Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:56, курсовая работа
Одним из важных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности является эффективное управление материальными запасами. Современные российские предприятия еще не включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и явно недостаточно используют данный фактор повышения конкурентоспособности.
Введение
1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
1.1 История развития
1.2 Организационная структура
1.3 Основные показатели производственных запасов
2. Организация управления производственными запасами на предприятии
2.1 Сущность, объективная необходимость и значение производственных запасов
2.2 Факторы, определяющие величину производственных запасов
2.3 Состав и структура производственных запасов
2.4 Методологические основы нормирования производственных запасов
3. Оптимизация величины производственных запасов на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Материальные ресурсы предприятия - неотъемлемый элемент, без которого невозможна производственная деятельность. В зависимости от специфики деятельности предприятия материальные ресурсы используются различные. В анализируемом предприятии ПК «Хлебокомбинат Находкинский» используются следующие материальные ресурсы: запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
Основное свойство и назначение оборотных фондов - это возможность совершать как можно больше число оборотов за отчётный период. Если оборачиваемость средств растёт, то это свидетельствует об эффективном их использовании.
Анализ данных таблицы 1.3.1 свидетельствует о том, что наибольший удельный вес среди материальных ресурсов занимает дебиторская задолженность, которая в отчётном году составила 31568 тыс. руб., что на 14170 тыс. руб. превышает аналогичный показатель предыдущего периода.
Показатели оборачиваемости товарных запасов ПК «Хлебокомбинат Находкинский» представлены в таблице 1.3.2.
Таблица 1.3.2
Показатели оборачиваемости товарных запасов предприятия.
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
Отклонения (+, -) |
Темп роста, % | |
2008 |
2009 | ||||
1.Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов |
Тыс. руб. |
1973 |
7766 |
5793 |
393,6 |
2.Среднегодовая сумма товарных запасов |
Тыс. руб. |
1232 |
1566 |
334 |
127,1 |
3.Коэффицент закрепления товарных запасов |
Тыс. руб. |
0,62 |
0,2 |
-0,42 |
30,0 |
4.Коэффициент оборачиваемости товарных запасов |
Оборот |
1,6 |
4,9 |
3,3 |
306,2 |
5.Продолжительность оборота |
Дней |
225 |
73,5 |
-151,5 |
32,6 |
По данным анализа таблицы 1.3.2 выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов на предприятии в отчётном году составила 7766 тыс. руб., что на 5793 тыс. руб. больше аналогичного показателя прошлого периода. Коэффициент закрепления товарных запасов в 2009г. составил 0,2 тыс. руб., что на 20% выше аналогичного показателя в 2008г. На данное изменение оказали влияние два показателя: увеличение выручки от реализации продукции в отчётном году на 293,6% и рост среднегодовой суммы товарных запасов на 27,1%.
2. Организация управления производственными запасами на предприятии
2.1 Сущность, объективная необходимость и значение производственных запасов
Запасы - комплексная группа оборотных активов, включающая сырье и материалы для производственного процесса, незавершенное производство, готовую продукцию, товары для перепродажи.
Товарно-материальный запас -- это запас какого-либо ресурса или предметов, используемых в организации. Система управления товарно-материальными запасами -- это совокупность правил и способов регулирования, с помощью которых можно контролировать уровни запасов и определять, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.
Принято считать, что в производственный запас включаются предметы, которые становятся частью выпускаемой продукции фирмы (или вносят тот или иной вклад в эту продукцию). Производственные запасы, как правило подразделяют на сырье, готовую (конечную) продукцию, вспомогательные материалы, незавершенное производство. В сервисных системах товарно-материальный запас обычно составляют товары, предназначенные для продажи, а также вспомогательные материалы, необходимые для процесса предоставления услуг.
Все фирмы хранят определенный запас товарно-материальных ценностей. При этом они руководствуются следующим:
- обеспечение независимости своей производственной деятельности. Запас материалов на некотором рабочем месте обеспечивает определенную гибкость в производстве. Например, в связи с неизбежностью затрат времени на переналадку для каждого нового изделия, наличие товарно-материального запаса позволяет сократить потери времени;
- независимость рабочих мест желательна и на сборочных линиях. Время, которое требуется на выполнение идентичных операций, естественно, меняется от одного изделия к другому. Поэтому на рабочем месте желательно иметь запас из нескольких компонентов товара, чтобы при превышении плановой нормы времени на выполнение операции по производству товара можно было из запаса материалов скомпенсировать такую задержку обработки. Это обеспечит высокое постоянство производительности;
- необходимость учета колебаний спроса на продукцию. Если спрос на продукцию известен точно, ее можно производить в точном соответствии с этим спросом (хотя это и не всегда экономически оправдано). Однако, обычно спрос невозможно определить абсолютно точно и поэтому, чтобы сгладить колебания спроса, необходимо поддерживать определенный резервный, или буферный, запас готовой продукции;
- обеспечение гибкости производства. Наличие товарно-материальных запасов позволяет ослабить давление объема выпуска продукции на производственную систему. Запас позволяет увеличить время подготовки к выпуску продукции, что в свою очередь дает возможность спланировать более равномерный и дешевый производственный процесс за счет выпуска более крупных партий продукции. Например, при высоких затратах на размещение заказа выгоднее выпуск больших объемов готовой продукции;
- обеспечение защиты от колебаний периода поставки сырья. Когда у поставщика заказывают тот или иной материал, могут возникать различные задержки, которые объясняются рядом причин. Среди этих причин можно отметить обычные колебания продолжительности доставки; дефицит материала на заводе поставщика, вызывающий задержки в выполнении заказа; неожиданную поломку оборудования на заводе поставщика или в одной из компаний, занимающихся доставкой продукции; утерю заказа и доставку дефектного материала или не того материала, который требовался заказчику;
- использование преимуществ экономичного размера заказа на закупку. Размещение заказа связано с определенными расходами: трудозатраты, телефонные переговоры, набор соответствующих текстов на компьютере, пересылка по почте и т.п. Таким образом, чем больше объем каждого отдельного заказа, тем меньше количество заказов, которые необходимо подготовить. Кроме того, расходы на доставку также свидетельствуют в пользу более крупных заказов: чем больше объем поставки, тем меньше расходы на единицу поставляемой продукции.
Рассматривая каждую из перечисленных причин, необходимо помнить, что поддержание запаса связано с определенными расходами и что большие запасы в общем случае нежелательны. Необходимость создания больших запасов обычно обусловлена чрезмерно продолжительными циклами поставок.
Целью управления запасами является нахождение такой их величины, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия. Первым этапом процесса управления является идентификация всех затрат по завозу и хранению запасов.
Затраты по хранению. Эта широкая категория затрат включает расходы на складское оборудование и помещения, обработку, страховку, а также расходы, связанные с порчей, старением, обесцениванием, налогами, и издержки неиспользованных возможностей капитала. Очевидно, издержки хранения запасов, как правило, подталкивают к созданию наименьших запасов и частому их пополнению. Затраты этого типа в основном увеличиваются прямо пропорционально среднему размеру запасов. Величина запасов в свою очередь зависит от частоты пополнения.
Затраты по размещению и выполнению заказов. В отличие от затрат по хранению, которые находятся в прямой зависимости от среднего размера запасов, затраты по размещению и выполнению заказов в большинстве случаев являются постоянными. Например, такие затраты, как почтовые расходы или расходы на междугородные телефонные переговоры, наладку оборудования и приемку партии, как правило, не зависят от размера одной партии. Поэтому данный элемент общих затрат определяется как произведение постоянных затрат на размещение заказа и по приемке одной партии и количества партий в год.
Запасы делятся на две группы:
по материально - вещественному признаку различают:
- сырье и материалы - это предметы труда, которые составляют материальную основу готового продукта. В эту группу включаются также покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, которые входят в готовый продукт;
- готовая продукция и товары для перепродажи - готовая продукция и полуфабрикаты, предназначенные для реализация и хранящиеся на складе предприятия.
по структуре источников финансирования различают:
- запасы, финансируемые за счет собственных средств;
- запасы, финансируемые за счет заемных средств.
2.2 Факторы, определяющие величину производственных запасов
Величина производственных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемости производственных запасов и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость материального обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение материалами для производства товаров; снизить затраты на образование и содержание материальных запасов.
Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на производственные запасы в зависимости от работы предприятия. Совокупность всех факторов можно представить в виде схемы.
К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:
1. Соотношение между спросом и предложением на производимый товар. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации производственных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на покупателей (реклама, маркетинг) с целью расширения объема продаж продукции и улучшение ее качества.
2. Сложность ассортимента производственных запасов. Величину запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента производимых товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения запасов сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения запасов простого ассортимента товара.
3. Физико-химические свойства производственных запасов. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По материалам, стойким в хранении, создают большие производственные запасы. Отдельные материалы в силу их физико-химических свойств сразу используют в производстве, или хранение ограничивают несколькими часами. По таким материалам большие запасы создавать нельзя.
4. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся производственные материалы на предприятие, тем с меньшими запасами можно выполнить производственный план. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения предприятий поставщиков, условий транспортировки, размещения производственных предприятий.
5. Состояние материально-технической базы и основных фондов предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину производственных запасов и оборачиваемость материалов, улучшая или ухудшая эти показатели.
2.3 Состав и структура производственных запасов
Материально-производственные запасы в самом общем виде классифицируются по трем видам:
Производственные запасы;
Незавершенное производство;
Готовая продукция.
К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.
Для каждого производственного процесса (или стадии производственного процесса) могут быть выделены следующие виды исходных материалов:
а) Сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени.
б) Вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта. Тем не менее такие материалы могут иметь важное функциональное значение.
в) Производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования. К таким средствам относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства.