вынуждено ориентироваться  на изменение ассортиментной политики, т.е. на диверсификацию видов туризма, во многих случаях и на диверсификацию своего бизнеса.

Диверсификация бизнеса  в туризме – это одновременное  развитие многих не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых  турпродуктов и услуг в рамках одного предприятия и т.п.

Диверсификация применяется  с целью повышения эффективности  экономической деятельности, получения  экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Наибольший эффект от диверсификации достигается добавлением в инвестиционный портфель активов различных классов, отраслей, регионов таким образом, чтобы падение стоимости одного актива компенсировалось ростом другого.

Диверсификация делится  на 2 типа - связанная и несвязанная. Связанная диверсификация представляет собой новую область деятельности предприятия, связанную с существующими  областями бизнеса (например, расширение ассортиментной политики за счет включения  других видов туризма, расширения сети офисов). Несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими  сферами бизнеса. Туристское предприятия  для расширения своей деятельности может приобрести автобус, что позволит самостоятельно формировать автобусные экскурсионные туры, предлагать услуги по перевозке туристов другим туристским предприятиям.

Концентрация в одной  сфере деятельности энергичнее стимулирует  руководителей к завоеванию более  прочной долгосрочной конкурентной позиции в отрасли. Возрастает вероятность  появления новых идей по усовершенствованию технологий производства.

Использование долговременных контрактов позволяет турфирме реализовать  многие преимущества вертикальной интеграции без увеличения расходов на управление. Однако имеется риск, связанный с  зависимостью от партнера, что требует  использования кредитных соглашений и целевых инвестиций.

Перед предприятием, имеющим  прочную конкурентную позицию на быстрорастущем рынке туристских услуг, стоят несколько логичных стратегических вариантов, лучший из которых в краткосрочном  плане - это продолжение концентрации в одном виде бизнеса. С учетом высоких темпов роста отрасли  для туристского предприятия  в таком положении целесообразно  стремление к удержанию или увеличению своей доли рынка, дальнейшему повышению  компетентности и продолжению капиталовложений, необходимых для обеспечения  прочной позиции в отрасли. Позднее, темп роста отрасли начнет замедляться, можно будет рассмотреть стратегию  диверсификации для распределения  риска и переноса накопленных  опыта и знаний в близкий, родственный  вид бизнеса.

Информация о работе Оценка эффективности функционирования предприятия в современных рыночных условиях