Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:52, курсовая работа
В конце XX века наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия олигополии и рассмотреть стратегии поведения олигополиста на рынке. В соответствии с целью работа разделена на три главы. В первой главе рассматривается понятие олигополии и ее признаки. Во второй главе проанализированы особенности стратегического поведения олигополистов в различных моделях. В третьей главе описана роль олигополии и ее влияние на современную рыночную экономику.
Введение……………………………………………………………….......……3
Глава 1. Сущность олигополистического рынка…………………...………5
1.1. Понятие олигополии……………………………………………......……..5
1.2. Особенности олигополистического рынка…………………..…………..7
Глава 2. Модели олигополии……………………………………..…………..9
2.1. Модель Курно…………………………………………………….……10
2.2. Ценовая конкуренция и «ценовые» войны……………………….….13
2.3. Лидерство в ценах……………………………………………….…….17
2.4. Картельные соглашения………………………………………………20
2.5. Ценовая накидка………………………………………………………23
Глава 3. Роль олигополии в современной рыночной экономике…...….…26
3.1.Олигополия и экономическая эффективность…………………….…….26
3.2. Последствия олигополии……………………………………………..….28
Заключение……………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………………………..32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Череповецкий филиал
Кафедра экономика
Курсовая работа
Дисциплина: Микроэкономика
Тема: Олигополистические рынки и их роль в рыночной экономике
НАПРАВЛЕНИЕ: 080100 – ЭКОНОМИКА
Выполнил
студент гр. 1 – 941/12 ___________________Смирнова Н.А.
(подпись студента)
Дата:
Преподаватель ____________________ Ковшикова Г.А.
(подпись преподавателя)
Дата:
Оценка: _______________________
Череповец 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность олигополистического рынка…………………...………5
1.1. Понятие олигополии……………………………………………...
1.2. Особенности олигополистического рынка…………………..…………..7
Глава 2. Модели олигополии……………………………………..…………
2.1. Модель Курно………………………………………………
2.2. Ценовая конкуренция
и «ценовые» войны……………………….….
2.3. Лидерство в ценах…………………………………
2.4. Картельные соглашения………………………
2.5. Ценовая накидка………………………………………
Глава 3. Роль олигополии в современной рыночной экономике…...….…26
3.1.Олигополия и экономическая эффективность…………………….…….26
3.2. Последствия
олигополии……………………………………………..…
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века наша страна
начала переход к рыночной экономике,
рыночному хозяйственному механизму. В
настоящее время одним из самых распространенных
рыночных структур являются монополии
и олигополии. Однако в чистом виде монополии
сохранились лишь в немногих отраслях
экономики. Наиболее же преобладающей
формой современной рыночной структуры
является олигополия.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер
предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Олигополия
является одной из самых распространенных
структур рынка в современной экономике.
Почти все технически сложные отрасли
промышленности: металлургия, химия,
автомобилестроение, электроника, судостроение
и самолетостроение и др.; имеют именно
такую структуру. Учитывая
структуру экономики, в которой преобладают
крупные предприятия, изучение олигополии
очень важно и актуально.
Цель курсовой работы –
раскрыть сущность понятия олигополии
и рассмотреть стратегии поведения олигополиста
на рынке. В
соответствии с целью работа разделена
на три главы. В первой главе рассматривается
понятие олигополии и ее признаки. Во
второй главе проанализированы особенности
стратегического поведения олигополистов
в различных моделях. В третьей главе описана
роль олигополии и ее влияние на современную
рыночную экономику.
Глава 1. Сущность олигополистического рынка
1.1.Понятие олигополии
Слово «олигополия» было сконструировано на греческой основе и введено в европейскую лексику английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором в ставшем всемирно известным романе «Утопия». Ныне это слово используется экономистами как термин, обозначающий определенный тип строения рынка, при котором сторона предложения представлена небольшим числом сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной продукции или близких субститутов. Правда, некоторые экономисты определяют олигополию не как рынок немногих, как это делал Т. Мор, а как «конкуренцию немногих», подчеркивая тем самым основную особенность этого типа строения рынка. Крупный размер предприятий - олигополистов - прямое следствие их немногочисленности, точно так же, как малость совершенно конкурентных предприятий является следствием их множественности.
Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения. Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную. А это значит, что олигополист, стремящийся к максимизации прибыли, не может воспользоваться известным рецептом уравнивания предельных затрат и предельной выручки. Ведь величина предельной выручки зависит от характера функции спроса, которая для олигополиста неизвестна.
Именно это, «незаданность» функции спроса на продукцию олигополиста, а момент принятия им решения об уровне цены и/или выпуска, и предопределяет особенности рынка, имеющего олигопольное строение. Олигополист должен поэтому сделать некоторые предположения о реакции своих соперников на принимаемые им решения и предпринимаемые действия, а также и об обратном воздействии реакции соперников на результаты своих решений. Таким образом, всеобщая взаимозависимость и, как следствие необходимость для фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики являются уникальными свойствами олигополии.
В самом
деле, наиболее подходящим
настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
1.2. Особенности олигополистического рынка
Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенности олигополистического рынка признаков следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.
Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность состоит в том, что в условиях олигополистического взаимодействия (реагирование на действия друг друга), фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от ранее рассмотренных рыночных структур, при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.
В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции - цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.
Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения являются «ценовые войны».
Глава 2. Модели олигополии
Прежде всего, обратим внимание на огромную роль, которую играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.
Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.1
2.1. Модель Курно.
Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Дуополия - это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированной продукции, не имеющей близких заменителей. Экономические модели дуополии полезны, чтобы проиллюстрировать, как предположения отдельного продавца насчет ответа соперника воздействуют на равновесный выпуск. Классическая модель дуополии - это модель, сформулированная в 1838 г. французским экономистом Огюстом Курно. Эта модель допускает, что каждый из двух продавцов предполагает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск неизменным на текущем уровне. Она также предполагает, что продавцы не узнают о своих ошибках. В действительности предположения продавцов о реакции конкурента, вероятно, поменяются, когда они узнают о своих предыдущих ошибках.
Допустим, что на рынке действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.
Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 1 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .
Рисунок 1. Модель Курно
Информация о работе Олигополистические рынки и их роль в рыночной экономике