Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:15, контрольная работа
Анализ институциональной открытости следует проводить по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.
Анализ институциональной открытости
Анализ институциональной открытости проводится по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.
Анализ международной торговли:
Согласно опубликованным UN COMTRADE предварительным данным, в 2013 г. внешняя торговля Германии показала положительную динамику.
Внешнеторговый оборот страны составил 2,65 трлн. долл., увеличившись на 2,5% или 64 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом, но не достигнув рекордного уровня 2011 г. (2,74 трлн. долл.).
Сальдо внешней торговли традиционно складывается положительным, в 2013 г. его величина составила 264 млрд. долл. - это второй результат в истории, лишь немного уступающий максимуму 2007 г. (270 млрд. долл.).
Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 122% - это максимальный показатель за последние 6 лет.
Экспорт Германии в 2013 г. вырос на 3% или 42,5 млрд. долл. (в 2012 г. было снижение на 4,5% и 66 млрд. долл. соответственно) по сравнению с предыдущим годом. Его величина составила 1,46 трлн. долл., что немного меньше исторического максимума 2011 г. (1,48 трлн. долл.).
Значительное увеличение экспорта зафиксировано по статьям «колесные транспортные средства» (+8,3 млрд. долл.), «фармацевтическая продукция» (+7,1 млрд.), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (+4,3 млрд.), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (+3,3 млрд.), «оптика, приборы, медицинская техника» (+3,2 млрд.), «пластмассы», «неклассифицированные товары» (по +2,7 млрд.), «прочие химические продукты», «молочная продукция» (по +1,9 млрд.), «органические соединения» (+1,5 млрд.).
Значительное снижение экспорта было отмечено только по 2 статьям: «драгоценные металлы и камни» (-2,8 млрд. долл.) и «черные металлы» (-2,3 млрд.) - из остальных выделяются «медь», «игрушки, спортинвентарь», «продукты неорганической химии».
Импорт Германии в 2013 г. вырос на 1,8% или 21,2 млрд. долл. (в 2012 г. было снижение на 6,9% и 87 млрд. долл. соответственно) по сравнению с предыдущим годом. Его величина составила 1,19 трлн. долл., что значительно меньше исторического максимума 2011 г. (1,26 трлн. долл.).
Наибольший прирост импорта отмечен по «колесным транспортным средствам» (+5,2 млрд. долл.) и «летательным аппаратам» (+3,7 млрд.).
Существенно увеличился ввоз по статьям «фармацевтическая продукция» (+2 млрд долл.), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (+1,7 млрд.), «пластмассы» (+1,6 млрд.), «фрукты и орехи» (+1,4 млрд.), «оптика, приборы, медицинская техника», «одежда трикотажная» (по +1,2 млрд.), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (+1,1 млрд.), «железнодорожная техника» (+1 млрд.).
Наибольшее уменьшение импорта зафиксировано по статьям «черные металлы» (-2 млрд. долл.), «суда и плавсредства» (-1,6 млрд.), «продукты неорганической химии» (-1,3 млрд.), «неклассифицированные товары», «кофе, чай, пряности» (по −1 млрд.) и «руды» (-0,9 млрд.).
Открытая экономика представляет собой хозяйство направление развития которого определяется тенденциями существующими в мировой экономике. Это проявляется в следующем:
- национальная
экономика учитывает
- внешнеторговый
оборот достигает уровня, когда
начинает стимулировать
- значительное развитие получает не только экспорт, но и импорт;
- ощущается
влияние участия страны в
Для оценки степени открытости экономики используются критерии открытости экономики: количественные и институциональные.
Количественные (функциональные) критерии отражают степень влияния внешнеэкономических связей на основные макроэкономические параметры национальной экономики. Основные из них:
Экспортная квота = (Экспорт/ВВП)*100 % = (2650/3539)*100 = 74,9 %;
Импортная квота = (Импорт/ВВП)*100 % = (1190/3539)*100 = 33,6 %;
Внешнеторговая квота = ((Экспорт+Импорт)/ ВВП)*100 % = ((2650 + + 1190)/3539)*100 = 108,5 %
Страна имеет признаки открытой экономики, если внешнеторговая квота > 20%.
Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Qэксп./ д. н.):
Qэксп./ д. н. = 2650000/81,147256 = 32656,7 доллара/1 чел.
Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:
Эп = 100* (Экспорт/(Доход предельно допустимый на душу населения*Численность) – 100*(Экспорт/ВВП) =
= 100*(2 650 000 000 000/41966*
При текущем показателе предельно допустимого дохода на душу населения в 41,966 тыс. долларов в год и населении 81,15 млн. человек экспортный потенциал Германии составляет 2,9 %, т.е. при текущем экономическом состоянии экспорт может быть увеличен на 2,9 %.
Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным - при превышении импорта над экспортом.
Сальдо торгового баланса в 2013 году составило 264 млрд. долл.
Коэффициенты эластичности экспорта (Еэ) и импорта (Еи) по отношению к ВВП показывают, насколько возрастает экспорт (или импорт) при увеличении ВВП страны на 1 %, и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП за тот же период:
Рассмотрим период 2012-2013 годов:
Еэ=ΔЭ (%) / ΔВВП (%) = 3,0/1,2 = 2,5
Еи=ΔИ (%) / ΔВВП (%) = 1,8/1,2 = 1,5
Значение данных коэффициентов >1 считают как увеличение открытости экономики, <1 – как уменьшение открытого характера экономики.
Проблемы открытой экономики:
• Угроза национальной безопасности в ситуации очень высокой зависимости от импорта каких либо товаров.
• Ущерб национальным экономическим интересам в условиях обострения конкуренции с иностранными компаниями (вероятность банкротства и резкого роста безработицы).
• Уязвимость национального рынка капитала от кризисов на зарубежных рынках капитала (колебания курсов ценных бумаг)
• Угроза валютного кризиса (резкие колебания курса евро).
Вывод: по количественным критериям Германия имеет открытую экономику.
РЕЙТИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ СТРАН МИРАThe Heritage Foundation, 2015. The Index of Economic Freedom 2015. | ||||||||||||
МЕСТО |
СТРАНА |
ИНДЕКС |
Права собственности |
Свобода от коррупции |
Фискальная свобода |
Участие правительства |
Свобода предпринимательства |
Свобода труда |
Монетарная свобода |
Свобода торговли |
Свобода инвестиций |
Финансовая свобода |
1 |
Гонконг |
89.6 |
90.0 |
75.0 |
93.2 |
89.7 |
100.0 |
95.9 |
81.8 |
90.0 |
90.0 |
90.0 |
2 |
Сингапур |
89.4 |
90.0 |
86.0 |
91.2 |
93.8 |
96.9 |
96.9 |
83.7 |
90.0 |
85.0 |
80.0 |
3 |
Новая Зеландия |
82.1 |
95.0 |
91.0 |
70.4 |
43.0 |
95.5 |
91.4 |
87.6 |
86.8 |
80.0 |
80.0 |
4 |
Австралия |
81.4 |
90.0 |
81.0 |
63.7 |
61.8 |
94.1 |
81.6 |
85.3 |
86.4 |
80.0 |
90.0 |
5 |
Швейцария |
80.5 |
90.0 |
85.0 |
70.3 |
65.1 |
78.1 |
75.3 |
86.3 |
90.0 |
85.0 |
80.0 |
6 |
Канада |
79.1 |
90.0 |
81.0 |
79.9 |
48.3 |
89.0 |
76.1 |
77.9 |
88.4 |
80.0 |
80.0 |
7 |
Чили |
78.5 |
90.0 |
71.0 |
76.5 |
83.3 |
69.3 |
67.0 |
85.6 |
82.0 |
90.0 |
70.0 |
8 |
Эстония |
76.8 |
90.0 |
68.0 |
80.6 |
53.2 |
81.5 |
58.7 |
77.6 |
88.0 |
90.0 |
80.0 |
9 |
Ирландия |
76.6 |
85.0 |
72.0 |
73.6 |
45.6 |
82.1 |
76.2 |
83.9 |
88.0 |
90.0 |
70.0 |
10 |
Маврикий |
76.4 |
65.0 |
52.0 |
91.9 |
87.4 |
78.0 |
68.2 |
77.6 |
88.4 |
85.0 |
70.0 |
11 |
Дания |
76.3 |
95.0 |
91.0 |
39.6 |
1.8 |
97.4 |
92.1 |
87.6 |
88.0 |
90.0 |
80.0 |
12 |
Соединенные Штаты Америки |
76.2 |
80.0 |
73.0 |
66.2 |
51.8 |
88.8 |
98.5 |
76.6 |
87.0 |
70.0 |
70.0 |
13 |
Великобритания |
75.8 |
90.0 |
76.0 |
62.9 |
30.3 |
91.1 |
75.6 |
74.4 |
88.0 |
90.0 |
80.0 |
14 |
Тайвань |
75.1 |
70.0 |
61.0 |
80.4 |
87.1 |
92.4 |
55.2 |
83.3 |
86.4 |
75.0 |
60.0 |
15 |
Литва |
74.7 |
60.0 |
57.0 |
92.9 |
61.3 |
84.9 |
62.0 |
81.2 |
88.0 |
80.0 |
80.0 |
16 |
Германия |
73.8 |
90.0 |
78.0 |
60.8 |
40.1 |
88.2 |
51.2 |
81.5 |
88.0 |
90.0 |
70.0 |
Структура институционального анализа степени открытости экономики
1. Международная торговля
1.1. Организации, регулирующие степень открытости и принимающие участие в экономическом процессе:
Федеральное правительство (Федерация) обладает исключительной законодательной компетенцией в вопросах внешних сношений, валютного регулирования, таможенного и торгового единства территории, договоров о торговле и судоходстве, свободы товарного обращения, товарооборота и платежных расчетов с зарубежными странами, включая вопросы таможенной и пограничной охраны.
Основная роль по осуществлению контроля в области внешней торговли принадлежит федеральной службе по экономике и экспортному контролю (BAFA), по ряду специальных вопросов определенной компетенцией обладают также:
федеральное министерство экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit),
федеральное министерство по вопросам защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства (Bundesministerium fur Verbraucherschutz, Ernlhrung und Landwirtschaft),
федеральное министерство транспорта, строительства и жилья (Bundesministeriums fur Verkehr, Bau- und Wohnungswesen),
федеральное министерство финансов (Bundesministerium der Finanzen - BMF),
немецкий федеральный банк (Deutsche Bundesbank).
Закон возлагает на таможенную службу, подчиненную Федеральному министерству финансов, не только фискальные задачи, но и контрольные полномочия в области применения импортно-экспортных ограничений и запретов, функцию государственного регулирования внутреннего рынка и обеспечения выполнения санитарно-ветеринарных требований. Таким образом, таможенные органы ФРГ, играют важнейшую роль в реализации внешнеэкономической политики федерации, осуществляемую как посредством таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования.
1.2. Институты (нормы): ограничения при импорте товаров и услуг в страну [тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы, добровольные ограничения экспорта; таможенные формальности, технические стандарты и норма, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке; методы регулирования]:
В Германии действует нормативно-правовая база, регулирующая ее внешнеэкономические связи и защищающая интересы страны на этом направлении.
Таможенные органы ФРГ играют важнейшую роль в реализации внешнеэкономической политики федерации, осуществляемую как посредством таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования.
В условиях либерализации европейского внутреннего рынка и его расширения внешнеторговый режим Германии направлен на обеспечение защиты отечественных товаропроизводителей и экспортеров, сохранение старых и освоение новых рынков за пределами ЕС, создание благоприятных условий деятельности на германском рынке хозяйствующих субъектов из стран-партнеров по ЕС.
Важную роль в функционировании германского внутреннего рынка играет созданный государствами-членами ЕС таможенный союз, который характеризует наличие общей таможенной территории, единого таможенного тарифа, унифицированных правил таможенного оформления и единого подхода к регулированию таможенных вопросов.
Таможенное регулирование отдельных вопросов, непосредственно действующее в Германии не на основании постановлений стран ЕС (в первую очередь применительно к товарам, подпадающим под Договор об образовании Европейского объединения угля, и стали), основано на национальном тарифном регулировании.
Установленные в тарифе пошлины применяются только при импорте товаров из третьих стран. При перемещении товаров в свободном обращении из других стран Европейского Союза таможенные пошлины не взимаются.
Роль главного инструмента в таможенной политике Германии принадлежит Таможенному тарифу, который основывается на международном соглашении о гармонизированной системе обозначения и кодирования товаров, содержащей товарные обозначения с кодами и таможенными ставками.
ФРГ относится к числу стран, применяющих в основном (95% всех ставок Таможенного тарифа) адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров. Только в незначительном числе случаев применяются специфические виды ставок таможенных пошлин, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (масса, объем).
К числу экономических инструментов внешнеэкономической политики Германии наряду с таможенно-тарифным относится также налоговое регулирование. Речь идет о внутренних налогах, взимаемых таможенными органами, а именно: акцизах и налоге на ввозимые предметы потребления, составляющих значительную долю госбюджета ФРГ. Удельный вес акцизов в общих налоговых поступлениях 12%.
Действие антидемпинговых процедур направлено на изменение Таможенного тарифа. Однако введение процедур означает применение нетарифных мер регулирования.
Согласно классификации ВТО, условно нетарифные меры регулирования можно сгруппировать в следующие категории:
- количественные ограничения и аналогичные административные ограничения (квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, требования об обязательном использовании национальных товаров и услуг при производстве готовой продукции);
Информация о работе Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии