Оценка конкурентоспособности "СКАД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 08:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» и определение положения предприятия на исследуемом рынке. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;
провести обзор рынка литых колес как комплексной базы
рассчитать конкурентоспособность предприятия и определить его положение на рынке

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия 5
1.2 Факторы, критерии конкурентоспособности и инструменты управления 8
1.3 Научно-методологический подход к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16
2.1 Оценка рынка литых дисков и уровень спроса 16
2.2 Конкуренты ООО ЛМЗ СКАД на Российском рынке 23
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛМЗ «СКАД» 28
3.1 Себестоимость и оборудование как основные конкурентные преимущества 28
3.2 Анализ конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» 32
3.3 Положение ООО ЛМЗ «СКАД» на рынке 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 394.39 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5

1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия 5

1.2 Факторы, критерии конкурентоспособности и инструменты управления 8

1.3 Научно-методологический подход к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия 12

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16

2.1 Оценка рынка литых дисков и уровень спроса 16

2.2 Конкуренты ООО ЛМЗ СКАД на Российском рынке 23

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛМЗ «СКАД» 28

3.1 Себестоимость и оборудование как основные конкурентные преимущества 28

3.2 Анализ конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» 32

3.3  Положение ООО ЛМЗ «СКАД» на рынке 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В эпоху глобализации, чтобы успешно развиваться и  выжить в обстановке усиливающейся  конкурентной борьбы, необходимо постоянно  поддерживать и повышать конкурентоспособность. Конкуренция едва ли не решающий фактор рынка, потому что именно благодаря  конкуренции формируются цены спроса и предложения. Еще А.Смит определял конкуренцию как «невидимую руку», обеспечивающую функционирование механизма ценообразования и регулирующую пропорции общественного производства.

Основной  характеристикой хозяйствующего субъекта с точки зрения конкурентной борьбы является его конкурентоспособность. Указанная категория определяет жизнеспособность предприятия, результаты его деятельности в условиях конкуренции. Исходя из этого, для любого хозяйствующего субъекта крайне актуальной является проблема поддержания и повышения его конкурентоспособности. Особую значимость отмеченная проблема приобретает для современных экономических условий Российской Федерации, когда значительное усиление конкуренции как со стороны иностранных, так и отечественных конкурентов поставило на грань банкротства множество российских предприятий.

Отмеченной  выше проблематике посвящены работы множества отечественных и иностранных  экономистов. Исследованию сущности категории «конкурентоспособность» посвящены работы таких современных авторов, как М.Г. Долинская, Соловьев Н.А., В.Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В. М. Мишин, А.В. Кочетков и других. Среди иностранных экономистов вопросами конкурентоспособности занимались М. Портер, П. Срафф, А. Томпсон. Однако в настоящее время не существует целостной теории конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Не существует даже общепринятого определения самой категории конкурентоспособности предприятия. Таким образом, большая практическая значимость и недостаточная научная проработка вопросов оценки и анализа конкурентоспособности предприятий обуславливают актуальность настоящего исследования.

Объектом  исследования являются производители литых колес, представленные на рынке Красноярска.

          Целью работы является оценка конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» и определение положения предприятия на исследуемом рынке. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:

  1. исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;
  2. провести обзор рынка литых колес как комплексной базы
  3. рассчитать конкурентоспособность предприятия и определить его положение на рынке

Для расчета  конкурентоспособности будет использована методология, предложенная кандидатом экономических наук ВШЭМ УрФУ Вороновым Д.С.

Для достижения цели необходимо рассмотреть вопросы, представленные в алгоритме исследования (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Алгоритм исследования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

1.1 Конкуренция  как основная сила развития  предприятия

 

Одним из важнейших  признаков рынка является конкуренция  как форма взаимного соперничества  субъектов рынка и механизм регулирования  общественного производства. Это - общественная форма столкновения субъектов рыночного  хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

«Конкуренция» в переводе с латинского означает «сталкивание». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.

Терминология  в области конкурентоспособности  объектов не стандартизирована. Предпосылкой к определению понятий в любой  области является систематизация.[1] Главным признаком систематизации в рассматриваемой области является объект оценки конкурентоспособности:

       Рис. 2 – Систематизация конкурентоспособности

Методологические  основы конкурентоспособности как  категории заложили такие основоположники экономической науки: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, развивая теорию поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам».         Далее, по мере развития экономической науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения. Например, президентская комиссия США по конкурентоспособности в промышленности в начале 90-х годов прошлого века вынесла такое определение этому понятию: «Конкурентоспособность - это способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках при одновременном поддержании или повышении жизненных стандартов равных или более высоких, чем у конкурентов».

В российскую экономику понятие «конкурентоспособность»  пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие «социалистическое  соревнование», использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы. Одной из первых книг на тему конкурентоспособности  была книга «Конкурентоспособность российской промышленности», выпущенная Экспертным институтом и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году. [2]

В современном  мире конкурентоспособность стала  одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная  мировая экономическая наука  до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого  подхода к методам ее оценки и  формирования.

Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента.

Конкуренция обязывает фирмы создавать конкурентоспособный  товар или предоставлять конкурентоспособную  услугу. Существует диалектическая связь  конкуренции и конкурентоспособности  — одно вытекает из другого.[3] Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны (Таблица 1) [4].

Таблица 1 – Положительные и  отрицательные стороны конкуренции

Положительные стороны конкуренции:

Отрицательные стороны конкуренции:

- требует  совершенствовать технику и технологии 

- заставляет снижать затраты  (и цены)

- повышает качество продукции  (клиент всегда прав)

- создает  условия для безработицы, инфляции  и банкротства

- ведет к дифференциации доходов  

- обусловливает  рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий


 

Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция», следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. [5] Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.

1.2 Факторы, критерии конкурентоспособности и инструменты управления

Факторы конкурентоспособности

Фактор есть не что иное, как движущая сила, причина события или процесса, именно факторы конкурентоспособности определяют характерные черты данного явления.

Изучение  факторов позволяет определить, насколько  они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности  предприятию.

Конкурентоспособность организации – это относительная  характеристика, выражающая степень отличия развития организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей потребителей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции и зависит от ряда факторов. [6]


Рис. 3 – Факторы конкурентоспособности

Конкурентоспособность предприятия определяется совместным воздействием ряда факторов. Данные факторы неодинаковы по природе, характеру и степени воздействия, что делает оценку конкурентоспособности труднее. Ключевым внутренним фактором предпринимательской структуры является цена продукции, а затем по степени значимости следует качество.

Критерии конкурентоспособности

Конкуренция как явление выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием  конкурентной борьбы. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который  принято называть конкурентоспособным. Такой товар, комплекс потребительских  и стоимостных оценок которого определяет его успех на рынке, т.е. способность  данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения  других товаров-аналогов. [7] (Табл. 2)

Критерий

Оценка критерия

низкая

средняя

высокая

Доля продажи товара на рынке

<40%

41-60%

>60%

Уровень издержек по сравнению с  товаром лидером

Превышают на  5% и более

Превышают 1-4%

Превышают 1-2% или равны

Используемая технология

Традиционная

Улучшенная

Прогрессивная

высокопроизводительная

безотходная

экологически  чистая

Метод продажи

Розничная продажа, продажа через  посредников

Розничная продажа, продажа через  посредников, прямые поставки

Прямые оптовые поставки крупным  покупателям

Статус предприятия

Малоизвестно

Известно

С высоким имиджем


Таблица 2 – Критерии конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность учитывает не только продукцию высокого качества и должного технического уровня, но и умелое маневрирование предприятия  в сфере реализации.

 

 

 

 Инструменты управления конкурентоспособностью

 

По мере того, как усиливалась конкуренция  за мировые ресурсы и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».

В системе  управления конкурентоспособностью предприятия  объектом управления являются конкурентные преимущества предприятия, которые  являются ключевыми факторами, обеспечивающие предприятию более выгодное, в  сравнении с конкурентами, положение, а также достижение стратегических целей при оптимальном расходе  всех видов ресурсов.

Очевидно, что  управление невозможно без особых инструментов, помогающих достичь поставленной задачи.

Рис. 4 – Инструменты управления конкурентоспособностью

Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение  своих экономических позиций. В  связи с этим перед производителями  товаров возникают задачи планирования и управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Сущность управления конкурентоспособностью организации реализуется через управление отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности организации, управление на основе использования стратегических, тактических, оперативных планов деятельности, управление на основе экономико-математического моделирования.

Для повышения  эффективности управления предприятием предлагается под управлением конкурентоспособностью предприятия понимать непрерывный  процесс целенаправленного воздействия на бизнес-процессы предприятия способствующий формированию и укреплению конкурентных позиций предприятия в условиях рынка. Управление конкурентоспособностью предприятия сводится к формированию конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности предприятия, но не отдельными блоками воздействия, а комплексным, целенаправленным решением задач по управлению конкурентоспособностью предприятия.

Повышение конкурентоспособности  предприятий в условиях рыночной экономики, оптимизация их функционирования и выживание в рыночной среде - проблема современной экономики. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности "СКАД"