Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) для России - это не технический этап внешнеторгового сотрудничества, а этап национального выбора стратегии развития для страны и общества.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Структура, критерии и показатели ВТО 5
1.2. Экономические реформы, осуществляемые ВТО 9
1.3.Состояние основных проблем современной мировой экономики ( к России и ВТО) 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО 17
2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2007-2011г………. ..17
2.2. Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО………… 24
2.3. PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО 27
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМ ВТО ДЛЯ РОССИИ 39
3.1. Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ…………. 39
3.2. Оценка воздействий ВТО на РФ 43
3.3. Перспективы России как полноправного члена ВТО 46
Выводы и предложения 51
Список использованной литературы 53
Приложения 1 57
Приложения 2 58
Приложения 3 59
Приложения 4 60
Приложения 5 61
Приложения 6 62

Файлы: 1 файл

(1)Оценка последствий.docx

— 2.70 Мб (Скачать файл)

 Действие данного принципа  направлено против дискриминации  товаров в международной торговле  на основе страны их происхождения  или страны назначения. С одной  стороны, это позволило бы России  при ее вступлении в ВТО  расширить возможности российских  экспортеров в защите своих  прав в случае применения зарубежными  странами торговых ограничений  против российского экспорта.

 С другой стороны,  в России уже как минимум  две трети всего внешнеторгового  оборота приходится на страны, с которыми Россия поддерживает  режим РНБ на взаимной основе  или такие режимы, как зона  свободной торговли, таможенный  союз, торговые преференции. Кроме  того, ВТО предоставляет преимущества  в торговле в первую очередь  тем странам, которые экспортируют  товары с высокой долей добавленной  стоимости, то есть трудоемкую  и наукоемкую. В России же сегодня  большую часть экспорта составляет  сырье, импортная пошлина на  которое в зарубежных странах  либо нулевая, либо очень небольшая.

 Участие в ВТО не  гарантирует и прекращение антидемпинговых  процедур ни для какой из  стран, включая Россию. Основная  масса случаев демпинга и антидемпинговых  разбирательств происходит именно  между самими членами ВТО, так  как либерализация торговли и  соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок.

В сельском хозяйстве экспорт  может уменьшиться на 5,5-5,7%, а в  пищевой промышленности - на 3,4-3,6%. При  этом прирост импорта составит 2,7-3,3% в сельском хозяйстве и 1,7-2,6% в  пищевой промышленности. Это означает ухудшение сальдо внешней торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами.

 Совокупные потери  аграрно-продовольственного сектора  могут составить порядка 1,3 млрд. долл. При этом для сельскохозяйственных  предприятий сокращение таможенно-тарифной  защиты менее болезненно, чем  снижение поддержки. [18]

 Важную роль в спаде  производства, наряду со снижением  государственной поддержки, сыграет  приток огромного объема дешевого  импорта. Это может «убить»  многих отечественных производителей, т.к. конкурентоспособность многих  видов российской продукции в  порядки ниже западной. Это неминуемо  понесет за собой катастрофические  последствия - безработицу, снижение  уровня жизни населения. Стоит  только подумать, что может стать  с моногородами вследствие прекращения  производства.

На протяжении многих лет  Россия стремилась закрепить за собой  право, став членом ВТО, оказывать поддержку  своим аграриям в размере до 9 млрд. долл в год. (слайд)Так вот, на последнем раунде переговоров Россия вроде бы добилась своего: оппоненты  согласились на наши 9 млрд. долл в  год. Однако это будет длиться  недолго: уже с 2013 г. субсидии должны начать плавное снижение и к 2017 г. достичь уровня в 4,4 миллиарда долл.

 Это неизбежно приведет  к снижению производства. Выпуск  этой отрасли снизится  по оценкам  экспертов на 2,4%. Как следствие,  занятость на сельскохозяйственных  предприятиях может уменьшиться  на 13-14%.

В решении этого вопроса  государство делает ставки на:

1)  рост иностранных  инвестиционных  потоков 

2) способы государственной  поддержки производства методами, не входящими в ограничения. 

          Подводя итоги, можно сказать, что вступление в ВТО является очень важным для России шагом на пути как ее внутреннего развития, так и усиления позиций на мировой арене. Конечно, необходимость вступления  в ВТО очевидна: сегодняшним приоритетом для страны является достижение развитости  экономики, а не потери и ущерб от изоляции.

Но членство в ВТО несет  с собой и определенные риски, малейшие промахи в политике государства  могут подорвать экономическую  систему страны и привести к ужасающим  последствиям. Поэтому важно как  можно лучше подготовиться к  грядущим переменам в экономике  страны, для этого необходимы точный   и поэтапный расчет в проведении политики государства, разработке и реализации реформ, тогда Россия сможет всему миру заявить о себе, как о развитом государстве и равноправном экономическом партнере.

 

3.3. Перспективы России как полноправного члена ВТО

 

Принимая  решение о присоединении к  ВТО, российское руководство отдавало себе отчет о том, что данный шаг  потребует непростых решений, связанных  с приведением национального  внешнеторгового механизма РФ в  соответствие с нормами и инструментами, применяемыми ГАТТ/ВТО. Принятие указанных  мер может негативно отразиться на положении ряда отечественных  производителей, хотя степень подобного  воздействия могла бы быть в значительной мере ослаблена в случае достижения договоренности с ВТО  о предоставлении России достаточно длительного адаптационного периода.

    Вместе  с тем присоединение к ВТО  принесет России и весьма ощутимые  экономические  выгоды. Во-первых, полноправное членство в ВТО  дает России возможность непосредственно  участвовать в обсуждении всех  вопросов, касающихся многостороннего  регулирования международной торговли, его развития и модификации,  эффективно отстаивать при этом  национальные экономические интересы  страны. Во-вторых, участие в ВТО  может стать стимулом экономического  развития России и укрепления  реформаторских тенденций и процессов  в стране. В-третьих, участие в  ВТО, означающее переход России  в международное признанное правовое  поле многосторонних торгово-экономических  отношений, повысит доверие к  России как к равноправному  и предсказуемому участнику международной  торговли и одновременно обезопасит  ее в значительной мере от  возможности применения по отношению  к ней разного рода дискриминационных  мер. Наконец, участие в ВТО  может, при прочих равных условиях, повысить привлекательность России  в качестве объекта приложения  капитала для солидных иностранных  инвесторов.

 

 

Итак, основными  мотивами вступления России в ВТО  являются: (здесь тоже можно сделать таблицу)

- получение  доступа российских товаров на  мировые рынки товаров и услуг;

- снижение  и отсутствие дискриминационных  и нетарифных барьеров по отношению  к российским предприятиям;

- участие   нашей страны в  многосторонних  механизмах решения торговых  споров;

- возможность   для России защищать свои интересы  в ходе очередных раундов торговых  переговоров;

  • недопущение рецидива антирыночной политики.

Присоединение России к ВТО  устранит многие из существующих сегодня  ограничений на пути российского  экспорта и импорта. Препятствиями  в отношении экспорта сейчас являются разнообразные тарифные и нетарифные ограничения для российских товаров  со стороны стран, их импортирующих. К ним относятся установление квот  и высоких ввозных пошлин, обвинения российских предприятий  в демпинге и последующий запрет на ввоз их продукции. Барьером, существенно  сдерживаюшим импорт товаров в Россию из-за границы, является высокий уровень  таможенных пошлин на иностранные товары. Так в РФ средняя ставка таможенных пошлин составляет 14% (по некоторым  оценкам 17-18%). В странах-членах ВТО  сейчас средняя ставка тарифа составляет 4-6%.[15]

В экономической литературе имеются два сценария последствий  от вступления России в ВТО: пессимистический (катастрофический) и оптимистический. Первый из них основывается на том, что Россия в силу сложившихся  исторических, социокультурных, географических и других особенностей на данном этапе  не обладает необходимыми конкурентными  преимуществами для завоевания и  поддержания технологического лидерства, то есть является глобально неконкурентоспособной. Вступление в ВТО не может сделать  российскую экономику инвестиционно  более привлекательной, чем, например, экономики стран Латинской Америки и быстро растущие азиатские рынки. Сырьевая специализация России в международном разделении труда не только не снизится, но будет возрастать, усиливая зависимость страны от конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Дальнейшее развитие экспортоориентированных отраслей будет происходить за счет сокращения перерабатывающих производств, что усилит симптомы «голландской болезни». Массированный рост импорта, повышение внутренних тарифов на энергоносители до уровня мировых приведет к закрытию предприятий многих отраслей, окончательному подрыву сельского хозяйства, масштабной безработице. Потеря социальной стабильности ослабит государственность и усидит тенденции к экономической и политической дезинтеграции страны. Специалисты отмечают, что конкурентоспособность большинства российских товаров понизится за счет:

- согласованного снижения уровней импортных тарифов (так называемых уровней связывания), которые по итогам переговоров с Европейским Союзом на промышленные товары будут уменьшены с 10 до 7,6%, а на сырьевые товары упадут до нуля. К 2010 г. пошлины на отдельные импортные лекарства, например, будут сокращены вдвое. Внутренний спрос переключится на более дешевые и  качественные иностранные товары;

- удорожания энергоресурсов. Согласно договоренностям с ЕС реальные отпускные цены на нефть и газ для отечественных промышленных потребителей удвоятся. Это приведет к росту издержек производства в энергоемких отраслях: металлургической и химической;

- ужесточения требований к сертификации систем менеджмента качества на российских предприятиях. Производители, не перешедшие на международную  систему стандартизации и сертификации продукции, не смогут выйти на внешние рынки;

- кризисных явлений в сфере услуг (банковских, страховых, телекоммуникационных);

- уменьшения государственной поддержки сельского хозяйства.

Возможные негативные последствия  от вступления России в ВТО объясняют  сложность и длительность прошедших переговоров российского руководства с развитыми странами об условиях присоединения к ВТО. Развитые страны предъявили к России серьезные требования: снизить до нуля импортные пошлины на гражданские самолеты; полностью открыть для иностранных фирм доступ на российский финансовый рынок; уменьшить государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, сократить пошлины на импортируемые сельскохозяйственные товары; повысить до уровня мировых  внутренние тарифы на энергоносители, отпускаемые российским предприятиям; присоединиться к энергетической хартии ЕС ( в этом случае европейские компании получили бы возможность самостоятельно разрабатывать российские месторождения полезных ископаемых).

Большинство сторонников  оптимистического сценария считают, что  после вступления России в ВТО  на внутреннем рынке усилится здоровая конкуренция, усовершенствуется законодательство, а в целом российская экономика  только выиграет, открывая свой рынок  для иностранных товаров и  получая доступ на рынки стран  ВТО. Согласно оценкам Всемирного банка, через несколько лет после  присоединения российская экономика  будет получать дополнительно по 19 млрд. долл. в год.

Вопрос о либерализации  торговли и ее влиянии на экономику  не является центральным при обсуждении перспектив присоединения к ВТО. Эта организация всего лишь один из механизмов, который можно использовать для получения потенциальных  выгод от либерализации. Как следствие, чистый баланс выгод и издержек, получаемых в результате либерализации  при присоединении к ВТО, следует  сопоставлять (а) с чистым балансом выгод и издержек при осуществлении  альтернативных вариантов либерализации  и (б) с «ценой» получения доступа  к действующим в ВТО политико-правовым механизмам защиты экономических интересов.

Даже если будет реализован оптимистический вариант развития, обществу и государству нужно  будет определиться, за счет каких  факторов российская экономика будет  интегрироваться в мировое хозяйство  – либо за счет эксплуатации природных  ресурсов и дешевой рабочей силы либо за счет научно-технического прогресса, знаний, инновация и инвестиций. По первому пути, как правило, следуют  развивающиеся страны, по второму  – страны развитые. По какому из них  пойдет Россия – во многом зависит  от государства и его экономической  политики.

 

Выводы и предложения

 

В заключении курсовой работы можно утверждать, что основные задачи, поставленные в самом начале работы были успешно решены, а основная цель- оценка проблем и последствий реформ, осуществляемых ВТО для экономики России, достигнута в полной мере.

ВТО — это рынок, на котором  продаются и покупаются мероприятия  торговой политики, служащие интересам  тех или иных групп экономических  субъектов. Фактически ВТО транслирует  на глобальный уровень процессы лоббирования и контрлоббирования, характерные  для национальных и региональных политических рынков. Успех на рынке  торговой политики, как и на всяком другом, зависит от объема ресурсов, которые могут быть инвестированы  в укрепление конкурентных позиций, и от способности предложить партнерам  эффективные стимулы для обеспечения  выгодных условий сделок.

Для страны, принявшей решение о присоединении к ВТО и ее условиях, ключевое значение имеет оценка шансов преуспеть в конкурентной борьбе на глобальном рынке мероприятий торговой политики. При этом необходимо принимать во внимание три хронологические перспективы:

  • краткосрочную, в фокусе которой находится возможность добиться благоприятных условий присоединения;
  • среднесрочную, связанную с защитой интересов национальных экономических субъектов с использованием действующих политико-правовых механизмов ВТО;
  • долгосрочную, в рамках которой ключевое значение имеют возможности влиять на дальнейшую эволюцию указанных механизмов.

В связи с этим стратегические задачи и предложения для участия России в ВТО должны заключаться в следующем:

Содействие формированию многосторонней системы правил международной  торговли, основанной на равенстве  прав и обязательств ее участников и эффективных процедурах выработки, принятия и применения решений, проведение активной и конструктивной позиции  по возможно большему числу направлений  деятельности ВТО, что способствовало бы дальнейшему укреплению позиций  России в мире, в том числе как  полноправного участника международной  торговли;

Информация о работе Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО