Определение рынка ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность рынка ценных бумаг, его элементов, а также изучить развитие данного рынка в Республике Беларусь, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме, развить навыки самостоятельного исследования и обобщения выводов.
Исходя из поставленной цели в рабoте, были поставлены следующие задачи:
выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
рассмoтреть сущность и виды ценных бумаг

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 431.28 Кб (Скачать файл)

Но для  того чтобы оптимально соединить  высокую эффективность деятельности посредников фонового рынка с  механизмом государственного регулирования, обеспечивающим, в первую очередь, защиту интересов инвесторов, необходим значительный промежуток времени. [4, с. 250]

В Европе оптимальность этого соотношения  устанавливалась десятилетиями  и до сих пор продолжает совершенствоваться. И уже сегодня, в развитых странах, любой инвестор, будь он физическим или юридическим лицом, не представляет себе, каким образом можно непосредственно войти на рынок для приобретения или продажи ценных бумаг. У каждого из них есть свой доверенный посредник - маклер или брокер, который способен эффективно разместить инвестиции в определенном секторе экономики, а государство вместе с общественными объединениями этих посредников в определенной степени гарантирует их добросовестность и соблюдение требований законодательства. [9, с. 235]

Рассмотрим  рынок ценных бумаг на примере  Японии и США.

В Японии рынок ценных бумаг формировался по европейскому пути. Формы, порядок  выпуска и обращения всех видов  ценных бумаг в стране, а также  деятельность участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж строго регламентируется Законом о ценных бумагах и фондовых биржах и системой подзаконных актов. Жесткие требования предъявляются к эмитентам ценных бумаг, обеспечению инвесторов всей необходимой информацией о финансово-хозяйственном положении и деятельности эмитентов, компетентности и платежеспособности инвестиционных компаний, действующих на рынке ценных бумаг. В практике регулирования рынка ценных бумаг предусмотрены серьезные ограничения на проведение операций с ценными бумагами лицам, имеющим доступ к служебной информации об эмитенте ценных бумаг, а также уголовная ответственность за грубые нарушения законодательства, регламентирующего выпуски обращение ценных бумаг. [9, с. 236]

Говоря  об опыте зарубежных стран в организации  рынка ценных бумаг, его развитии и применении современных информационных технологий, нельзя обойти вниманием  фондовый рынок NASDAG. Он был введен в действие 8 февраля 1971г. Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг (NASD) США.

В настоящее  время электронный рынок NASDAG является наиболее быстрорастущим фондовым рынком в мире и первой полностью компьютеризированной фондовой биржей из когда-либо созданных. Более половины всех акций, продаваемых в США, приходится на NASDAG. [9, с. 237]

Политику  на рынке определяют примерно 500 дилеров, имеющих статус маркет-мейкеров. Ими являются инвестиционные компании, которые используют собственный капитал для покупки акций выбранных ими компаний, а затем предлагают их потенциальным инвесторам. Фирмы, желающие получить статус маркет-мейкеров, должны соответствовать ряду требований, в числе которых обязательное членство в Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг. [9, с. 237].

Таким образом, мировая практика подтверждает, что  становление и развитие рынка  ценных бумаг – процесс длительный, и, тем не менее, необходимым при  создании рыночной экономики. Государствам, стоящим в начале пути к рыночной экономике, предоставляется право  выбора модели рынка ценных бумаг (американская или европейская), а также возможность  проанализировать опыт стран с развитым рынком ценных бумаг.

В условиях переходной экономики формирующийся  рынок ценных бумаг в большей  степени реагирует на преодоление  экономикой кризисного состояния; на адекватное намеченным целям развитие реформ, на их системное проведение, скорости их реализации, а также на общую  политическую стабильность. Все эти позиции составляют суть процессов переходной экономики. Переходная экономика предполагает сосуществование различных форм собственности и соответствующих надстроечных институтов с постепенным формированием основной формы собственности, определяющей отношения распределения, обмена и потребления. Процессу трансформации свойственны следующие содержательные процессы: макростабилизация и ограничение инфляции, либерализация цен, либерализация международного товарообмена, институциональные изменения со снятием ограничений в развитии частного сектора и с созданием системы социальной защиты с учетом безработицы, изменения в отношениях собственности и распределения ресурсов, капиталов, доходов. Рынок ценных бумаг отвечает основным задачам переходной экономики и поставленным целям экономического роста, поэтому процессы институциональных преобразований складываются в систему объективных предпосылок для его возникновения и развития. Но объективная необходимость создания рынка ценных бумаг определяется и той функциональной нагрузкой, которую он несет в экономическом развитии. [9, с. 246]

Особенности структуры рынка ценных бумаг  в той или иной степени отличающие страны с переходной экономикой, представлены на рисунке 1.8:

 

 

Рисунок 1.8 – Особенности структуры рынка  ценных бумаг для стран с переходной экономикой

Источник: собственная разработка на основе [9, с. 249]

 

Таким образом, мировая практика подтверждает, что становление и развитие рынка  ценных бумаг – процесс длительный, сложный и, тем не менее, необходимым  при создании рыночной экономики. Существует две модели становления рынка  ценных бумаг: американская и европейская. В американской модели наблюдается  быстрый рост объемов рынка и количество его участников приводил к формированию институтов, носящих частноправовой характер. В европейской модели государство, понимая важность этого процесса, инициировало совместно с заинтересованными участниками создание институтов, носящих публично-правовой характер. В странах с переходной экономикой рынок ценных бумаг отличают следующие особенности: слишком высокая доля сектора государственных ценных бумаг, преобладание краткосрочных бумаг, преимущественное развитие первичного размещения ценных бумаг и недостаточная степень обработанности механизмов вторичного обращения. Из ранее сказанного следует, что наиболее приемлемой является европейская модель становления рынка ценных бумаг.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг или рынок финансовых активов представляет собой систему экономических отношений, связанную с выпуском, продажей, размещением и продажей ценных бумаг между его участниками.

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Современное состояние  и динамика рынка ценных бумаг  в Республике Беларусь

 

В настоящее время полномочия по государственному регулированию рынка ценных бумаг  Беларуси разделены между Советом  министров Республики Беларусь, который  делегирует свои полномочия Министерству финансов Республики Беларусь (по всем видам ценных бумаг, за исключением ценных бумаг Национального банка, банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов), и Национальным банком Республики Беларусь (по ценным бумагам Национального банка, банковской сберегательной книжке на предъявителя, чекам, депозитным и сберегательным сертификатам) (Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг"). [10]

Ранее регулятором рынка корпоративных  ценных бумаг являлся отраслевой орган управления — Государственный  комитет по ценным бумагам Республики Беларусь, затем он был переподчинен Совету министров республики. Теперь он является одним из структурных  подразделений Министерства финансов и называется Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь. [10]

Депозитарную  систему Республики Беларусь можно  охарактеризовать как централизованно-распределенную. До 1 января 2008 г. она имела следующую структуру: на 1-м уровне находились республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" (осуществляло учет выпусков корпоративных эмиссионных ценных бумаг) и Центральный депозитарий Национального банка Республики Беларусь (осуществлял учет выпусков государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка), на 2-м уровне — депозитарии, заключившие корреспондентские отношения с РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" и учитывающие права на ценные бумаги. [10]

С 1 января 2008 г. учет всех выпусков ценных бумаг (корпоративных ценных бумаг, ценных бумаг Правительства республики в виде облигаций Министерства финансов, ценных бумаг Национального банка) обеспечивает только РУП "Республиканский  центральный депозитарий ценных бумаг". Помимо функций центрального депозитария, он обеспечивает и расчеты  по итогам биржевых торгов между участниками  торгов. Второй уровень депозитарной системы остался неизменным, и  специфика отношений депозитариев с центральным депозитарием сохранилась. [10]

По  состоянию на 1 января 2007 г. в республике насчитывалось 43 депозитария, к 1 января 2011 г. их число снизилось до 35. Это  связано с введением более  жестких требований к достаточности  капитала для депозитариев, и за неимением источников дохода депозитарии  вынуждены либо объединяться, либо уходить с рынка. Большую часть  депозитариев составляют банковские депозитарии. [10]

На  рисунках 2.1 и 2.2 представлена динамика развития рынка ценных бумаг в 2008—2011 гг. На рисунке 1 видно, что с 2008 г. объем  эмиссии ценных бумаг возрос почти  в 2 раза. То есть объем эмиссии всех акционерных обществ достиг примерно 17 трлн белорусских руб. (около 8 млрд долл.), что составляет 20% ВВП. Это значительный показатель для такой небольшой страны, как Беларусь. При этом количество акционерных обществ остается примерно на одном и том же уровне, колебания в ту или иную сторону незначительны. [10]

Рисунок 2.1 – Объем эмиссии акций в 2008 – 2011 гг. (на 1 января каждого года)

Источник: собственная разработка на основе [10]

 

  Хотелось бы отметить, что значительная  доля акций принадлежит государству.  На сегодняшний день она составляет  примерно 70% в акционерном капитале. Естественно, в каких-то акционерных  обществах доля государства отсутствует,  а в каких-то доходит до 100%. [10]

Объем эмиссии облигаций в 2008 – 2011 гг. ( на 1 января каждого года)  представлен на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2 – Объём эмиссии облигаций  в 2008 – 2011 гг. ( на 1 января каждого года)

Источник: собственная разработка на основе [10]

 

Что касается объема эмиссии облигаций, то на сегодняшний день этот сектор рынка пока находится в стадии становления (рисунок 2.2). Активизация  рынка облигаций произошла лишь в 2008 г. с принятием Указа Президента Республики Беларусь о выпуске облигаций  крупнейшим банком республики — ОАО "АСБ “Беларусбанк”" и связана с отменой подоходного налога с доходов физических лиц от операций с данными ценными бумагами. Анализ положительного опыта АСБ "Беларусбанк" привел к тому, что доход от операций с облигациями других банков также был освобожден от обложения подоходным налогом. На сегодняшний день объем эмиссии облигаций составляет примерно 600 млрд руб. (около 0,3 млрд долл.). [10]

Всего за 2010 г. зарегистрировано 59 выпусков корпоративных  облигаций, из которых 46 выпусков принадлежат  банкам, поскольку льготы по уплате подоходного налога установлены  только для банков. Тем не менее 13 выпусков корпоративных облигаций — это жилищные облигации, выпускаемые строительными компаниями. Эти облигации бездоходные, т. е. по ним доход не начисляется — он образуется в виде разницы стоимости квадратного метра жилья на момент размещения и погашения. [10]

На  рисунках 2.3 и 2.4 отражена динамика биржевого  и внебиржевого рынков ценных бумаг  в 2008—2010 гг. На рисунке 3 видно, что более 90% всего биржевого рынка занимают сделки с государственными ценными  бумагами — это ценные бумаги Министерства финансов и ценные бумаги Национального  банка. Только за последний год немного  стала проявляться активность на вторичном биржевом рынке облигаций. Это связано с активизацией рынка  ипотечных облигаций и их обращением (совершением сделок на вторичном  рынке) только в торговой системе  биржи. [10]

 

Рисунок 2.3 – Объем вторичных  торгов на бирже в 2008 – 2010 гг.

Источник: собственная разработка на основе [10]

 

Оборот  внебиржевого рынка (рисунок 2.4) представлен только корпоративными акциями и облигациями. В последний год на этом рынке произошел довольно резкий скачок. Это обусловлено возросшим количеством выпусков корпоративных облигаций, а также активностью на рынке акций в связи с частичной либерализацией условий отчуждения акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь в процессе приватизации государственной собственности. [10]

В 1992 г., понимая важность развития рынка  ценных бумаг, Республика Беларусь начала формирование национального фондового  рынка. За прошедшие годы самым развитым сегментом фондового рынка стали  государственные ценные бумаги, объем  биржевых торгов по которым составляет 99% от их общего количества, и лишь 1% занимает объем торгов корпоративными ценными бумагами. Проведенный анализ состояния современного рынка корпоративных ценных бумаг свидетельствует о низкой ликвидности данного сегмента рынка ценных бумаг Беларуси. [11]

Рисунок 2.4 – Оборот внебиржевого рынка в 2005, 2008, 2010 гг.

Источник: собственная разработка на основе [11]

 

В связи с этим Правительство республики приняло в текущем году ряд  мер, направленных на активизацию рынка  акций и развитие рынка облигаций  юридических лиц. Одним из важных событий стало утверждение 21 января 2008 г. "Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008—2010 гг.". Главная задача данной Программы — создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. [11]

Теперь  хотелось бы остановиться на вопросе  совершенствования депозитарной системы  республики.

Информация о работе Определение рынка ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики