Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) для России - это не технический этап внешнеторгового сотрудничества, а этап национального выбора стратегии развития для страны и общества.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Структура, критерии и показатели ВТО 5
1.2. Экономические реформы, осуществляемые ВТО 9
1.3.Состояние основных проблем современной мировой экономики ( к России и ВТО) 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО 17
2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2007-2011г………. ..17
2.2. Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО………… 24
2.3. PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО 27
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМ ВТО ДЛЯ РОССИИ 39
3.1. Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ…………. 39
3.2. Оценка воздействий ВТО на РФ 43
3.3. Перспективы России как полноправного члена ВТО 46
Выводы и предложения 51
Список использованной литературы 53
Приложения 1 57
Приложения 2 58
Приложения 3 59
Приложения 4 60
Приложения 5 61
Приложения 6 62

Файлы: 1 файл

(1)Оценка последствий.docx

— 2.70 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 5

1.1. Структура, критерии и показатели ВТО 5

1.2. Экономические реформы, осуществляемые ВТО 9

1.3.Состояние основных проблем современной мировой экономики ( к России и ВТО) 12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО 17

2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2007-2011г………. ..17

2.2. Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО………… 24

2.3. PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО 27

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМ ВТО ДЛЯ РОССИИ 39

3.1. Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ…………. 39

3.2. Оценка воздействий ВТО на РФ 43

3.3. Перспективы России как полноправного члена ВТО 46

Выводы и предложения 51

Список использованной литературы 53

Приложения 1 57

Приложения 2 58

Приложения 3 59

Приложения 4 60

Приложения 5 61

Приложения 6 62

ВЕДЕНИЕ

 

Россия, заявив о своем  стремлении к интеграции в мировое  экономическое сообщество, последовательно  проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.

Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) для России - это не технический этап внешнеторгового сотрудничества, а этап национального выбора стратегии развития для страны и общества.

Уже сегодня Российская экономика  открыта для международной торговли. За счет импорта формируется более 50 % розничной торговли. Уровень тарифной защиты промышленности за последние десять лет сократился почти в 2 раза.

Присоединение России к ВТО, в целом, отвечает долгосрочным интересам  экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую  экономическую систему и более  эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.

Именно поэтому оценка последствий реформ, осуществляемых ВТО особенно актуальна и имеет огромное значение. Предметом данной работы являются экономические преобразования в экономики России, связанные со вступлением ВТО, объектом исследования – ВТО и экономика Россия в условиях ВТО.

Цель курсовой работы –  оценить проблемы и последствия  реформ, осуществляемых ВТО для экономики России. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • Определить основные проблемы мировой экономики;
    • Изучить структуру, принципы, роль и значение ВТО в мировой экономике;
    • Дать анализ динамики внешнеторгового оборота России;
    • Выявить основные ограничения, возникающие после присоединения к ВТО;
    • Сделать PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО;
    • Обозначить направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ;
    • Оценить воздействие ВТО на экономику РФ;
    • Проанализировать перспективы развития экономики России в условиях ВТО.

Основой для исследования послужили учебно-методичекие пособия, периодические издания, научные  статьи и монографии по заданной теме, а также нормативно-правовые акты, статистические данные и ресурсы  сети Internet.

Структура работы представлена в виде введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена структуре, критериям и показателям ВТО, ее  роли в мировой экономике. Во второй проведен анализ динамики внешнеторгового оборота России, ограничений возникающих после присоединения к ВТО и PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО. В третье дана оценка последствий реформ ВТО для России и обозначены основные перспективы развития нашей страны в составе ВТО как полноправного члена этой организации. В заключении курсовой работы представлены выводы и предложения по проведенному исследованию.

 

 

ГЛАВА 1 ВТО И  ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

      1. Структура, критерии и показатели ВТО

 

Всемирная Торговая Организация (ВТО) – международная межгосударственная организация, в рамках которой разрабатываются, обсуждаются и решаются все основные вопросы, связанные с регулированием международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности.

ВТО является преемницей Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшего в роли международной  организации по вопросам международной торговли с 1948 г. ВТО ведет свою деятельность с начала 1995 года.

К функциям ВТО относятся:  разработка новых и совершенствование действующих правовых норм; контроль за соблюдением ее правовых норм странами-членами организации, рассмотрение и решение споров между ними, проведение обзоров торговой политики государств-членов ВТО и организация многосторонних торговых переговоров.

Комплекс  документов, лежащий в основе деятельности ВТО, определяет правовые условия, на основе которых осуществляется и будет  осуществляться мировая торговля в  ближайшие годы. Правительства стран-участниц ВТО, взяв на себя определенные обязательства, создают для своих экспортеров и импортеров, предпринимателей и потребителей более открытые универсальные «правила движения» на мировых рынках товаров и услуг.

Членами ВТО ныне являются 154 государства, на долю которых приходится 94-95% всего объема международной торговли. Наша страна официально вступила в ВТО 16.12.2011, к членству в которой она стремилась 18 лет. Полноправным членом ВТО Россия станет с сентября 2012 года.[36]

Структура организации представлена схематически в Приложении 1.

