Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:15, контрольная работа
Анализ институциональной открытости следует проводить по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.
- нетарифные сборы, налоги, финансовые меры (предварительные импортные депозиты, скользящие налоги, дополнительные таможенные сборы, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение);
- ограничительная практика правительственных органов (субсидии и другие дотации экспортерам или импортирующим отраслям, льготная для национальных предприятий система размещения государственных заказов, дифференцированный режим в отношении иностранных грузов и перевозчиков, льготы регионам в рамках региональной политики, поддержка научно-исследовательской и конструкторской деятельности путем преференциального государственного финансирования, дискриминационная миграционная политика, дискриминационные меры в отношении иностранных инвестиций, связанных с торговлей);
- таможенные процедуры и формальности, превращенные в барьеры для торговли, превышающие нормальные и общепринятые нормы и правила, включая практику их применения (процедуры таможенной оценки, громоздкая бюрократическая система товарной классификации, таможенные формальности, связанные с завышенными требованиями к документам, физической инспекции товаров и другими усложненными формами таможенного оформления;
- технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные, фитосанитарные, фармакологические нормы, качественные и экологические стандарты, затрудняющие экспорт товаров, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки).
Предметные и субъектные границы запретов и ограничений экспорта / импорта товаров очерчены двумя списками «Импортным» и «Экспортным». Импортный список представлен содержащимся более чем на 400 листах приложением к Закону о внешних экономических связях и состоит из трех частей: инструкции по применению, перечня стран и перечня товаров. Указанный список определяет, является ли ввоз товаров свободным или сопряжен с определенными ограничениями.
Экспортный список служит приложением к постановлению о внешних экономических связях и содержит перечень товаров, вывоз которых ограничен. В зависимости от оснований, вызывающих необходимость введение новых или отмену имеющихся ограничений, в указанные списки вносятся соответствующие изменения.
Наряду с уже названными мерами нетарифного регулирования в Германии применяются также:
- сертификация продукции, представляющая собой технические барьеры (в ряде случаев труднопреодолимые), позволяющие контролировать импортные поставки на предмет их соответствия национальным стандартам безопасности и качества;
- требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;
- требования экологического характера;
- требования к упаковке и маркировке товаров;
- контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и / или импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени;
- валютно-финансовое регулирование;
- установление государственной монополии на внешнюю торговлю отдельными товарами и другие ограничения.
Правила взимания таможенных пошлин дифференцируются в зависимости от страны происхождения товаров на три группы.
Таможенные пошлины первой группы применяются в отношении товаров из стран, которым предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Этот режим применяется к товарам, ввозимым из большинства стран, независимо от наличия торговых соглашений с ЕС или отдельными странами Европейского Союза.
Вторую группу составляют преференциальные таможенные пошлины, применяемые к импорту товаров из развивающихся стран и стран с переходной экономикой.
К третьей группе относятся особые таможенные пошлины, действующие при ввозе ряда товаров из ассоциированных с ЕС развивающихся стран, отдельных государств Карибского и Тихоокеанского бассейнов.
Необходимо отметить, что таможенное обложение импорта существенно отличается по отдельным группам товаров в зависимости от заинтересованности в них промышленности ФРГ. Одним из действенных способов ограничения ввоза товаров в страны ЕС, в том числе в Германию, являются антидемпинговые пошлины, применение которых относится к нетарифным методам регулирования и сопряжено с проведением проверки обоснованности цен импортных товаров.
Антидемпинговые процедуры возбуждаются и проводятся в соответствии с постановлением ЕС «О защите от демпинга и субсидируемого импорта из стран, не принадлежащих к ЕС».
Брюссель объявил о формальном вступлении в силу поправок к антидемпинговому и антисубсидийному законодательству ЕС. Новое союзное законодательство будет применяться при рассмотрении всех торговых споров, возникших после 8 ноября 2002 года с учетом формального признания России страной с рыночной экономикой.
К нетарифным ограничениям административного характера относятся запрещение импорта, различного рода количественные ограничения, лицензирование, а также «добровольное» ограничение (самоограничение) экспорта.
Последнее имеет место, например, в текстильной и швейной промышленности Германии, посредством установления минимальных цен и соглашений об их соблюдении.
Кроме того, закон допускает установление ограничений использования импортных товаров, когда их ввоз разрешен при условии использования товара лишь определенным образом, при этом в случаях отчуждения такого товара на продавца возлагается обязанность сообщить приобретателю об имеющихся ограничениях.
Как было отмечено, при ввозе в Германию (ЕС) определенных товаров необходимо получение специального разрешения (лицензии) либо применяется процедура обязательного контроля. Так обязанность получения лицензии действует, например, в случаях ввоза в ЕС текстильных товаров и швейных изделий (одежды) из определенных «третьих» стран; продукции сталелитейной промышленности из Казахстана, России и Украины; обуви, изделий из фарфора и керамики из Китая.
Лицензирование предполагает выдачу компетентными органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и/или импортных операций. Выдаваемое разрешение может быть разовым либо генеральным. Последнее ограничивается установленным сроком, но позволяет совершать неопределенное количество однородных сделок и действий. В случае необходимости указанный в разрешении срок может быть продлен, о чем должно быть сообщено таможенным органам.
Процедура обязательного контроля может осуществляться в двух вариантах. Речь идет о проведении двойного или простого контроля.
В первом случае импортер товаров предоставляет в федеральную службу по экономике и экспортному контролю экспортную лицензию, полученную в стране происхождения товара (процедура двойного контроля). Процедуре простого контроля подлежат, например, ввоз спортивной обуви, велосипедов, игрушек из Китая. При этом в принципе не установлено каких-либо количественных или стоимостных ограничений.
В отношении сталелитейной продукции из России применяется лицензирование ввоза либо обязательный контроль (простой или двойной) в зависимости от конкретной товарной позиции согласно импортному списку.
Все установленные законодательством правила, включая возможные запреты и ограничения внешнеторговых операций, предусмотренные в Германии, должны, безусловно, учитываться хозяйствующими субъектами при планировании и осуществление экспортно-импортных операций.
1.3. Акторы (предприятия).
Во внешней торговле имеют право участвовать все фирмы и организации с учетом ограничений и запретов по перечням и группам товаров на экспорт и импорт. Однако отдельным небольшим фирмам достаточно сложно получить всю необходимую информацию по ценам, условиям поставок и т.д., поэтому организации, занимающиеся экспортно-импортными операциями объединены в союзы и ассоциации, оказывающие юридическую и консультационную помощь.
Так, в торговле с Российской Федерацией основными организациями – ассоциациями являются:
Stadt und Stadtwerke Wasserburg am Inn vertreten durch die KUBUS Kommunalberatung und Service GmbH
Восточно-западная страховая компания АО
Восточный комитет немецкой экономики
Германский союз производителей машин и оборудования
ДИН ГОСТ ТЮФ Берлин-Бранденбург общество по сертификации
Научное общество Лейбница
Общество внешнеэкономических связей и маркетинга
Общество Макса Планка
Общество по безопасности ядерных сооружений и реакторов
Общество Фраунхофера
ТАБЕГ
Федеральный союз германской промышленности
Федеральный союз экспортеров Германии
ХБЛ Холдинг АО
Вывод: по международной торговле Германия является высокоразвитой рыночной страной с незначительными ограничениями в экспортно-импортных операциях, обусловленных международными соглашениями, соображениями государственной безопасности и обеспечения здоровья граждан.
2. Международные инвестиции
2.1. Организации: инвестиционные фонды, международные организации; органы государственной власти;
Характерной чертой системы является тесное взаимодействие федеральных, земельных и предпринимательских структур.
Финансирование экспорта и страхование экспортных кредитов:
Решения по этим вопросам принимаются федеральным правительством Германии (в качестве оперативного органа выступает Межминистерский комитет), а их исполнение делегируется коммерческим компаниям, подконтрольным государству.
Важнейшими институтами являются страховое общество Euler-Hermes, а также кредитно-финансовые институты: KfWи «АКА» (Ausfuhrkredit GmbH), действующие в сфере финансирования экспортных и инвестиционных проектов.
Оперативное управление государственными средствами, направляемыми на поддержку экспорта, осуществляет Федеральное министерство финансов Германии, которому на основании Закона «О бюджете» предоставляются бюджетно-правовые полномочия по принятию к покрытию поручительств и гарантий по государственному страхованию экспортных кредитов и инвестиций от долгосрочных политических и коммерческих рисков.
Федеральное министерство финансов Германии получает полномочия о выдаче поручительств и гарантий, в первую очередь для внешнеэкономических операций, представляющих государственный интерес (объем финансирования из года в год практически не меняется):
для покрытия гарантий по экспортным операциям (20-25 млрд. евро);
для кредитов иностранным должникам (импортерам) при финансировании проектов, а также для обеспечения гарантий от политических рисков при капиталовложениях за рубежом (до 40 млрд. евро).
Кроме того, в ежегодных госбюджетах предусматриваются следующие статьи расходов на цели поддержки экспорта:
участие в зарубежных выставках и ярмарках, связанных с реальным сектором экономики;
участие во всемирных универсальных выставках;
содействие повышению сбыта/экспорта продукции из новых федеральных земель;
поддержка экспорта технологий для возобновляемых источников энергии и энергосбережения;
подготовительные мероприятия по реализации проектов за рубежом;
поддержка внешнеэкономических отношений с иностранными государствами (расходы на содержание представительств германской экономики и зарубежных торгово-промышленных палат).
Косвенной формой господдержки является финансовая поддержка ряда отраслей: МСП, судостроения, авиации и космонавтики, угольной промышленности.
В блоке информационно-консультационных мер поддержки экспортеров ведущую роль играет Общество по внешнеэкономическим связям и позиционированию ФРГ как страны-партнера на зарубежных рынках (институт развития) - GTAI, деятельность которого финансируется через Министерство экономики и энергетики ФРГ на основании решения Бундестага. С ним тесно связаны зарубежные внешнеторговые палаты и их представительства.
Основной задачей GTAI является содействие развитию внешних экономических связей путем сбора, анализа и распространения, в том числе за плату, информации, относящейся к сфере внешнеэкономической деятельности. Функции информационного центра выполняет Интернет-портал iXPOS.
Большое внимание вопросу содействия ВЭД уделяется со стороны федеральных земель. Поддержка экспортеров на земельном уровне, в отличие от федерального, осуществляется преимущественно в двух формах: содействие в осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности за рубежом и информационно-консультационное обеспечение.
В крупных федеральных землях для поддержки могут применяться специальные программы.
Помимо федеральных и земельных органов
исполнительной власти, активными элементами
системы поддержки национального экспорта
выступают предпринимательские объединения.
Отраслевые союзы, ассоциации, объединения,
фонды и другие подобные негосударственные
структуры являются в ФРГ важнейшим фактором
экономической жизни и
подчас оказывают на экономическое развитие
страны не меньшее влияние, чем государственные
органы.
Информация о работе Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии