Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Анализ институциональной открытости следует проводить по трем основным формам экономического взаимодействия национальной (региональной) экономики с другими странами: международной торговле, международному инвестированию и международному кредитованию.

Файлы: 1 файл

Германия институциональная экономика-1 (1).docx

— 114.21 Кб (Скачать файл)

К числу важных элементов системы поддержки ВЭД германских предприятий относится содействие в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Совокупные годовые бюджеты Министерства экономики и энергетики ФРГ и Министерства продовольствия и сельского хозяйства ФРГ на эти цели в среднем составляют 36 - 37 млн. евро.

 

2.2. Институты (нормы): условия ведения нерезидентами бизнеса в стране (создание фирм, СП), специальные режимы.

В закон о регулировании инвестиционной деятельности ("Investmentgesetz"), а также в ряд других нормативных актов были внесены изменения, касающиеся регулирования инвестиционных дотаций и субсидий.

В соответствии с новыми дополнениями, теперь в Германии инвесторы могут извлечь выгоду из многочисленных государственных льгот для всех инвесторов, независимо от того, являются ли они гражданами Германии.

Средства предоставляются правительством Германии, отдельными федеральными землями и Европейским союзом. Формы такой поддержки могут быть разными: от денежных средств до рабочей силы, а также стимулирования научных исследований и разработок. Денежные средства, предоставляемые в форме безвозвратных субсидий, являются основной составляющей комплекса данных мер. Различные формы стимуляции могут комбинироваться.

Уровень доступных субсидий зависит преимущественно от размера предприятия и числа его работников. Необходимо учитывать, что программы подлежат изменению.

Дотации и субсидии в Германии, как правило, предоставляются на определенных условиях, например, осуществление деятельности в поддерживаемом промышленном секторе, минимальное число работников в течение определенного срока, все полученные средства должны остаться в промышленном предприятии. Целью данных условий является сохранение цели субсидий.

Правовое и финансовое регулирование государственного финансирования во всей Европе осуществляется Европейским союзом.

Это значит, что государственное финансирование должно отвечать определенным критериям, применимым во всех государствах ЕС.

Землям Восточной Германии (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Ангальт и Тюрингия, а также некоторые районы Берлина) оказывается существенная поддержка, как «нуждающимся территориям» за счет государственного финансирования.

Дотации и субсидии предоставляются немецкими федеральным и региональными правительствами, как правило, в следующих формах:

- субсидии (некоторые из которых  подлежат возврату при определенных условиях);

  • кредиты с низкой процентной ставкой (предоставляются различными государственными кредитными организациями на срок от десяти до двадцати лет, максимальная сумма - от EUR 500 до EUR 10 млн., в зависимости от программы субсидий);
  • поддержка собственного капитала (из различных государственных учреждений) и гарантии (предоставляемые в отношении инвестиций в проекты и капиталовложения).

Если объект инвестиций получает субсидии от государства, их предоставление не продолжается автоматически после, в частности, приобретения компании. При этом дотации или субсидии подлежат в некоторых случаях возврату.

Если субсидии предоставлены с нарушением законодательства ЕС о государственном финансировании, они могут быть истребованы обратно.

Возможна также ситуация, когда инвестор обязан вернуть дотации или субсидии. При государственной поддержке застройки и реконструкции недвижимости субсидии обычно зависят от выполнения определенных условий.

Природа таких условий определяется характером инвестиций. Условия могут повлечь за собой ограничения разрешенного размера арендной платы. Они должны выполняться на протяжении определенного периода времени (от 5 до 30 лет).

Любое нарушение условий может привести к обязанности инвестора вернуть дотации или субсидии. При покупке субсидируемой в течение определенного срока недвижимости, существующие условия обычно распространяются и на покупателя.

Невыполнение этих условий может привести к обязанности покупателя вернуть дотации или субсидии или же к наложению финансовых взысканий.

Государственная политика поощрения инвестиций в Германии реализуется под руководством Министерства экономики и энергетики ФРГ с использованием широкого спектра механизмов стимулирования.

Политика ФРГ в области привлечения иностранных инвестиций:

Согласно сведениям UNCTAD (United Nations Conference оп Trade and Development) ФРГ занимает 7 место в мире по размерам привлеченных прямых зарубежных инвестиций. Из них 57 % (около 313 млрд. евро) приходится на страны-члены ЕС. Одновременно укрепляется тенденция на приток инвестиций из неевропейских стран. Североамериканские инвестиции составляют 23 % из всех зарубежных финансовых средств, из стран Азии - 6 %. Причем основную движущую силу из азиатского региона представляют китайские инвесторы.

В целях создания законодательного механизма, направленного на привлечение иностранных инвестиций, ФРГ задействует широкий спектр международных соглашений. По состоянию на начало 2014 г. ФРГ заключила рамочные двусторонние соглашения о содействии и защите инвестиций (BIT - Bilateral Investment Treaty) со 141 страной мира (из них 126 договоров вступило в законную силу).

Следующим важным аспектов в политике ФРГ, направленным на улучшение национального климата для зарубежного бизнеса, является развитой инструментарий по предоставлению экономических преференций иностранным финансовым и предпринимательским институтам, планирующим свою инвестиционную деятельность на территории ФРГ.

Важнейшими инструментами поддержки зарубежных инвестиций 
являются прямые субсидии для иностранных субъектов предпринимательской деятельности. Данный финансовый инструмент предусмотрен стратегией ЕС в период 2014-2020 гг. и направлен на повышение инвестиционной активности, том числе иностранных инвесторов, в наиболее слабо развитых экономических регионах Евросоюза.

Для Германии инструмент прямых субсидий, в первую очередь, задействуется для федеральных земель востока и центра страны. Под данным механизмом понимается предоставление иностранным инвесторам прямых и безвозвратных субсидий при создании предприятий на территории дотируемых регионов ФРГ.

Регулирование прямых субсидий осуществляется Федеральным министерством экономики и энергетики ФРГ и Федеральным министерством финансов ФРГ через федеральную программу «Общегосударственные задачи для улучшения региональных экономических структур - GRW».

Размер прямых субсидий определяется для каждой федеральных земли Германии отдельно и зависит от реального состояния экономики каждого германского региона. В частности, в восточных землях ФРГ крупные зарубежные инвесторы могут рассчитывать на возврат до 30 % своих прямых инвестиций, средние предприниматели - до 40 %, а мелкие инвесторы до 50 % своих вложенных средств.

Предоставление банковских кредитов по пониженным процентным ставкам. Данная экономическая преференция может быть предоставлена зарубежным инвесторам как на региональном и общегерманском, так и на общеевропейском уровне. Основным регулятором данного механизма привлечения инвестиций является Европейский инвестиционный банк, имеющий в своем распоряжение значительных список финансовых программ помощи инвесторам.

Иностранные инвесторы могут также рассчитывать на финансовую помощь немецких институциональных банков по инвестиционному содействию. Данные банковские кредиты имеют, как правило, пролонгированные условия погашения задолженности, а также процентную ставку, значительно ниже рыночных предложений. Кроме того, весьма привлекательны для инвесторов финансовые условия по срокам регулирования процентных ставок, сниженные процентные ставки для малого и среднего бизнеса.

Регулирование общеевропейских инвестиционных проектов, размер 
которых превышает 25 млн. евро, возложено на Европейский инвестиционный банк. В указанных случаях ЕИБ предлагает инвесторам долгосрочный разовый кредит по пониженным процентным ставкам. Причем данные условия предоставляются как для малого, так и крупного 
зарубежного инвестора и, как правило, покрывают до 50 % стоимости инвестиционного проекта. Основное условия для иностранных инвесторов: предлагаемые им проекты должны соответствовать общеевропейским целям по развитию и интеграции наиболее экономически слабых регионов ЕС.

Государственные поручительства на случай прекращения платежа. Данный инструмент предусмотрен прежде всего для недавно созданных инвестиционных компаний с целью оградить их от риска неплатежа со стороны контрагентов. В случае экономической обоснованности и заинтересованности ФРГ в сохранении конкретного инвестиционного проекта федеральные и региональные органы власти могут выступить в качестве поручителя на случай прекращения платежа.

Размер государственного поручительства не может превышать 10 млн. евро или 80 % стоимости всего инвестиционного проекта.

Как констатируют в Федеральном министерстве экономики и энергетики ФРГ, указанные меры способствовали росту привлечения инвестиций со стороны главного экономического партнера ФРГ - США. Так, 
большинство американских инвесторов включили в свои четырехлетние инвестиционные планы как минимум сохранить, а как максимум усилить свое финансовое присутствие в Германии. Особый интерес для предпринимателей из США вызывают инвестиционные возможности в 
секторах немецкой экономики, связанных с инновациями и научно-исследовательской деятельностью. До 86 % крупных американских инвесторов назвали именно эти отрасли экономики как основные для  своих инвестиционных усилий. Повышенные инвестиционные ожидания американцы связывают с предстоящим завершением переговорных процессов по выработке и подписанию соглашения о зоне свободной торговли между США и ЕС, которое должно дать «зеленый свет» для новых 
американских инвестиционных проектов в ФРГ. За период с 2008 по 2012 гг. 
число американских инвесторов в экономику ФРГ составило 840 компаний.

Для освоения новых рынков странами-членами ЕС, включая Германию, предотвращения утраты конкурентоспособности большую роль играет заключение двусторонних договоров о свободной торговле, предполагающих создание в странах-сторонах соглашений благоприятных условий для инвестиций, с государствами быстро растущих экономик. Приоритеты федерального правительства Германии в истекшем году были сфокусированы на азиатском, североамериканском и латиноамериканском направлениях.

В 2013 г. федеральное правительство взяло на себя новые гарантии в сумме 6,1 млрд. евро для защиты инвестиций германских компаний за рубежом от политических рисков. В конце истекшего года совокупные обязательства страны достигли рекордного уровня в 32,7 млрд. евро.

Получило дальнейшее развитие предоставление ссуд и кредитов в национальных валютах стран-получателей инвестиций. Гарантии в большинстве своем были предоставлены по проектам в Китае и России.

Особое внимание федеральное правительство уделяло вопросам получения профессий, востребованных экономикой, транспарентности и устойчивости финансовой системы, борьбе с коррупцией. При этом преследовалась цель улучшения рамочных условий инвестиционной деятельности, оказания поддержки национальным и региональным 
рынкам.

 

2.3. Акторы (предприятия)

В ФРГ государственное регулирование инвестиционного процесса направлено, в первую очередь создание благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности на основе рыночных механизмов.

В соответствии с немецкой практикой, можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс.

Использование набора пассивных методов связано с информированием потенциальных инвесторов об условиях производства, реализации и потребления продукции, определение степени инвестиционной привлекательности отдельных отраслей и регионов, с выявлением приоритетных направлений инвестирования, формированием 
благоприятного инвестиционного климата и т.д.

К этой категории инструментов можно отнести и льготное ценообразование на продукцию естественных монополий и государственных предприятий (тарифы на электроэнергию, транспорт, связь, регулирование цен на топливо, теплоснабжение, воду и пр.).

Набор активных методов включает непосредственное стимулирование инвестиций путем предоставления предприятиям выгодных условий для их деятельности (включающих, в частности, налоговые льготы, налоговые 
каникулы, льготную систему амортизационных отчислений, получение кредитов на особо выгодных условиях и т. д.).

Развитие международного инвестиционного сотрудничества относится в ФРГ к числу важных национальных экономических задач.

Стимулирование прямых капиталовложений за рубежом осуществляется при прямом участии федеральных и земельных органов власти путем использования механизмов поддержки национального экспорта и инвестиционной деятельности.

Особое внимание при этом уделяется содействию малому и среднему бизнесу. Делается это за счет дебюрократизации процессов создания и становления компаний, льготного налогообложения, организационной и 
финансовой поддержки.

Ведущую роль в этой системе играют банковская группа “Kreditanstalt für Wiederaufbau” (KfW) и страховое общество “Euler-Hermes Kreditversicherung AG”.

На сегодняшний день в структуре “Kreditanstalt für Wiederaufbau” (KfW) существуют следующие структуры, непосредственным образом участвующие в инвестиционной политике ФРГ:

- KfW Förderbank –обеспечивает финансирование инвестиционных программ в области промышленного и жилищного строительства, энергосбережения, защиты окружающей среды, образования и создания инфраструктуры на территории ФРГ.

- KfW Mittelstandbank – обеспечивает финансирование малого и среднего бизнеса в ФРГ, а также предоставляет стартовый капитал для предпринимателей и инновационных проектов и консультационные услуги. Созданный в рамках KfW и как его составная часть, этот единый банк среднего бизнеса имеет собственное место в совете директоров. Банк выполняет функции «одного окна» по всем вопросам развития предпринимательства для среднего бизнеса и концентрирует свое внимание на финансировании открытия, основания новых фирм, инвестиций и инноваций.

Информация о работе Оценка степени институциональной и функциональной открытости экономики Германии