Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 08:43, курсовая работа
Целью работы является оценка конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» и определение положения предприятия на исследуемом рынке. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;
провести обзор рынка литых колес как комплексной базы
рассчитать конкурентоспособность предприятия и определить его положение на рынке
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия 5
1.2 Факторы, критерии конкурентоспособности и инструменты управления 8
1.3 Научно-методологический подход к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16
2.1 Оценка рынка литых дисков и уровень спроса 16
2.2 Конкуренты ООО ЛМЗ СКАД на Российском рынке 23
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛМЗ «СКАД» 28
3.1 Себестоимость и оборудование как основные конкурентные преимущества 28
3.2 Анализ конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» 32
3.3 Положение ООО ЛМЗ «СКАД» на рынке 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия 5
1.2 Факторы, критерии конкурентоспособности и инструменты управления 8
1.3 Научно-методологический подход к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16
2.1 Оценка рынка литых дисков и уровень спроса 16
2.2 Конкуренты ООО ЛМЗ СКАД на Российском рынке 23
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛМЗ «СКАД» 28
3.1 Себестоимость и оборудование как основные конкурентные преимущества 28
3.2 Анализ конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» 32
3.3 Положение ООО ЛМЗ «СКАД» на рынке 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
В эпоху глобализации, чтобы успешно развиваться и выжить в обстановке усиливающейся конкурентной борьбы, необходимо постоянно поддерживать и повышать конкурентоспособность. Конкуренция едва ли не решающий фактор рынка, потому что именно благодаря конкуренции формируются цены спроса и предложения. Еще А.Смит определял конкуренцию как «невидимую руку», обеспечивающую функционирование механизма ценообразования и регулирующую пропорции общественного производства.
Основной характеристикой хозяйствующего субъекта с точки зрения конкурентной борьбы является его конкурентоспособность. Указанная категория определяет жизнеспособность предприятия, результаты его деятельности в условиях конкуренции. Исходя из этого, для любого хозяйствующего субъекта крайне актуальной является проблема поддержания и повышения его конкурентоспособности. Особую значимость отмеченная проблема приобретает для современных экономических условий Российской Федерации, когда значительное усиление конкуренции как со стороны иностранных, так и отечественных конкурентов поставило на грань банкротства множество российских предприятий.
Отмеченной
выше проблематике посвящены работы
множества отечественных и
Объектом исследования являются производители литых колес, представленные на рынке Красноярска.
Целью работы является оценка конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» и определение положения предприятия на исследуемом рынке. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Для расчета
конкурентоспособности будет
Для достижения цели необходимо рассмотреть вопросы, представленные в алгоритме исследования (рис. 1).
Рисунок 1- Алгоритм исследования
Одним из важнейших
признаков рынка является конкуренция
как форма взаимного
«Конкуренция» в переводе с латинского означает «сталкивание». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средством конкуренции являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя.
Терминология
в области
Рис. 2 – Систематизация конкурентоспособности
Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Неоклассическая теория, развивая теорию поведенческого подхода, определяет содержание конкуренции как борьбу за редкие экономические блага. Так, по мнению американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам». Далее, по мере развития экономической науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения. Например, президентская комиссия США по конкурентоспособности в промышленности в начале 90-х годов прошлого века вынесла такое определение этому понятию: «Конкурентоспособность - это способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках при одновременном поддержании или повышении жизненных стандартов равных или более высоких, чем у конкурентов».
В российскую
экономику понятие «
В современном
мире конкурентоспособность стала
одним из ключевых понятий, определяющих
успешность хозяйствующего субъекта на
внешнем рынке, однако современная
мировая экономическая наука
до сих пор не дала как единой
общепринятой трактовки содержания
категории «
Экономический
кризис серьезно усложнил реализацию
производственно-экономических
Конкуренция
обязывает фирмы создавать
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны (Таблица 1) [4].
Таблица 1 – Положительные и
отрицательные стороны
Положительные стороны конкуренции: |
Отрицательные стороны конкуренции: |
- требует
совершенствовать технику и - заставляет снижать затраты (и цены) - повышает качество продукции (клиент всегда прав) |
- создает
условия для безработицы, - ведет к дифференциации - обусловливает
рост непроизводительных |
Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция», следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. [5] Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов.
Факторы конкурентоспособности
Фактор есть не что иное, как движущая сила, причина события или процесса, именно факторы конкурентоспособности определяют характерные черты данного явления.
Изучение факторов позволяет определить, насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности предприятию.
Конкурентоспособность
организации – это
Рис. 3 – Факторы конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия определяется совместным воздействием ряда факторов. Данные факторы неодинаковы по природе, характеру и степени воздействия, что делает оценку конкурентоспособности труднее. Ключевым внутренним фактором предпринимательской структуры является цена продукции, а затем по степени значимости следует качество.
Критерии конкурентоспособности
Конкуренция как явление выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы. Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Такой товар, комплекс потребительских и стоимостных оценок которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения других товаров-аналогов. [7] (Табл. 2)
Критерий |
Оценка критерия | ||
низкая |
средняя |
высокая | |
Доля продажи товара на рынке |
<40% |
41-60% |
>60% |
Уровень издержек по сравнению с товаром лидером |
Превышают на 5% и более |
Превышают 1-4% |
Превышают 1-2% или равны |
Используемая технология |
Традиционная |
Улучшенная |
Прогрессивная высокопроизводительная безотходная экологически чистая |
Метод продажи |
Розничная продажа, продажа через посредников |
Розничная продажа, продажа через посредников, прямые поставки |
Прямые оптовые поставки крупным покупателям |
Статус предприятия |
Малоизвестно |
Известно |
С высоким имиджем |
Таблица 2 – Критерии конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность учитывает не только продукцию высокого качества и должного технического уровня, но и умелое маневрирование предприятия в сфере реализации.
Инструменты управления конкурентоспособностью
По мере того, как усиливалась конкуренция за мировые ресурсы и рынки сбыта, внимание современных исследователей все больше стало привлекать производное от понятия «конкурентоспособность», понятие «конкурентные преимущества».
В системе управления конкурентоспособностью предприятия объектом управления являются конкурентные преимущества предприятия, которые являются ключевыми факторами, обеспечивающие предприятию более выгодное, в сравнении с конкурентами, положение, а также достижение стратегических целей при оптимальном расходе всех видов ресурсов.
Очевидно, что управление невозможно без особых инструментов, помогающих достичь поставленной задачи.
Рис. 4 – Инструменты управления конкурентоспособностью
Конкурентоспособность предприятия в современном мире – залог его успеха, прибыльности и процветания. Усиливающийся фактор конкуренции предполагает постоянную борьбу субъектов экономики за улучшение своих экономических позиций. В связи с этим перед производителями товаров возникают задачи планирования и управления уровнем конкурентоспособности предприятия. Сущность управления конкурентоспособностью организации реализуется через управление отдельными конкурентными преимуществами и факторами конкурентоспособности организации, управление на основе использования стратегических, тактических, оперативных планов деятельности, управление на основе экономико-математического моделирования.
Для повышения
эффективности управления предприятием
предлагается под управлением
Повышение конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики, оптимизация их функционирования и выживание в рыночной среде - проблема современной экономики. Конкуренция представляется, с одной стороны, эффективным механизмом естественного регулирования рыночной экономики и отбора, наиболее устойчивых с финансовой точки зрения предприятий, способных функционировать в условиях рынка, а с другой, - это легализованная форма экономической борьбы самостоятельных хозяйствующих субъектов, выпускающих однородную продукцию, за ее рынки сбыта с целью получения более высоких доходов.