Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 08:43, курсовая работа
Целью работы является оценка конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» и определение положения предприятия на исследуемом рынке. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
исследовать теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности;
провести обзор рынка литых колес как комплексной базы
рассчитать конкурентоспособность предприятия и определить его положение на рынке
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 5
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия 5
1.2 Факторы, критерии конкурентоспособности и инструменты управления 8
1.3 Научно-методологический подход к оценке и анализу конкурентоспособности предприятия 12
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 16
2.1 Оценка рынка литых дисков и уровень спроса 16
2.2 Конкуренты ООО ЛМЗ СКАД на Российском рынке 23
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО ЛМЗ «СКАД» 28
3.1 Себестоимость и оборудование как основные конкурентные преимущества 28
3.2 Анализ конкурентоспособности ООО ЛМЗ «СКАД» 32
3.3 Положение ООО ЛМЗ «СКАД» на рынке 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
Наряду с
теоретическими исследованиями сущности
конкуренции и
В то же время,
потребность в оценке конкурентоспособности
того или иного предприятия
Факторы базирования (внутренние) и факторы конкурентной среды(внешние) оказывают постоянное влияние друг на друга, вытекая один из другого, и образуют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование.
Операционная эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. [8] Она включает оценку эффективности выполнения тех или иных видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства.
Напротив, стратегическое позиционирование предприятия означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов.
Каждый из рассмотренных источников конкурентоспособности в отдельности есть необходимое, но не достаточное условие обеспечения конкурентоспособности предприятия. Устойчивая конкурентоспособность хозяйствующего субъекта может быть достигнута тогда и только тогда, когда она базируется на обоих источниках конкурентоспособности, которые, сочетаясь и взаимодействуя, создают мощные конкурентные преимущества предприятия в ходе конкурентной борьбы.
Эффективность использования экономических ресурсов предприятием может быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Алгоритм оценки конкурентоспособности приведен в Приложении (Рис. 5).
Поясним, что
под выборкой понимается совокупность
конкурентов, являющаяся необходимой
и достаточной для
Рис. 6 – Значение показателя конкурентоспособности в зависимости от выборки
Под затратами понимаются все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, включающие в себя как непосредственно себестоимость, так и внереализационные расходы предприятия, а также всю совокупность обязательных платежей в бюджеты всех уровней, не входящую в указанные категории затрат. Это объясняется тем, что затраты предприятия, не относящиеся на себестоимость продукции, в ряде случаев оказывают существенное влияние на размер прибыли, которая, как уже отмечалось ранее, и является основным показателем операционной эффективности.
Отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки. Однако объемы выручки по природе своей совершают большие колебания, чем показатели операционной эффективности, из чего следует большая вариабельность показателей стратегического позиционирования. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень.
Предлагаемая
методика оценки конкурентоспособности
предприятий является простым и
универсальным инструментом оценки
эффективности хозяйственной
На современном рынке автомобилестроения встречаются штампованные диски, диски литые из лёгких сплавов и кованные колесные диски.
Большинство конвейерных автомобилей выходит со штампованными дисками. Однако можно заметить определённую динамику в сторону литых дисков. Штампованные колёса ставятся на автомобили, которые находятся в низкой ценовой категории. Такие диски делаются из обычного стального проката методом штамповки, а затем покрываются лаком или грунтовой краской. Их очень легко производить и поэтому стоимость их примерно раза в 2 меньше стоимости литых дисков.
Литые диски тоже довольно широко распространены среди водителей. Их любят за очень красивый внешний вид. Цена таких дисков достаточно велика, но устанавливают их как на автомобили дорогого класса, так и на бюджетные варианты автомобилей. Кроме внешнего вида к характеристикам этих дисков можно приписать скромный вес, большую прочность и стойкость к коррозии. Пожалуй, единственным недостатком является лишь высокая стоимость - они в несколько раз больше стоят, чем штампованные диски.
Кованные диски не так сильно распространены, как предыдущие типы дисков. Правда это легко объясняется тем, что цена на такие диски очень высока и ставят на них чаще люксовые автомобили, нежели обычные. Отличие кованых дисков от легкосплавных литых заключается в том, что они имеют ещё меньший вес и огромную прочность. Они, как и литые, не ломаются при сильном ударе, а также улучшают аэродинамику автомобиля при движении на больших скоростях.
Общая сегментация колесных дисков по типу представлена на Рис. 7 Популярность литых колесных дисков растет, прежде всего, за счет снижения внимания к штампованным дискам и, безусловно, росту популярности реплики. [по данным сайта www.topof.ru]
Рис. 7 - Сегментация колесных дисков по типу
В мире автомобильных запчастей ежедневно происходят изменения, на международном рынке появляются новинки, которые выталкивают своим качеством и усовершенствованностью более старые товары. Можно сказать, что международный рынок литых дисков является одним из самых динамичных, и чаще всего там появляются совершенно новые, совершенно не похожие на предыдущие модели диски. Меняются не только фирмы- лидеры, но модели и виды. [11]
Вследствие такого стремительного развития рынка увеличивается и конкуренция. Многие зарубежные компании, имея достаточно развитую инфраструктуру, производят не только диски, но и автомобильные шины.
Среди производителей такого класса выделяются несколько крупных компаний ( Таблица 3).
Компания |
Объем продаж, миллионы долларов |
Bridgestone Corp., Токио, Япония |
24,425 |
Group Michelin, Клермон-Ферран, Франция |
22,515 |
Continental A.G., Ганновер, Германия |
8,100 |
Pirelli & C. S.p.A. 5, Милан, Италия |
6,320 |
Таблица 3 – Рейтинг крупнейших мировых производителей по объемам продаж [12]
Удержаться на первом месте Bridgestone, в частности, удалось за счет того, что японской компании принадлежит 44% акций турецкой BRISA, Bridgestone также владеет 19% акций финской компании Nokian Tyres.
В прошлом году также произошло несколько поглощений и слияний, которые, повлияют на рейтинг будущего года. Одним из самых значимых событий стало подписание Pirelli соглашения с российскими партнерами, по условиям которого итальянская компания получит в свои руки производственные ресурсы, способные обеспечить ежегодные продажи на уровне 715 миллионов долларов к 2014 году.
Глобальный рынок дисков и шин, просевший из-за рецессии в 2008-2009 годах, полностью восстановился до докризисного уровня в 2010-м, и даже увеличился в стоимости почти на 20% до 152 миллиардов долларов. [12]
Структура российского рынка колесных дисков характеризуется высоким уровнем конкуренции. (Рис. 8)
Рис.8 – Структура отечественного рынка колесных дисков по странам-производителям
Наибольшая доля рынка дисков приходится на отечественных производителей. Сегодня диски, произведенные у нас, отличаются неплохим дизайном, который в большинстве случаев срисован у зарубежных конкурентов. Диски отличаются прочностью, хорошим покрытием и своей низкой ценой, что и позволяет удерживать рынок. У дисков китайского производства за последние несколько лет качество производства значительно выросло.
Многие европейские
производители автомобилей
Количество автомобилей растет с каждым годом и рынок колесных дисков России увеличивается на 7% примерно каждый год. Согласно прогнозам, которые дают эксперты это не предел роста данной цифры. [13]
Анализ состояния
Красноярского рынка литых
На Красноярском рынке дисков представлено несколько крупных отечественных производителей: К&К (г. Красноярск), СКАД (г. Красноярск), КРАМЗ (г. Красноярск), TechLine (г. Азов). Однако стоит отметить, что завод КРАМЗ производит исключительно кованые диски, и не будет рассматриваться в качестве основного конкурента «ООО ЛМЗ СКАД».
На территории России располагаются еще два крупных производителя ВИКОМ и КУЛЗ (г. Каменск-Уральский). Однако продукция этих заводов в основном поступает на рынок центрального федерального округа и не составляет конкуренцию рассматриваемому предприятию.
В итоге текущую рыночную ситуацию можно описать следующим образом: растет рыночная доля тех компаний, в продуктовом пакете которых велика доля бюджетных дисков, и сокращается доля игроков, сосредоточенных на импортных поставках в Россию продукции, относящейся к верхней границе премиального диапазона.[14]
Всего в стране ежегодно продается более 9,5 млн дисков, из них 35% – литые. [15] В Красноярском крае темп роста производства литых дисков в 2010 году составил 6,5 %.[16].
За год количество автомобилей на российских дорогах увеличилось на 4,4%, т.е. примерно на 1,4 млн штук. Суммарная доля машин отечественных марок неуклонно снижается. Тем не менее, на них приходится чуть менее 60% парка страны. Количество автомобилей в России на 2010 год составил 33800000 штук, а парк автомобилей города Красноярска составляет 668500 штук. [17].
Дадим количественную оценку потенциала рынка и фактического уровня первичного спроса. Так как литые диски являются товарами длительного пользования, для расчета спроса мы будем использовать следующую формулу:
Q=Q1+Q2
где Q1 - первичный спрос, число новых потребляющих единиц;
Q2 - спрос на замену;
В свою очередь данные показатели рассчитываются следующим образом:
Q1 = R∙Δr + N∙n
где R – количество реальных покупателей;
Δr – дополнительное количество товаров длительного пользования, приобретенные реальными покупателями;
N – количество новых покупателей;
n – количество товаров длительного пользования, приобретаемые новыми покупателями;
Q2 = S·T
где S – объем имеющегося парка товаров длительного пользования;
T – темп замены товара;
T = 1/t
t – срок службы товара длительного пользования;
Благодаря данным показателям (см. выше) мы можем рассчитать долю автомобилей Красноярска в общем количестве автомобилей России, оно составляет 0,0198 или 1,98%. С помощью данного коэффициента мы можем рассчитать первичный спрос Красноярска, предположив, что доля литых дисков аналогична доли автомобилей Красноярска в общем количестве автомобилей России.