Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к Всемирной торговой организации (ВТО) для России - это не технический этап внешнеторгового сотрудничества, а этап национального выбора стратегии развития для страны и общества.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Структура, критерии и показатели ВТО 5
1.2. Экономические реформы, осуществляемые ВТО 9
1.3.Состояние основных проблем современной мировой экономики ( к России и ВТО) 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО 17
2.1. Анализ динамики внешнеторгового оборота России с 2007-2011г………. ..17
2.2. Анализ ограничений, возникающих после присоединения к ВТО………… 24
2.3. PEST-анализ последствий присоединения РФ к ВТО 27
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМ ВТО ДЛЯ РОССИИ 39
3.1. Направления и меры, совершенные внешнеторговой политикой РФ…………. 39
3.2. Оценка воздействий ВТО на РФ 43
3.3. Перспективы России как полноправного члена ВТО 46
Выводы и предложения 51
Список использованной литературы 53
Приложения 1 57
Приложения 2 58
Приложения 3 59
Приложения 4 60
Приложения 5 61
Приложения 6 62

Файлы: 1 файл

(1)Оценка последствий.docx

— 2.70 Мб (Скачать файл)

8. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой  документации;

9. внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

10. защитные меры в торговле;

11. технические барьеры  в торговле;

12. санитарные и фитосанитарные  меры;

13. правила происхождения  товара;

14. торговля услугами;

15. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

16. торговля текстилем и одеждой;

17. торговля сельскохозяйственной продукцией;

18. осуществление правительственных  закупок; 

19. торговля гражданской  авиатехникой;

20. торговые аспекты инвестиционных  мер; 

21. международная торговля  и защита окружающей среды.[17]

Практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

 Участие в ВТО дает  стране множество преимуществ.  Их получение и является в  прагматическом смысле целью  присоединения к ВТО. Конкретными преобразованиями присоединения для России можно считать следующие:

  • Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

 

1.3.Состояние  основных проблем современной  мировой экономики ( к России  и ВТО)

 

Проблемы эффективного регулирования  внешней торговли традиционно относятся  к числу наиболее сложных и  актуальных для нашей страны. Особую значимость они приобрели в связи  с процессом вступления России в ВТО, начавшимся еще в 1995 г., который сопровождался эволюцией регулирования внешнеторговой деятельности и постепенным формированием её системы. Изменения, происходившие в регулировании внешней торговли России, отражали противоречия, а иногда и определенную непоследовательность в подходах к экономике стране в целом и к политике во внешнеэкономической сфере, в частности. На эти изменения оказывали свое воздействие как внутренние, так и внешние факторы социально-экономического развития (в том числе и связанные с процессом глобализации), а также и факторы внутриэкономического и внешнеэкономического характера.

В целом в данный период проявилась общая тенденция к  либерализации внешнеторговой деятельности. Однако современная международная  практика показывает, что процесс  либерализации внешней торговли вовсе не носит «линейного» характера, а сопровождается использованием в  той или иной степени элементов  политики протекционизма. Более того, в условиях глобализации экономики  протекционизм приобретает новые  черты и особенности. Сфера внешнеторгового  регулирования существенно расширяется, в неё включаются все новые  области, нередко прямо не связанные  с торговлей, и, соответственно, новые  инструменты внешнеторгового регулирования.

 Россия давно и с  переменным успехом стремилась вступить в ГАТТ/ ВТО и довольно долго проводила переговоры о принятии ее в члены данной организации, которые в конце концов увенчались успехом. 17-19 июля 1995 года в Женеве состоялось первое заседание рабочей группы по присоединению России к ВТО, и 16 декабря 2011 наша страна официально присоединилась к организации. Так ли необходимо вступление России в ВТО или нет - это проблема не только баланса потерь и выгод, которые получит Россия от сотрудничества с ВТО.[6] В литературе нет единой и однозначной точки зрения на этот не простой вопрос. Потери из- за низкой конкурентоспособности российской экономики очевидны, но и плюсы от того, что Россия будет иметь льготы на рынках, где торгуют по правилам ВТО, и где находятся более 150 государств, не дают однозначного ответа на этот не простой вопрос. В любом случае современные проблемы мировой экономики диктуют свои правила и бросают вызовы в том числе и России.

Главное взвесить те выгоды и потери, которые получит экономика России от вступления в ВТО. Сегодня присоединение России к ВТО (Всемирной торговой организации) является важным условием для дальнейшей модернизации российской экономики.

Самое важное для национальной экономики при вступлении в ВТО  – это получения наиболее благоприятного режима в международной торговле. Например, упрощенный сбыт товаров на рынке позволит нашим производителям быть более конкурентоспособными на международных рынках. Мы получим возможность расширить рынки для сбыта угля, нефти, металла и других природных ресурсов. Однако не следует забывать и о проблеме сбыта товаров отечественного перерабатывающего комплекса. Поэтому необходимо более тщательно проработать проблему реализации этих видов товаров на международном рынке и с позиций усиления конкурентоспособности, и с позиций правовой защиты.

Вступление в ВТО позволит России участвовать в выработки правил регулирования международной торговли, что в будущем усилить правовую защиту наших производителей.

Для России важно получить возможность доступа к новейшим технологиям, при одновременном привлечении в экономику различных инвестиций, через допуск на финансовые рынки западных стран. Это необходимо для дальнейшего выхода экономики из кризиса на основе обновления и модернизации российского производства.[10]

При расширении сотрудничества с ВТО и при вступлении в эту организацию, для защиты российского производителя следует тщательно прорабатывать любые соглашения, уступки, компромиссы по самым конкретным вопросам, с позиций национальных интересов. Известно, что вступление в ВТО для ряда отраслей экономики России, может быть неблагоприятной и грозить потерей потребителя и рынков сбыта как внутри, так и за рубежом. Особенно это касается отраслей, которые ориентированы на внутренний рынок и на российского потребителя. Это касается отраслей автопрома, станкостроения, электроники, машиностроения, химической, отраслей легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства.[19]

         Таким образом, в результате длительного развития отношений в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО, начавшая свою деятельность с 1 января 1995 года, утвердилась в качестве организации, предложившей странам обоснованный обязательный кодекс экономического поведения. В его основе лежат такие принципы многосторонних международных отношений, как предоставление участкам ВТО режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и национального режима, принципы взаимной выгоды, открытости (транспарентности), доступности рынков.

 В примерно 50-ти многосторонних  соглашениях и других правовых  документах, разработанных ВТО, определены  правила и нормы поведения  на мировых товарных рынках, распространяющиеся  на практику государственного  регулирования внешней торговли, тарифную, антидемпинговую политику, конкретные вопросы лицензирования  экспорта и импорта, конкуренции,  стандартизации товаров и услуг,  санитарного контроля, охраны интеллектуальной  собственности и т.д.

 К важнейшим нормам  ВТО относятся: консенсус в  торговых переговорах, недискриминационный  режим экономических отношений,  взаимные уступки и их баланс  на основе совместных решений,  обязательное исполнение принятых  правил поведения, международная  поддержка в разрешении споров, гармонизация соответствующего  национального законодательства.

 Все страны-участницы  ВТО связаны Соглашением о  создании Всемирной торговой  организации (статья XVI : 4), по которому  они, в частности, должны привести  свои законы, регуляторные правила  и административные процедуры  в соответствие с названными  нормами. При этом нормы ВТО имеют первенство по отношению к нормам национального законодательства.

 В настоящее время  ВТО регулирует подавляющую часть  всей международной торговли  и значительную часть международной  инвестиционной деятельности.

 При содействии этой  организации, имеющей международный  статус, равный статусу МВФ и  Мирового банка, достигнут существенный  прогресс в либерализации торговых  отношений, ограничении протекционизма, мер нетарифного регулирования.  Тарифы становятся, как правило,  единственным разрешенным способом  защиты, а уступки - результатом  взаимного торга.

Вступление в ВТО позволяет  существенно уменьшить потери при  экспортной дискриминации и антидемпинговых  мер, обеспечить реальную защиту бизнеса  от чиновничьего произвола, в частности, на основе принятия Договоренностей  ВТО по разрешению споров, осуществить  прогрессивные изменения в законодательстве.

Именно поэтому Правительство  РФ уже подготовило и реализовало  множество проектов и законов, удовлетворяющих  требованиям ВТО: по лицензированию экспортно-импортных операций, внешнеэкономической деятельности, стандартизации, государственному регулированию экономики, поправки к закону о защите интеллектуальной собственности, новый Таможенный кодекс и др.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ РОССИИ В СОСТАВЕ ВТО

2.1. Анализ динамики  внешнеторгового оборота России  с 2007-2011г.(2006-2010)г. (2011 еще не закончился)

 

В период с 2007 по 2011 гг. в экономике России, когда страна только имела статус наблюдателя в ВТО и предпринимала определенные шаги ко вступлению в организацию, происходили колоссальные изменения. Все они нашли отражение в структуре, объеме и динамике внешнеторгового оборота России. (Приложение 2)

Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении объем внешнеторговой деятельности страны, группы стран, равный суммарному объему экспорта и импорта  за год или иной фиксированный  период времени.

Экономический кризис конца  XX века наложил существенный отпечаток на дальнейшее развитие экономики России, на многие годы определив ее характер переходного периода. Тем не менее внешнеторговая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей в 2007-2011 гг., т.е. до и после мирового финансового кризиса, была благоприятной, что способствовало росту экспорта России. Мировые цены на нефть находились на высоком уровне. Одновременно с ценой на нефть повышались и цены на продукцию ее переработки.

Внешнеторговый оборот товаров  России по данным таможенной статистики в январе-августе 2008г. достиг 504,2 миллиарда  долларов США, что на 168,9 миллиарда  долларов, или на 50% больше, чем в  аналогичном периоде 2007г. При этом экспорт (327,5 миллиарда долларов) увеличился на 52%, импорт (176,7 миллиарда долларов) – на 47%. Рост экспортно-импортных  операций России был обусловлен результатами торговли как со странами СНГ, так  и странами дальнего зарубежья.  (Приложения 3, 4, 5) ( ошибка в том что должно писаться «приложение 3» выводы, ссылка. Потом «Приложение 4» далее выводы, ссылка, «приложение 5» выводы, ссылка.

В рассматриваемом периоде  положительное сальдо торгового  баланса России в целом составило 150,8 миллиарда долларов США и возросло относительно аналогичного периода  прошлого (2007) года на 59% из-за опережающего роста экспорта товаров.

Доля стран СНГ в общем объеме внешнеторгового оборота России незначительно снизилась и составила 15%. Объем торговли России со странами СНГ равнялся 75,8 миллиарда долларов США и возрос по сравнению с январем-августом 2007г. на 47%. Прирост стоимостного объема экспортно-импортных операций России со странами СНГ был обеспечен в большей мере за счет роста цен, влияние же физического объема было менее значимым.

По сравнению с 2007г. внешнеторговые операции России со всеми странами СНГ возросли. Основными торговыми  партнерами среди этих стран оставались: Украина, товарооборот с которой  составлял в январе-августе 2008г. 29,2 миллиарда долларов США (155% к январю-августу  прошлого года), Беларусь – 24,8 (157%) и  Казахстан – 13,6 миллиарда долларов США (128%). На долю вышеуказанных стран  в 2008г. приходилось 89,3% общего объема внешнеторгового  оборота России со странами СНГ, в  том числе доля Украины составила 38,6%, Беларуси – 32,7%, а Казахстана – 18%.

В анализируемом периоде  сальдо торгового баланса России по данным таможенной статистики сложилось  положительным в торговле со всеми  странами СНГ.

Как и в предшествующие годы, в товарной структуре экспорта России продолжали преобладать топливно-энергетические товары, продукция химической промышленности, лесоматериалы и целлюлозно-бумажные изделия, металлы, изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства (Рисунок 1).


Этот оборот сказали вообще убрать, сказали скачать его нужно другой, оформить в таблице за 5 лет. (2006-2010)

Рисунок 1. Внешнеторговый оборот России 2006-2010

Внешнеторговый оборот России вырос в 2008 году на 33,2 % — до $735 млрд (по данным Федеральной таможенной службы). Положительное сальдо составило $201,2 млрд.

Экспорт России в 2008 году составил $468,1 млрд и по сравнению с 2007 годом  увеличился на 33 %. (Приложение 4)

Крупнейший импортёр товаров  из России — Нидерланды ($36,3 млрд, 2009[16]). Товарооборот России со странами дальнего зарубежья вырос в 2008 году на 34 % — до $628,5 млрд. Товарооборот России со странами СНГ увеличился в 2008 году на 29 % и составил $106,5 млрд.

В страновой структуре  внешней торговли России особое место  занимает Европейский союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского союза в 2008 году приходилось 52 % российского товарооборота (в 2007 году — 51,3 %). На страны СНГ в 2008 году приходилось 14,5 % российского товарооборота (в 2007 году — 15 %), на страны ЕврАзЭС — 8,2 % (8,7 %), на страны АТЭС — 20,4 % (19,3 %).

Информация о работе Оценка последствий реформ осуществляемых ВТО