Высшим органом во всей организационной структуре ВТО  является Конференция министров, на которой представлены все члены  ВТО. Конференция выполняет функции  ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения  по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

Повседневная работа ВТО  выполняется рядом вспомогательных  органов, главным образом Генеральным  советом, в который также входят представители всех членов ВТО. Генеральный  совет учрежден Соглашением о  создании ВТО. Генеральный совет  может заключить Соглашение о  сотрудничестве с другими международными организациями. Генеральный совет  подотчетен Конференции министров  и обязан представлять ей отчеты о  своей деятельности.

Соглашение о создании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением  и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных  контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции. Советы могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.

Конференция министров создала  еще три органа:

- Комитет по торговле  и развитию, который занимается  вопросами, касающимися развивающихся  стран. 

- Комитет по платежным  балансам, который отвечает за  проведение консультаций между  членами ВТО и странами, которые  применяют ограничительные меры  в торговле, в соответствии с  положениями статей XII и XVIII ГАТТ  в случае сложностей с платежным  балансом.

- Комитет по бюджетным,  финансовым и административным  вопросам, который отвечает за  финансирование и бюджет ВТО. 

Бюджет ВТО составляет примерно 130 миллионов швейцарских  франков. Взносы членов рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле. Часть бюджета ВТО идет на содержание Центра международной торговли [21].

Многосторонние торговые соглашения ВТО базируются на следующих  основополагающих принципах:

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ): страны-участницы обязаны предоставлять для товаров и услуг других стран-участниц режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется для товаров из какой-либо страны-участницы.

Национальный режим: режим в отношении иностранных товаров и услуг на отечественном рынке должен быть не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении отечественных товаров (в частности, в области налогообложения).

Справедливая конкуренция: разрешение применять санкции против субсидируемого или демпингового импорта в случае нанесения ущерба для отечественных производителей; поэтапный отказ от мер, оказывающих «искажающее» воздействие на торговлю.

Либерализация торговли: регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от количественных ограничений; последовательное сокращение уровня таможенных пошлин с целью развития международной торговли благодаря специализации на производстве конкурентоспособности продукции.

Предсказуемость и транспарентность (прозрачность) торгового режима: мониторинг торговой политики и обязательность нотификации (уведомления) о вводимых торговых мерах.

Специальный и дифференцированный режим для развивающихся стран: более мягкие обязательства по сравнению с развитыми странами и более продолжительный период их реализации (в частности, по таможенной защите, внутренней поддержке сельского хозяйства и субсидированию экспорта).

Руководствуясь вышеупомянутыми  принципами, ВТО выполняет следующие  основные функции: 

  • Обеспечивает разработку и реализацию системы многосторонних торговых соглашений и соглашений с ограниченным кругом участников;
  • Устанавливает правила и процедуры и действует в качестве форума для разрешения международных споров;
  • Осуществляет мониторинг национальной торговой политики стран-участниц;
  • Сотрудничает с международными организациями, участвующими в формировании глобальной экономической политики.

Деятельность как ВТО  в целом, так и ее отдельных  стран-членов характеризуется такими внешнеэкономическими показателями, как  внешнеторговый оборот, объем экспорта, импорта и др.

Так по данным Всемирной торговой организации, по итогам 2010 года объем мирового экспорта товаров вырос на 22%. Несмотря на сезонный спад в декабре, мировая торговля смогла превысить уровень декабря кризисного 2008 года. Прирост объемов мировой торговли составил в минувшем году 22%. Сейчас размеры мирового товарооборота превышают те, что были зафиксированы на начальной стадии глобального экономического кризиса – в декабре 2008 года [26].

 Доклад ВТО основывается на статистических данных, в соответствии с которыми международный товарооборот в декабре прошлого года вырос по сравнению с декабрем 2009 года на 17%.[28]

 

      1. Экономические реформы, осуществляемые ВТО

 

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации  на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) и эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

С 1947 г. обсуждение глобальных проблем и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и в 2001 г. начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной экономической организации является либерализация мировой торговли[8].

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО;

- доступ к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов,  если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение  дискриминации;

- реализация текущих и  стратегических торгово-экономических  интересов России путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким  образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой  своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и  правилами которого регулируется подавляющая  часть всей мировой торговли товарами и услугами.

Основными направлениями  деятельности ВТО являются:

  • контроль за принятием и применением многосторонних торговых соглашений, составляющих правовую основу ВТО;
  • выполнение роли форума для проведения многосторонних торговых переговоров;
  • урегулирование торговых споров между странами-членами;
  • наблюдение за торговой политикой стран-членов;
  • сбор, изучение и предоставление информации по вопросам развития и использования механизмов международной торговли и торговой политики.

ВТО охватывает соглашениями практически всю сферу международной  торговой политики и значительную часть  международной коммерческой практики, а именно:

1. таможенно-тарифное регулирование; 

2. антидемпинговое регулирование  и применение компенсационных  пошлин;

3. использование субсидий  и компенсационных мер; 

4. нетарифные ограничения; 

5. количественное регулирование  и лицензирование экспорта и  импорта, запреты экспорта и  импорта; 

6. деятельность государственных  торговых предприятий; 

7. таможенные союзы и  зоны свободной торговли;

Информация о работе Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО