Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Анализ институциональной открытости следует проводить по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.

Файлы: 1 файл

Германия институциональная экономика-1 (1).docx

— 114.21 Кб (Скачать файл)

- KfW IPEX-Bank – предназначен для финансирования германского экспорта и проектов развития деловой активности как в ФРГ, так и за рубежом. IPEX-Bank предлагает не только покрытое “Ойлер-Гермесом” экспортное финансирование, кредитные линии, предпринимательские кредиты, форфетирование, но и комплексное структурированное финансирование как в промышленности, транспорте и в инфраструктуре, так и в сферах телекоммуникаций, сырья, энергетики и защиты окружающей среды.

- KfW Entwicklungsbank – является специальным банком, предназначенным для финансирования государственных проектов и программ ФРГ в развивающихся странах, направленных на обеспечение экономического и социального развития этих стран.

  • Deutsche Investitions- und Entwicklungsgesellschaft (DEG) – является 100%-ным дочерним обществом банковской группы “Kreditanstalt für Wiederaufbau” (KfW). Призвано финансировать и структурировать инвестиции германских частных предприятий в развивающихся и бывших социалистических странах, включая страны ЦВЕ и СНГ, а также оказывать консультационное содействие германским предприятиям. DEG призвано предоставлять кредиты или непосредственно участвовать в дочерних или совместных предприятиях германских фирм в этих странах. Кроме того, оно проводит соответствующие исследования инвестиционной ситуации и предоставляет результаты исследований германским фирмам.
  • Euler-Hermes Kreditversicherung AG – «Ойлер-Гермес" действует в рамках полномочий, предоставленных ему правительством, и в объеме средств, ежегодно предусматриваемых на эти цели бюджетом страны.
  • Федеральное правительство оказывает поддержку немецким инвесторам, выдавая им через «Ойлер-Гермес» инвестиционные гарантии, защищающие немецкие прямые инвестиции за рубежом (в развивающихся странах) от политических рисков, и гарантии по несвязанным финансовым кредитам (UFK-Garantien), страхующие обеспечение Германии сырьевыми товарами и стимулирующие экономическое развитие в странах, принимающих эти кредиты.
  • В Германии большое внимание уделяется регулированию и контролю инвестиционно-финансового рынка страны. Этой деятельностью занимается Федеральное ведомство по наблюдению за деятельностью в области финансовых услуг (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht – BAFin), которое регулирует и контролирует деятельность немецких организаций, работающих в кредитной сфере, в сфере страхования и в сфере торговли ценными бумагами.
  • BAFin входит в сферу деятельности Министерства финансов ФРГ. Территориально оно располагается в городах Бонн и Франкфурт-на-Майне.

В нем занято около 1000 сотрудников. Осуществляет наблюдение за деятельностью около 2700 кредитных учреждений, 800 учреждений, предоставляющих финансовые услуги и свыше 700 страховых организаций.

3. Международные кредиты и займы

3.1. Организации: органы государственной власти; международные кредитные организации.

Внешний долг Германии 5 560 691 млн. долл., 157 % от ВВП. Государственный долг ФРГ, как и других промышленно развитых государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.

Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок акций. В общем объеме облигаций, размещенных на территории ФРГ, в последние годы доля государственных облигаций не превышала 40%, в то время как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%.Следует отметить, что благодаря активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора государственных облигаций постоянно возрастает.

Другой важной чертой рынка государственных облигаций в ФРГ является наличие единого статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является федеральное правительство.

Для финансирования государственного долга федеральное правительство выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные облигации; долговые сертификаты; федеральные кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты. Большая часть государственного долга ФРГ размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные т специальные банки, Бундесбанк.

В соответствии с Законом ФРГ о банковской деятельности и другими специальными законами на Бундесбанк возложены функции по регулированию денежного обращения и кредита:

  • Установление процентных и дисконтных ставок по своим операциям.
  • Разработка политики своих операций на кредитном и открытом рынках.
  • Установление резервных требований к кредитным институтам, которые обязаны держать минимальные резервы на жиро-счетах в банке в определенном размере, определяемом банком.
  • Оказания услуг в качестве финансового агента федерального правительства и правительств земель. Банк может предоставлять им льготные наличные ссуды в пределах лимитов, указанных в законе, а эти государственные органы должны держать свои ликвидные средства на жиро-счете в Бундесбанке.

Немецкий Федеральный банк и Федеральное управление финансового надзора Германии вместе являются органами финансового регулирования Германии.

Федеральное управление финансового надзора Германии (Bundesanstalt für Finanzdienstleistungsaufsicht (BaFin)) - центральный орган надзора за финансовыми услугами Германии.

BaFin является частью Федерального Правительства ФРГ. Правовой статус и функции BaFin определены в «Законе о Федеральном управлении финансового надзора», «Законе ФРГ о банковской деятельности» и другими специальными законами. При выполнении функций в области надзора за банками и инвестиционными компаниями BaFin тесно сотрудничает с Немецким федеральным банком.

BaFin состоит из 12 независимых подразделений, одно из которых занимается представлением интересов Германии в Европейском Союзе и других международных организациях. Финансируется контролируемыми институтами и организациями, таким образом независимо от федерального бюджета. На март 2011 года в Управлении работало более 1900 сотрудников, которые осуществляли контроль за 1900 банками, 717 финансово-консультационными институтами, 600 страховыми компаниями, 30 пенсионными фондами, а также 6000 отечественными фондами и за 73 инвестиционными компаниями.

Международные валютно-финансовые и кредитные организации.

Банк международных расчетов (Англия, Бельгия, Германия, Италия, Франция, Япония).

Управление деятельностью осуществляется общим собранием и Советом директоров, а сам банк является расчетной палатой. Главная функция - обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций и выполнения роли доверенного лица при проведении межгосударственных расчетов участников. Банк проводит депозитно-ссудные, фондовые, в т.ч. с золотом, осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений. Валютой расчетов по операциям является золотой Швейцарский франк, а доллар для выплаты дивидендов.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан главным образом для предоставления экономической помощи государствам бывшего СССР, странам Центральной и Восточной Европы в процессе перехода к рыночной экономике.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

 

3.2. Институты (нормы): условия получения резидентами кредитов и займов на мировых рынках

Частные банки и компании осуществляют свою деятельность на основе принципов свободной конкуренции и обладают правом предоставлять все виды банковских и финансовых услуг, а также получать кредиты и займы на мировых рынках при условии соблюдения действующего законодательства. Государство не предоставляет этим банкам никаких гарантий, а также этот вид банков обязан хранить законодательно установленный минимальный уровень резервов в Европейском центральном банке. Цель таких банков – достижение максимального уровня прибыли.

 

3.3. Акторы (предприятия)

Банковский сектор Германии обладает трехуровневой структурой (Drei-Säulen-Modell), то есть в зависимости от правовой формы все банки Германии делятся на частные (privatrechtliche), общественно-правовые (öffentlich-rechtliche) и кооперативные (genossenschaftliche) учреждения.

Первый уровень немецкой системы – частные коммерческие банки. По состоянию на конец 2011г. в банковском секторе Германии насчитывалось 299 универсальных частных коммерческих банков, среди которых 4 так называемых больших банка (Großbanken), 116 иностранных банков с их филиалами в Германии и 179 региональных банка.

К категории 4 больших банков относятся “Дойче Банк АГ” (Deutsche Bank AG), “ЮниКредитбанк АГ” (UniCreditbank AG) (до 2005 года “Байерише Хюпо – унд Ферейнсбанк АГ” (Bayerische Hypo- und Vereinsbank AG)), “Коммерцбанк АГ” (Commerzbank AG) и “Дойче Постбанк АГ” (Deutsche Postbank AG).

Категория региональных банков и прочих коммерческих банков (Regional und sonstige Kreditbanken). На конец 2011 г. в этой категории насчитывалось 209  кредитных институтов с 2 618 отделениями,

Региональные банки (Regionalbanken) – это частные универсальные банки, которые первоначально осуществляли свою банковскую деятельность в рамках только одного региона. В настоящее время многие региональные банки работают на территории всей страны, однако сохраняют за собой статус региональных банков. Таким образом, сохранившийся статус является частью их стратегии по созданию своего домашнего банка для клиентов данного региона, тем самым поднимает уровень доверия среди местного населения.

Под частными банкирами (Privatbankiers) подразумеваются индивидуальные предприятия (Einzelunternehmen), открытые торговые общества (OHG), коммандитные товарищества (KG) и акционерные коммандитные товарищества (KGaA), в которых минимум 1 человек несет личную неограниченную ответственность и имеет право единоличного управления компанией. С января 1999 г. эту категорию банков внесли в категорию региональные и прочие банки.

Последним типом банков в рамках универсальных частных коммерческих банков являются филиалы иностранных банков.

Если в 2008 г. в Германии насчитывалось 171 иностранный банк с 90 отделениями, то в 2011 г. их уже стало 175 с 122 отделениями. С одной стороны, можно сказать, что иностранные банки считают немецкую экономику весьма важным и прибыльным рынком, так как количество иностранных банков на территории Германии увеличилось. С другой стороны, каждый год в Германии как образовывали, так и свертывали филиалы иностранные банки (к примеру, за 2011 год было открыто 16 и закрыто 8 филиалов иностранных банков), так что о какой-то определенной тенденции говорить достаточно сложно.

Среди специализированных частных коммерческих банков стоит выделить частные ипотечные (Realkreditinstitute), частные строительные кассы (private Bausparkassen) и банки с дистанционной формой обслуживания (Direktbanken).

Частные ипотечные банки (Realkreditinstitute) - частные кредитные институты в форме акционерных обществ, предоставляющие долгосрочные займы под строительство. Они фондируют свою деятельность за счет выплат заемщиков по уже существующим кредитам, а также за счет долгосрочных депозитов. В 2011 г. их стало 18 с 51 филиалом.

Частные строительные кассы (private Bausparkassen) – частные специализированные банки, объеденные в Союз частных строительных сберегательных касс, созданные с целью финансирования строительных проектов. В договоре кредитования прописывается срок, который зачастую совпадает с длительностью строительства, в течение которого заемщик платит по льготной ставке. После же окончания этого срока он обязуется платить уже по нормальной ставке. В 2011 г. их осталось 13 с 953 отделениями.

Банки с дистанционной формой обслуживания (Direktbanken) – это банки, которые не имеют филиалов и дочерних компаний и которые осуществляют свою банковскую деятельность через телефон или через интернет. Директ банки обладают рядом ценовых преимуществ, так как при интернет-банкинге отпадает ряд существенных издержек, что позволяет этим банкам предоставлять услуги по привлекательным и выгодным для клиентов условиям. При этом эти банки не стоит путать с обычными банками, которые стали предоставлять услуги интернет-банкинга.

Информация о работе Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии