Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 10:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы изучение оценки стоимости предприятия на примере ООО Милана.
Введение
1.1. Бизнес как объект оценки
1.2. Принципы оценки бизнеса
1.3. Подходы и методы используемые в оценке бизнеса
2. Оценка предприятия (бизнеса) на примере ООО Милана
2.1. Общие сведения
2.2. Основные предположения и ограничивающие условия
2.3. Цель оценки
2.4. Рыночная стоимость объекта оценки
2.5. Социально-экономическое положение региона, расположение объекта оценки
2.6. Анализ среды местоположения
2.7. Характеристика рынка предприятия
2.8. Общая характеристика фирмы
2.9. Анализ финансового состояния объекта оценки
2.10.Имущественный (затратный) подход
2.11. Рыночный (сравнительный) подход
2.12. Оценка бизнеса доходным подходом
2.13. Согласование полученных результатов
Заключение
Список литературы
Стоимость оцениваемого объекта = 108 · 5,375= 580,50 тыс. р.
Стоимость объекта = прибыль предприятия ∙ мультипликатор.
Метод сделок
Процесс отбора сопоставимых компаний:
1. Было рассмотрено 3 компаний, сходных с оцениваемой.
2. Проанализированы вся
имеющая информация и основные
критерии отбора (отраслевое сходство,
размер, перспективы роста, финансовый
риск, качество менеджмента), сделан
выбор трех основных
Таблица 2.10
Расчет стоимости объекта оценки
№ п/п |
Показатель |
Объект оценки |
Компания 1 |
Компания 2 |
Компания 3 |
1 |
Цена продажи, тыс. р. |
--- |
220 |
240 |
160 |
2 |
Денежные средства, тыс. р. |
524 |
520 |
560 |
500 |
Корректировка, % |
62 |
-25,72 |
19,2 | ||
Скорректированная цена |
217,696 |
224,568 |
167,68 | ||
3 |
Дебиторская задолженность, тыс. р. |
936 |
800 |
600 |
720 |
Корректировка, % |
62 |
224 |
120 | ||
Скорректированная цена тыс. р. |
256,056 |
350,328 |
217,984 | ||
4 |
Текущие активы, тыс. р. |
1904 |
1800 |
1760 |
1620 |
Корректировка, % |
23,2 |
32,8 |
70 | ||
Скорректированная цена, тыс. р. |
270,908 |
379,052 |
256,132 | ||
5 |
Всего обязательств, тыс. р. |
1820 |
1744 |
4132 |
1560 |
Корректировка, % |
-17,44 |
223,8 |
-66,68 | ||
Скорректированная цена, тыс. р. |
259,096 |
591,132 |
239,048 | ||
6 |
Собственный капитал, тыс. р. |
104 |
80 |
120 |
80 |
Корректировка, % |
240 |
-53,32 |
120 | ||
Скорректированная цена, тыс. р. |
336,824 |
571,448 |
310,764 | ||
7 |
Оборотный капитал, тыс. р. |
1904 |
1800 |
1760 |
1620 |
Корректировка, % |
23,12 |
32,72 |
70,12 | ||
Скорректированная цена, тыс. р. |
356,292 |
618,192 |
365,24 | ||
8 |
Нематериальные активы, тыс. р. |
20 |
24 |
24 |
20 |
Корректировка, % |
-66,68 |
-66,68 |
0 | ||
Скорректированная цена, тыс.р. |
332,528 |
576,956 |
365,24 | ||
9 |
Веса |
2,4 |
0,4 |
0,8 | |
10 |
Стоимость объекта оценки, тыс. р. |
734,06 |
0 |
0 |
0 |
Заключение о стоимости бизнеса по сравнительному подходу
Метод ценовых мультипликаторов
Метод сделок
Стоимость предприятия по сравнительному подходу = 870,75 · 0,6 + 734,06 · 0,4 = 816,08 тыс. р.
2.12. Оценка бизнеса доходным подходом
Метод дисконтированных денежных потоков (ДДП)
Определение стоимости бизнеса
методом ДДП основано на предположении
о том, что потенциальный инвестор
не заплатит за данный бизнес сумму, большую,
чем текущая стоимость будущих
доходов от этого бизнеса. Собственник
не продаст свой бизнес по цене ниже
текущей стоимости
Основные этапы метода дисконтированных денежных потоков
1. Выбор модели денежного потока (ДП).
1. Определение длительности прогнозного периода.
2. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
3. Анализ и прогноз расходов.
4. Анализ и прогноз инвестиций.
5. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
6. Определение ставки дисконта.
7. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
8. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
9. Внесение итоговых поправок.
Выбор модели денежного потока
При оценке бизнеса можно применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала
Определение длительности прогнозного периода
Согласно методу ДДП стоимость
предприятия основывается на будущих,
а не на прошлых денежных потоках.
Поэтому задачей оценщика является
выработка прогнозного
Определение ставки дисконта
С технической точки зрения
ставка дисконта - это процентная ставка,
используемая для пересчета будущих
потоков доходов в единую величину
текущей стоимости, являющуюся базой
для определения рыночной стоимости
бизнеса. В экономическом смысле
в роли ставки дисконта выступает
требуемая инвестором ставка дохода
на вложенный капитал в
Мы выбрали метод
1. Определение соответствующей ставки дохода.
2. Оценка величины соответствующей премии за риск инвестирования в данную компанию.
Таблица 2.11
Экспертная оценка величины премии за риск, связанный с инвестированием в конкретную компанию
Вид риска |
Значение, % (0-5) |
Руководящий состав: качество управления |
5 |
Размер компании |
5 |
Финансовая структура (источники финансирования компании) |
5 |
Товарно-территориальная диверсификация |
5 |
Диверсифицированность клиентуры |
5 |
Уровень и прогнозируемость прибылей |
5 |
Прочие риски |
5 |
Итого величина ставки дисконта |
35 |
В табл.2.13 приведены максимальные значения риска. В зависимости от размера компании, ее положения на рынке, величина риска может варьироваться от 0-5.
Расчет величины стоимости в постпрогнозный период
В зависимости от перспектив развития бизнеса в постпрогнозный период используют тот или иной способ расчета ставки дисконта:
· метод расчета по ликвидационной стоимости. Применяется в том случае, если в послепрогнозный период ожидается банкротство предприятия с последующей продажей имеющихся активов;
· метод расчета по стоимости чистых активов. Техника расчета аналогична расчетам ликвидационной стоимости, но не учитывает затрат на ликвидацию. Используется для стабильного бизнеса;
· метод предполагаемой продажи, состоящий в пересчете денежного потока в показатели стоимости с помощью специальных коэффициентов, полученных из анализа ретроспективных данных по продажам сопоставимых компаний;
• метод Гордона. По этому методу годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости при помощи коэффициента капитализации.
Составим бизнес-план предприятия. Темп роста выручки от реализации затрат на производство составляет 3 % в год.
Таблица 2.12
Расчет денежного потока
№ п/п |
Наименование статьи |
Отчетный период |
Прогнозный период |
Постпрогнозный период | ||
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | ||
1 |
Выручка от реализации, тыс. р. |
8748 |
8748 |
9010,44 |
9280,755 |
9559,179 |
2 |
Затраты на производство, тыс. р. |
7659 |
8757 |
9019,44 |
9289,755 |
9568,179 |
3 |
Валовая прибыль (п.1 – п.2), тыс. р. |
1089 |
8766 |
9028,44 |
9298,755 |
9577,179 |
4 |
Налогооблагаемая при быль, тыс. р. |
162 |
8775 |
9037,44 |
9307,755 |
9586,179 |
5 |
Налог на прибыль (24 % |
38,88 |
8784 |
9046,44 |
9316,755 |
9595,179 |
6 |
Чистая прибыль (п.4 - п. |
8748 |
8793 |
9055,44 |
9325,755 |
9604,179 |
7 |
Денежный поток, тыс. р. |
7659 |
8802 |
9064,44 |
9334,755 |
9613,179 |
По формуле Гордона рассчитаем стоимость предприятия в постпрогнозный год (V пост).
V пост=Пд · (1+д)/(i-д),
где Пд - денежный поток в постпрогнозный период; д -долгосрочные темпы роста денежного потока; i - ставка дисконта.
V пост = 138,58 *(1 + 0,03) / (0,35 - 0,03) = 429,26 рублей.
Таблица 2.13
Расчет текущей стоимости денежного потока
Год |
Денежный поток, тыс. р. |
Коэффициент дисконтирования |
Текущая стоимость денежного потока |
2003 |
116,8 |
7,83 |
101,62 |
2004 |
120,3 |
6,822 |
91,188 |
2005 |
123,91 |
5,922 |
81,531 |
2006 |
127,63 |
5,148 |
Сумма текущих стоимостей денежного потока = 101,62+ 91,19+81,53 = 274,34. Выручка от продажи фирмы в конце последнего года = 127,63 / (0,35 - 0,03) = 398,84 тыс. р.
Текущая стоимость выручки от реализации = 398,84 · 0,572 = 228,14 тыс.р.
Рыночная стоимость фирмы = 127,63+ 228,14 = 355,77 тыс. р.
2.13. Согласование полученных результатов
Таблица 2.14
Согласование результатов оценки
Показатель |
Веса | ||
Доходный подход |
Затратный подход |
Сравнительный подход | |
Достоверность информации |
0,1 |
0,6 |
0,3 |
Учет факторов, влияющих на развитие предприятия |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
Цена предприятия |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Показатель, отражающий ситуацию на рынке |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
Итого |
1,4 |
1,2 |
1,4 |
Веса |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
Заключение
1. Доходный подход.
Мы считаем, что при
оценке сложных объектов оценщик
имеет право не давать результирующую
стоимость в рамках доходного
подхода ввиду невозможности
логически обоснованно
Оценщик должен уметь правильно
сформулировать несколько сценариев,
скажем, оптимистический, консервативный
и пессимистический и вычислить
для них соответствующие
Ввиду разного уровня квалификации оценщиков, мы считаем целесообразным издание ежеквартальных бюллетеней по ставкам дисконтирования по всем отраслям промышленности под руководством Минимущества РФ и при участии ведущих оценщиков. Эти данные должны иметь рекомендательный характер.
2. Сравнительный подход.
Мы считаем ошибочным вычисление капитализированных стоимостей предприятий-аналогов на дату оценки в силу значительных колебаний курсовой стоимости акций и, в частности сезонной зависимости.
Надо уметь отсеивать
некоторые предприятия-аналоги
3. Имущественный подход.
Мы считаем недопустимым игнорирование оценщиками имущественного подхода при оценке стоимости действующего предприятия (бизнеса).
4. О процедуре согласования
результатов при оценке
При оценке сложных объектов
оценщик имеет право не давать
итоговую оценку по результатам всех
трех подходов из-за невозможности
логически обоснованно
Итоговая стоимость может быть определена в результате совместной работы с заказчиком и оформлена отдельным документом за двумя подписями.
Ввиду разного уровня квалификации оценщиков, считаем целесообразным под руководством Минимущества РФ и при участии ведущих оценщиков издание ежеквартальных (полугодичных) бюллетеней с информацией по весовым коэффициентам для трех подходов по всем отраслям промышленности с целью получения результирующей стоимости. Эти данные должны иметь рекомендательный характер.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: ФЗ № 51.
2. Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», М.: Кремль, 29 июля 1998 г., ФЗ № 135.
3. Закон РФ «О залоге» от 29.05.92 г.
4. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», М.: Кремль, 23 сентября 1992 г.
5. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», М.: Кремль, 23 сентября 1992 г.
6. Закон РФ «О правовой охране топологии интегральных микросхем» М.: Кремль, 23 сентября, 1992 г.
7. Закон РФ «Об авторском праве и сменных правах», М.: Кремль, 9 июля, 1993 г. Закон РФ «О селекционных достижения
8. Асаул А. Н. Экономика недвижимости: Учебник. СПб.: Гуманистика, 2003.
9. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса: Учебник.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
10. Григорьев В. В., Островская
И. М. Оценка предприятий.
11. Григорьев В. В., Федотова М. А. Оценка предприятия: теория и практика (учебное пособие). М.:ИНФРА – М., 1996 г.
12. Есипов В. Е., Маховикова Г. А., Терехова В. В. Оценка бизнеса.- СПб.: Питер, 2002 г.