Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Анализ институциональной открытости следует проводить по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.

Файлы: 1 файл

Германия институциональная экономика-1 (1).docx

— 114.21 Кб (Скачать файл)

- нетарифные сборы, налоги, финансовые меры (предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение);

- ограничительная практика правительственных органов (субсидии и другие дотации экспортерам или импортирующим отраслям, льготная для национальных предприятий система размещения государственных заказов, дифференцированный режим в отношении иностранных грузов и перевозчиков, льготы регионам в рамках региональной политики, поддержка научно-исследовательской и конструкторской деятельности путем преференциального государственного финансирования, дискриминационная миграционная политика, дискриминационные меры в отношении иностранных инвестиций, связанных с торговлей);

- таможенные процедуры и формальности, превращенные в барьеры для торговли, превышающие нормальные и общепринятые нормы и правила, включая практику их применения (процедуры таможенной оценки, громоздкая бюрократическая система товарной классификации, таможенные формальности, связанные с завышенными требованиями к документам, физической инспекции товаров и другими усложненными формами таможенного оформления;

- технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные, фитосанитарные, фармакологические нормы, качественные и экологические стандарты, затрудняющие экспорт товаров, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки).

Предметные и субъектные границы запретов и ограничений экспорта / импорта товаров очерчены двумя списками «Импортным» и «Экспортным». Импортный список представлен содержащимся более чем на 400 листах приложением к Закону о внешних экономических связях и состоит из трех частей: инструкции по применению, перечня стран и перечня товаров. Указанный список определяет, является ли ввоз товаров свободным или сопряжен с определенными ограничениями.

Экспортный список служит приложением к постановлению о внешних экономических связях и содержит перечень товаров, вывоз которых ограничен. В зависимости от оснований, вызывающих необходимость введение новых или отмену имеющихся ограничений, в указанные списки вносятся соответствующие изменения.

Наряду с уже названными мерами нетарифного регулирования в Германии применяются также:

- сертификация продукции, представляющая собой технические барьеры (в ряде случаев труднопреодолимые), позволяющие контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;

- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

- требования экологического характера;

- требования к упаковке и маркировке товаров;

- контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и / или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;

- валютно-финансовое регулирование;

- установление государственной монополии на внешнюю торговлю отдельными товарами и другие ограничения.

Правила взимания таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров на три группы.

Таможенные пошлины первой группы применяются в отношении товаров из стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Этот режим применяется к товарам, ввозимым из большинства стран, независимо от наличия торговых соглашений с ЕС или отдельными странами Европейского Союза.

Вторую группу составляют преференциальные таможенные пошлины, применяемые к импорту товаров из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

К третьей группе относятся особые таможенные пошлины, действующие при ввозе ряда товаров из ассоциированных с ЕС развивающихся стран, отдельных государств Карибского и Тихоокеанского бассейнов.

Необходимо отметить, что таможенное обложение импорта существенно отличается по отдельным группам товаров в зависимости от заинтересованности в них промышленности ФРГ. Одним из действенных способов ограничения ввоза товаров в страны ЕС, в том числе в Германию, являются антидемпинговые пошлины, применение которых относится к нетарифным методам регулирования и сопряжено с проведением проверки обоснованности цен импортных товаров.

Антидемпинговые процедуры возбуждаются и проводятся в соответствии с постановлением ЕС «О защите от демпинга и субсидируемого импорта из стран, не принадлежащих к ЕС».

Брюссель объявил о формальном вступлении в силу поправок к антидемпинговому и антисубсидийному законодательству ЕС. Новое союзное законодательство будет применяться при рассмотрении всех торговых споров, возникших после 8 ноября 2002 года с учетом формального признания России страной с рыночной экономикой.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся запрещение импорта, различного рода количественные ограничения, лицензирование, а также «добровольное» ограничение (самоограничение) экспорта.

Последнее имеет место, например, в текстильной и швейной промышленности Германии, посредством установления минимальных цен и соглашений об их соблюдении.

Кроме того, закон допускает установление ограничений использования импортных товаров, когда их ввоз разрешен при условии использования товара лишь определенным образом, при этом в случаях отчуждения такого товара на продавца возлагается обязанность сообщить приобретателю об имеющихся ограничениях.

Как было отмечено, при ввозе в Германию (ЕС) определенных товаров необходимо получение специального разрешения (лицензии) либо применяется процедура обязательного контроля. Так обязанность получения лицензии действует, например, в случаях ввоза в ЕС текстильных товаров и швейных изделий (одежды) из определенных «третьих» стран; продукции сталелитейной промышленности из Казахстана, России и Украины; обуви, изделий из фарфора и керамики из Китая.

Лицензирование предполагает выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций. Выдаваемое разрешение может быть разовым либо генеральным. Последнее ограничивается установленным сроком, но позволяет совершать неопределенное количество однородных сделок и действий. В случае необходимости указанный в разрешении срок может быть продлен, о чем должно быть сообщено таможенным органам.

Процедура обязательного контроля может осуществляться в двух вариантах. Речь идет о проведении двойного или простого контроля.

В первом случае импортер товаров предоставляет в федеральную службу по экономике и экспортному контролю экспортную лицензию, полученную в стране происхождения товара (процедура двойного контроля). Процедуре простого контроля подлежат, например, ввоз спортивной обуви, велосипедов, игрушек из Китая. При этом в принципе не установлено каких-либо количественных или стоимостных ограничений.

В отношении сталелитейной продукции из России применяется лицензирование ввоза либо обязательный контроль (простой или двойной) в зависимости от конкретной товарной позиции согласно импортному списку.

Все установленные законодательством правила, включая возможные запреты и ограничения внешнеторговых операций, предусмотренные в Германии, должны, безусловно, учитываться хозяйствующими субъектами при планировании и осуществление экспортно-импортных операций.

 

1.3. Акторы (предприятия).

Во внешней торговле имеют право участвовать все фирмы и организации с учетом ограничений и запретов по перечням и группам товаров на экспорт и импорт. Однако отдельным небольшим фирмам достаточно сложно получить всю необходимую информацию по ценам, условиям поставок и т.д., поэтому организации, занимающиеся экспортно-импортными операциями объединены в союзы и ассоциации, оказывающие юридическую и консультационную помощь.

Так, в торговле с Российской Федерацией основными организациями – ассоциациями являются:

Stadt und Stadtwerke Wasserburg am Inn vertreten durch die KUBUS Kommunalberatung und Service GmbH

Восточно-западная страховая компания АО

Восточный комитет немецкой экономики

Германский союз производителей машин и оборудования

ДИН ГОСТ ТЮФ Берлин-Бранденбург общество по сертификации

Научное общество Лейбница

Общество внешнеэкономических связей и маркетинга

Общество Макса Планка

Общество по безопасности ядерных сооружений и реакторов

Общество Фраунхофера

ТАБЕГ

Федеральный союз германской промышленности

Федеральный союз экспортеров Германии

ХБЛ Холдинг АО

Вывод: по международной торговле Германия является высокоразвитой рыночной страной с незначительными ограничениями в экспортно-импортных операциях, обусловленных международными соглашениями, соображениями государственной безопасности и обеспечения здоровья граждан.

 

2. Международные инвестиции

2.1. Организации: инвестиционные фонды, международные организации; органы государственной власти;

Характерной чертой системы является тесное взаимодействие федеральных, земельных и предпринимательских структур.

Финансирование экспорта и страхование экспортных кредитов:

Решения по этим вопросам принимаются федеральным правительством Германии (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется коммерческим компаниям, подконтрольным государству.

Важнейшими институтами являются страховое общество Euler-Hermes, а также кредитно-финансовые институты: KfWи «АКА» (Ausfuhrkredit GmbH), действующие в сфере финансирования экспортных и инвестиционных проектов.

Оперативное управление государственными средствами, направляемыми на поддержку экспорта, осуществляет Федеральное министерство финансов Германии, которому на основании Закона «О бюджете» предоставляются бюджетно-правовые полномочия по принятию к покрытию поручительств и гарантий по государственному страхованию экспортных кредитов и инвестиций от долгосрочных политических и коммерческих рисков.

Федеральное министерство финансов Германии получает полномочия о выдаче поручительств и гарантий, в первую очередь для внешнеэкономических операций, представляющих государственный интерес (объем финансирования из года в год практически не меняется):

для покрытия гарантий по экспортным операциям (20-25 млрд. евро);

для кредитов иностранным должникам (импортерам) при финансировании проектов, а также для обеспечения гарантий от политических рисков при капиталовложениях за рубежом (до 40 млрд. евро).

Кроме того, в ежегодных госбюджетах предусматриваются следующие статьи расходов на цели поддержки экспорта:

участие в зарубежных выставках и ярмарках, связанных с реальным сектором экономики;

участие во всемирных универсальных выставках;

содействие повышению сбыта/экспорта продукции из новых федеральных земель;

поддержка экспорта технологий для возобновляемых источников энергии и энергосбережения;

подготовительные мероприятия по реализации проектов за рубежом;

поддержка внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (расходы на содержание представительств германской экономики и зарубежных торгово-промышленных палат).

Косвенной формой господдержки является финансовая поддержка ряда отраслей: МСП, судостроения, авиации и космонавтики, угольной промышленности.

В блоке информационно-консультационных мер поддержки экспортеров ведущую роль играет Общество по внешнеэкономическим связям и позиционированию ФРГ как страны-партнера на зарубежных рынках (институт развития) - GTAI, деятельность которого финансируется через Министерство экономики и энергетики ФРГ на основании решения Бундестага. С ним тесно связаны зарубежные внешнеторговые палаты и их представительства.

Основной задачей GTAI является содействие развитию внешних экономических связей путем сбора, анализа и распространения, в том числе за плату, информации, относящейся к сфере внешнеэкономической деятельности. Функции информационного центра выполняет Интернет-портал iXPOS.

Большое внимание вопросу содействия ВЭД уделяется со стороны федеральных земель. Поддержка экспортеров на земельном уровне, в отличие от федерального, осуществляется преимущественно в двух формах: содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом и информационно-консультационное обеспечение.

В крупных федеральных землях для поддержки могут применяться специальные программы.

Помимо федеральных и земельных органов исполнительной власти, активными элементами системы поддержки национального экспорта выступают предпринимательские объединения. Отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие подобные негосударственные структуры являются в ФРГ важнейшим фактором экономической жизни и 
подчас оказывают на экономическое развитие страны не меньшее влияние, чем государственные органы.

Информация о работе Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии