Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Анализ институциональной открытости следует проводить по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.

Файлы: 1 файл

Германия институциональная экономика-1 (1).docx

— 114.21 Кб (Скачать файл)

Анализ институциональной открытости

Анализ институциональной открытости проводится по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.

 

Анализ международной торговли:

Согласно опубликованным UN COMTRADE предварительным данным, в 2013 г. внешняя торговля Германии показала положительную динамику.

Внешнеторговый оборот страны составил 2,65 трлн. долл., увеличившись на 2,5% или 64 млрд. долл. по сравнению с предыдущим годом, но не достигнув рекордного уровня 2011 г. (2,74 трлн. долл.).

Сальдо внешней торговли традиционно складывается положительным, в 2013 г. его величина составила 264 млрд. долл. - это второй результат в истории, лишь немного уступающий максимуму 2007 г. (270 млрд. долл.).

Коэффициент покрытия экспортом импорта составил 122% - это максимальный показатель за последние 6 лет.

Экспорт Германии в 2013 г. вырос на 3% или 42,5 млрд. долл. (в 2012 г. было снижение на 4,5% и 66 млрд. долл. соответственно) по сравнению с предыдущим годом. Его величина составила 1,46 трлн. долл., что немного меньше исторического максимума 2011 г. (1,48 трлн. долл.).

Значительное увеличение экспорта зафиксировано по статьям «колесные транспортные средства» (+8,3 млрд. долл.), «фармацевтическая продукция» (+7,1 млрд.), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (+4,3 млрд.), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (+3,3 млрд.), «оптика, приборы, медицинская техника» (+3,2 млрд.), «пластмассы», «неклассифицированные товары» (по +2,7 млрд.), «прочие химические продукты», «молочная продукция» (по +1,9 млрд.), «органические соединения» (+1,5 млрд.).

Значительное снижение экспорта было отмечено только по 2 статьям: «драгоценные металлы и камни» (-2,8 млрд. долл.) и «черные металлы» (-2,3 млрд.) - из остальных выделяются «медь», «игрушки, спортинвентарь», «продукты неорганической химии».

Импорт Германии в 2013 г. вырос на 1,8% или 21,2 млрд. долл. (в 2012 г. было снижение на 6,9% и 87 млрд. долл. соответственно) по сравнению с предыдущим годом. Его величина составила 1,19 трлн. долл., что значительно меньше исторического максимума 2011 г. (1,26 трлн. долл.).

Наибольший прирост импорта отмечен по «колесным транспортным средствам» (+5,2 млрд. долл.) и «летательным аппаратам» (+3,7 млрд.).

Существенно увеличился ввоз по статьям «фармацевтическая продукция» (+2 млрд долл.), «механическое оборудование и техника, компьютеры» (+1,7 млрд.), «пластмассы» (+1,6 млрд.), «фрукты и орехи» (+1,4 млрд.), «оптика, приборы, медицинская техника», «одежда трикотажная» (по +1,2 млрд.), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (+1,1 млрд.), «железнодорожная техника» (+1 млрд.).

Наибольшее уменьшение импорта зафиксировано по статьям «черные металлы» (-2 млрд. долл.), «суда и плавсредства» (-1,6 млрд.), «продукты неорганической химии» (-1,3 млрд.), «неклассифицированные товары», «кофе, чай, пряности» (по −1 млрд.) и «руды» (-0,9 млрд.).

Открытая экономика представляет собой хозяйство направление развития которого определяется тенденциями существующими в мировой экономике. Это проявляется в следующем:

- национальная  экономика учитывает международное  разделение труда;

- внешнеторговый  оборот достигает уровня, когда  начинает стимулировать экономический  рост;

- значительное  развитие получает не только  экспорт, но и импорт;

- ощущается  влияние участия страны в международном  разделении труда на национальную  структуру производства.

Для оценки степени открытости экономики используются критерии открытости экономики: количественные и институциональные.

Количественные (функциональные) критерии отражают степень влияния внешнеэкономических связей на основные макроэкономические параметры национальной экономики. Основные из них:

Экспортная квота = (Экспорт/ВВП)*100 % = (2650/3539)*100 = 74,9 %;

Импортная квота = (Импорт/ВВП)*100 % = (1190/3539)*100 = 33,6 %;

Внешнеторговая квота = ((Экспорт+Импорт)/ ВВП)*100 % = ((2650 + + 1190)/3539)*100 = 108,5 % 

Страна имеет признаки открытой экономики, если внешнеторговая квота > 20%.

Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Qэксп./ д. н.):

Qэксп./ д. н. = 2650000/81,147256 = 32656,7 доллара/1 чел. 

Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

Эп = 100* (Экспорт/(Доход предельно допустимый на душу населения*Численность) – 100*(Экспорт/ВВП) =

= 100*(2 650 000 000 000/41966*81147256) -100(2650/3539) = 77,8 – 74,9 = 2,9

При текущем показателе предельно допустимого дохода на душу населения в 41,966 тыс. долларов в год и населении 81,15 млн. человек экспортный потенциал Германии составляет 2,9 %, т.е. при текущем экономическом состоянии экспорт может быть увеличен на 2,9 %.

Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным - при превышении импорта над экспортом.

Сальдо торгового баланса в 2013 году составило 264 млрд. долл.

Коэффициенты эластичности экспорта (Еэ) и импорта (Еи) по отношению к ВВП показывают, насколько возрастает экспорт (или импорт) при увеличении ВВП страны на 1 %, и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП за тот же период:

Рассмотрим период 2012-2013 годов:

Еэ=ΔЭ (%) / ΔВВП (%) = 3,0/1,2 = 2,5

Еи=ΔИ (%) / ΔВВП (%) = 1,8/1,2 = 1,5

Значение данных коэффициентов >1 считают как увеличение открытости экономики, <1 – как уменьшение открытого характера экономики. 

Проблемы открытой экономики:

• Угроза национальной безопасности в ситуации очень высокой зависимости от импорта каких либо товаров.

• Ущерб национальным экономическим интересам в условиях обострения конкуренции с иностранными компаниями (вероятность банкротства и резкого роста безработицы).

• Уязвимость национального рынка капитала от кризисов на зарубежных рынках капитала (колебания курсов ценных бумаг)

• Угроза валютного кризиса (резкие колебания курса евро).

Вывод: по количественным критериям Германия имеет открытую экономику.

 

РЕЙТИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ СТРАН МИРА

The Heritage Foundation, 2015. The Index of Economic Freedom 2015.

МЕСТО

СТРАНА

ИНДЕКС

Права собственности

Свобода от коррупции

Фискальная свобода

Участие правительства

Свобода предпринимательства

Свобода труда

Монетарная свобода

Свобода торговли

Свобода инвестиций

Финансовая свобода

1

Гонконг

89.6

90.0

75.0

93.2

89.7

100.0

95.9

81.8

90.0

90.0

90.0

2

Сингапур

89.4

90.0

86.0

91.2

93.8

96.9

96.9

83.7

90.0

85.0

80.0

3

Новая Зеландия

82.1

95.0

91.0

70.4

43.0

95.5

91.4

87.6

86.8

80.0

80.0

4

Австралия

81.4

90.0

81.0

63.7

61.8

94.1

81.6

85.3

86.4

80.0

90.0

5

Швейцария

80.5

90.0

85.0

70.3

65.1

78.1

75.3

86.3

90.0

85.0

80.0

6

Канада

79.1

90.0

81.0

79.9

48.3

89.0

76.1

77.9

88.4

80.0

80.0

7

Чили

78.5

90.0

71.0

76.5

83.3

69.3

67.0

85.6

82.0

90.0

70.0

8

Эстония

76.8

90.0

68.0

80.6

53.2

81.5

58.7

77.6

88.0

90.0

80.0

9

Ирландия

76.6

85.0

72.0

73.6

45.6

82.1

76.2

83.9

88.0

90.0

70.0

10

Маврикий

76.4

65.0

52.0

91.9

87.4

78.0

68.2

77.6

88.4

85.0

70.0

11

Дания

76.3

95.0

91.0

39.6

1.8

97.4

92.1

87.6

88.0

90.0

80.0

12

Соединенные Штаты Америки

76.2

80.0

73.0

66.2

51.8

88.8

98.5

76.6

87.0

70.0

70.0

13

Великобритания

75.8

90.0

76.0

62.9

30.3

91.1

75.6

74.4

88.0

90.0

80.0

14

Тайвань

75.1

70.0

61.0

80.4

87.1

92.4

55.2

83.3

86.4

75.0

60.0

15

Литва

74.7

60.0

57.0

92.9

61.3

84.9

62.0

81.2

88.0

80.0

80.0

16

Германия

73.8

90.0

78.0

60.8

40.1

88.2

51.2

81.5

88.0

90.0

70.0


 

Структура институционального анализа степени открытости экономики

1. Международная торговля

1.1. Организации, регулирующие степень открытости и принимающие участие в экономическом процессе:

Федеральное правительство (Федерация) обладает исключительной законодательной компетенцией в вопросах внешних сношений, валютного регулирования, таможенного и торгового единства территории, договоров о торговле и судоходстве, свободы товарного обращения, товарооборота и платежных расчетов с зарубежными странами, включая вопросы таможенной и пограничной охраны.

Основная роль по осуществлению контроля в области внешней торговли принадлежит федеральной службе по экономике и экспортному контролю (BAFA), по ряду специальных вопросов определенной компетенцией обладают также:

 федеральное министерство экономики и труда (Bundesministerium fur Wirtschaft und Arbeit),

федеральное министерство по вопросам защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства (Bundesministerium fur Verbraucherschutz, Ernlhrung und Landwirtschaft),

федеральное министерство транспорта, строительства и жилья (Bundesministeriums fur Verkehr, Bau- und Wohnungswesen),

федеральное министерство финансов (Bundesministerium der Finanzen - BMF),

немецкий федеральный банк (Deutsche Bundesbank).

Закон возлагает на таможенную службу, подчиненную Федеральному министерству финансов, не только фискальные задачи, но и контрольные полномочия в области применения импортно-экспортных ограничений и запретов, функцию государственного регулирования внутреннего рынка и обеспечения выполнения санитарно-ветеринарных требований. Таким образом, таможенные органы ФРГ, играют важнейшую роль в реализации внешнеэкономической политики федерации, осуществляемую как посредством таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования.

 

1.2. Институты (нормы): ограничения при импорте товаров и услуг в страну [тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы, добровольные ограничения экспорта; таможенные формальности, технические стандарты и норма, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке, маркировке;  методы регулирования]:

В Германии действует нормативно-правовая база, регулирующая ее внешнеэкономические связи и защищающая интересы страны на этом направлении.

Таможенные органы ФРГ играют важнейшую роль в реализации внешнеэкономической политики федерации, осуществляемую как посредством таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования.

В условиях либерализации европейского внутреннего рынка и его расширения внешнеторговый режим Германии направлен на обеспечение защиты отечественных товаропроизводителей и экспортеров, сохранение старых и освоение новых рынков за пределами ЕС, создание благоприятных условий деятельности на германском рынке хозяйствующих субъектов из стран-партнеров по ЕС.

Важную роль в функционировании германского внутреннего рынка играет созданный государствами-членами ЕС таможенный союз, который характеризует наличие общей таможенной территории, единого таможенного тарифа, унифицированных правил таможенного оформления и единого подхода к регулированию таможенных вопросов.

Таможенное регулирование отдельных вопросов, непосредственно действующее в Германии не на основании постановлений стран ЕС (в первую очередь применительно к товарам, подпадающим под Договор об образовании Европейского объединения угля, и стали), основано на национальном тарифном регулировании.

Установленные в тарифе пошлины применяются только при импорте товаров из третьих стран. При перемещении товаров в свободном обращении из других стран Европейского Союза таможенные пошлины не взимаются.

Роль главного инструмента в таможенной политике Германии принадлежит Таможенному тарифу, который основывается на международном соглашении о гармонизированной системе обозначения и кодирования товаров, содержащей товарные обозначения с кодами и таможенными ставками.

ФРГ относится к числу стран, применяющих в основном (95% всех ставок Таможенного тарифа) адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости, облагаемых товаров. Только в незначительном числе случаев применяются специфические виды ставок таможенных пошлин, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (масса, объем).

К числу экономических инструментов внешнеэкономической политики Германии наряду с таможенно-тарифным относится также налоговое регулирование. Речь идет о внутренних налогах, взимаемых таможенными органами, а именно: акцизах и налоге на ввозимые предметы потребления, составляющих значительную долю госбюджета ФРГ. Удельный вес акцизов в общих налоговых поступлениях 12%.

Действие антидемпинговых процедур направлено на изменение Таможенного тарифа. Однако введение процедур означает применение нетарифных мер регулирования.

Согласно классификации ВТО, условно нетарифные меры регулирования можно сгруппировать в следующие категории:

- количественные ограничения и аналогичные административные ограничения (квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, требования об обязательном использовании национальных товаров и услуг при производстве готовой продукции);

Информация о работе Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии