Определение рынка ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность рынка ценных бумаг, его элементов, а также изучить развитие данного рынка в Республике Беларусь, систематизировать и закрепить теоретические знания по данной теме, развить навыки самостоятельного исследования и обобщения выводов.
Исходя из поставленной цели в рабoте, были поставлены следующие задачи:
выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
рассмoтреть сущность и виды ценных бумаг

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 431.28 Кб (Скачать файл)

Основная  задача депозитарной системы — обеспечение  централизованного хранения эмиссионных  ценных бумаг, зарегистрированных в  установленном законодательством  Республики Беларусь порядке и разрешенных  к обращению на территории Республики Беларусь, и учета прав на эти  ценные бумаги. [11]

В 2007 г. руководство страны пришло к  единому мнению: организовать структуру  депозитарной системы республики, соответствующую  международной практике. В первую очередь речь идет о создании единого  Центрального депозитария. [11]

Причина, послужившая толчком к созданию единого Центрального депозитария  по всем видам эмиссионных ценных бумаг, заключалась в устранении различий в подходах к системе  учета прав по корпоративным ценным бумагам (акциям и облигациям субъектов  хозяйствования) и по государственным  облигациям и облигациям Национального  банка Республики Беларусь. [11]

Рисунок 2.5 – Схема взаимодействия участников рынка ценных бумаг в 2007 году.

Источник: собственная разработка на основе [11]

 

Действующая ранее организация депозитарных систем (в отношении государственных  и корпоративных ценных бумаг) представлена на рисунке 2.5.

Преимущества  разработанной системы состоят  не только в единообразном подходе  к вопросам депозитарного учета, но и в исключении неизбежных финансовых, административных и временных издержек для инвесторов. Также значительным является тот факт, что эмитент  государственных ценных бумаг получит  возможность осуществления постоянного  мониторинга состояния рынка  государственных ценных бумаг, структуры  владельцев государственных ценных бумаг и определения оптимальной  стратегии своих действий. [11]

Организованная  депозитарная система обеспечивает оперативность взаимоотношений  всех участников рынка ценных бумаг, так как все технологические  процессы построены на осуществлении  операций с использованием системы  электронного документооборота. [11]

Разработанная система внедрена с 1 января 2008 г. и  успешно функционирует. Республиканский  центральный депозитарий ценных бумаг является в Беларуси Центральным  депозитарием по всем видам эмиссионных  ценных бумаг, с выполнением функций  расчетного депозитария. [11]

Концептуальная  модель созданной системы с единым Центральным депозитарием представлена на рисунке 2.6. [11]


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.6 – Схема взаимодействия участников рынка ценных бумаг с 2008 года.

Источник: собственная разработка на основе [11]

 

Также хотелось бы отметить, что действующим  законодательством республики по депозитарной деятельности предусмотрено установление корреспондентских отношений с  депозитариями-нерезидентами. [11]

 

2.2 Проблемы развития рынка ценных  бумаг

 

При проведении анализа рынка корпоративных  ценных бумаг были определены факторы, препятствующие в первую очередь  развитию рынка акций. Одним из существенных факторов является ограничение на отчуждение акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество", а также полученных взамен своих долей в имуществе арендных и коллективных (народных) предприятий при их преобразовании в акционерные общества. [10]

Кроме того, на обращение акций не могло  не повлиять предусмотренное законодательством  преимущественное право государства  на приобретение акций предприятий, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной  собственности, пользующихся различными формами государственной поддержки. По состоянию на 1 сентября 2008 г. удельный вес акционерных обществ с  долей государственной собственности  составил более 70%. [10]

Рисунок 2.7 – Факторы сдерживающие развитие рынка акций 

Источник: собственная разработка на основе [11]

 

Рисунок 2.8 – Причины, препятствующие развитию рынка облигаций юридических  лиц

Источник: собственная разработка на основе [11]

 

2.3 Перспективы развития  рынка ценных бумаг

 

Проблемы  развития рынка ценных бумаг были учтены в Программе развития рынка  корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь. Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, уже  в текущем году были приняты нормативные  документы, направленные на активизацию  рынка корпоративных ценных бумаг. [11]

Указом  Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 в целях создания благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций в Республику Беларусь признан  утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 125 "Об особом праве (“золотой акции”) государства  на участие в управлении хозяйственными обществами". [11]

Декретом  Президента Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 5 "О внесении изменений  и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 “О налогообложении доходов, полученных в отдельных сферах деятельности”" была снижена ставка налогообложения  доходов от операций с ценными  бумагами с 40 до 24%. В частности, речь идет о корпоративных облигациях, выпущенных в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. [11]

Декретом  № 5 также предусмотрено, что расходы  юридических лиц по выпуску и  обслуживанию облигаций включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и относятся к прочим затратам по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемым  при налогообложении прибыли (п. 1.12 Декрета № 43). [11]

В целях создания дополнительных условий  для привлечения организациями  республики средств физических и  юридических лиц посредством  выпуска облигаций 3 апреля 2008 г. был  издан Указ Президента Республики Беларусь № 194 "О внесении дополнений и  изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277", в  соответствии с которым на рынке  ценных бумаг республики внедряются новые инструменты. Так, с июля 2008 г. законодательно закреплена возможность выпуска биржевых облигаций.

Согласно  законодательству, биржевыми облигациями  являются облигации, номинированные в  белорусских рублях, выпускаемые  в бездокументарной форме, со сроком обращения не более одного года, размещение и обращение которых  осуществляются только через торговую систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". Учет прав на биржевые облигации и их хранение осуществляются в депозитарной системе Республики Беларусь. [11]

Очень важным и долгожданным событием в  республике стало принятие нормативного акта, способствующего снятию административных барьеров, препятствующих свободному обращению акций. [11]

14 апреля 2008 г. Президентом Республики  Беларусь был подписан Декрет  № 7, предусматривающий поэтапную  отмену моратория на обращение  акций. Согласно данному Декрету, "ограничения по распоряжению акциями не распространяются на акции открытых акционерных обществ (за исключением открытых акционерных обществ, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь), в которых доля государства в уставном фонде на 31 марта 2008 г.: отсутствует или составляет 75 и более процентов — с 1 июня 2008 г.; составляет более 50% — с 1 января 2009 г.". [11]

Нельзя  не упомянуть еще об одном нормативном  документе, принятом в текущем году и регулирующем обращение акций. Речь идет о Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 10 июля 2008 г. № 1002, согласно которому сделки купли-продажи с акциями открытых акционерных обществ совершаются только через торговую систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", если иное не предусмотрено законодательными актами (за исключением размещения акционерным обществом акций, сделок, стороной по которым выступает Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, а также совершаемых в связи с выкупом акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров и продажей акционерным обществом акций этого общества инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента). [11]

Необходимо  отметить, что нерезиденты могут  покупать на внутреннем рынке республики ценные бумаги, выпускаемые белорусскими эмитентами. В данном случае в законодательстве Беларуси ограничений нет. [11]

Что касается программы развития рынка  ценных бумаг на 2011-2015 годы, то согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь 12 апреля 2011 г. N482/10

"О Программе  развития рынка ценных бумаг  Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы" утверждена Программа, определяющая  приоритетные направления развития  рынка ценных бумаг Республики  Беларусь на среднесрочную перспективу  (2011 - 2015 годы), главной целью которой  является создание условий для  повышения уровня ликвидности,  прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь.

Установлены факторы, негативно влияющие на рынок  государственных ценных бумаг, и  факторы, препятствующие развитию рынка  корпоративных ценных бумаг.

Закреплены  основные направления развития рынка  ценных бумаг, в частности, это формирование ликвидного и прозрачного рынка  ценных бумаг, равномерное развитие его сегментов, включая использование  различных финансовых инструментов, совершенствование системы налогообложения  доходов от операций с ценными  бумагами и др.

Определены  мероприятия по реализации указанной  Программы, в которых оговорен ожидаемый  результат, сроки исполнения и ответственные  исполнители.

Несмотря  на принятие уже целого ряда нормативных  документов, сегодня продолжается работа над проектом Закона "Об инвестиционных фондах", новой редакцией Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах", а также проектом закона о внесении изменений и дополнений в Закон "О депозитарной деятельности и Центральном депозитарии в  Республике Беларусь". [11]

 

2.4 Предложения по совершенствованию  рынка ценных бумаг в республике  Беларусь

 

Рынок государственных  ценных бумаг является лишь одним  из сегментов финансового рынка  государства. Это означает, что он взаимодействуют со всеми остальными сегментами, подвержен влиянию с  их стороны. Понятно, что невозможно усовершенствовать одно из звеньев  системы, в то время как остальные  не способны нормально функционировать. Это приводит к сведению к нулю всех попыток проводимых усовершенствований.

Основные же направления совершенствования  рынка государственных ценных бумаг  Республики Беларусь следующие:

1. Одна из  основных проблем Республики  Беларусь – несовершенство законодательной  базы. Так, например, закон «О ценных  бумагах и фондовых биржах»  от 12.03.92г. регулирует выпуск и  обращение акций и облигаций.  Обращение на рынке остальных  ценных бумаг, в том числе  и государственных, регулируется  различными нормативными актами  Правительства, Министерства финансов, Национального банка. На основании  этого можно сделать вывод,  что необходима разработка нового  закона «О ценных бумагах и  фондовых биржах». 

2. Необходимо увеличение числа инвесторов. Размещение государственных ценных бумаг среди новых участников фондового рынка позволит постепенно наращивать объемы привлекаемых денежных средств без увеличения доходности данного инструмента финансового рынка. Для этого деятельность организаторов рынка должна осуществляться по трем направлениям:

- привлечение свободных денежных средств региональных инвесторов,

- привлечение свободных денежных средств населения,

- привлечение свободных денежных средств нерезидентов.

3. Большой проблемой для участников рынка государственных ценных бумаг является отсутствие развитых электронных технологий, позволяющих упростить работу дилера. Так, например, уже несколько лет участники рынка ждут начала использования технологии электронной подписи при заключении контрактов на вторичном рынке, с использованием электронного ключа. Это значительно облегчит работу дилеров, избавит их от необходимости при заключении каждого контракта идти на биржу для подписания договора с клиентом. Такая технология используется  во всех развитых странах, тем более, что без подобной меры невозможно развитие регионального рынка ценных бумаг.

4. Рынок ценных бумаг требует дальнейшего совершенствования, информированности населения, эмитентов, инвесторов, профессиональных участников. В связи с этим должно быть сформировано информационное обеспечение фондового рынка на основе унификации, стандартизации, учета и отчетности эмитентов и профучастников, приведение их в соответствие  с общепринятыми международными нормами.

5.  Еще одним перспективным направлением развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – постепенное увеличение выпусков с более длительными сроками обращения государственных ценных бумаг. Это позволит Министерству финансов привлекать средства на длительный срок, что принесет некоторую стабильность на рынок государственных ценных бумаг, а также позволит улучшить качество планирования рынка.

Информация о работе Определение рынка ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики