Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:06, курсовая работа
Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) для России - это не технический этап внешнеторгового сотрудничества, а этап национального выбора стратегии развития для страны и общества.
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Структура, критерии и показатели ВТО 5
1.2. Экономические реформы, осуществляемые ВТО 9
1.3.Состояние основных проблем современной мировой экономики ( к России и ВТО) 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО 17
2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2007-2011г………. ..17
2.2. Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО………… 24
2.3. PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО 27
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМ ВТО ДЛЯ РОССИИ 39
3.1. Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ…………. 39
3.2. Оценка воздействий ВТО на РФ 43
3.3. Перспективы России как полноправного члена ВТО 46
Выводы и предложения 51
Список использованной литературы 53
Приложения 1 57
Приложения 2 58
Приложения 3 59
Приложения 4 60
Приложения 5 61
Приложения 6 62
Необходимо разработать специальные меры. Если ВТО требует отменить регулирование процентных ставок за счет бюджета, можно компенсировать эту отмену путем расширения соответствующей активности российского банка развития. Если запрещают использовать государственные кредиты в поддержку экспорта, можно то же самое делать через российский экспортно-импортный банк. То есть, нужны способы поддержки в формах, адекватных ограничениям ВТО.
PEST / STEP - акроним для Политических,
Экономических, Социальных и
Политический аспект – это, прежде всего, вопрос о регулировании коммерческой деятельности со стороны государства.
Анализ экономического аспекта позволяет понять, как формируются и распределяются основные экономические ресурсы на уровне государства.
Социальный аспект в большей степени связан с формированием потребительских предпочтений населения, этим определяется возможный спрос на товары и услуги в стратегической перспективе.
Значение технологического аспекта также весьма важно, так как перед любой страной или организацией стоит угроза потери своего товара или продукта из-за вытеснения его технологически более совершенным.
PEST / STEP-анализ вполне можно
рассматривать как вариант
Для простоты и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы. Рассмотрим PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО, и основные факторы определяющие их.
Факторы |
Воздействие | |
Положительное |
Отрицательное | |
Политические:
1. Налоговая политика |
Повышение эффективности и прозрачности работы налоговых органов, снижение налоговых пошлин и ставок. Некоторое сокращение применения антидемпинговых пошлин в отношении российских экспортеров в отраслях, на которые распространяется антидемпинг. Система свободной торговли создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что способствует притоку инвестиций в страну. |
Изменение налогового законодательства согласно условиям ВТО, уменьшение налоговых поступлений в бюджет, изменение налоговой политики в отношении стран-партнеров, не являющихся членами ВТО. |
|
Занятость и объем производства в большинстве экспортирующих отраслей и отраслях получающих ПИИ увеличится. Увеличится уровень заработной платы как квалифицированных, так и неквалифицированных работников |
Занятость и объем производства в некоторых отраслях сократится. Увеличение импорта в результате снижения тарифных барьеров может привести к широкомасштабной безработице. Владельцы капитала будут испытывать негативное воздействие в зависимости от перспективы приобретения многонациональными компаниями. |
|
Снижение уровня коррупции и неравноправия держателей акций. Увеличение прозрачности деятельности компаний, особенно в сфере услуг. Улучшение конкурентоспособности российских компаний. Полная либерализация доступа иностранных поставщиков. Приведение правил ведения российского бизнеса в соответствии с международными стандартами (МСФО). Бизнес основан на принципах корпоративного управления и транспарентности (прозрачности). Свободный доступ к обширному арсеналу инструментов технического регулирования добросовестной конкуренции, прежде всего, рыночного характера. более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами- членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики. |
Улучшения условий иностранного участия в капитале и органах управления компаний. Уязвимость таких сфер деятельности, как банковского сектора и страхового рынка, телекоммуникационных и консалтинговых услуг, международных автоперевозок, гостиничного сервиса и др. Огромная конкуренция со стороны иностранных компаний. |
|
Снижение таможенных пошлин и тарифов более, чем на треть, а следовательно и стоимости большинства импортных товаров. Установление длительного переходного периода для менее конкурентоспособных товаров (мяса домашней птицы, автомобилей, вертолетов и самолетов, говядины, свинины, мяса птицы). Стимулирование производителей указанных товаров к модернизации производства и повышению конкурентоспособности. Снижение тарифов на услуги страховых компаний, мобильную и интернет-связь. |
Полное отсутствие ввозных пошлин на высокотехнологичную продукцию (например, мобильные телефоны), Приравнение некоторых тарифов (например, на электроэнергию) к общемировым. Снижение средней ставки импортных пошлин на промышленные товары и сельхозпродукцию. Снижение пошлин приведет к снижению цен на иностранные товары, повысив их конкурентоспособность по сравнению с отечественной продукцией. Снижение пошлин на новые легковые автомобили (с 30 до 25%). Создание угрозы для отечественного сельского хозяйства, автомобилестроения, легкой промышленности. |
|
Отмена всех торговых ограничений, противоречащих условиям ВТО. Контроль за выполнением торговых соглашений в рамках организации. Взаимность всех уступок в ослаблении двусторонних торговых ограничений. Использование некоторых защитных мер в течение переходного периода. |
Неравноправное применение условий ВТО к вновь прибывшим членам организации. Возможность сохранения количественных ограничений торговли некоторыми товарами отдельных членов организации. Искажение условий ВТО по отношению к отдельным участникам. |
Экономические
|
Членство в ВТО поможет России улучшить бизнес-климат в стране, будет способствовать увеличению прямых инвестиций и экономическому росту, скажется положительно на темпах его роста. Повышение доверия инвесторов в среднесрочной перспективе. Вступление в ВТО позволит РФ увеличить экономический рост на 1% в год. |
Вступление никак не повлияет на экономический
рост в краткосрочной перспективе.
Необходимость перенастройки |
|
Теоретически вступление выглядит как аргумент в пользу укрепления рубля. Либерализация валютного законодательства. установление влияния политики валютного курса «рубля» на конкурентоспособность отечественной экономики; дальнейшее проведение процентной политики по операциям ЦБ РФ по мере снижения зависимости денежного предложения от состояния валютного рынка. |
Для страны экспортера сырья выгоды от вступления в ВТО, с точки зрения торгового баланса, очень иллюзорны. С точки зрения ускорения темпов роста импорта, риски, которые страна несет при этом, очень значительны. Поэтому, если мы смотрим на перспективы торгового баланса в свете вступления в ВТО, они, как минимум, не улучшаются, может быть, даже ухудшаются. Необходимость адаптации механизма валютного регулирования национального финансового рынка к требованиям международных стандартов валютной системы. |
|
Снижение цен на импортную продукцию и на отечественную, в производстве которой используются импортные составляющие. |
Увеличение инфляции цен на импортные товары. Инфляция будет накладываться на снижение стоимости пошлин в перерасчете на внутреннюю валюту, что в итоге не принесет видимого эффекта. |
|
Практически все домохозяйства получат выгоду от вступления России в ВТО, что эти выгоды существенны и в очень незначительной степени прогрессивны. |
Сокращение занятости промышленности, машиностроении и металлургии и в секторе производства строительных материалов. Работники этих отраслей потерпят убытки от безработицы в переходный период и, скорее всего, понесут расходы, связанные с переобучением или перемещением. Беднейшие граждане будут не в состоянии справиться с издержками переходного периода. Поэтому, несмотря на вероятное существенное улучшение уровня жизни почти всех россиян после адаптации к членству страны в ВТО, помощь со стороны правительства очень важна в переходный период, особенно для самых малообеспеченных слоев населения. |
|
Доступность внешних кредитов. Возможность получения более выгодных условий банковского кредитования и сбережения, но в долгосрочной перспективе. Возможность увеличить сбережения за счет дешевого импорта. |
Еще более низкий уровень сбережений населения. Увеличение задолженности перед иностранными кредиторами. Уменьшение средств резервного фонда за счет поддержки российских пердприятий. |
Социальные
|
Улучшение, за счет доступности и разнообразия импортной продукции, незначительного снижения цен цен на иностранные лекарственные препараты. |
Ухудшение за счет уменьшения сбережений, уровня доходов и использования некачественной или зараженной (ГМО, антибиотики) импортной продукции. |
|
Останутся на прежнем уровне или незначительно увеличатся. |
Снизятся из-за снижения доходов населения и увеличения безработицы и снижения уровня конкурентоспособности отечественных предприятий, и увеличения цен на ЖКХ. |
|
Занятость и объем производства в некоторых отраслях увеличатся, а в некоторых сократятся, но в целом уровень безработицы не изменится, поэтому и состав населения (возрастной, по уровню доходов и т.д.) существенно не изменится. |
Возможный рост неравенства в распределении
доходов. Данный процесс чаще всего
связывают с расширением |
|
Сохранение в полном объеме социальных и трудовых прав работающих граждан. |
Регулирование социальных и трудовых
прав граждан находится вне |
|
Система управления рисками, и внедрение современных информационных технологий, и использование упрощенного таможенного оформления, и многое другое. Готовность к международному сотрудничеству в рамках организации. |
Незначительные ресурсы, имеющиеся у национальных таможенных администраций. Неготовность к международному сотрудничеству некоторых стран-членов ВТО. Проблема создания механизма обмена унифицированной информацией в электронном формате между всеми участниками, вовлеченными во внешнеэкономические отношения, включая таможенные органы. |
Технологические
|
Широкий доступ к передовым технологиям, телекоммуникациям. Увеличение эффективности расходов на НИОКОР Увеличение иностранных инвестиций в НИОКР, улучшение качества проведения научно-исследовательской деятельности. Эффективная загрузка оборудования, применение передовых методов обработки, обоснованная политика развития и техперевооружения предприятия несут в себе колоссальные возможности. |
Три основные положения TRIPS, которые приведут к крайне негативным последствиям для создания и использования научных достижений в России: 1. Так называемый «общий режим патентования». Он распространяет патентование на все виды изобретений (в том числе и на «ноу-хау») в любом секторе промышленности и в любой области технологии (п.1 статьи 27 TRIPS).
Будет заблокирована перспектива развития высокотехнологичных отраслей на собственной научной основе – за использование чужих технологий и новшеств придется дорого платить. Из-за отсутствия необходимых ресурсов невозможно будет обеспечить защиту внутренних научных разработок (даже закрытых) от промышленного шпионажа, который в условиях открытости экономики получит дополнительные возможности. |
|
Совершенствование оптимизации и
повышение эффективности |
Увеличение внутренних цен на энергоресурсы увеличит убытки и не позволит автоматизировать производство |
|
Для существующих отраслей и появления новых (повышение энерго- и ресурсо- эффективности, конкурентоспособности. |
Не приведут к существенных изменениям, но могут разорить и обанкротить предприятия, не имеющие возможность модернизировать и улучшить свое производство. |
|
Ускорятся за счет доступа к высокотехнологичным достижениям зарубежных партнеров. |
Не изменятся и резко упадут в неподготовленных и неадаптированных к условиям ВТО инновационных предприятиях |
|
Ликвидация импортных пошлин, НДС и таможенных сборов при ввозе в страну воздушных судов (кроме военных), компонентов и узлов, авиадвигателей и их частей, авиационных тренажеров. Гармонизация правил сертификации и стандартов производства. Соглашения ВТО и механизмы урегулирования спорных проблем дают возможность приобретения знаний и опыта управления процессами международного трансферта и коммерциализации технологий, защиты прав интеллектуальной собственности, используемых в мировой практике. Это снизит неизбежные потери, которые Россия уже несет в этой сфере. Технологическая безопасность в современных условиях обеспечивается не только оборонными, но и чисто гражданскими производствами, особенно в сфере ИТ.
|
Не принесет существенных результатов
и еще больше усугубит положение
неконкурентоспособных отраслей |
Выводы:
PEST-анализ - это полезный инструмент исследования, соответственно, политической, экономической, социальной и технологической среды, с помощью которого можно правильно организовать информацию о ситуации в стране, необходимую для исследования последствий, возникающих после присоединения России к ВТО, а также в выявлении потенциальных рисков и формирующихся возможностей для хозяйственной деятельности в нашей стране. (это не нужно)
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что членство России в ВТО, усиление открытости экономики, национальных рынков окажет, несомненно, сильное влияние (как положительное, так и отрицательное) не только на экономику, но и на социальную, политическую и технологическую сферы. Минимизация отрицательных эффектов от вступления в ВТО является важнейшей задачей государства для отстаивания национальных интересов России.
Членство в ВТО предполагает получение преимуществ и принятие на себя обязательств: с одной стороны, создаются равные условия для российского бизнеса на рынках иностранных государств, появляются инструменты устранения дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг. А с другой стороны, Россия гарантирует соблюдение правил и норм ВТО, предусматривающих открытие отечественного рынка для зарубежных компаний и существенное ограничение возможностей государственной поддержки отечественных товаропроизводителей.
Последствия присоединения
России к ВТО коснутся не только
внешнеэкономической и торговой
сфер, они отразятся на дальнейшем
развитии всей экономики в целом.
Одни отрасли, способные успешно
развиваться без
На рынках продукции высокой степени переработки российская продукция существенно менее конкурентоспособна. В том числе на наиболее перспективном рынке наукоемких изделий и технологий доля российских предприятий – менее 1 процента. Без освоения новых перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики.
Вступление в ВТО предполагает изменение законодательства нашей страны, которое уже приведено в соответствие с нормами ВТО.
Среди основных условий присоединения России к ВТО наибольшее значение имеют обязательные соглашения по системным вопросам, требования по отмене экспортных ограничений, а также дополнительные соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, информационным технологиям. Важным предметом являются экспортные пошлины.
Итак, присоединение России к ВТО затрагивает практически все наиболее актуальные вопросы экономической политики государства: стимулирования экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, защиты внутреннего рынка, поддержки экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.
У нас материал хороший, но в 3й главе нам нужно его оформить. Если мы что сравниваем с другими годами и вообще говорим о цифрах, то все цифры нужно занести в таблицу и года. чтобы смотря на неё всё было видно не читая. Чтоб на защите преподавателю было проще задавать конкретные вопросы такие как. В россии в 2006 году сколько процентов по импорту/экспорту. А в 2009. А в США. Чтобы видно было оценку. Что как изменилось
Присоединение России к ВТО оформлено 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (далее – Протокол).
Протокол, после его ратификации, становится международным договором для Российской Федерации.
После присоединения России, ВТО будет регулировать около 97-98 процентов мировой торговли. [28]
Из Протокола о присоединении
следует, что присоединяющееся государство
становится членом ВТО и принимает
на себя обязательства по Соглашению
о ВТО, включая все изменения
и дополнения к нему, которые были
приняты членами ВТО и вступили
в силу на дату вступления в силу
Протокола. Протокол также обязывает
нового члена ВТО соблюдать
К Протоколу прилагаются
Перечень уступок и обязательств
России по товарам и Перечень
ее специфических обязательств по услугам.
Доклад Рабочей группы (Доклад РГ) не
является приложением к Протоколу,
но в Протоколе указываются
Основные параметры
Вступление в ВТО не предполагает полной отмены защитных мер государства по отношению к отечественным компаниям (таможенные пошлины, квотирование, особые режимы налогообложения иностранных юридических лиц), предполагается лишь небольшое их ослабление. Но и оно способно повлиять на экономическую ситуацию. Поэтому российские предприятия, чтобы правила ВТО не застали их врасплох, должны проанализировать свою деятельность, принимая во внимание следующие риски:
Правовые. Возможность изменения законодательства (это может на время заблокировать деятельность компании), введение новых правил.
Операционные. Неквалифицированный персонал, несовершенные технологии – помехи для фирмы, ослабляющие ее конкурентоспособность в новых условиях.
Финансовые. Это риски, связанные с финансированием деятельности (высокая стоимость привлечения средств, отсутствие кредиторов для крупных проектов, недостаток собственных средств для инвестирования), низкая рентабельность бизнеса вследствие его неэффективности, высокого налогообложения и др.
Вступление в ВТО должно привести к большей открытости экономики, что будет способствовать уменьшению влияния части этих рисков. Однако при вступлении в ВТО российские предприятия могут столкнуться с новыми рисками. Они могут быть связаны с качеством управления компанией, качеством продукции, контрагентами, конкурентами, регионом деятельности.
Те, кто сможет управлять этими рисками, будет на равных конкурировать с зарубежными фирмами.
Членство России в ВТО дает возможности вести экономическую деятельность в принципиально новой организационно-правовой среде на равных условиях с участниками мирового рынка, обеспечивающими 97% оборота мировой торговли. Поэтому нужно учитывать следующие моменты:
1. Конкретизировать условия задачи, определять систему координат:
≪Где я?≫ и ≪Что я представляю?≫ (товары, услуги) по отношению к товарам (услугам) мирового сообщества. Проводить анализ внешнего рынка, изучать конъюнктуру основных рынков товаров и услуг.
2. Определять свои слабые места. Для российских компаний, как правило, это:
Низкая конкурентоспособность товара (неконкурентоспособность по качеству, цене, дизайну и упаковке, устаревшее оборудование и технологии). Большинство аналитиков единодушно утверждают, что продукция и услуги отечественных предприятий окажутся неконкурентоспособными из-за несоответствия международным требованиям, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен, так как одно из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг – наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO. Например, европейские предприятия делят своих поставщиков на три группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15%): абсолютно надежные (есть сертификат СМК), относительно надежные (СМК в процессе внедрения) и ненадежные (СМК отсутствует).
Использование непрозрачных методов ведения хозяйственной
деятельности.
Отсутствие подготовленных специалистов. Дефицит компетентного персонала, адаптированного для работы в новых условиях высокой конкуренции, особенно ощутим среди предприятий малого и среднего бизнеса. К примеру, до вступления в ВТО Китай подготовил более 25 тысяч руководителей, проведя их обучение и стажировку за рубежом.
Незнание основ внешнеэкономической деятельности: таможенных тарифов и условий поставки, международного механизма разрешения торговых споров и т. п. Нормы и правила ВТО имеют приоритет над нормами российского законодательства.
3. Наметить способы ликвидации слабых мест.
4. Начатье реализацию намеченных мероприятий. Но при этом не забывать своевременно проводить оценку внешней среды и достигнутых результатов и по мере необходимости вносите разумные корректировки в разработанный план.
В Перечне российских обязательств
зафиксированы также меры «горизонтального»
характера, то есть распространяющихся
на все сектора услуг (ограничения
в отношении собственности
Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения к ВТО включает в себя следующие основные элементы, касающиеся финансовых услуг:
1) запрет на деятельность филиалов иностранных банков («прямых» филиалов) в России;
2) допуск в Россию «прямых» филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости.
Однако нашими обязательствами не предусмотрено каких-либо ограничений на отдельные виды банковских операций. То есть, в случае получения необходимых лицензий, банки с иностранными инвестициями смогут работать на всех сегментах российского банковского рынка без ограничений.
3) сохранение 50% квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний.
Естественно сами предприятия и предприниматели должны использовать в полной мере весь спектр мер, необходимых для минимизации отрицательных последствий от вступления в ВТО.
В случае возникновения проблем для отдельных секторов российской экономики, Россия намерена использовать разрешенный в рамках ВТО гибкий инструментарий мер защиты рынка.
В настоящее время
Сделать таблицу для того чтобы смотришь и видишь «Это все минусы, это все плюсы» это и есть оценка. А так у нас получается материал, хороший, но не обработанный.
Одним из принципов ВТО является торговля без дискриминации, которая предполагает взаимное предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Это принцип закреплен в статье 1 ГАТТ, а также в соглашениях по торговле услугами и интеллектуальной собственностью. Согласно данным соглашениям страна обязуется распространять на третьи страны все тарифные и налоговые льготы и привилегии, предоставляемые одному из своих торговых партнеров.
Информация о работе Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО